Социальное страхование или комбинация из трех законов

------------------------------------------------------------------

    В конце прошлого тысячелетия, приблизительно в 1998 году н.э.,
органом  законодательной  власти  молодой  суверенной   республики
Украина (Верховной Радой) был принят неопределенного статуса доку-
мент - Основы законодательства Украины об общеобязательном   госу-
дарственном социальном страховании {1} (далее - Основы),  заложив-
ший принципы и общие правовые, финансовые,  организационные основы
общеобязательного государственного социального  страхования  своих
граждан.  Действовавшая до  недавнего  времени  система социальной
защиты перестала удовлетворять  потребности  демократически  наст-
роенной  нации. Поэтому брошенные парламентом в те далекие времена
зерна социальной заботы о своем народе  не пропали  даром, а  дали
первые всходы (проросли) в виде законов, которые мы  рассмотрим  в
данной консультации.
    Для начала напомним читателю, что в соответствии с  вышеупомя-
нутыми Основами предусматривается внедрить в жизнь следующие  виды
общеобязательного государственного социального страхования:
    - пенсионное страхование;
    - страхование в связи с временной потерей  трудоспособности  и
расходами, обусловленными рождением и погребением (далее - страхо-
вание от временной нетрудоспособности);
    - медицинское страхование;
    - страхование от несчастного случая на производстве и  профес-
сионального заболевания, которые повлекли за собой  потерю  трудо-
способности;
    - страхование на случай безработицы;
    - другие виды страхования, предусмотренные законами Украины.
    Все граждане,  подлежащие  общеобязательному  государственному
социальному страхованию, получат единое свидетельство на все  виды
страхования.  Порядок выдачи и образец  такого  свидетельства  уже
утвержден постановлением Кабинета Министров Украины  от 22.08.2000
г. № 1306 ( 1306-2000-п ).
    На сегодняшний  день  окончательно  не  урегулированы  вопросы
страхования от несчастного случая на производстве и профессиональ-
ного заболевания, которые повлекли за собой потерю трудоспособнос-
ти (Закон Украины от 23.09.99 г. № 1105 вступает в силу с 1 апреля
2001 года, но к нему парламентариями еще не установлены  страховые
тарифы),  и медицинского страхования (в  кулуарах  Верховной  Рады
находится на рассмотрении лишь законопроект "О проведении в  Киеве
и Киевской области эксперимента по введению обязательного социаль-
ного медицинского страхования").
    В данный момент  внимание передовой общественности приковано к
проблемам страхования от временной нетрудоспособности и на  случай
безработицы. На смену действовавшему ранее Закону № 402 приняты не
только отдельные законы по каждому виду страхования,  но даже  за-
конодательно установленные к ним размеры взносов, а значит, голов-
ной боли стало больше, и в этом мы с вами сейчас убедимся.

