Для бухгалтерского учета сбора на страхование в связи  с  вре-
менной потерей трудоспособности Планом счетов предусмотрен субсчет
652 "Расчеты по  социальному  страхованию".  В  регистрах  бухгал-
терского учета начисления и уплаты сбора в Фонд социального  стра-
хования  в  связи с  временной  потерей  трудоспособности  следует
отражать такими записями:

|-----------------------------------|----------------------------|
| Содержание хозяйственной операции |      Корреспондирующие     |
|                                   |             счета          |
|                                   |--------------|-------------|
|                                   |    дебет     |    кредит   |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
| Предприятия, использующие счета класса 8 "Затраты по элементам"|
|----------------------------------------------------------------|
| Начислена сумма сбора в Фонд социального страхования:          |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|- на заработную плату работников,  |      822     |     652     |
|занятых производством  продукции   |--------------|-------------|
|                                   |       23     |     822     |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|- на заработную плату работников   |      822     |     652     |
|аппарата управления цехами,        |--------------|-------------|
|участками                          |       91     |     821     |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|- на заработную плату  работников  |      822     |     652     |
|административно-управленческого    |--------------|-------------|
|персонала                          |       92     |     822     |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|- на заработную плату работников   |      822     |     652     |
|отдела сбыта                       |--------------|-------------|
|                                   |       93     |     822     |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|- на заработную плату работников   |      822     |     652     |
|жилищно-коммунальных и обслуживаю- |--------------|-------------|
|щих хозяйств                       |      949     |     822     |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|Уплачен сбор в Фонд социального    |              |             |
|страхования                        |      652     |     311     |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|   Предприятия, не использующие счета класса 8 "Затраты по      |
|   элементам"                                                   |
|----------------------------------------------------------------|
|Начислена сумма сбора в Фонд социального страхования:           |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|- на заработную плату работников,  |       23     |     652     |
|занятых производством продукции    |              |             |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|- на заработную плату работников   |              |             |
|аппарата управления цехами, участ- |       91     |     652     |
|ками                               |              |             |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|- на заработную плату работников   |              |             |
|административно-управленческого    |       92     |     652     |
|персонала                          |              |             |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|- на заработную плату работников   |              |             |
|отдела сбыта                       |       93     |     652     |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|- на заработную плату работников   |              |             |
|жилищно-коммунальных и обслуживаю- |      949     |     652     |
|щих хозяйств                       |              |             |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|Уплачен сбор в Фонд социального    |              |             |
|страхования                        |      652     |     311     |
|-----------------------------------|--------------|-------------|

    Налоговый учет.
    Согласно п.п. 5.7.1 ст. 5  Закона  Украины  "О налогообложении
прибыли предприятий" в редакции Закона от 22.05.97 г. № 283/97-ВР,
( 283/97-ВР ) с изменениями и дополнениями (далее - Закон о налоге
на прибыль), к валовым расходам налогоплательщика относятся  суммы
сборов на обязательное  государственное  пенсионное  страхование и
другие  виды  общеобязательного (в том числе государственного) со-
циального страхования физических лиц, состоящих в трудовых отноше-
ниях, начисленные на  выплаты, которые согласно  п.п. 5.7.1  ст. 5
Закона о налоге на прибыль относятся на валовые расходы,  по став-
кам и в порядке, установленным этим Законом.
    Суммы сборов на обязательное социальное страхование физических
лиц, которые находятся в трудовых отношениях с плательщиком  нало-
га,  начисленные на выплаты, которые включаются в валовые  расходы
предприятия, отражаются в строке 21 приложения Ж  к  декларации  о
прибыли предприятии, и соответственно в строке 14 самой декларации
о прибыли.
    Удержание сбора на страхование в  связи  с  временной  потерей
трудоспособности.  Плателыциками  удержаний  сбора  на страхование
в связи  с временной  потерей  трудоспособности  являются  наемные
работники.
    Для наемных работников объектом обложения сбором на  страхова-
ние  в связи с временной потерей трудоспособности  являются  суммы
оплаты труда, которые включают основную и дополнительную  заработ-
ную плату, в том числе в натуральной форме, которые подлежат обло-
жению подоходным налогом с граждан.
