Учет бюджетных дотаций ------------------------------------------------------------------ Все расположенные на территории Украины субъекты предпринима- тельской деятельности независимо от формы собственности и под- чиненности, уплачивающие налоги и сборы и другие обязательные платежи в бюджет, могут финансироваться из бюджета и получать дотации, субсидии в соответствии с программами экономического и социального развития. Эта норма заложена в ст. 23 Закона Украины "О бюджетной системе Украины" от 05.12.90 г. № 512-ХII ( 512-12 ). При этом бюджетные субсидии и дотации предоставляются в двух основных направлениях: - с целью государственного регулирования цен (могут предусмат- риваться соответствующие ассигнования для компенсации расходов предприятий и организаций определенных отраслей, связанных с подо- рожанием сырья, материалов, оборудования, увеличением производст- венных затрат. Как правило, такие ассигнования направлены на погашение части стоимости продукции (товаров, работ, услуг), реализуемой тем или иным дотируемым предприятием); - с целью реализации программ социально-экономического разви- тия государства, в частности на финансирование непроизводственного (объектов социально-культурного назначения) и производственного строительства - капитальные трансферты государственным предприяти- ям. В зависимости от целевого назначения предоставленных субсидий и дотаций порядок их налогообложения будет различен. Однако прежде чем перейти к вопросу налогообложения бюджетных дотаций и субси- дий, определимся с их экономическим содержанием. В соответствии с Экономической классификацией расходов бюд- жета, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 03.12.97 г. № 265 ( v0265201-97 ), с изменениями и дополнениями (далее - приложение 4), к категории субсидий и текущих трансфертов относятся все государственные платежи, которые не подлежат воз- врату и предусматривают использование на текущие цели. Под субсидиями понимаются все текущие выплаты предприятиям, которые не предусматривают компенсации в виде специально обуслов- ленных выплат или товаров и услуг в обмен на произведенные плате- жи, а также на расходы, связанные с возмещением убытков государст- венных предприятий. Трансфертные платежи являются безвозмездными и безвозвратными и не представляют собой приобретение товаров ил и услуг, предос- тавление кредита или выплату непогашенного долга. Субсидии и текущие трансферты предприятиям (учреждениям, орга- низациям) включают: - субсидии государственным предприятиям; - субсидии финансовым учреждениям; - субсидии предприятиям и организациям сельского хозяйства; - субсидии на покрытие убытков предприятий; - государственную поддержку предприятий, прирост оборотных средств и др. Бюджетные субсидии и дотации предоставляются в двух основных направлениях: - с целью государственного регулирования цен; - с целью реализации программ социально-экономического разви- тия государства. Еще одна категория - капитальные трансферты, которые представ- ляет собой безвозмездные односторонние платежи органов управления, которые не ведут к возникновению или погашению финансовых требова- ний, предусмотренные для приобретения капитальных активов, компен- сации потерь, связанных с повреждением основного капитала, или увеличения капитала получателей. В эту категорию включаются также трансфертные платежи предприятиям для покрытия убытков, аккумули- рованных ими в течение ряда лет, или таких, которые возникли в результате чрезвычайных обстоятельств. Капитальными трансфертами считаются безвозмездные, безвозвратные платежи, которые носят одноразовый и нерегулярный характер как для донора, так и для их получателей (платежи органов государственного управления, которые представляют собой инвестиции в акционерный капитал предприятий или подлежат возврату в будущем, к данной категории не относятся). Рассмотрев виды бюджетных ассигнований, перейдем к порядку их налогообложения. Сразу заметим, что налоговыми органами в отноше- нии налогообложения бюджетных ассигнований выработана четкая и довольно устоявшаяся позиция (не вполне, однако, соответствующая законодательству), которая нашла отражение во многих письмах ГНАУ (см. письмо от 19.05.2000 г. № 2648/6/15-1116 ( v2648225-00 ) ("Налоги и бухгалтерский учет", 2000, № 25), письмо от 23.08.2000 № 4808/6/15-1216 ( v4808225-00 ) ("Налоги и бухгалтерский учет", 2000, № 55). В упомянутых выше письмах налоговые органы указывают на то, что целевая финансовая помощь в виде субсидий, дотаций, предоставляемая субъектам предпринимательской деятельности в связи с государственным регулированием цен, считается