    Страхование на случай безработицы

    Отношения, возникающие по данному виду общеобязательного госу-
дарственного социального страхования, регулируются  Законом № 1533
( 1533-14 ) и Законом № 2213 ( 2213-14 ).
    В соответствии со ст. 7 Закон № 1533 призван обеспечивать сле-
дующие виды социальных услуг:
    - пособие по безработице, в том числе единовременная его  вып-
лата для организации безработным предпринимательской деятельности;
    - пособие по частичной безработице;
    - материальная помощь в  период  профессиональной  подготовки,
переподготовки или повышения квалификации безработного;
    - материальная помощь  по  безработице,  единовременная  мате-
риальная помощь безработному и нетрудоспособным лицам, находящимся
на его иждивении;
    - помощь на погребение в случае смерти безработного или  лица,
находившегося на его иждивении.
    Итак, Закон № 1533 вступил в силу с 01.01.2001 г.,  но  размер
страховых  взносов,  который  согласно  п. 2  ст. 17  этого Закона
должен ежегодно  устанавливаться  Верховной Радой  одновременно  с
утверждением  Государственного  бюджета  Украины  на  текущий год,
Законом о госбюджете на 2001 год установлен  не был. О нем забыли.
Однако 22 февраля в газете "Урядовий кур'ґр" был опубликован Закон
№ 2213, исправляющий эту оплошность.
    Вот и первая задача. В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона № 2213
он вступает в силу с 01.01.2001 г. Но такое положение противоречит
норме ст. 94 Конституции, гласящей, что законы Украины вступают  в
силу через 10 дней  со дня официального обнародования,  если  иное
не предусмотрено самими законами, но не ранее дня  их  опубликова-
ния.  К условию задачи добавим также и то, что согласно п. 5 ст. 6
указанного Закона одновременно со вступлением его в силу признает-
ся утратившим силу Закон № 402.
    Какие размеры взносов на общеобязательное государственное  со-
циальное страхование на случай безработицы следует применять  с  1
января 2001 года?
    Следуя норме Конституции Украины,  а также исходя из того, что
размер страховых взносов должен устанавливаться отдельным законом,
можно сделать такой вывод: с 01.01.2001 г. по 21.02.2001 г.  Закон
№ 1533 применялся в части, не касающейся начисления и уплаты  сбо-
ра, поэтому до 21 февраля включительно необходимо применять ставку
сбора, установленную Законом № 402, а с 22 февраля - размер  взно-
са, установленный Законом № 2213. Следовательно, начисленную сумму
сбора на выплаты за январь 2001 года оставляем  без  изменений.  А
вот  за февраль сбор придется рассчитывать пропорционально рабочим
дням в этом месяце.
    Очень приятно, что  такой  вывод  совпадает  с  мнением  Госу-
дарственного центра занятости Министерства труда и социальной  по-
литики Украины, изложенным в письме № ДЦ-05-218, опубликованном  в
данном номере еженедельника "ГлавБух" на стр. 29 ( v-218203-01 ).
    В консультации "Социальное страхование: экспресс-анализ  новых
законов", опубликованной в еженедельнике "ГлавБух" № 9/2001,  стр.
37, наглядно представлены в табличной  форме  плательщики,  объект
налогообложения и  применяемые размеры взносов на случай  безрабо-
тицы. Дабы не повторяться лишний раз, заострим внимание на некото-
рых важных положениях Законов № 1533 и № 2213.
    Во-первых, при определении объекта исчисления  взносов  теперь
не используется Перечень № 697 видов оплаты труда и других выплат,
которые не учитываются при  исчислении  среднемесячной  заработной
платы для назначения пенсий.
    Во-вторых, граждане, выполняющие работы (услуги) по  договорам
гражданско-правового характера, выделены в категорию лиц,  обеспе-
чивающих себя работой самостоятельно и принимающих участие в стра-
ховании на  добровольных началах.  Поэтому  выплаты  по  договорам
гражданско-правового характера, несмотря на то, что  они  согласно
Инструкции № 323 входят в состав фонда  оплаты  труда  и  подлежат
обложению  подоходным налогом с граждан, не являются объектом  для
исчисления взносов на страхование от  безработицы  в  обязательном
порядке.
    В-третьих, предприятиям, в штате которых состоят пенсионеры  и
лица,  имеющие в соответствии с законодательством Украины право на
пенсию, следует иметь в виду следующее: несмотря на  то,  что  эти
граждане не подлежат страхованию на случай безработицы,  суммы  их
заработной платы не являются объектом только для  удержания  взно-
сов,  а вот  объектом  для начисления - все  равно  остаются, т.к.
относятся к фактическим расходам на оплату труда наемных  работни-
ков и подлежат обложению подоходным налогом с  граждан.  В-четвер-
тых,  Законом № 1533 недостаточно полно определен  порядок  уплаты
страховых взносов (к примеру "добровольцами" или в случае  выплаты
заработной  платы  из выручки) и  вовсе  не упоминается  о порядке
отчетности перед Фондом.
    В решении этих вопросов помимо Закона необходимо  руководство-
ваться Инструкцией № 339 (Инструкция и комментарий к ней опублико-
ваны  в  еженедельнике  "Главбух"  № 6/2001, стр. 7) ( z0030-01 ).  
Используя оба источника, расставим все по местам.
    Как и прежде, уплата взносов осуществляется один раз в месяц -
в день получения средств на оплату труда в банке либо в день пере-
числения сумм заработной платы на текущие счета физических  лиц  в
учреждениях банков. В случае выдачи предприятием средств  на опла-
ту труда из выручки от реализации продукции  (предоставленных  ус-
луг) платежное поручение на перечисление страховых  взносов  пред-
ставляется  в банк не  позднее  следующего  дня.  Физические  лица
(подразумеваются и частные предприниматели, и граждане  -  непред-
приниматели), использующие труд наемных работников, должны уплачи-
вать  страховые сборы ежемесячно  не позднее 5-го числа следующего
месяца (в этой ситуации, лимитируя сроки выдачи заработной  платы,
разработчики Инструкции явно перегнули палку).
    Отчетность в виде расчетной ведомости о начислении и  перечис-
лении  страховых  взносов  в  Фонд  составляется  ежеквартально  и
представляется центру занятости в десятидневный срок по  окончанию
квартала и до 15 января года, следующего за отчетным.
    Описанный в Инструкции № 339 порядок отражения в бухгалтерском
учете операций по начислению (удержанию) страховых взносов на слу-
чай безработицы представим в форме таблицы:

|----------------------------------------|-----------------------|
|     Содержание операции                | Корреспонденция счетов|
|----------------------------------------|------------|----------|
|                                        |     Д-т    |   К-т    |
|----------------------------------------|------------|----------|
|Начисление страховых взносов:           |            |          |
|для предприятий, использующих класс 8   |     823    |    653   |
|для предприятий, использующих только    |            |          |
|класс 9                                 | 91,92,93,94|          |
|----------------------------------------|------------|----------|
|Удержание страховых взносов с заработной|            |          |
|платы работников                        |     661    |    653   |
|----------------------------------------|------------|----------|
|Перечисление средств в Фонд             |     653    | 301, 311 |
|----------------------------------------|------------|----------|

    Страхование в связи с  временной  потерей  трудоспособности  и
    расходами, обусловленными рождением и погребением

    Отношения, возникающие по данному виду общеобязательного госу-
дарственного социального страхования, регулируются Законом  № 2240
и Законом № 2213.
    В соответствии со ст. 34  Закон  № 2240  призван  обеспечивать
следующие виды социальных услуг:
    - пособие по временной  нетрудоспособности  (включая  уход  за
больным ребенком);
    - пособие по беременности и родам;
    - пособие при рождении ребенка;
    - пособие по уходу за ребенком до  достижения  им  трехлетнего
возраста (данный вид обеспечения будет осуществляться Фондом  с  1
января 2002 года);
    - пособие на погребение (кроме погребения пенсионеров,  безра-
ботных и лиц, которые  умерли  от  несчастного  случая  на  произ-
водстве);
    - обеспечение оздоровительных мероприятий (оплата  путевок  на
санаторно-курортное лечение застрахованным лицам и членам  их  се-
мей, в  детские  оздоровительные  учреждения,  содержание  санато-
риев-профилакториев, предоставление социальных услуг по  внешколь-
ной работе с детьми).
    Относительно дат вступления в силу законов, регулирующих  этот
вид социального страхования, автор придерживаемся  того же мнения,
что и сотрудники Фонда социального  страхования  Украины,  которое
изложено  в письме  № 01-16-276 ( v-276503-01 ),  опубликованном в
данном номере еженедельника "Главбух" на стр. 31.  Нас  очень  ра-
дует,  что мы едины в своей верности  Конституционным  нормам,  но
хотелось бы отметить еще один нюанс.
    - Итак, несмотря на  присутствие в Законе  № 2240  и  Законе №
2213 указаний на  вступление их в силу  с 1 января  2001 года,  мы
твердо убеждены, что они вступают в силу со следующих дат:
    - Закон № 2240 - с 28 февраля 2001 года (опубликован в  газете
"Урядовий кур'ґр" № 38) ( 2240-14 );
    - Закон № 2213 - с 22 февраля 2001 года (с этой же даты  утра-
чивает силу Закон № 402).
    Обратите внимание: вопреки здравому смыслу Закон № 2213, кото-
рым устанавливаются размеры взносов на страхование, вступил в силу
раньше  основоопределяющего Закона № 2240! Но ведь ставки не могут
действовать без механизма уплаты взноса!
    Поэтому при исчислении взносов  на  страхование  от  временной
нетрудоспособности с заработной платы за февраль надо бы  выделять
три периода:
    1. С 1 по 21 число - 4 % начислений по Закону № 402;
    2. С 22 по 27 число - не начисляются и не удерживаются вовсе;
    3. 28 числа - 2,5 % начислений и 0,25 % (0,5 %)  удержаний  по
Закону № 2240.
    Но у Фонда социального страхования, естественно,  другое  мне-
ние: до 21 февраля - 4 % (по Закону № 402) и начиная с 22  февраля
- по новым ставкам в соответствии с Законом № 2213.
    Крупные  плательщики  могут  позже  попытаться  вернуть (даже,
может быть, в судебном порядке) излишне перечисленные средства,  а
тем, кому спокойствие дороже, лучше согласиться с убеждением  Фон-
да.  Далее в наших примерах исчисления взносов на  страхование  от
временной нетрудоспособности мы также  будем  исходить  с  позиции
Фонда.
    В отношении новых плательщиков, объекта налогообложения и при-
меняемых размеров взносов на страхование от временной  нетрудоспо-
собности мы вновь предлагаем  воспользоваться  консультацией  "Со-
циальное страхование: экспресс-анализ новых законов", опубликован-
ной в еженедельнике "ГлавБух" № 9/2001, стр. 37. Сами тем временем
сосредоточим внимание на некоторых  важных  изменениях  и  спорных
(конфликтных) ситуациях Законов № 2240 и № 2213.