    Исходя из такого определения объекта обложения сбором на стра-
хование в  связи с временной потерей трудоспособности следует, что
определяющим фактором при включении  выплаты  в  объект  обложения
сбором  является то,  что данные  выплаты  предназначены  наемному
работнику в качестве оплаты труда. Это как раз те выплаты, которые
для работодателя включаются в фонд оплаты труда.  И второе  обяза-
тельное условие для включения выплат в объект обложения сбором  на
страхование в связи с временной потерей трудоспособности  является
обложение ее подоходным налогом.
    Что касается ставки сбора на страхование в связи  с  временной
потерей трудоспособности, то согласно Закону № 2213 она составит:
    0,25 % - для наемных работников, заработная плата которых ниже
150 гривень;
    0,5 % - для наемных работников, заработная плата которых более
150 гривень.
    Исходя из такого определения  ставок  не  совсем  ясно (вернее
совсем не ясно), по какой ставке облагается заработная плата наем-
ного работника, если она равна 150 грн. Единственным пока выходом,
на наш взгляд, является проведение аналогии с  порядком  удержания
сбора в Пенсионный фонд, где ставки таковы:
    1 % - с совокупного налогооблагаемого дохода 150 грн. и менее;
    2 % - с совокупного налогооблагаемого дохода более 150 грн.
    Следовательно, можно предположить, что если  заработная  плата
наемного  работника составляет 150 грн.  для  удержания  сбора  на
страхование в связи с временной потерей  трудоспособности  следует
применять ставку 0,25 %.
    Следует учесть, что так же, как и сбор в Пенсионный фонд, сбор
на  страхование в связи с временной потерей трудоспособности  (0,5
%) удерживается исходя из всей суммы заработной  платы,  а  не  из
суммы, превышающей 150 грн.

    Бухгалтерский учет.
    В регистрах бухгалтерского учета начисление сбора на страхова-
ние  в  связи  с временной  потерей  трудоспособности  (удержания)
отражаются по Дт 652 и Кт 661.
    Следует  учесть согласно ст. 21 Закона № 2240 страховые взносы
на страхование в связи с временной потерей трудоспособности начис-
ляются в пределах граничной суммы заработной платы (дохода), кото-
рый  определяется Кабинетом Министров Украины.  В  соответствии  с
постановлением № 1064  сбор на  страхование  в связи  с  временной
потерей трудоспособности (начисления и удержания) на сумму, превы-
шающую 1000 грн., не начисляется и не уплачивается {7}.
    Сроки уплаты сборов в Фонд социального страхования в  связи  с
временной  потерей трудоспособности и отчетность по  начислению  и
уплате сборов. Порядок и сроки уплаты сбора на страхование в связи
с временной потерей трудоспособности определен в ст. 23  Закона  №
2240. В соответствии с данной статьей  работодатели  уплачивают  в
Фонд социального страхования в связи с временной потерей трудоспо-
собности разницу между начисленными для  работодателей  и  наемных
работников страховыми взносами и расходами, связанными  с  предос-
тавлением  материального обеспечения и социальных услуг  застрахо-
ванным лицам согласно Закону № 2240.
    Перечисление указанных сумм путем  безналичных  расчетов  осу-
ществляется  работодателями один раз в месяц - в день, установлен-
ный для получения в учреждениях банка средств на оплату  труда  за
соответствующий период.
    Исходя из вышеизложенного создается  впечатление,  что сбор на
страхование в связи  с временной потерей  трудоспособности  должен
уплачиваться  предприятиями в строго определенный день, независимо
от того, получены фактически в учреждениях банка средства на опла-
ту труда или нет.
    Однако это скорее всего не так. И уплачивать сбор на страхова-
ние  в связи с временной потерей трудоспособности необходимо  один
раз в месяц - в день получения работодателями в учреждениях банков
средств на оплату труда.
    Косвенным тому  подтверждением  служит следующее положение ст.
23 Закона № 2240:
    "В случае необеспечения банковскими учреждениями  перечисления
страховых взносов в Фонд одновременно с выдачей средств на выплату
заработной платы банковские учреждения уплачивают за  счет  собст-
венных средств в Фонд сумму неуплаченных страховых взносов".
    В данном положении речь идет  о том, что именно факт получения
денежных  средств в учреждениях банка для выплаты заработной платы
свидетельствует  об обязательности одновременной  уплаты  сбора на
страхование в связи с временной потерей трудоспособности.
