КОМІТЕТ ВЕРХОВНОЇ РАДИ УКРАЇНИ З ПИТАНЬ ФІНАНСІВ І БАНКІВСЬКОЇ ДІЯЛЬНОСТІ Л И С Т N 06-10/187 от 02.04.2001 В Комитете Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности рассмотрен запрос Государственной налоговой администрации по некоторым вопросам применения Закона Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" ( 2181-14 ). В соответствии с п. 1.11 ст. 1 этого Закона налоговая декларация, расчет - это документ, представляемый налогоплательщиком в контролирующий орган в сроки и по форме, установленные законодательством, на основании которого осуществляется начисление и/или уплата налога, сбора (обязательного платежа). Согласно абзацу второму пп. 4.1.3 п. 4.1 ст. 4 вышеуказанного Закона установление форм или методов обязательной налоговой отчетности, предусматривающих представление сводной информации по отдельным доходам, расходам, льготам, другим элементам налоговых баз, ранее отраженным в налоговых декларациях либо расчетах по отдельным налогам, сборам (обязательным платежам), не разрешается, если иное не установлено законами по вопросам налогообложения. Подпунктом "з" пп. 4.4.2 ст. 4 этого Закона ( 2181-14 ) определено, что в случаях если вследствие введения нового налога, сбора (обязательного платежа) либо изменения правил налогообложения изменяются формы налогового учета или обязательной налоговой отчетности, центральный налоговый орган обязан бесплатно обнародовать такие новые формы учета и отчетности. Запрещается использование бланков строгой отчетности или учета как форм налогового учета или отчетности, если иное прямо не установлено Законом по вопросам отдельного налога, сбора (обязательного платежа). Формы обязательной налоговой отчетности (налоговые декларации или налоговые расчеты), определенные центральным налоговым органом, должны соответствовать нормам и содержанию соответствующего налога, сбора (обязательного платежа). При этом налогоплательщик имеет право представить налоговый отчет по другой форме, если он считает, что форма налоговой отчетности, определенная центральным налоговым органом, увеличивает или уменьшает его налоговые обязательства вопреки нормам Закона по такому налогу, сбору (обязательному платежу). Такой отчет по другой форме представляется вместе с объяснением мотивов его составления. Вопросы обжалования форм обязательной налоговой отчетности урегулированы пп."і" пп.4.4.2 ст.4 указанного Закона ( 2181-14 ). То есть налоговые декларации или налоговые расчеты налогоплательщики представляют в налоговые органы по формам, определенным центральным налоговым органом с учетом вышеуказанных положений. Анализ законодательства, регулирующего механизм взимания отдельных налогов и сборов (обязательных платежей) дает основания согласиться с заключением Государственной налоговой администрации Украины, что: - базовым налоговым (отчетным) периодом для плательщиков платы (налога) за землю определяется календарный месяц; - базовым налоговым (отчетным) периодом для плательщиков фиксированного сельскохозяйственного налога определяется календарный месяц; - базовым налоговым (отчетным) периодом для плательщиков платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, определяется календарный квартал; - базовым налоговым (отчетным) периодом для плательщиков сбора за специальное использование природных ресурсов (включающего оплату за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, сбор за специальное использование водных ресурсов и сбор за пользование водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта, сбор за специальное использование лесных ресурсов и пользование земельными участками лесного фонда, сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, сбор за загрязнение окружающей среды) определяется календарный квартал; - базовым налоговым (отчетным) периодом для плательщиков рентной платы за нефть и природный газ, добываемые в Украине, определяется календарный месяц; - базовым налоговым (отчетным) периодом для плательщиков местных налогов и сборов (обязательных платежей), определенных в соответствии с Законом Украины "О системе налогообложения" и Декретом Кабинета Министров Украины "О местных налогах и сборах", определяется такой период, по которому установлена необходимость их уплаты соответствующими органами местного самоуправления согласно их компетенции. Что касается механизмов администрирования исчисления и уплаты в государственный бюджет отчислений от поступлений за транспортировку нефти магистральными нефтепроводами и от платы за транзит аммиака через территорию Украины, то следует отметить, что эти платежи не предусмотрены Законом Украины "О системе налогообложения", то есть по своей сути не относятся к налогам и сборам (обязательным платежам) . При таких обстоятельствах процедуры, предусмотренные Законом Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" при администрировании указанных платежей не применяются. По нашему мнению, Министерство финансов Украины совместно с Государственной налоговой администрацией Украины должно инициировать перед Кабинетом Министров Украины, как субъектом права законодательной инициативы, вопросы по разработке и внесению на рассмотрение Верховной Рады Украины соответствующих законопроектов по включению этих платежей в систему налогообложения и определения элементов налоговых баз и механизмов их уплаты по возможному определению ставок таких платежей законом Украины о государственном бюджете на соответствующий год. Первый заместитель Председателя Комитета С. Терехин "Экспресс-анализ законодательных и нормативных актов", N 17, 23 апреля 2001 г.