    Аналогично норме Закона № 1533 для исчисления взносов на стра-
хование от  временной  нетрудоспособности  теперь  не  применяется
Перечень № 697.
    Законом № 2213 (п. 3 ст. 1) в состав добровольных плательщиков
сбора включены лица, выполняющие работы согласно гражданско-право-
вым договорам, хотя такие граждане вообще не упоминаются в  Законе
№ 2240 в качестве плательщиков.
    Заработная плата наемных работников стала объектом для удержа-
ния взносов на страхование  от временной  нетрудоспособности,  что
прямо противоречит ст. 254 КЗоТа, согласно которой запрещено удер-
живать из доходов работника какие-либо суммы на социальное страхо-
вание.
    Статьей 2 Закона № 2213 установлено, что первые 5 дней времен-
ной нетрудоспособности должны оплачиваться за счет  средств  пред-
приятия (учреждения, организации). Из этого следует, что эта норма
не  распространяется  на граждан,  основным местом работы  которых
является работа у физического лица - субъекта  предпринимательской
деятельности. Кроме того, указанный пункт Закона не может действо-
вать, пока Кабинет Министров не установит порядок оплаты  больнич-
ных листов за счет предприятий.
    Здесь сразу возникает вопрос: вправе  ли  предприятие  отнести
выплачиваемые своим работникам суммы "больничного" пособия на  ва-
ловые расходы? По нашему мнению, несомненно, да!  Судите  сами.  В
соответствии со ст. 253 КЗоТа все работники подлежат  обязательно-
му государственному (правда, государство переложило  эту  ношу  на
плечи предприятия) социальному страхованию. Собственник, не выпол-
няющий эту норму, несет административную (ст. 41 Кодекса об  адми-
нистративных  правонарушениях)  и  уголовную  (ст. 133  Уголовного
Кодекса)  ответственность.  Предприятие  не  вправе   игнорировать
действующее законодательство,  следовательно,  расходы  по  оплате
первых пяти дней нетрудоспособности можно уверенно относить на ва-
ловые расходы в соответствии с пп. 5.2.1 Закона о прибыли.
    В соответствии со ст. 23 Закона № 2240 перечисление  страховых
взносов путем безналичных  расчетов  осуществляется  страхователя-
ми-работодателями один раз в месяц -  в  день,  установленный  для
получения  в учреждениях банка средств на оплату  труда  за  соот-
ветствующий период.  Что это: подвох или халатность авторов? Полу-
чается, что, если по какой-либо причине предприятие не может  вов-
ремя выдать заработную плату, ему все равно придется  осуществлять
перечисление в день, определенный самим предприятием для получения
зарплаты.
    Правда, в этой же  статье  присутствует  положение,  используя
которое  с определенной хитростью, этих неприятностей можно  избе-
жать.  Приводим его дословно: "...В случае недостачи у страховате-
лей-работодателей средств для выплаты заработной  платы  и  уплаты
страховых взносов в полном объеме,  начисление  их  на  заработную
плату  и  перечисление  страховых  взносов  в Фонд  осуществляется
пропорционально к суммам заработной платы".
    Другими словами: хоть по чуть-чуть, но  начисляйте  заработную
плату вовремя и делайте соответствующие перечисления.  В противном
случае работодателю грозят финансовые санкции  в  соответствии  со
ст. 30 указанного Закона.
    Кроме того, следует отметить, что  некоторые  нормы  Закона  №
2240 из-за отсутствия утвержденного прожиточного минимума на  2001
год остаются в "подвешенном состоянии":
    - единовременное пособие при рождении ребенка (ст. 41),  кото-
рое должно выплачиваться в 2001 году в размере  не  ниже  64 %  от
прожиточного минимума для детей в возрасте до 6 лет (ст. 4  Закона
№ 2213);
    - помощь на погребение (ст. 46), которая должна  выплачиваться
в 2001 году в размере не ниже 50 % от  прожиточного  минимума  для
трудоспособного лица (ст. 5 Закона № 2213).
    Законом № 2240 не определены  сроки предоставления  отчетности
Фонду, следовательно, до появления новой Инструкции по страхованию
от временной нетрудоспособности предприятия отчитываются  в  срок,
определенный в Инструкции № 11,  т.е. за первый квартал  2001 года
необходимо отчитаться до 12 апреля.
    В заключение отметим, что ответы на большинство вопросов, выз-
ванных введением новых законов, могут быть получены лишь с появле-
нием последующих официальных документов.  В  первую  очередь,  это
должны быть нормативно-правовые акты Кабинета Министров  (принятые
в  шестимесячный  срок) и,  конечно  же,  новая  Инструкция  Фонда
социального страхования.  До приведения законов Украины  и  других
нормативно-правовых  актов в соответствие с данными  законами  они
применяются в части, не противоречащей этим законам.

