Для бухгалтерского учета сбора на страхование в связи с вре- менной потерей трудоспособности Планом счетов предусмотрен субсчет 652 "Расчеты по социальному страхованию". В регистрах бухгал- терского учета начисления и уплаты сбора в Фонд социального стра- хования в связи с временной потерей трудоспособности следует отражать такими записями: |-----------------------------------|----------------------------| | Содержание хозяйственной операции | Корреспондирующие | | | счета | | |--------------|-------------| | | дебет | кредит | |-----------------------------------|--------------|-------------| | Предприятия, использующие счета класса 8 "Затраты по элементам"| |----------------------------------------------------------------| | Начислена сумма сбора в Фонд социального страхования: | |-----------------------------------|--------------|-------------| |- на заработную плату работников, | 822 | 652 | |занятых производством продукции |--------------|-------------| | | 23 | 822 | |-----------------------------------|--------------|-------------| |- на заработную плату работников | 822 | 652 | |аппарата управления цехами, |--------------|-------------| |участками | 91 | 821 | |-----------------------------------|--------------|-------------| |- на заработную плату работников | 822 | 652 | |административно-управленческого |--------------|-------------| |персонала | 92 | 822 | |-----------------------------------|--------------|-------------| |- на заработную плату работников | 822 | 652 | |отдела сбыта |--------------|-------------| | | 93 | 822 | |-----------------------------------|--------------|-------------| |- на заработную плату работников | 822 | 652 | |жилищно-коммунальных и обслуживаю- |--------------|-------------| |щих хозяйств | 949 | 822 | |-----------------------------------|--------------|-------------| |Уплачен сбор в Фонд социального | | | |страхования | 652 | 311 | |-----------------------------------|--------------|-------------| | Предприятия, не использующие счета класса 8 "Затраты по | | элементам" | |----------------------------------------------------------------| |Начислена сумма сбора в Фонд социального страхования: | |-----------------------------------|--------------|-------------| |- на заработную плату работников, | 23 | 652 | |занятых производством продукции | | | |-----------------------------------|--------------|-------------| |- на заработную плату работников | | | |аппарата управления цехами, участ- | 91 | 652 | |ками | | | |-----------------------------------|--------------|-------------| |- на заработную плату работников | | | |административно-управленческого | 92 | 652 | |персонала | | | |-----------------------------------|--------------|-------------| |- на заработную плату работников | | | |отдела сбыта | 93 | 652 | |-----------------------------------|--------------|-------------| |- на заработную плату работников | | | |жилищно-коммунальных и обслуживаю- | 949 | 652 | |щих хозяйств | | | |-----------------------------------|--------------|-------------| |Уплачен сбор в Фонд социального | | | |страхования | 652 | 311 | |-----------------------------------|--------------|-------------| Налоговый учет. Согласно п.п. 5.7.1 ст. 5 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции Закона от 22.05.97 г. № 283/97-ВР, ( 283/97-ВР ) с изменениями и дополнениями (далее - Закон о налоге на прибыль), к валовым расходам налогоплательщика относятся суммы сборов на обязательное государственное пенсионное страхование и другие виды общеобязательного (в том числе государственного) со- циального страхования физических лиц, состоящих в трудовых отноше- ниях, начисленные на выплаты, которые согласно п.