    Скорее всего, более четкую информацию о порядке и сроках упла-
ты  сбора на страхование в связи с временной потерей  трудоспособ-
ности, а также о форме отчетности по начислению и  уплате  данного
сбора и  сроках  ее  подачи  можно  будет  узнать  лишь  из  соот-
ветствующей инструкции, которая будет утверждена правлением  Фонда
социального страхования в связи с временной  потерей  трудоспособ-
ности.
    Ответственность  за  нарушение  законодательства,  касающегося
сборов на страхование в связи с временной потерей  трудоспособнос-
ти.  Согласно ст. 30 Закона № 2240 в случае несвоевременной уплаты
страховых взносов или неполной их  уплаты  предприятие  уплачивает
сумму доначисленных контролирующим органом страховых взносов  (не-
доимки), штраф и пеню.  Раньше  за  подобные  нарушения  наложение
штрафа не предусматривалось.
    За неполную уплату страховых взносов на предприятие налагается
штраф  в размере сокрытой (заниженной) суммы заработной платы,  на
которую согласно Закону № 2240 начисляются страховые взносы,  а  в
случае повторного нарушения -  в  трехкратном  размере  заниженной
суммы.
    Пеня исчисляется исходя из 120 % учетной ставки  НБУ,  которая
действовала на момент уплаты, начисленной на полную сумму недоимки
(без учета штрафов) за весь ее срок.
    Право налагать указанные выше финансовые санкции имеют руково-
дители  исполнительной дирекции Фонда  социального  страхования  в
связи с временной потерей трудоспособности  и  его  отделений,  их
заместители.

    Сборы в Фонд  общеобязательного  государственного  социального
    страхования Украины на случай безработицы

    С 1 января 2001 года вступил в силу Закон Украины "Об общеобя-
зательном государственном социальном страховании на случай  безра-
ботицы"  от 02.03.2000 г.  № 1533-III ( 1533-14 ) (далее - Закон № 
1533).
    Данным Законом определен порядок исчисления и  уплаты сбора на
общеобязательное государственное социальное страхование на  случай
безработицы (далее - сбор на страхование на случай безработицы).
    В первую очередь, следует заметить, что Фонд общеобязательного
государственного социального страхования Украины на случай  безра-
ботицы,  которому уплачиваются сборы на страхование на случай без-
работицы, является правопреемником ликвидируемого государственного
Фонда содействия занятости населения.  Другими  словами,  сбор  на
страхование на случай безработицы можно назвать аналогом сбора  на
социальное страхование на случай безработицы, установленного Зако-
ном № 402.
    Рассмотрим порядок начисления и уплаты сбора на страхование на
случай  безработицы  в соответствии с требованиями Закона  № 1533.
Так же, как и в случае начисления и уплаты "старого" сбора на  со-
циальное страхование на случай безработицы и в случае начисления и
уплаты "нового" сбора на страхование на  случай  безработицы,  его
можно условно подразделить на начисления и удержания.
    Начисления сбора на страхование на  случай  безработицы.  Пла-
тельщиками  начислений сбора на страхование на случай  безработицы
являются предприятия, учреждения, организации, филиалы и  предста-
вительства юридических лиц.
    Так же, как и в случае со сбором на страхование в связи с вре-
менной потерей трудоспособности, исходя из того, что Фонд общеобя-
зательного государственного  социального  страхования  Украины  на
случай безработицы является правопреемником Государственного фонда
содействия занятости населения,  на наш взгляд можно считать,  что
и в 2001 году не являются плательщиками сбора  на  страхование  на
случай безработицы в части начислений:
    - сельскохозяйственные товаропроизводители - участники  экспе-
римента  по введению  единого  налога  на  территории  Глобинского
района Полтавской области, Старобешивского района Донецкой области
и Ужгородского района Закарпатской области;
    - плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога;
    - плательщики единого налога;
    - субъекты предпринимательской деятельности, приобретшие  спе-
циальный торговый патент.
    Объектом обложения сбором на страхование на случай безработицы
для указанных плательщиков являются  суммы фактических расходов на
оплату труда наемных работников,  включающие  расходы  на  выплату
основной  и дополнительной заработной платы, других  поощрительных
и компенсационных выплат, в том числе в натуральной форме, которые
определяются в соответствии с нормативно-правовыми актами,  приня-
тыми в соответствии с Законом Украины "Об оплате труда",  подлежа-
щих обложению подоходным налогом с граждан.