    О предельной сумме заработной платы (дохода), с  которой  взи-
    маются страховые взносы в социальные фонды

    Наш постоянный  читатель  должен помнить  решение ВАСУ по делу
№ 3/16-5/32 о признании недействительным Постановления  №  1064  в
части,  касающейся объекта налогообложения, на который начисляются
сборы в Фонд социального страхования (см. еженедельник "ГлавБух" №
34/2000, стр. 40).  Мы также помним, что Кабмин и другие уважаемые
министерства и ведомства предпочли закрыть глаза на  данный  инци-
дент, предоставив субъектам хозяйствования  и  далее  пользоваться
предельной величиной расходов на оплату труда, с которых взимаются
сборы в социальные фонды.  Однако такие действия  были  связаны  с
определенной долей риска.
    С вступлением в силу Закона № 1533 и  Закона № 2240  положение
изменилось в  лучшую сторону. В указанных Законах (п.2 ст. 19 и п.
2 ст. 21 соответственно) законодатели  предусмотрели  за  Кабмином
право на установление  максимальной (предельной) суммы  заработной
платы (дохода), с которой взимаются страховые взносы в  социальные
фонды. Поэтому при исчислении страховых взносов на случай безрабо-
тицы и от временной нетрудоспособности, отныне можно смело  приме-
нять "правительственный предел" на законном основании  (чего  пока
еще нельзя сказать о сборе на пенсионное страхование).
    Напомним также, что 7 марта 2001 года Правительством было при-
нято Постановление № 225 ( 225-2001-п ), которым  указанный предел  
увеличен  до 1600 грн. (см. еженедельник "ГлавБух" № 12/2001, стр. 
9).  В комментарии к этому  документу  убедительно  изложено,  что 
датой  вступления  его в силу  следует считать  день  официального  
опубликования,  т. е.  22.03.2001 г.,  поэтому  не  будем  к этому 
возвращаться.
    Применение этих правительственных постановлений на практике  в
феврале и марте этого года по известным причинам вызывает  опреде-
ленные трудности.  Рассмотрим варианты  решения  этих  проблем  на
конкретных примерах.

    Пример 1

    Исходные данные:
    1. Фактическая заработная плата замдиректора Иваненко П. С. за
февраль составила 2000 грн.
    2. В феврале предельная сумма дохода, с которой взимаются сбо-
ры в социальные фонды, составляла 1000 грн., поэтому в нашем  рас-
чете будет участвовать только 1000 грн.
    3. Исходя из того, что новые размеры взносов на страхование от
временной нетрудоспособности и на случай  безработицы  вступили  в
силу с 22 числа, разделим исходную сумму 1000 грн. пропорционально
рабочим дням февраля (в соответствии с Письмом № 13-4796 в феврале
было 20 рабочих дней (р.д.), из них: 15 р.д. - до 21.02.  (включи-
тельно) и 5 р.д. - после 22.02.)

