Социальное страхование или комбинация из трех законов ------------------------------------------------------------------ В конце прошлого тысячелетия, приблизительно в 1998 году н.э., органом законодательной власти молодой суверенной республики Украина (Верховной Радой) был принят неопределенного статуса доку- мент - Основы законодательства Украины об общеобязательном госу- дарственном социальном страховании {1} (далее - Основы), заложив- ший принципы и общие правовые, финансовые, организационные основы общеобязательного государственного социального страхования своих граждан. Действовавшая до недавнего времени система социальной защиты перестала удовлетворять потребности демократически наст- роенной нации. Поэтому брошенные парламентом в те далекие времена зерна социальной заботы о своем народе не пропали даром, а дали первые всходы (проросли) в виде законов, которые мы рассмотрим в данной консультации. Для начала напомним читателю, что в соответствии с вышеупомя- нутыми Основами предусматривается внедрить в жизнь следующие виды общеобязательного государственного социального страхования: - пенсионное страхование; - страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением (далее - страхо- вание от временной нетрудоспособности); - медицинское страхование; - страхование от несчастного случая на производстве и профес- сионального заболевания, которые повлекли за собой потерю трудо- способности; - страхование на случай безработицы; - другие виды страхования, предусмотренные законами Украины. Все граждане, подлежащие общеобязательному государственному социальному страхованию, получат единое свидетельство на все виды страхования. Порядок выдачи и образец такого свидетельства уже утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 22.08.2000 г. № 1306 ( 1306-2000-п ). На сегодняшний день окончательно не урегулированы вопросы страхования от несчастного случая на производстве и профессиональ- ного заболевания, которые повлекли за собой потерю трудоспособнос- ти (Закон Украины от 23.09.99 г. № 1105 вступает в силу с 1 апреля 2001 года, но к нему парламентариями еще не установлены страховые тарифы), и медицинского страхования (в кулуарах Верховной Рады находится на рассмотрении лишь законопроект "О проведении в Киеве и Киевской области эксперимента по введению обязательного социаль- ного медицинского страхования"). В данный момент внимание передовой общественности приковано к проблемам страхования от временной нетрудоспособности и на случай безработицы. На смену действовавшему ранее Закону № 402 приняты не только отдельные законы по каждому виду страхования, но даже за- конодательно установленные к ним размеры взносов, а значит, голов- ной боли стало больше, и в этом мы с вами сейчас убедимся. Страхование на случай безработицы Отношения, возникающие по данному виду общеобязательного госу- дарственного социального страхования, регулируются Законом № 1533 ( 1533-14 ) и Законом № 2213 ( 2213-14 ). В соответствии со ст. 7 Закон № 1533 призван обеспечивать сле- дующие виды социальных услуг: - пособие по безработице, в том числе единовременная его вып- лата для организации безработным предпринимательской деятельности; - пособие по частичной безработице; - материальная помощь в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации безработного; - материальная помощь по безработице, единовременная мате- риальная помощь безработному и нетрудоспособным лицам, находящимся на его иждивении; - помощь на погребение в случае смерти безработного или лица, находившегося на его иждивении. Итак, Закон № 1533 вступил в силу с 01.01.2001 г., но размер страховых взносов, который согласно п. 2 ст. 17 этого Закона должен ежегодно устанавливаться Верховной Радой одновременно с утверждением Государственного бюджета Украины на текущий год, Законом о госбюджете на 2001 год установлен не был. О нем забыли. Однако 22 февраля в газете "Урядовий кур'ґр" был опубликован Закон № 2213, исправляющий эту оплошность. Вот и первая задача. В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона № 2213 он вступает в силу с 01.01.2001 г. Но такое положение противоречит норме ст. 94 Конституции, гласящей, что законы Украины вступают в силу через 10 дней со дня официального обнародования, если иное не предусмотрено самими законами, но не ранее дня их опубликова- ния. К условию задачи добавим также и то, что согласно п. 5 ст. 6 указанного Закона одновременно со вступлением его в силу признает- ся утратившим силу Закон № 402. Какие размеры взносов на общеобязательное государственное со- циальное страхование