    Исходя из этого следует, что  в  объект  обложения  сбором  на
страхование  на случай  безработицы  включаются  выплаты,  которые
согласно Инструкции № 323 включаются в фонд оплаты труда и соглас-
но Декрету № 13-92 облагаются подоходным налогом.  Отметим измене-
ния, коснувшиеся объекта обложения сбором на страхование на случай
безработицы :
    1. При определении объекта обложения речь  идет  исключительно
о  расходах на оплату труда наемных работников.  При этом  наемный
работник согласно Закону № 1533 - это физическое лицо,  работающее
по трудовому договору (контракту) на предприятии, в  учреждении  и
организации. Что же касается лиц, выполняющих работы (услуги) сог-
ласно договорам гражданско-правового характера, то они  Законом  №
1533 выделены в отдельную категорию плательщиков, речь  о  которой
пойдет ниже.
    2. В качестве выплат, на которые не начисляется сбор на  стра-
хование на случай безработицы, не  указаны  выплаты,  определенные
Перечнем № 697.
    Таким образом, начиная с 01.01.2001  г.  те  выплаты,  которые
указаны в Перечне № 697 и  которые  входят в фонд  оплаты труда  и
подлежат обложению подоходным налогом, включаются в базу обложения
сбором на страхование на случай безработицы (компенсация за  неис-
пользованный отпуск).
    Что касается ставки сбора на страхование на случай  безработи-
цы, то она согласно Закону № 2213 составляет до 01.07.2001 г. -  2
%, а с 01.07.2001 г. - 2,5 %.

    Бухгалтерский  учет.
    Для бухгалтерского учета сбора на общеобязательное  государст-
венное  социальное страхование на случай безработицы Планом счетов
предусмотрен субсчет 653 "Расчеты по  социальному  страхованию  на
случай безработицы".
    В регистрах бухгалтерского учета начисление и уплата  сбора  в
Фонд  общеобязательного государственного  социального  страхования
Украины на случай безработицы следует  отражать  такими  записями:

|-----------------------------------|----------------------------|
| Содержание хозяйственной операции |      Корреспондирующие     |
|                                   |             счета          |
|                                   |--------------|-------------|
|                                   |    дебет     |    кредит   |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|Предприятия, использующие счета класса 8 "Затраты по элементам" |
|----------------------------------------------------------------|
|Начислена сумма сбора в Фонд общеобязательного государственного |
|социального страхования Украины на случай безработицы:          |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|- на заработную плату работников,  |     823      |     653     |
|занятых производством продукции    |--------------|-------------|
|                                   |      23      |     823     |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|- на заработную плату работников   |     823      |     653     |
|аппарата управления цехами, участ- |--------------|-------------|
|ками                               |      91      |     823     |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|- на заработную плату работников   |     823      |     653     |
|административно-управленческого    |--------------|-------------|
|персонала                          |      92      |     823     |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|- на заработную плату отдела сбыта |     823      |     653     |
|                                   |--------------|-------------|
|                                   |      93      |     823     |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|- на заработную плату работников   |     823      |     653     |
|жилищно-коммунальных и             |--------------|-------------|
|обслуживающих хозяйств             |     949      |     823     |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|Уплачен сбор в Фонд общеобязатель- |              |             |
|ного государственного социального  |     653      |     311     |
|страхования Украины на случай без- |              |             |
|работицы                           |              |             |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|Предприятия, не использующие счета класса 8 "Затраты по элемен- |
|там"                                                            |
|----------------------------------------------------------------|
|Начислена сумма сбора в Фонд общеобязательного государственного |
|социального страхования Украины:                                |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|- на заработную плату работников,  |      23      |     653     |
|занятых производством  продукции   |              |             |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|- на заработную плату работников   |      91      |     653     |
|аппарата  управления  цехами,      |              |             |
|участками                          |              |             |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|- на заработную плату работников   |              |             |
|административно-управленческого    |      92      |     653     |
|персонала                          |              |             |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|- на заработную плату работников   |      93      |     653     |
|отдела сбыта                       |              |             |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|- на заработную плату работников   |              |             |
|жилищно-коммунальных и обслуживаю- |     949      |     653     |
|щих хозяйств                       |              |             |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|Уплачен сбор в Фонд общеобязатель- |              |             |
|ного государственного социального  |     653      |     311     |
|страхования Украины на случай без- |              |             |
|работицы                           |              |             |
|-----------------------------------|--------------|-------------|

    Что касается налогового учета, то суммы сбора  на  страхование
на случай безработицы, начисленные на  выплаты,  которые  согласно
п.п. 5.6.1 ст. 5 Закона о налоге на прибыль относятся  на  валовые
расходы, также включаются в  валовые  расходы  на  основании  п.п.