    1000 грн. : 20 р.д. х 15 р.д. = 750 грн.
    1000 грн. : 20 р.д. х 5 р.д. = 250 грн.

    Расчет сумм страховых сборов представим в виде таблицы:

|-------------------------------------------------------|--------|
|                   Иваненко П. С.                      | Итого, |
|                                                       | грн.   |
|-----------------------------|------------|------------|--------|
|Сумма дохода, грн.           |   750,00   |  250,00    |1000,00 |
|------------------|----------|------|-----|------|-----|--------|
|В Фонд социального|начисления| 4,0 %|30,00| 2,5 %|6,25 |  37,50 |
|страхования (от   |----------|------|-----|------|-----|        |
|временной нетрудо-|удержания |  -   |  -  | 0,5 %|1,25 |        |
|способности)      |          |      |     |      |     |        |
|------------------|----------|------|-----|------|-----|--------|
|В Фонд социального|начисления| 1,5 %|11,25| 2,0 %|5,00 |  21,25 |
|страхования на    |----------|------|-----|------|-----|        |
|случай безработицы|удержания | 0,5 %| 3,75| 0,5 %|1,25 |        |
|(фонд занятости)  |          |      |     |      |     |        |
|------------------|----------|------|-----|------|-----|--------|

    Пример 2

    Исходные данные:
    1. Фактическая заработная плата замдиректора Иваненко П. С. за
март составила 2000 грн.
    2. Исходя из того,  что  Постановление  № 225,  ограничивающее
максимальную  величину  дохода,  с  которого  взимаются  взносы  в
социальные фонды (1600 грн.), вступило в силу с 22 марта с.г., нам
необходимо определить на март среднюю предельную сумму для  исчис-
ления взносов в социальные фонды за март. Для этого используем все
ту же систему пропорции рабочих дней (в соответствии с  Письмом  №
13-4796 в марте было 21 рабочий день, из них: 14 р.д. - до  21.03.
(включительно) и 7 р.д. - после 22.03). Данную задачу можно решить
двумя способами, которые приведут к одному результату.

    Способ 1. Возможен благодаря на удивление  удачно  сложившейся
пропорции рабочих дней в марте (как впрочем и в феврале).
    14 : 7 = 2 : 1
    ((1000 + 1000) + 1600) : 3 = 1200 грн. - предельная сумма  для
исчисления взносов в социальные фонды.

    Способ 2 (более трудоемкий).  Посредством исчисления  среднед-
невной предельной суммы для первого (до 21.03)  и  второго  (после
22.03) периода марта.
    1000 грн. : 21 р.д. х 14 р.д. + 1600 грн. : 21 р.д. х 7 р.д. =
    = 1200 грн.

    Итак, в марте предельная сумма дохода, с которого  будут  взи-
маться сборы в социальные фонды, составила 1200  грн.,  поэтому  в
нашем расчете будет участвовать только 1200 грн. Расчет сумм стра-
ховых сборов сведем в таблицу:

|-------------|-------|--------------------|---------------------|
|   Ф.И.О.    |Доход, | В Фонд социального | В Фонд социального  |
|             | грн.  | страхования от вре-| страхования на      |
|             |       | менной нетрудоспо- | случай безработицы  |
|             |       | собности           |                     |
|             |       |---------|----------|----------|----------|
|             |       |начис-   |удержания |   начис- | удержания|
|             |       |ления    |  0,5 %   |   ления  |   0,5 %  |
|             |       |2,5 %    |          |    2 %   |          |
|-------------|-------|---------|----------|----------|----------|
|Иваненко П.С.|1200,00| 30,00   |  6,00    |  24,00   |   6,00   |
|-------------|-------|---------|----------|----------|----------|
|               Всего |       36,00        |        30,00        |
|---------------------|--------------------|---------------------|