на случай безработицы следует применять с 1 января 2001 года? Следуя норме Конституции Украины, а также исходя из того, что размер страховых взносов должен устанавливаться отдельным законом, можно сделать такой вывод: с 01.01.2001 г. по 21.02.2001 г. Закон № 1533 применялся в части, не касающейся начисления и уплаты сбо- ра, поэтому до 21 февраля включительно необходимо применять ставку сбора, установленную Законом № 402, а с 22 февраля - размер взно- са, установленный Законом № 2213. Следовательно, начисленную сумму сбора на выплаты за январь 2001 года оставляем без изменений. А вот за февраль сбор придется рассчитывать пропорционально рабочим дням в этом месяце. Очень приятно, что такой вывод совпадает с мнением Госу- дарственного центра занятости Министерства труда и социальной по- литики Украины, изложенным в письме № ДЦ-05-218, опубликованном в данном номере еженедельника "ГлавБух" на стр. 29 ( v-218203-01 ). В консультации "Социальное страхование: экспресс-анализ новых законов", опубликованной в еженедельнике "ГлавБух" № 9/2001, стр. 37, наглядно представлены в табличной форме плательщики, объект налогообложения и применяемые размеры взносов на случай безрабо- тицы. Дабы не повторяться лишний раз, заострим внимание на некото- рых важных положениях Законов № 1533 и № 2213. Во-первых, при определении объекта исчисления взносов теперь не используется Перечень № 697 видов оплаты труда и других выплат, которые не учитываются при исчислении среднемесячной заработной платы для назначения пенсий. Во-вторых, граждане, выполняющие работы (услуги) по договорам гражданско-правового характера, выделены в категорию лиц, обеспе- чивающих себя работой самостоятельно и принимающих участие в стра- ховании на добровольных началах. Поэтому выплаты по договорам гражданско-правового характера, несмотря на то, что они согласно Инструкции № 323 входят в состав фонда оплаты труда и подлежат обложению подоходным налогом с граждан, не являются объектом для исчисления взносов на страхование от безработицы в обязательном порядке. В-третьих, предприятиям, в штате которых состоят пенсионеры и лица, имеющие в соответствии с законодательством Украины право на пенсию, следует иметь в виду следующее: несмотря на то, что эти граждане не подлежат страхованию на случай безработицы, суммы их заработной платы не являются объектом только для удержания взно- сов, а вот объектом для начисления - все равно остаются, т.к. относятся к фактическим расходам на оплату труда наемных работни- ков и подлежат обложению подоходным налогом с граждан. В-четвер- тых, Законом № 1533 недостаточно полно определен порядок уплаты страховых взносов (к примеру "добровольцами" или в случае выплаты заработной платы из выручки) и вовсе не упоминается о порядке отчетности перед Фондом. В решении этих вопросов помимо Закона необходимо руководство- ваться Инструкцией № 339 (Инструкция и комментарий к ней опублико- ваны в еженедельнике "Главбух" № 6/2001, стр. 7) ( z0030-01 ). Используя оба источника, расставим все по местам. Как и прежде, уплата взносов осуществляется один раз в месяц - в день получения средств на оплату труда в банке либо в день пере- числения сумм заработной платы на текущие счета физических лиц в учреждениях банков. В случае выдачи предприятием средств на опла- ту труда из выручки от реализации продукции (предоставленных ус- луг) платежное поручение на перечисление страховых взносов пред- ставляется в банк не позднее следующего дня. Физические лица (подразумеваются и частные предприниматели, и граждане - непред- приниматели), использующие труд наемных работников, должны уплачи- вать страховые сборы ежемесячно не позднее 5-го числа следующего месяца (в этой ситуации, лимитируя сроки выдачи заработной платы, разработчики Инструкции явно перегнули палку). Отчетность в виде расчетной ведомости о начислении и перечис- лении страховых взносов в Фонд составляется ежеквартально и представляется центру занятости в десятидневный срок по окончанию квартала и до 15 января года, следующего за отчетным. Описанный в Инструкции № 339 порядок отражения в бухгалтерском учете операций по начислению (удержанию) страховых взносов на слу- чай безработицы представим в форме таблицы: |----------------------------------------|-----------------------| | Содержание операции | Корреспонденция счетов| |----------------------------------------|------------|----------| | | Д-т | К-т | |----------------------------------------|------------|----------| |Начисление страховых взносов: | | | |для предприятий, использующих класс 8 | 823 | 653 | |для предприятий, использующих только | | | |класс 9 | 91,92,93,94| | |----------------------------------------|------------|----------| |Удержание страховых взносов с заработной| | | |платы работников | 661 | 653 | |----------------------------------------|------------|----------| |Перечисление средств в Фонд | 653 | 301, 311 | |----------------------------------------|------------|----------| Страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением Отношения, возникающие по данному виду общеобязательного госу- дарственного социального страхования, регулируются Законом № 2240 и Законом № 2213. В соответствии со ст. 34 Закон № 2240 призван обеспечивать следующие виды социальных услуг: - пособие по временной нетрудоспособности (включая уход за больным ребенком); - пособие по беременности и родам; - пособие при рождении ребенка; - пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста (данный вид обеспечения будет осуществляться Фондом с 1 января 2002 года); - пособие на погребение (кроме погребения пенсионеров, безра- ботных и лиц, которые умерли от несчастного случая на произ- водстве); - обеспечение оздоровительных мероприятий (оплата путевок на санаторно-курортное лечение застрахованным лицам и членам их се- мей, в детские оздоровительные учреждения, содержание санато- риев-профилакториев, предоставление социальных услуг по внешколь- ной работе с детьми). Относительно дат вступления в силу законов, регулирующих этот вид социального страхования, автор придерживаемся того же мнения, что и сотрудники Фонда социального страхования Украины, которое изложено в письме № 01-16-276 ( v-276503-01 ), опубликованном в данном номере еженедельника "Главбух" на стр. 31. Нас очень ра- дует, что мы едины в своей верности Конституционным нормам, но хотелось бы отметить еще один нюанс. - Итак, несмотря на присутствие в Законе № 2240 и Законе № 2213 указаний на вступление их в силу с 1 января 2001 года, мы твердо убеждены, что они вступают в силу со следующих дат: - Закон № 2240 - с 28 февраля 2001 года (опубликован в газете "Урядовий кур'ґр" № 38) ( 2240-14 ); - Закон № 2213 - с 22 февраля 2001 года (с этой же даты утра- чивает силу Закон № 402). Обратите внимание: вопреки здравому смыслу Закон № 2213, кото- рым устанавливаются размеры взносов на страхование, вступил в силу раньше основоопределяющего Закона № 2240! Но ведь ставки не могут действовать без механизма уплаты взноса! Поэтому при исчислении взносов на страхование от временной нетрудоспособности с заработной платы за февраль надо бы выделять три периода: 1. С 1 по 21 число - 4 % начислений по Закону № 402; 2. С 22 по 27 число - не начисляются и не удерживаются вовсе; 3. 28 числа - 2,5 % начислений и 0,25 % (0,5 %) удержаний по Закону № 2240. Но у Фонда социального страхования, естественно, другое мне- ние: до 21 февраля - 4 % (по Закону № 402) и начиная с 22 февраля - по новым ставкам в соответствии с Законом № 2213. Крупные плательщики могут позже попытаться вернуть (даже, может быть, в судебном порядке) излишне перечисленные средства, а тем, кому спокойствие дороже, лучше согласиться с убеждением Фон- да. Далее в наших примерах исчисления взносов на страхование от временной нетрудоспособности мы также будем исходить с позиции Фонда. В отношении новых плательщиков, объекта налогообложения и при- меняемых размеров взносов на страхование от временной нетрудоспо- собности мы вновь предлагаем воспользоваться консультацией "Со- циальное страхование: экспресс-анализ новых законов", опубликован- ной в еженедельнике "ГлавБух" № 9/2001, стр. 37. Сами тем временем сосредоточим внимание на некоторых важных изменениях и спорных (конфликтных) ситуациях Законов № 2240 и № 2213. Аналогично норме Закона № 1533 для исчисления взносов на стра- хование от временной нетрудоспособности теперь не применяется Перечень № 697. Законом № 2213 (п. 3 ст. 1) в состав добровольных плательщиков сбора включены лица, выполняющие работы согласно гражданско-право- вым договорам, хотя такие граждане вообще не упоминаются в Законе № 2240 в качестве плательщиков. Заработная плата наемных работников стала объектом для удержа- ния взносов на страхование от временной нетрудоспособности, что прямо противоречит ст. 254 КЗоТа, согласно которой запрещено удер- живать из доходов работника какие-либо суммы на социальное страхо- вание. Статьей 2 Закона № 2213 установлено, что первые 5 дней времен- ной нетрудоспособности должны оплачиваться за счет средств пред- приятия (учреждения, организации). Из этого следует, что эта норма не распространяется на граждан, основным