п. 5.7.1 ст. 5 Закона о налоге на прибыль относятся на валовые расходы, по став- кам и в порядке, установленным этим Законом. Суммы сборов на обязательное социальное страхование физических лиц, которые находятся в трудовых отношениях с плательщиком нало- га, начисленные на выплаты, которые включаются в валовые расходы предприятия, отражаются в строке 21 приложения Ж к декларации о прибыли предприятии, и соответственно в строке 14 самой декларации о прибыли. Удержание сбора на страхование в связи с временной потерей трудоспособности. Плателыциками удержаний сбора на страхование в связи с временной потерей трудоспособности являются наемные работники. Для наемных работников объектом обложения сбором на страхова- ние в связи с временной потерей трудоспособности являются суммы оплаты труда, которые включают основную и дополнительную заработ- ную плату, в том числе в натуральной форме, которые подлежат обло- жению подоходным налогом с граждан. Исходя из такого определения объекта обложения сбором на стра- хование в связи с временной потерей трудоспособности следует, что определяющим фактором при включении выплаты в объект обложения сбором является то, что данные выплаты предназначены наемному работнику в качестве оплаты труда. Это как раз те выплаты, которые для работодателя включаются в фонд оплаты труда. И второе обяза- тельное условие для включения выплат в объект обложения сбором на страхование в связи с временной потерей трудоспособности является обложение ее подоходным налогом. Что касается ставки сбора на страхование в связи с временной потерей трудоспособности, то согласно Закону № 2213 она составит: 0,25 % - для наемных работников, заработная плата которых ниже 150 гривень; 0,5 % - для наемных работников, заработная плата которых более 150 гривень. Исходя из такого определения ставок не совсем ясно (вернее совсем не ясно), по какой ставке облагается заработная плата наем- ного работника, если она равна 150 грн. Единственным пока выходом, на наш взгляд, является проведение аналогии с порядком удержания сбора в Пенсионный фонд, где ставки таковы: 1 % - с совокупного налогооблагаемого дохода 150 грн. и менее; 2 % - с совокупного налогооблагаемого дохода более 150 грн. Следовательно, можно предположить, что если заработная плата наемного работника составляет 150 грн. для удержания сбора на страхование в связи с временной потерей трудоспособности следует применять ставку 0,25 %. Следует учесть, что так же, как и сбор в Пенсионный фонд, сбор на страхование в связи с временной потерей трудоспособности (0,5 %) удерживается исходя из всей суммы заработной платы, а не из суммы, превышающей 150 грн. Бухгалтерский учет. В регистрах бухгалтерского учета начисление сбора на страхова- ние в связи с временной потерей трудоспособности (удержания) отражаются по Дт 652 и Кт 661. Следует учесть согласно ст. 21 Закона № 2240 страховые взносы на страхование в связи с временной потерей трудоспособности начис- ляются в пределах граничной суммы заработной платы (дохода), кото- рый определяется Кабинетом Министров Украины. В соответствии с постановлением № 1064 сбор на страхование в связи с временной потерей трудоспособности (начисления и удержания) на сумму, превы- шающую 1000 грн., не начисляется и не уплачивается {7}. Сроки уплаты сборов в Фонд социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности и отчетность по начислению и уплате сборов. Порядок и сроки уплаты сбора на страхование в связи с временной потерей трудоспособности определен в ст. 23 Закона № 2240. В соответствии с данной статьей работодатели уплачивают в Фонд социального страхования в связи с временной потерей трудоспо- собности разницу между начисленными для работодателей и наемных работников страховыми взносами и расходами, связанными с предос- тавлением материального обеспечения и социальных услуг застрахо- ванным лицам согласно Закону № 2240. Перечисление указанных сумм путем безналичных расчетов осу- ществляется работодателями один раз в месяц - в день, установлен- ный для получения в учреждениях банка средств на оплату труда за соответствующий период. Исходя из вышеизложенного создается впечатление, что сбор на страхование в связи с временной потерей трудоспособности должен уплачиваться предприятиями в строго определенный день, независимо от того, получены фактически в учреждениях банка средства на опла- ту труда или нет. Однако это скорее всего не так. И уплачивать сбор на страхова- ние в связи с временной потерей трудоспособности необходимо один раз в месяц - в день получения работодателями в учреждениях банков средств на оплату труда. Косвенным тому подтверждением служит следующее положение ст. 23 Закона № 2240: "В случае необеспечения банковскими учреждениями перечисления страховых взносов в Фонд одновременно с выдачей средств на выплату заработной