доходом от внереа- лизационных операций и включается с целью налогообложения в состав его валовых доходов. При этом указанный доход отражается строке 4.1 приложения Г и в строке 4 декларации о прибыли предприятия. То есть, рассматривая бюджетные, дотации (субсидии, трансферты и т. д.) в качестве доходов от внереализационных операций, ГНАУ безосновательно пытается "подвести" их под понятие "безвозвратная финансовая помощь" (получение которой и отражается в строк 4.1 приложения Г и строке 4 декларации о прибыли). Безосновательно по той причине, что определение понятия "безвозвратная финансовая по- мощь", изложенное в п. 1.22 ст. 1 Закона Украины "О налогообложе- нии прибыли предприятий", прямо предусматривает невключение в это понятие абсолютно всех бюджетных дотаций и субсидий (в том числе и полученных в рамках государственного регулирования цен). Аналогич- ную позицию в этом вопросе занимает и Комитет Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности, что нашло свое отражение в письме от 23.12.99 № 06-10/900 ( v_900450-99 ). Однако на самом деле ситуация такова, что сколько бы доводов не приводилось в пользу невключения в валовой доход полученных сумм дотаций и субсидий, реально отстоять свою позицию плательщик сможет только в суде, а желающих это осуществить на практике окажется немного, поэтому на сегодняшний день в этом вопросе приходится все-таки пользоваться "рекомендациями" ГНАУ. Что касается налогообложения субсидий, дотаций, предостав- ляемых субъектам предпринимательской деятельности в целях иных, чем государственное регулирование цен, в частности на финансирова- ние непроизводственного (объектов социально-культурного назначе- ния) и производственного строительства - капитальных трансфертов государственным предприятиям, охрану окружающей природной среды, то в этом случае ГНАУ согласна, что средства (трансферты), переда- ваемые из бюджетов развития в указанных целях, не включаются в валовой доход плательщиков налога, обосновывая это следующим образом: "Указанные средства (трансферты) не отвечают признакам валового дохода плательщика налога, установленным п. 4.1 ст. 4 Закона, и не подлежат налогообложению, поскольку их получение из бюджета прямо не связано с каким-либо видом деятельности предприя- тия и направлено на реализацию программ социально-экономического развития государства...". В декларации о прибыли предприятия полученные субсидии и дота- ции (в иных чем на государственное регулирование целях) ГНАУ рекомендует отражать следующим образом. Вышеуказанные средства (стоимость имущества) отражаются в строке 8.13 приложения Е и в строке 8 декларации о прибыли предприятия (в том отчетном (налого- вом) квартале, в котором была осуществлена такая операция). При использовании плательщиком налога средств (имущества), полученных им из бюджета в виде капитальных трансфертов по целевому назначе- нию, следует осуществить корректировку валовых доходов путем отра- жения израсходованных сумм в строке 10.9 приложения Ґ и в строке 10 декларации о прибыли предприятия (в том отчетном (налоговом) квартале, в котором была осуществлена такая операция). При этом следует иметь в виду, что проценты, уплачиваемые (начисляемые) банковскими учреждениями, в которых открыты расчетные (текущие) счета плательщика налога - получателя капитальных трансфертов, за пользование временно свободными (неиспользованными) средствами, полученными таким плательщиком из бюджета в виде капитальных трансфертов, включаются в его валовые доходы на основании п.п. 4.1.4 ст. 4 Закона о налоге на прибыль. Указанный доход отражается в строке 8.8. приложения Е и в строке 8 декларации о прибыли предприятия. Кроме того, по мнению ГНАУ, поскольку расходы, осуществленные за счет капитальных трансфертов, фактически понесены государством, а не плательщиком налога, то в целях налогообложения нет оснований для амортизации плательщиком налога таких основных фондов. На самом деле в данном случае расходы на приобретение основных фондов понесены именно плательщиком налога, ведь государство передало эти денежные средства в собственность предприятия только с усло- вием потратить их на определенные цели (в противном случае денеж- ные средства, полученные в виде капитальных трансфертов, учитыва- лись бы у предприятия за балансом, а основные фонды, приобретенные за счет этих средств, считались бы собственностью государства, а не предприятия). А поскольку полученные денежные средства являются собственностью предприятия, можно говорить о том, что предприятие понесло расходы на приобретение основных фондов, а следовательно, согласно п.