местом работы которых является работа у физического лица - субъекта предпринимательской деятельности. Кроме того, указанный пункт Закона не может действо- вать, пока Кабинет Министров не установит порядок оплаты больнич- ных листов за счет предприятий. Здесь сразу возникает вопрос: вправе ли предприятие отнести выплачиваемые своим работникам суммы "больничного" пособия на ва- ловые расходы? По нашему мнению, несомненно, да! Судите сами. В соответствии со ст. 253 КЗоТа все работники подлежат обязательно- му государственному (правда, государство переложило эту ношу на плечи предприятия) социальному страхованию. Собственник, не выпол- няющий эту норму, несет административную (ст. 41 Кодекса об адми- нистративных правонарушениях) и уголовную (ст. 133 Уголовного Кодекса) ответственность. Предприятие не вправе игнорировать действующее законодательство, следовательно, расходы по оплате первых пяти дней нетрудоспособности можно уверенно относить на ва- ловые расходы в соответствии с пп. 5.2.1 Закона о прибыли. В соответствии со ст. 23 Закона № 2240 перечисление страховых взносов путем безналичных расчетов осуществляется страхователя- ми-работодателями один раз в месяц - в день, установленный для получения в учреждениях банка средств на оплату труда за соот- ветствующий период. Что это: подвох или халатность авторов? Полу- чается, что, если по какой-либо причине предприятие не может вов- ремя выдать заработную плату, ему все равно придется осуществлять перечисление в день, определенный самим предприятием для получения зарплаты. Правда, в этой же статье присутствует положение, используя которое с определенной хитростью, этих неприятностей можно избе- жать. Приводим его дословно: "...В случае недостачи у страховате- лей-работодателей средств для выплаты заработной платы и уплаты страховых взносов в полном объеме, начисление их на заработную плату и перечисление страховых взносов в Фонд осуществляется пропорционально к суммам заработной платы". Другими словами: хоть по чуть-чуть, но начисляйте заработную плату вовремя и делайте соответствующие перечисления. В противном случае работодателю грозят финансовые санкции в соответствии со ст. 30 указанного Закона. Кроме того, следует отметить, что некоторые нормы Закона № 2240 из-за отсутствия утвержденного прожиточного минимума на 2001 год остаются в "подвешенном состоянии": - единовременное пособие при рождении ребенка (ст. 41), кото- рое должно выплачиваться в 2001 году в размере не ниже 64 % от прожиточного минимума для детей в возрасте до 6 лет (ст. 4 Закона № 2213); - помощь на погребение (ст. 46), которая должна выплачиваться в 2001 году в размере не ниже 50 % от прожиточного минимума для трудоспособного лица (ст. 5 Закона № 2213). Законом № 2240 не определены сроки предоставления отчетности Фонду, следовательно, до появления новой Инструкции по страхованию от временной нетрудоспособности предприятия отчитываются в срок, определенный в Инструкции № 11, т.е. за первый квартал 2001 года необходимо отчитаться до 12 апреля. В заключение отметим, что ответы на большинство вопросов, выз- ванных введением новых законов, могут быть получены лишь с появле- нием последующих официальных документов. В первую очередь, это должны быть нормативно-правовые акты Кабинета Министров (принятые в шестимесячный срок) и, конечно же, новая Инструкция Фонда социального страхования. До приведения законов Украины и других нормативно-правовых актов в соответствие с данными законами они применяются в части, не противоречащей этим законам. О предельной сумме заработной платы (дохода), с которой взи- маются страховые взносы в социальные фонды Наш постоянный читатель должен помнить решение ВАСУ по делу № 3/16-5/32 о признании недействительным Постановления № 1064 в части, касающейся объекта налогообложения, на который начисляются сборы в Фонд социального страхования (см. еженедельник "ГлавБух" № 34/2000, стр. 40). Мы также помним, что Кабмин и другие уважаемые министерства и ведомства предпочли закрыть глаза на данный инци- дент, предоставив субъектам хозяйствования и далее пользоваться предельной величиной расходов на оплату труда, с которых взимаются сборы в социальные фонды. Однако такие действия были связаны с определенной долей риска. С вступлением в силу Закона № 1533 и Закона № 2240 положение изменилось в лучшую сторону. В указанных Законах (п.2 ст. 19 и п. 2 ст. 21 соответственно) законодатели предусмотрели за Кабмином право на установление максимальной (предельной) суммы заработной платы (дохода), с которой взимаются страховые взносы в социальные