платы банковские учреждения уплачивают за счет собст- венных средств в Фонд сумму неуплаченных страховых взносов". В данном положении речь идет о том, что именно факт получения денежных средств в учреждениях банка для выплаты заработной платы свидетельствует об обязательности одновременной уплаты сбора на страхование в связи с временной потерей трудоспособности. Скорее всего, более четкую информацию о порядке и сроках упла- ты сбора на страхование в связи с временной потерей трудоспособ- ности, а также о форме отчетности по начислению и уплате данного сбора и сроках ее подачи можно будет узнать лишь из соот- ветствующей инструкции, которая будет утверждена правлением Фонда социального страхования в связи с временной потерей трудоспособ- ности. Ответственность за нарушение законодательства, касающегося сборов на страхование в связи с временной потерей трудоспособнос- ти. Согласно ст. 30 Закона № 2240 в случае несвоевременной уплаты страховых взносов или неполной их уплаты предприятие уплачивает сумму доначисленных контролирующим органом страховых взносов (не- доимки), штраф и пеню. Раньше за подобные нарушения наложение штрафа не предусматривалось. За неполную уплату страховых взносов на предприятие налагается штраф в размере сокрытой (заниженной) суммы заработной платы, на которую согласно Закону № 2240 начисляются страховые взносы, а в случае повторного нарушения - в трехкратном размере заниженной суммы. Пеня исчисляется исходя из 120 % учетной ставки НБУ, которая действовала на момент уплаты, начисленной на полную сумму недоимки (без учета штрафов) за весь ее срок. Право налагать указанные выше финансовые санкции имеют руково- дители исполнительной дирекции Фонда социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности и его отделений, их заместители. Сборы в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы С 1 января 2001 года вступил в силу Закон Украины "Об общеобя- зательном государственном социальном страховании на случай безра- ботицы" от 02.03.2000 г. № 1533-III ( 1533-14 ) (далее - Закон № 1533). Данным Законом определен порядок исчисления и уплаты сбора на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы (далее - сбор на страхование на случай безработицы). В первую очередь, следует заметить, что Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безра- ботицы, которому уплачиваются сборы на страхование на случай без- работицы, является правопреемником ликвидируемого государственного Фонда содействия занятости населения. Другими словами, сбор на страхование на случай безработицы можно назвать аналогом сбора на социальное страхование на случай безработицы, установленного Зако- ном № 402. Рассмотрим порядок начисления и уплаты сбора на страхование на случай безработицы в соответствии с требованиями Закона № 1533. Так же, как и в случае начисления и уплаты "старого" сбора на со- циальное страхование на случай безработицы и в случае начисления и уплаты "нового" сбора на страхование на случай безработицы, его можно условно подразделить на начисления и удержания. Начисления сбора на страхование на случай безработицы. Пла- тельщиками начислений сбора на страхование на случай безработицы являются предприятия, учреждения, организации, филиалы и предста- вительства юридических лиц. Так же, как и в случае со сбором на страхование в связи с вре- менной потерей трудоспособности, исходя из того, что Фонд общеобя- зательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы является правопреемником Государственного фонда содействия занятости населения, на наш взгляд можно считать, что и в 2001 году не являются плательщиками сбора на страхование на случай безработицы в части начислений: - сельскохозяйственные товаропроизводители - участники экспе- римента по введению единого налога на территории Глобинского района Полтавской области, Старобешивского района Донецкой области и Ужгородского района Закарпатской области; - плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога; - плательщики единого налога; - субъекты предпринимательской деятельности, приобретшие спе- циальный торговый патент. Объектом обложения сбором на страхование на случай безработицы для указанных плательщиков являются суммы фактических расходов на оплату труда наемных работников, включающие расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат, в том числе в натуральной форме, которые определяются в соответствии с нормативно-правовыми актами, приня- тыми в соответствии с Законом Украины "Об оплате труда", подлежа- щих обложению подоходным налогом с граждан. Исходя из этого следует, что в объект обложения сбором на страхование на случай безработицы включаются выплаты, которые согласно Инструкции № 323 включаются в фонд оплаты труда и соглас- но Декрету № 13-92 облагаются подоходным налогом. Отметим измене- ния, коснувшиеся объекта обложения сбором на страхование на случай безработицы : 1. При определении объекта обложения речь идет исключительно о расходах на оплату труда наемных работников. При этом наемный работник согласно Закону № 1533 - это физическое лицо, работающее по трудовому договору (контракту) на предприятии, в учреждении и организации. Что же касается лиц, выполняющих работы (услуги) сог- ласно договорам гражданско-правового характера, то они Законом № 1533 выделены в отдельную категорию плательщиков, речь о которой пойдет ниже. 2. В качестве выплат, на которые не начисляется сбор на стра- хование на случай безработицы, не указаны выплаты, определенные Перечнем № 697. Таким образом, начиная с 01.01.2001 г. те выплаты, которые указаны в Перечне № 697 и которые входят в фонд оплаты труда и подлежат обложению подоходным налогом, включаются в базу обложения сбором на страхование на случай безработицы (компенсация за неис- пользованный отпуск). Что касается ставки сбора на страхование на случай безработи- цы, то она согласно Закону № 2213 составляет до 01.07.2001 г. - 2 %, а с 01.07.2001 г. - 2,5 %. Бухгалтерский учет. Для бухгалтерского учета сбора на общеобязательное государст- венное социальное страхование на случай безработицы Планом счетов предусмотрен субсчет 653 "Расчеты по социальному страхованию на случай безработицы". В регистрах бухгалтерского учета начисление и уплата сбора в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы следует отражать такими записями: |-----------------------------------|----------------------------| | Содержание хозяйственной операции | Корреспондирующие | | | счета | | |--------------|-------------| | | дебет | кредит | |-----------------------------------|--------------|-------------| |Предприятия, использующие счета класса 8 "Затраты по элементам" | |----------------------------------------------------------------| |Начислена сумма сбора в Фонд общеобязательного государственного | |социального страхования Украины на случай безработицы: | |-----------------------------------|--------------|-------------| |- на заработную плату работников, | 823 | 653 | |занятых производством продукции |--------------|-------------| | | 23 | 823 | |-----------------------------------|--------------|-------------| |- на заработную плату работников | 823 | 653 | |аппарата управления цехами, участ- |--------------|-------------| |ками | 91 | 823 | |-----------------------------------|--------------|-------------| |- на заработную плату работников | 823 | 653 | |административно-управленческого |--------------|-------------| |персонала | 92 | 823 | |-----------------------------------|--------------|-------------| |- на заработную плату отдела сбыта | 823 | 653 | | |--------------|-------------| | | 93 | 823 | |-----------------------------------|--------------|-------------| |- на заработную плату работников | 823 | 653 | |жилищно-коммунальных и |--------------|-------------| |обслуживающих хозяйств | 949 | 823 | |-----------------------------------|--------------|-------------| |Уплачен сбор в Фонд общеобязатель- | | | |ного государственного социального | 653 | 311 | |страхования Украины на случай без- | | | |работицы | | | |-----------------------------------|--------------|-------------| |Предприятия, не использующие счета класса 8 "Затраты по элемен- | |там" | |----------------------------------------------------------------| |Начислена сумма сбора в Фонд общеобязательного государственного | |социального страхования Украины: | |-----------------------------------|--------------|-------------| |- на заработную плату работников, | 23 | 653 | |занятых производством продукции | | | |-----------------------------------|--------------|-------------| |- на заработную плату работников | 91 | 653 | |аппарата управления цехами, | | | |участками | | | |-----------------------------------|--------------|-------------| |- на заработную плату работников | | | |административно-управленческого | 92 | 653 | |персонала | | | |-----------------------------------|--------------|-------------| |- на заработную плату работников | 93 | 653 | |отдела сбыта | | | |-----------------------------------|--------------|-------------| |- на заработную плату работников | | | |жилищно-коммунальных и обслуживаю- | 949 | 653 | |щих хозяйств | | | |-----------------------------------|--------------|-------------| |Уплачен сбор в Фонд общеобязатель- | | | |ного государственного социального | 653 | 311 | |страхования Украины на случай без- | | | |работицы | | | |-----------------------------------|--------------|-------------| Что касается налогового учета, то суммы сбора на страхование на случай безработицы, начисленные на выплаты, которые согласно п.п. 5.6.1 ст. 5 Закона о налоге на прибыль относятся на валовые расходы, также включаются в валовые расходы на основании п.п. 5.6.2 ст. 5 Закона о налоге на прибыль. Суммы сбора отражаются в строке 21 приложения Ж к декларации о прибыли предприятия и строке 14 самой декларации. Удержание сбора на страхование на случай безработицы. Пла- тельщиками удержаний сбора на страхование на случай безработицы являются наемные работники. Согласно Закону № 1533 не являются плательщиками страховых взносов лица, которые не подлежат страхованию на случай безработи- цы: - работающие пенсионеры и лица, у которых согласно действующе- му законодательству возникло право на пенсию; - иностранцы и лица без гражданства, которые временно работают по найму в Украине, если иное не предусмотрено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Вер- ховной Радой Украины. Кроме того, от уплаты страховых взносов освобождаются: - застрахованные лица на период отпуска по уходу за ребенком и до достижения им трехлетнего возраста и отпуска по уходу за ребен- ком до достижения им шестилетнего возраста по медицинскому заклю- чению; - застрахованные лица в части полученного пособия по частичной безработице. Для наемных работников объектом обложения сбором на страхова- ние на случай безработицы являются суммы оплаты труда, включающие основную и дополнительную заработную плату, а также другие поощри- тельные и компенсационные выплаты (в том числе в натуральной форме), которые подлежат обложению подоходным налогом с граждан. Другими словами, определяющим фактором при включении осуществ- ляемой выплаты в объект обложения сбором является то, что данные выплаты получены наемным работником в качестве оплаты труда. Это как раз те выплаты, которые для работодателя включаются в фонд оплаты труда. Второе обязательное условие для включения выплаты в объект обложения сбором на страхование на случай безработицы является обложение ее подоходным налогом. Данное изменение определения объекта обложения сбором на стра- хование на случай безработицы очень существенно, поскольку выпла- ты, которые не входят в фонд оплаты труда, но облагаются подоход- ным налогом (например, пособие по временной нетрудоспособности), начиная с 01.01.2001 года не подлежит обложению сбором на страхо- вание на случай безработицы, т. е. удержание нз таких выплат не производится. Кроме того, выплаты, которые производятся предприя- тием наемному работнику, но которые не имеют отношения к оплате труда (выплата арендной платы), также не подлежат обложению сбором на страхование на случай безработицы, поскольку не имеют отношения к оплате труда. Что касается ставки сбора на страхование на случай безработицы (для удержаний данного сбора), то она согласно Закону № 2213 такая же, как и ранее - 0,5 %. Бухгалтерский учет. В регистрах бухгалтерского учета порядок начисления сбора на страхование на случай безработицы (удержания) отражается по Дт 653 и Кт 661. Относительно начисления и удержання сбора на страхование на случай безработицы отметим, что они производятся на фактические выплаты (доходы), не превышающие максимальной величины фактических расходов страхователя на оплату труда наемных работников и дохода физических лиц, определенной КМУ. Максимальная величина установле- на постановлением № 1064 и равна 1000 грн {8}. Несколько слов о порядке уплаты данного сбора лицами, выпол- няющими работы (услуги) согласно договорам гражданско-правового характера. Данные лица согласно п.