п. 8.1.2 ст. 8 Закона о налоге на прибыль, имеет право их амортизировать. Таким образом, плательщику необходимо самостоятельно принять решение: или, руководствуясь нормами Закона о налоге на прибыль, начислять амортизацию на приобретенные за счет капитальных транс- фертов основные фонды, либо прислушаться к мнению ГНАУ, изложенно- му в письме № 2648/6/15-1116 ( v2648225-00 ) и амортизацию не начислять. Тем же, кто выберет второй путь, необходимо учитывать следующее. Нередко на практике встречается ситуация, когда пред- приятие на строительство объекта использует не только средства, полученные в виде капитального трансферта, а также и часть собственных средств. То есть расходы на приобретение основных средств понесены из двух источников: собственных и средств, пре- доставленных из бюджета. При этом в налоговом учете предприятие может сформировать балансовую стоимость основного средства исходя из суммы, равной той части расходов, которые были понесены предприятием из собственных средств, и эту часть расходов аморти- зировать. В бухгалтерском учете средства, полученные предприятием в виде бюджетных субсидий и дотаций, отражаются по кредиту счета 48 "Целевое финансирование и целевые поступления". В бухгалтерском учете средства, полученные предприятием в виде бюджетных субсидий и дотаций, отражаются по кредиту счета 48 "Целевое финансирование и целевые поступления". Средства целевого финансирования и целевых поступлений пред- приятия в соответствии с требованиями национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета признаются доходами предприятия и отражаются по дебету счета 48 и кредиту счета 71 "Прочий опера- ционный доход" или счета 74 "Прочие доходы" в зависимости от того, на какие цели были использованы такие средства. При этом целевое финансирование не признается доходом до тех пор, пока не появится подтверждение того, что оно будет получено и предприятие выполнит условия относительно такого финансирования. Полученное целевое финансирование признается доходом в течение тех периодов, в которых были понесены расходы, связанные с выполнением условий целевого финансирования. Целевое финансирование капитальных инвестиций признается дохо- дом в течение периода полезного использования соответствующих объектов инвестирования пропорционально сумме начисленной аморти- зации этих объектов. Рассмотрим на примере порядок отражения в налоговом и бухгал- терском учете средств, полученных предприятием в связи с госу- дарственным регулированием цен. Предприятие получает бюджетные дотации в рамках государствен- ного регулирования цен для компенсации расходов, связанных с подо- рожанием сырья, необходимого для производства продукции. В регистрах бухгалтерского учета указанная операция отражается следующим образом {1}: |---|----------------------------------|-------|-------|---------| | № | Содержание операции | Дебет | Кредит| Сумма, | |п/п| | счета | счета | грн. | |---|----------------------------------|-------|-------|---------| | 1 |Поступили денежные средства в виде| | | | | |бюджетной дотации с целью госу- | 311 | 48 | 12000 | | |дарственного регулирования цен | | | | |---|----------------------------------|-------|-------|---------| |При получении денежных средств предприятие указанные средства | |включает в валовой доход и отражает в строке 4.1. приложения Г и| |строке 4 декларации о прибыли. | |---|----------------------------------|-------|-------|---------| | 2 |Оприходовано сырье, закупленное | | | | | |для производства продукции, в том | | | | | |числе за счет собственных средств | 20 | 63 | 20000 | | |и средств, выделенных в качестве | | | | | |бюджетных дотаций | | | | |---|----------------------------------|-------|-------|---------| |В налоговом учете предприятие отражает указанные суммы в составе| |валовых расходов (строка 1 приложения Ж, строка 12 декларации о | |прибыли предприятия) | |---|----------------------------------|-------|-------|---------| | 3 |Отражена сумма налогового кредита | | | | | |по НДС | 641 | 63 | 4000 | |---|----------------------------------|-------|-------|---------| | 4 |Отражена стоимость сырья, исполь- | | | | | |зованного на производство продук- | 23 | 20 | 20000 | | |ции | | | | |---|----------------------------------|-------|-------|---------| | 5 |Списана фактическая производствен-| | | | | |ная себестоимость завершенной | 26 | 23 |Себестои-| | |производством продукции | | |мость | |---|----------------------------------|-------|-------|---------| | 6 |Отражен доход от реализации гото- | | |Договор- | | |вой продукции | 36 | 701 |ная стои-| | | | | |мость | |---|----------------------------------|-------|-------|---------| | 7 |Отражена сумма налоговых обяза- | | |Сумма НДС| | |тельств по НДС | 701 | 641 |исходя из| | | | | |договор- | | | | | |ной стои-| | | | | |мости | |---|----------------------------------|-------|-------|---------| | 8 |Списана себестоимость реализован- | | |Себестои-| | |ной готовой продукции | 901 | 26 |мость го-| | | | | |товой | | | | | |продукции| |---|----------------------------------|-------|-------|---------| | 9 |Отражен доход от полученных дота- | | | | | |ций (в сумме, равной стоимости | 48 | 719 | 12000 | | |приобретенного сырья за счет | | | | | |средств целевого финансирования) | | | | |---|----------------------------------|-------|-------|---------| Рассмотрим на условном примере отражение в учете поступлений в виде бюджетных ассигнований на цели, не связанные с государствен- ным регулированием цен. Предприятием был получен капитальный трансферт на финансирова- ние производственного строительства в сумме 560000 грн. На полученные средства предприятие осуществило работы по строительству нового участка производства и ввело его в эксплуата- цию. |---|----------------------------------|-----|------|------------| | № | Содержание операции |Дебет|Кредит| Сумма, | |п/п| |счета|счета | грн. | |---|----------------------------------|-----|------|------------| | 1 |Поступили денежные средства в виде| | | | | |капитального трансферта на финан- | 311 | 48 | 560000 | | |сирование производственного | | | | | |строительства | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------------| |При получении денежных средств в виде капитального трансферта| |предприятие отражает их в строке 8.13 приложения Е и в строке 8| |декларации о прибыли предприятия | |---|----------------------------------|-----|------|------------| | 2 |Приобретено оборудование для | | | | | |строительства нового участка | | | | | |производства, отражена стоимость | 152 | 63 | 560000 | | |транспортных, посреднических и | | | | | |других услуг, связанных с его | | | | | |приобретением | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------------| |Право на налоговый кредит по НДС при приобретении оборудования,| |оплате услуг сторонних организаций, связанных с их приобретением| |на бюджетные средства, предприятие иметь не будет, поскольку | |расходы на приобретение основных фондов за счет капитальных | |трансфертов амортизации не подлежат | |---|----------------------------------|-----|------|------------| | 3 |Оплачены расходы по приобретению | | | | | |оборудования, стоимость транспорт-| | | | | |ных, посреднических и других | 63 | 311 | 560000 | | |услуг, связанных с его приобрете- | | | | | |нием | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------------| |В том отчетном (налоговом) квартале, в котором производилась | |оплата расходов по приобретенному оборудованию, в декларации о | |прибыли на сумму произведенных расходов необходимо откорректиро-| |вать указанный ранее валовой доход путем отражения израсходован-| |ных сумм в строке 10.9 приложения Ґ и в строке 10 декларации о | |прибыли | |---|----------------------------------|-----|------|------------| | 4 |Оборудование введено в эксплуата- | | | | | |цию | 10 | 152 | 560000 | |---|----------------------------------|-----|------|------------| | 5 |Отражено начисление амортизации на| 83 | 131 |В сумме, | | |введенное в эксплуатацию оборудо- | 23 | 83 |равной вели-| | |вание | | |чине аморти-| | | | | |зационных | | | | | |отчислений, | | | | | |рассчитанных| | | | | |по одному из| | | | | |методов, | | | | | |указанных в | | | | | |П(С)БУ 7 | |---|----------------------------------|-----|------|------------| | 6 |Отражен доход от получения капи- | | |В сумме, | | |тального трансферта | 48 | 719 |равной вели-| | | | | |чине аморти-| | | | | |зационных | | | | | |отчислений | |---|----------------------------------|-----|------|------------| В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что в данной публикации был рассмотрен порядок отражения в учете как бюджетных дотаций и субсидий, предоставляемых в связи с государственным регулированием цен, так и бюджетных дотаций и трансфертов, предос- тавляемых с целью реализации программ социально-экономического развития государства. При этом порядок их налогообложения различен в зависимости от их целевого использования. {1} Проводки, связанные с определением финансового результата, не приводятся. ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" № 25/01, стр. 42 [26.03.2001] Е.Савченко экономист-аналитик Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------