5.6.2 ст. 5 Закона о налоге на прибыль.  Суммы сбора отражаются  в
строке 21 приложения Ж к декларации о прибыли предприятия и строке
14 самой декларации.
    Удержание сбора на страхование  на  случай  безработицы.  Пла-
тельщиками удержаний  сбора на страхование на  случай  безработицы
являются наемные работники.
    Согласно Закону № 1533  не  являются  плательщиками  страховых
взносов лица, которые не подлежат страхованию на случай безработи-
цы:
    - работающие пенсионеры и лица, у которых согласно действующе-
му законодательству возникло право на пенсию;
    - иностранцы и лица без гражданства, которые временно работают
по найму в  Украине,  если  иное не  предусмотрено  международными
договорами Украины, согласие на обязательность которых  дано  Вер-
ховной Радой Украины.
    Кроме того, от уплаты страховых взносов освобождаются:
    - застрахованные лица на период отпуска по уходу за ребенком и
до достижения им трехлетнего возраста и отпуска по уходу за ребен-
ком до достижения им шестилетнего возраста по медицинскому  заклю-
чению;
    - застрахованные лица в части полученного пособия по частичной
безработице.
    Для наемных работников объектом обложения сбором на  страхова-
ние на случай безработицы являются суммы оплаты  труда, включающие
основную и дополнительную заработную плату, а также другие поощри-
тельные  и  компенсационные  выплаты (в  том числе  в  натуральной
форме), которые подлежат обложению подоходным налогом с граждан.
    Другими словами, определяющим фактором при включении осуществ-
ляемой  выплаты в объект обложения сбором  является то, что данные
выплаты получены наемным работником в качестве оплаты  труда.  Это
как  раз те выплаты, которые для работодателя  включаются  в  фонд
оплаты труда.
    Второе обязательное  условие  для включения  выплаты  в объект
обложения сбором на страхование  на  случай  безработицы  является
обложение ее подоходным налогом.
    Данное изменение определения объекта обложения сбором на стра-
хование  на случай безработицы очень существенно, поскольку выпла-
ты, которые не входят в фонд оплаты труда, но облагаются  подоход-
ным налогом (например, пособие по  временной  нетрудоспособности),
начиная с 01.01.2001 года не подлежит обложению сбором на  страхо-
вание на случай безработицы, т. е. удержание нз  таких  выплат  не
производится.  Кроме того, выплаты, которые производятся предприя-
тием  наемному работнику, но которые не имеют отношения  к  оплате
труда (выплата арендной платы), также не подлежат обложению сбором
на страхование на случай безработицы, поскольку не имеют отношения
к оплате труда.
    Что касается ставки сбора на страхование на случай безработицы
(для удержаний данного сбора), то она согласно Закону № 2213 такая
же, как и ранее - 0,5 %.

    Бухгалтерский учет.
    В регистрах бухгалтерского учета порядок начисления  сбора  на
страхование на  случай безработицы (удержания)  отражается  по  Дт
653 и Кт 661.
    Относительно начисления и удержання сбора  на  страхование  на
случай безработицы отметим, что они  производятся  на  фактические
выплаты (доходы), не превышающие максимальной величины фактических
расходов страхователя на оплату труда наемных работников и  дохода
физических лиц, определенной КМУ. Максимальная величина установле-
на постановлением № 1064 и равна 1000 грн {8}.
    Несколько слов о порядке уплаты данного сбора  лицами,  выпол-
няющими  работы (услуги) согласно  договорам  гражданско-правового
характера.
    Данные лица  согласно п.п. 2.1.3  Инструкции  № 339  принимают
участие в общеобязательном государственном социальном  страховании
на  случай безработицы на добровольных началах.  И только в случае
регистрации  в качестве  плательщиков  сбора  на  общеобязательное
государственное социальное страхование на  случай  безработицы  на
добровольных началах лица, выполняющие  работы  (услуги)  согласно
договорам гражданско-правового характера,  самостоятельно  уплачи-
вают этот сбор исходя нз суммы налогооблагаемого дохода (прибыли).