    О единоналожниках

    Новые законы о социальном страховании принесли  дополнительные
хлопоты  и субъектам  малого  предпринимательства,  работающим  по
упрощенной системе налогообложения.  Включение Законом  №  2240  в
категорию плательщиков взносов на страхование от временной  нетру-
доспособности  наемных работников обязывает "единоналожников"  (по
аналогии с Пенсионным фондом в отношении  юридических  лиц)  заре-
гистрироваться в исполнительной дирекции Фонда социального страхо-
вания в качестве плательщика страховых взносов с целью  перечисле-
ния взносов, удержанных из заработной платы своих работников.
    Однако, Государственный центр занятости в  своих  рассуждениях
(Письмо № ДЦ-05-218) пошел гораздо дальше. По их мнению, со вступ-
лением в силу Закона № 1533 субъекты  предпринимательской деятель-
ности,  использующие  наемный труд,  должны  уплачивать  страховые 
взносы на общеобязательное государственное социальное  страхование  
на случай  безработицы  в установленных законодательством размерах 
независимо от того,  какую  систему  налогообложения они избрали - 
упрощенную или общую (мы так понимаем, что речь идет о начислениях 
на заработную плату в размере 2 %).  В качестве аргументов исполь-
зуется следующее:
    1. Указ Президента Украины "Об упрощенной системе  налогообло-
жения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" от
03.07.98 г. № 727/98 (в редакции Указа Президента от 28.06.99 г. №
746/99) ( 746/99 ) в части сбора на обязательное социальное  стра-
хование на случай безработицы действует до вступления в силу Зако-
на  № 2213, определяющего размер страховых взносов  на  общеобяза-
тельное государственное социальное страхование на случай  безрабо-
тицы.
    2. Действие Закона  Украины  "О  системе  налогообложения"  от
25.06.91 г. № 1251-XII (в редакции Закона Украины от 18.02.97 г. №
77/97-ВР) ( 77/97-ВР ) распространяется на соответствующие  право-
отношения  в сфере социального страхования по сборам на социальное
страхование до принятия законов Украины  по  вопросам  социального
страхования, то есть взносы  на  общеобязательное  государственное
социальное страхование на случай безработицы не входят  в  систему
налогообложения и не являются одним из видов сбора.
    Судя по поступающим в нашу редакцию вопросам, такого же мнения
придерживается и Фонд социального страхования, правда, от них  это
исходит  в устной  форме,  поскольку  подобных  документов  от  их
ведомства замечено не было.
    По нашему мнению, уважаемые ведомства немного  поторопилось  с
подобными заверениями!
    В отношении первого аргумента  Центра  занятости  хотелось  бы
задать им такой вопрос:  разве с момента вступления в силу  Закона
№ 2213  отделениями  Государственного  казначейства  Украины  было
остановлено перечисление Фонду содействия  занятости 4 %-ной  доли
от суммы единого  налога,  выполняемое в соответствии  с  Указом №
727? Или это связанно с изменением  в  названии  Фонда?  Так  ведь
Законом № 1533 определено, что Фонд  общеобязательного  государст-
венного  социального  страхования  Украины на  случай  безработицы
является правопреемником Государственного Фонда  содействия  заня-
тости населения.
    Но особенно впечатляет заявление,  что  взносы  на  общеобяза-
тельное государственное социальное страхование на случай  безрабо-
тицы не входят в систему налогообложения и не  являются  одним  из
видов сбора (см. аргумент 2).  Но позвольте напомнить,  что  Закон
"О системе налогообложения" принят в соответствии с Конституцией и
определяет принципы  построения  всей  системы  налогообложения  в
Украине, налоги и сборы (обязательные платежи) в бюджеты и в госу-
дарственные целевые Фонды.  И согласно ст. 1 этого Закона  налоги,
сборы (обязательные платежи), взимание  которых  не  предусмотрено
этим Законом, уплате не подлежат. Хотя конечно статьей 16 этого же
Закона разрешены отчисления в другие фонды на  добровольных  нача-
лах, но за счет прибыли предприятия.  Следует заметить, что  такое
суждение способно повергнуть в хаос и без того запутанное  законо-
дательство. Поэтому в данный момент очень многое зависит от расто-
ропности Кабинета Министров, которому поручена работа по  приведе-
нию законодательства Украины в соответствие с  новыми  Законами  о
социальном страховании.


    {1} Сомнения относительно легитимности указанного "нормативно-
го" акта вызваны тем, что этот документ принят Верховной Радой  не
в форме закона Украины, как требует того норма ст. 92 Конституции,
а в форме документа неопределенной Конституцией правовой природы.


------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№ 13/01, стр. 53
[02.04.2001]
Геннадий Воробьев
главный редактор журнала "Главбух. Нормативные акты"
------------------------------------------------------------------