п. 2.1.3 Инструкции № 339 принимают участие в общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы на добровольных началах. И только в случае регистрации в качестве плательщиков сбора на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы на добровольных началах лица, выполняющие работы (услуги) согласно договорам гражданско-правового характера, самостоятельно уплачи- вают этот сбор исходя нз суммы налогооблагаемого дохода (прибыли). Таким образом, предприятия, привлекающие лиц для выполнения работ (услуг) по договорам гражданско-правового характера, сбор на страхование на случай безработицы исходя из выплачиваемого таким лицам вознаграждения не начисляют и не удерживают. Сроки уплаты сборов в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы. Порядок уплаты сбора на страхование на случай безработицы определен Инструкцией о порядке исчисления и уплаты взносов на общеобяза- тельное государственное социальное страхование на случай безрабо- тицы и учета их поступления в Фонд общеобязательного государствен- ного социального страхования на случай безработицы, утвержденной приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 18.12.2000 г. № 339 (далее - Инструкция № 339) {9}. Согласно п. 5.6 Инструкции № 339 страховые взносы уплачиваются один раз в месяц в день получения работодателями в учреждениях банков средств на оплату труда. В случае нехватки средств на счете плательщика на выплату заработной платы и уплату страховых взносов в полном объеме, выда- ча средств на оплату труда и перечисление страховых взносов в Фонд общегосударственного социального страхования Украины на случай безработицы производится в пропорциональных суммах. В случае выдачи предприятием средств на оплату труда с выручки от реализации продукции (предоставленных услуг), плательщики обя- заны не позднее следующего дня после осуществления выплат подать в учреждения банка платежное поручение на перечисление страховых взносов. Отчетность по начислению и уплате сбора в Фонд общеобяза- тельного государственного социального страхования Украины на слу- чай безработицы. В соответствии с Инструкцией № 339 работодатели ежеквартально составляют в двух экземплярах расчетную ведомость о начислении и перечислении страховых взносов в Фонд общеобяза- тельного государственного социального страхования Украины на слу- чай безработицы, один экземпляр которой подается в центр занятости по месту регистрации плательщика в следующие сроки: 10 апреля, 10 июля, 10 октября, 15 января. Несмотря на то что в Инструкции № 339 указаны конкретные сроки сдачи расчетной ведомости, но нашему мнению, речь шла о последнем дне сдачи отчетности. Все экземпляры расчетной ведомости подписываются руководителем и главным бухгалтером предприятия или организации, составителем и заверяются печатью. Второй экземпляр отчета, заверенный центром занятости, остается в бухгалтерии предприятия. Ответственность за нарушение законодательства, касающегося сборов в Фонд общеобязательного государственного социального стра- хования Украины на случай безработицы. Согласно Инструкции № 339 в случае несвоевременной уплаты страховых взносов или неполной их уплаты предприятия уплачивают сумму доначисленных контролирующим органом страховых взносов (недоимки), штраф и пеню. Раньше (до 01.01.2001 г.) за подобные нарушения наложение штрафа не предус- матривалось. Штраф налагается в размере сокрытой суммы выплат, на которую начисляются страховые взносы, а в случае повторного нарушения - в трехкратном размере определенной суммы. Пеня исчисляется исходя из 120 % учетной ставки НБУ, которая действовала на момент уплаты, начисленной на полную сумму недоимки (без учета штрафов) за весь ее срок. Пеня на пеню не начисляется. Днем уплаты страховых взносов и пени считается: а) при перечислении платежа со счета плательщика - день списа- ния учреждением банка суммы платежа; б) при внесении наличностью - день внесения наличности в банковское учреждение или предприятия связи. Начисление пени производится начиная со следующего дня после