    Таким образом, предприятия, привлекающие  лиц  для  выполнения
работ  (услуг) по договорам гражданско-правового  характера,  сбор
на страхование  на случай  безработицы  исходя  из  выплачиваемого
таким лицам вознаграждения не начисляют и не удерживают.
    Сроки уплаты сборов в Фонд общеобязательного  государственного
социального  страхования  Украины на случай  безработицы.  Порядок
уплаты  сбора  на  страхование  на  случай  безработицы  определен
Инструкцией о порядке исчисления и уплаты  взносов  на  общеобяза-
тельное государственное социальное страхование на случай  безрабо-
тицы и учета их поступления в Фонд общеобязательного государствен-
ного социального страхования на случай  безработицы,  утвержденной
приказом Министерства  труда  и  социальной  политики  Украины  от
18.12.2000 г. № 339 (далее - Инструкция № 339) {9}.
    Согласно п. 5.6 Инструкции № 339 страховые взносы уплачиваются
один  раз в месяц в день получения  работодателями  в  учреждениях
банков средств на оплату труда.
    В случае  нехватки  средств  на счете  плательщика  на выплату
заработной платы и уплату страховых взносов в полном объеме, выда-
ча средств на оплату труда и перечисление страховых взносов в Фонд
общегосударственного социального  страхования  Украины  на  случай
безработицы производится в пропорциональных суммах.
    В случае выдачи предприятием средств на оплату труда с выручки
от  реализации продукции (предоставленных услуг), плательщики обя-
заны не позднее следующего дня после осуществления выплат подать в
учреждения банка платежное  поручение  на  перечисление  страховых
взносов.
    Отчетность по начислению и  уплате  сбора  в  Фонд  общеобяза-
тельного  государственного социального страхования Украины на слу-
чай безработицы.  В соответствии с Инструкцией № 339  работодатели
ежеквартально составляют в двух экземплярах расчетную ведомость  о
начислении и перечислении  страховых  взносов  в  Фонд  общеобяза-
тельного государственного социального страхования Украины на  слу-
чай безработицы, один экземпляр которой подается в центр занятости
по месту регистрации плательщика в следующие  сроки: 10 апреля, 10
июля, 10 октября, 15 января.
    Несмотря  на  то  что в Инструкции  № 339  указаны  конкретные
сроки сдачи расчетной ведомости, но  нашему  мнению,  речь  шла  о
последнем дне сдачи отчетности.
    Все экземпляры расчетной ведомости подписываются руководителем
и главным бухгалтером предприятия или организации,  составителем и
заверяются печатью.  Второй экземпляр отчета,  заверенный  центром
занятости, остается в бухгалтерии предприятия.
    Ответственность  за  нарушение  законодательства,  касающегося
сборов в Фонд общеобязательного государственного социального стра-
хования  Украины на случай безработицы.  Согласно Инструкции № 339
в случае несвоевременной уплаты страховых взносов или неполной  их
уплаты предприятия уплачивают сумму  доначисленных  контролирующим
органом  страховых взносов (недоимки),  штраф и пеню.  Раньше  (до
01.01.2001 г.) за подобные нарушения наложение штрафа  не  предус-
матривалось.
    Штраф налагается в размере сокрытой суммы выплат,  на  которую
начисляются страховые взносы, а  в случае повторного нарушения - в
трехкратном размере определенной суммы.
    Пеня исчисляется исходя  из 120 % учетной ставки  НБУ, которая
действовала на момент уплаты, начисленной на полную сумму недоимки
(без учета штрафов) за весь ее  срок. Пеня на пеню не начисляется.
    Днем уплаты страховых взносов и пени считается:
    а) при перечислении платежа со счета плательщика - день списа-
ния  учреждением банка суммы платежа;
    б) при  внесении  наличностью  -  день  внесения  наличности в
банковское учреждение или предприятия связи.
    Начисление пени производится начиная со следующего  дня  после
наступления срока уплаты страховых взносов  и  заканчивается  днем
уплаты включительно.
    Если  срок уплаты припадает на выходной (праздничный) день, то
пеня начисляется начиная со следующего рабочего дня после выходно-
го  (праздничного) дня.
    Кроме того, должностные лица страхователей, виновные в наруше-
нии  срока регистрации в качестве плательщика страховых взносов  в
Фонд общеобязательного  государственного  социального  страхования
Украины на случай безработицы, несвоевременной и неполной их упла-
те,  несут  административную  ответственность  в  соответствии   с
действующим законодательством.