фонды. Поэтому при исчислении страховых взносов на случай безрабо- тицы и от временной нетрудоспособности, отныне можно смело приме- нять "правительственный предел" на законном основании (чего пока еще нельзя сказать о сборе на пенсионное страхование). Напомним также, что 7 марта 2001 года Правительством было при- нято Постановление № 225 ( 225-2001-п ), которым указанный предел увеличен до 1600 грн. (см. еженедельник "ГлавБух" № 12/2001, стр. 9). В комментарии к этому документу убедительно изложено, что датой вступления его в силу следует считать день официального опубликования, т. е. 22.03.2001 г., поэтому не будем к этому возвращаться. Применение этих правительственных постановлений на практике в феврале и марте этого года по известным причинам вызывает опреде- ленные трудности. Рассмотрим варианты решения этих проблем на конкретных примерах. Пример 1 Исходные данные: 1. Фактическая заработная плата замдиректора Иваненко П. С. за февраль составила 2000 грн. 2. В феврале предельная сумма дохода, с которой взимаются сбо- ры в социальные фонды, составляла 1000 грн., поэтому в нашем рас- чете будет участвовать только 1000 грн. 3. Исходя из того, что новые размеры взносов на страхование от временной нетрудоспособности и на случай безработицы вступили в силу с 22 числа, разделим исходную сумму 1000 грн. пропорционально рабочим дням февраля (в соответствии с Письмом № 13-4796 в феврале было 20 рабочих дней (р.д.), из них: 15 р.д. - до 21.02. (включи- тельно) и 5 р.д. - после 22.02.) 1000 грн. : 20 р.д. х 15 р.д. = 750 грн. 1000 грн. : 20 р.д. х 5 р.д. = 250 грн. Расчет сумм страховых сборов представим в виде таблицы: |-------------------------------------------------------|--------| | Иваненко П. С. | Итого, | | | грн. | |-----------------------------|------------|------------|--------| |Сумма дохода, грн. | 750,00 | 250,00 |1000,00 | |------------------|----------|------|-----|------|-----|--------| |В Фонд социального|начисления| 4,0 %|30,00| 2,5 %|6,25 | 37,50 | |страхования (от |----------|------|-----|------|-----| | |временной нетрудо-|удержания | - | - | 0,5 %|1,25 | | |способности) | | | | | | | |------------------|----------|------|-----|------|-----|--------| |В Фонд социального|начисления| 1,5 %|11,25| 2,0 %|5,00 | 21,25 | |страхования на |----------|------|-----|------|-----| | |случай безработицы|удержания | 0,5 %| 3,75| 0,5 %|1,25 | | |(фонд занятости) | | | | | | | |------------------|----------|------|-----|------|-----|--------| Пример 2 Исходные данные: 1. Фактическая заработная плата замдиректора Иваненко П. С. за март составила 2000 грн. 2. Исходя из того, что Постановление № 225, ограничивающее максимальную величину дохода, с которого взимаются взносы в социальные фонды (1600 грн.), вступило в силу с 22 марта с.г., нам необходимо определить на март среднюю предельную сумму для исчис- ления взносов в социальные фонды за март. Для этого используем все ту же систему пропорции рабочих дней (в соответствии с Письмом № 13-4796 в марте было 21 рабочий день, из них: 14 р.д. - до 21.03. (включительно) и 7 р.д. - после 22.03). Данную задачу можно решить двумя способами, которые приведут к одному результату. Способ 1. Возможен благодаря на удивление удачно сложившейся пропорции рабочих дней в марте (как впрочем и в феврале). 14 : 7 = 2 : 1 ((1000 + 1000) + 1600) : 3 = 1200 грн. - предельная сумма для исчисления взносов в социальные фонды. Способ 2 (более трудоемкий). Посредством исчисления среднед- невной предельной суммы для первого (до 21.03) и второго (после 22.03) периода марта. 1000 грн. : 21 р.д. х 14 р.д. + 1600 грн. : 21 р.д. х 7 р.д. = = 1200 грн. Итак, в марте предельная сумма дохода, с которого будут взи- маться сборы в социальные фонды, составила 1200 грн., поэтому в нашем расчете будет участвовать только 1200 грн. Расчет сумм стра- ховых сборов сведем в таблицу: |-------------|-------|--------------------|---------------------| | Ф.И.О. |Доход, | В Фонд социального | В Фонд социального | | | грн. | страхования от вре-| страхования на | | | | менной нетрудоспо- | случай безработицы | | | | собности | | | | |---------|----------|----------|----------| | | |начис- |удержания | начис- | удержания| | | |ления | 0,5 % | ления | 0,5 % | | | |2,5 % | | 2 % | | |-------------|-------|---------|----------|----------|----------| |Иваненко П.С.