наступления срока уплаты страховых взносов и заканчивается днем уплаты включительно. Если срок уплаты припадает на выходной (праздничный) день, то пеня начисляется начиная со следующего рабочего дня после выходно- го (праздничного) дня. Кроме того, должностные лица страхователей, виновные в наруше- нии срока регистрации в качестве плательщика страховых взносов в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, несвоевременной и неполной их упла- те, несут административную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Право налагать финансовые санкции и административные штрафы от имени Фонда имеют директор Государственного центра занятости или его заместители, директор центра занятости Автономной Респуб- лики Крым, директор областных, Киевского и Севастопольского го- родских центров занятости и его заместители. Сборы в Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины Согласно Закону Украины от 21.12.2000 г. № 2180-III срок введения в действие Закона Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, послуживших причиной потери трудо- способности" от 23.09.99 г. № 1105-ХIV ( 1105-14 ) был перенесен с 01.01.2001 на 01.04.2001 г. Связано это прежде всего с отсутствием всех необходимых законодательных и нормативных документов, которые бы позволили практически реализовать положения имеющихся уже в наличии документов: - Закона Украины "Об общеобязательном государственном социаль- ном страховании от несчастного случая на производстве и профессио- нального заболевания, послуживших причиной потери трудоспособнос- ти" от 23.09.99 г. № 1105-XIV (далее - Закон № 1105); - Порядка определения страховых тарифов для предприятии, учреждений и организаций на общеобязательное социальное страхова- ние от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, утвержденного постановлением КМУ от 13.09.2000 г. № 1423 ( 1423-2000-п ) (далее - Порядок № 1423). Ознакомим читате- лей с общими положениями, касающимися порядка начисления и уплаты сбора на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболе- вания (далее - сбор на страхование от несчастного случая). Рассматривая порядок начисления и уплаты сбора на страхование от несчастного случая юридическими лицами, отметим, что данный сбор* уплачивают исключительно работодатели. Согласно ст. 47 Закона № 1105 размеры страховых взносов стра- хователей исчисляются в процентах: - для предприятий (кроме бюджетных учреждений и организаций) - к годовому фактическому объему реализованной продукции (работ, услуг), за исключением суммы налога на добавленную стоимость и акцизного сбора; - для бюджетных учреждений и организаций - к годовой сумме фактических расходов на оплату труда и других выплат наемным ра- ботникам, подлежащим обложению подоходным налогом. Размер страхового взноса зависит от класса профессионального риска производства, к которому отнесено предприятие, скидки к нему (за низкие уровни травматизма, профессиональной заболеваемости и надлежащее состояние охраны труда) и надбавки (за высокие уровни травматизма, профессиональной заболеваемости и ненадлежащее сос- тояние охраны труда). Размер указанной скидки или надбавки не может превышать 50 % страхового тарифа, установленного для соответствующей отрасли эко- номики (вида работ). Расчет размера страхового взноса для каждого предприятия осуществляется Фондом социального страхования от не- счастных случаев в соответствии с Порядком № 1423. Что касается порядка уплаты сбора на страхование от несчастных случаев, то в статье 47 Закона № 1105 страхователь осуществляет страховой взнос в Фонд социального страхования от несчастных слу- чаев в порядке и сроки, определенные страховщиком (Фондом социаль- ного страхования от несчастных случаев на производстве и професси- онального заболевания Украины). Данное положение Закона № 1105 предполагает разработку Инструкции о порядке начисления и уплаты данного сбора. В то же время следует отметить, что ст. 49 Закона № 1105 установлено, что плательщики страховых взносов одновременно с запросом средств на оплату труда представляют банкам платежные поручения на перечисление страховых взносов в Фонд социального страхования от несчастных случаев, без которых средства на оплату труда не выдаются. Относится ли это ко всем плательщикам или