    Право налагать финансовые санкции  и  административные  штрафы
от  имени Фонда имеют директор Государственного  центра  занятости
или его заместители, директор центра занятости Автономной  Респуб-
лики  Крым, директор  областных, Киевского и  Севастопольского го-
родских центров занятости и его заместители.

    Сборы в Фонд социального страхования  от несчастных случаев на
    производстве и профессиональных заболеваний Украины

Согласно Закону Украины от 21.12.2000 г. № 2180-III срок  введения
в действие Закона  Украины  "Об  общеобязательном  государственном
социальном страховании  от несчастного случая  на  производстве  и
профессионального заболевания, послуживших причиной потери  трудо-
способности" от 23.09.99 г. № 1105-ХIV ( 1105-14 ) был перенесен с 
01.01.2001 на 01.04.2001 г. Связано это прежде всего с отсутствием 
всех необходимых законодательных и нормативных документов, которые 
бы  позволили  практически реализовать  положения  имеющихся уже в 
наличии документов:
    - Закона Украины "Об общеобязательном государственном социаль-
ном страховании от несчастного случая на производстве и профессио-
нального заболевания, послуживших причиной потери  трудоспособнос-
ти" от 23.09.99 г. № 1105-XIV (далее - Закон № 1105);
    -  Порядка  определения  страховых  тарифов  для  предприятии,
учреждений и организаций на общеобязательное социальное  страхова-
ние  от несчастного  случая  на производстве  и  профессионального
заболевания,  утвержденного  постановлением  КМУ  от 13.09.2000 г.
№ 1423 ( 1423-2000-п ) (далее - Порядок № 1423). Ознакомим читате-
лей с общими  положениями, касающимися порядка начисления и уплаты 
сбора на общеобязательное государственное  социальное  страхование 
от несчастного случая на производстве и профессионального  заболе-
вания (далее - сбор на страхование от  несчастного  случая).
    Рассматривая порядок начисления и уплаты сбора на  страхование
от  несчастного случая юридическими лицами,  отметим,  что  данный
сбор* уплачивают исключительно работодатели.
    Согласно ст. 47 Закона № 1105 размеры страховых взносов  стра-
хователей исчисляются в процентах:
    - для предприятий (кроме бюджетных учреждений и организаций) -
к годовому  фактическому объему  реализованной  продукции  (работ,
услуг), за исключением суммы налога  на  добавленную  стоимость  и
акцизного сбора;
    - для  бюджетных  учреждений и  организаций - к годовой  сумме
фактических  расходов на оплату труда  и других выплат наемным ра-
ботникам, подлежащим обложению подоходным налогом.
    Размер  страхового взноса  зависит от класса профессионального
риска производства, к которому отнесено предприятие, скидки к нему
(за низкие уровни  травматизма, профессиональной заболеваемости  и
надлежащее состояние  охраны труда)  и надбавки (за высокие уровни
травматизма,  профессиональной заболеваемости  и ненадлежащее сос-
тояние охраны труда).
    Размер указанной скидки  или надбавки не может  превышать 50 %
страхового тарифа, установленного для соответствующей отрасли эко-
номики (вида работ).  Расчет размера страхового взноса для каждого
предприятия  осуществляется Фондом  социального страхования от не-
счастных случаев в соответствии с Порядком № 1423.
    Что касается порядка уплаты сбора на страхование от несчастных
случаев, то в статье 47  Закона № 1105  страхователь  осуществляет
страховой взнос в Фонд социального страхования от несчастных  слу-
чаев в порядке и сроки, определенные страховщиком (Фондом социаль-
ного страхования от несчастных случаев на производстве и професси-
онального  заболевания Украины).  Данное положение  Закона  № 1105
предполагает разработку  Инструкции о порядке  начисления и уплаты
данного сбора.
    В то же  время  следует  отметить,  что ст. 49  Закона  № 1105
установлено,  что плательщики  страховых  взносов  одновременно  с
запросом средств на оплату  труда  представляют  банкам  платежные
поручения на перечисление страховых  взносов  в  Фонд  социального
страхования от несчастных случаев, без которых средства на  оплату
труда не выдаются.  Относится ли  это  ко  всем  плательщикам  или
только к бюджетным учреждениям и организациям,  у  которых  объект
обложения сбором является годовой фактический объем  реализованной
продукции (работ, услуг), за исключением НДС  и  акцизного  сбора,
остается неизвестным.