|1200,00| 30,00 | 6,00 | 24,00 | 6,00 | |-------------|-------|---------|----------|----------|----------| | Всего | 36,00 | 30,00 | |---------------------|--------------------|---------------------| О единоналожниках Новые законы о социальном страховании принесли дополнительные хлопоты и субъектам малого предпринимательства, работающим по упрощенной системе налогообложения. Включение Законом № 2240 в категорию плательщиков взносов на страхование от временной нетру- доспособности наемных работников обязывает "единоналожников" (по аналогии с Пенсионным фондом в отношении юридических лиц) заре- гистрироваться в исполнительной дирекции Фонда социального страхо- вания в качестве плательщика страховых взносов с целью перечисле- ния взносов, удержанных из заработной платы своих работников. Однако, Государственный центр занятости в своих рассуждениях (Письмо № ДЦ-05-218) пошел гораздо дальше. По их мнению, со вступ- лением в силу Закона № 1533 субъекты предпринимательской деятель- ности, использующие наемный труд, должны уплачивать страховые взносы на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы в установленных законодательством размерах независимо от того, какую систему налогообложения они избрали - упрощенную или общую (мы так понимаем, что речь идет о начислениях на заработную плату в размере 2 %). В качестве аргументов исполь- зуется следующее: 1. Указ Президента Украины "Об упрощенной системе налогообло- жения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" от 03.07.98 г. № 727/98 (в редакции Указа Президента от 28.06.99 г. № 746/99) ( 746/99 ) в части сбора на обязательное социальное стра- хование на случай безработицы действует до вступления в силу Зако- на № 2213, определяющего размер страховых взносов на общеобяза- тельное государственное социальное страхование на случай безрабо- тицы. 2. Действие Закона Украины "О системе налогообложения" от 25.06.91 г. № 1251-XII (в редакции Закона Украины от 18.02.97 г. № 77/97-ВР) ( 77/97-ВР ) распространяется на соответствующие право- отношения в сфере социального страхования по сборам на социальное страхование до принятия законов Украины по вопросам социального страхования, то есть взносы на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы не входят в систему налогообложения и не являются одним из видов сбора. Судя по поступающим в нашу редакцию вопросам, такого же мнения придерживается и Фонд социального страхования, правда, от них это исходит в устной форме, поскольку подобных документов от их ведомства замечено не было. По нашему мнению, уважаемые ведомства немного поторопилось с подобными заверениями! В отношении первого аргумента Центра занятости хотелось бы задать им такой вопрос: разве с момента вступления в силу Закона № 2213 отделениями Государственного казначейства Украины было остановлено перечисление Фонду содействия занятости 4 %-ной доли от суммы единого налога, выполняемое в соответствии с Указом № 727? Или это связанно с изменением в названии Фонда? Так ведь Законом № 1533 определено, что Фонд общеобязательного государст- венного социального страхования Украины на случай безработицы является правопреемником Государственного Фонда содействия заня- тости населения. Но особенно впечатляет заявление, что взносы на общеобяза- тельное государственное социальное страхование на случай безрабо- тицы не входят в систему налогообложения и не являются одним из видов сбора (см. аргумент 2). Но позвольте напомнить, что Закон "О системе налогообложения" принят в соответствии с Конституцией и определяет принципы построения всей системы налогообложения в Украине, налоги и сборы (обязательные платежи) в бюджеты и в госу- дарственные целевые Фонды. И согласно ст. 1 этого Закона налоги, сборы (обязательные платежи), взимание которых не предусмотрено этим Законом, уплате не подлежат. Хотя конечно статьей 16 этого же Закона разрешены отчисления в другие фонды на добровольных нача- лах, но за счет прибыли предприятия. Следует заметить, что такое суждение способно повергнуть в хаос и без того запутанное законо- дательство. Поэтому в данный момент очень многое зависит от расто- ропности Кабинета Министров, которому поручена работа по приведе- нию законодательства Украины в соответствие с новыми Законами о социальном страховании. {1} Сомнения относительно легитимности указанного "нормативно- го" акта вызваны тем, что этот документ принят Верховной Радой не в форме закона Украины, как требует того норма ст. 92 Конституции, а в форме документа неопределенной Конституцией правовой природы. ------------------------------------------------------------------ "ГлавБух" № 13/01, стр. 53 [02.04.2001] Геннадий Воробьев главный редактор журнала "Главбух. Нормативные акты" ------------------------------------------------------------------