только к бюджетным учреждениям и организациям, у которых объект обложения сбором является годовой фактический объем реализованной продукции (работ, услуг), за исключением НДС и акцизного сбора, остается неизвестным. Вероятнее всего, это относится ко всем плательщикам, поскольку никакого указания на то, что это касается только бюджетных учреж- дений и организаций, нет. Однако окончательный ответ на этот воп- рос, по всей видимости, будет дан в соответствующей инструкции. Открытым пока также остается вопрос относительно налогового учета расходов по уплате сбора на страхование от несчастного слу- чая. Для предприятий (кроме бюджетных) единственным, на наш взгляд, основанием отнесения начисленных (уплаченных) сумм сбора на стра- хование от несчастного случая являются положения п.п. 5.2.5 ст. 5 Закона о налоге на прибыль. Однако для того чтобы это стало воз- можным, необходимо внести соответствующие изменения в Закон ВС УССР "О системе налогообложения" от 25.06.91 № 1251-ХII, с измене- ниями и дополнениями ( 1251-12 ). А именно, сбор на страхование от несчастных случаев должен быть указан в перечне общегосударствен- ных налогов и сборов, установленных ст. 14 данного Закона. Обращает на себя внимание положение Закона № 1105 относительно налогового учета надбавок к страховым тарифам. Согласно ст. 47 Закона № 1105 "Суммы надбавок к страховым тарифам и штрафов упла- чиваются страхователем из суммы прибыли, а при отсутствии прибыли относятся на валовые расходы производства..." Абсурдность данного положения очевидна. Но будем надеяться, что в соответствующей инструкции это будет учтено (хотя, где необ- ходимо исправлять, так это в самом Законе № 1105). Как видно из анализа положений имеющихся законодательных и нормативных документов относительно порядка начисления и уплаты сбора на страхование от несчастного случая возникает больше вопросов, чем ответов, и связано это с отсутствием соответствующих нормативных документов, которые, мы надеемся, будут приняты в ближайшем будущем. В связи с этим рекомендуем вам следить за пуб- ликациями в газете "Налоги и бухгалтерский учет". {1} Сроки регистрации застрахованных лиц и оформления страхо- вых свидетельств на дату составления спецвыпуска установлены не были. {2} См. газету "Налоги и бухгалтерский учет", 2001, № 17. {3} Следует учесть, что для отдельных категорий плательщиков дополнительно установлено обязательство по уплате сбора в Пенсион- ный фонд, объектом обложения которым являются фактические расходы на выплату и доставку пенсий. В связи с тем, что круг плательщиков данного сбора довольно узок, в рамках данной публикации он рас- сматриваться не будет. {4} Постановлением КМУ "О максимальной величине фактических расходов на оплату труда наемных работников, налогооблагаемого до- хода (прибыли), совокупного налогооблагаемого дохода (предельной суммы заработной платы (дохода), с которых взимаются страховые взносы (сборы) в социальные фонды" от 07.03.2001 г. № 225 установ- лена новая максимальная величина - 1600 грн. {5} При расчете однодневного размера ставки пени применяется округление до двух знаков после запятой в общем порядке арифмети- ческого округления. {6} См. "Налоги и бухгалтерский учет", 2001, № 18 {7} Постановлением КМУ "О максимальной величине фактических расходов на оплату труда наемных работников, налогооблагаемого дохода (прибыли), совокупного налогооблагаемого дохода (предельной суммы заработной платы (дохода), с которых взимаются страховые взносы (сборы) в социальные фонды" от 07.03.2001 г. № 225 установ- лена новая максимальная величина - 1600 грн. {8} Постановлением КМУ "О максимальной величине фактических расходов на оплату труда наемных работников, налогооблагаемого дохода (прибыли), совокупного налогооблагаемого дохода (предельной суммы заработной платы (дохода), с которых взимаются страховые взносы (сборы) в социальные фонды" от 07.03.2001 г. № 225 установ- лена новая максимальная величина - 1600 грн. {9} См. "Налоги и бухгалтерский учет", 2001, № 11. ----------------------------------------------------------------- "Налоги и бухгалтерский учет. Спецвыпуск" № 06/01, стр. 31 [26.03.2001] Т. Онищенко экономист-аналитик Издательского дома "Фактор" -----------------------------------------------------------------