    Вероятнее всего, это относится ко всем плательщикам, поскольку
никакого указания на то, что это касается только  бюджетных учреж-
дений и организаций, нет. Однако окончательный ответ на этот  воп-
рос, по всей видимости, будет дан в соответствующей инструкции.
    Открытым  пока также  остается вопрос  относительно налогового
учета расходов по уплате сбора на страхование от несчастного  слу-
чая.
    Для предприятий (кроме бюджетных) единственным, на наш взгляд,
основанием отнесения начисленных (уплаченных) сумм сбора  на стра-
хование от несчастного случая являются положения п.п. 5.2.5  ст. 5
Закона о налоге на прибыль.  Однако для того чтобы это стало  воз-
можным, необходимо  внести  соответствующие  изменения  в Закон ВС
УССР "О системе налогообложения" от 25.06.91 № 1251-ХII, с измене-
ниями и дополнениями ( 1251-12 ). А именно, сбор на страхование от
несчастных случаев должен быть указан в перечне  общегосударствен-
ных налогов и сборов, установленных ст. 14 данного Закона.
    Обращает на себя внимание положение Закона № 1105 относительно
налогового учета  надбавок  к страховым  тарифам. Согласно  ст. 47
Закона № 1105 "Суммы надбавок к страховым тарифам и штрафов  упла-
чиваются страхователем из суммы прибыли, а при отсутствии  прибыли
относятся на валовые расходы производства..."
    Абсурдность  данного положения  очевидна.  Но будем надеяться,
что в соответствующей инструкции это будет учтено (хотя, где необ-
ходимо исправлять, так это в самом Законе № 1105).
    Как  видно  из анализа положений  имеющихся законодательных  и
нормативных документов относительно порядка  начисления  и  уплаты
сбора  на  страхование  от  несчастного  случая  возникает  больше
вопросов, чем ответов, и связано это с отсутствием соответствующих
нормативных документов, которые,  мы  надеемся,  будут  приняты  в
ближайшем будущем. В связи с этим рекомендуем вам следить за  пуб-
ликациями в газете "Налоги и бухгалтерский учет".


    {1} Сроки регистрации застрахованных лиц и оформления  страхо-
вых свидетельств  на дату составления спецвыпуска  установлены  не
были.
    {2} См. газету "Налоги и бухгалтерский учет", 2001, № 17.
    {3} Следует учесть, что для отдельных  категорий  плательщиков
дополнительно установлено обязательство по уплате сбора в Пенсион-
ный фонд, объектом обложения которым являются фактические  расходы
на выплату и доставку пенсий. В связи с тем, что круг плательщиков
данного сбора довольно узок, в рамках данной  публикации  он  рас-
сматриваться не будет.
    {4} Постановлением КМУ "О  максимальной  величине  фактических
расходов на оплату труда наемных работников, налогооблагаемого до-
хода  (прибыли), совокупного налогооблагаемого  дохода (предельной
суммы заработной платы (дохода),  с  которых  взимаются  страховые
взносы (сборы) в социальные фонды" от 07.03.2001 г. № 225 установ-
лена новая максимальная величина - 1600 грн.
    {5} При расчете однодневного размера ставки  пени  применяется
округление до двух  знаков после запятой в общем порядке арифмети-
ческого округления.
    {6} См. "Налоги и бухгалтерский учет", 2001, № 18
    {7} Постановлением КМУ "О  максимальной  величине  фактических
расходов  на оплату труда  наемных  работников,  налогооблагаемого
дохода (прибыли), совокупного налогооблагаемого дохода (предельной
суммы заработной платы (дохода),  с  которых  взимаются  страховые
взносы (сборы) в социальные фонды" от 07.03.2001 г. № 225 установ-
лена новая максимальная величина - 1600 грн.
    {8} Постановлением КМУ "О  максимальной  величине  фактических
расходов  на оплату труда  наемных  работников,  налогооблагаемого
дохода (прибыли), совокупного налогооблагаемого дохода (предельной
суммы заработной платы (дохода),  с  которых  взимаются  страховые
взносы (сборы) в социальные фонды" от 07.03.2001 г. № 225 установ-
лена новая максимальная величина - 1600 грн.
    {9} См. "Налоги и бухгалтерский учет", 2001, № 11.


-----------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет. Спецвыпуск"
№ 06/01, стр. 31
[26.03.2001]
Т. Онищенко
экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
-----------------------------------------------------------------