Сбор в фонд Украины социальной защиты инвалидов ------------------------------------------------------------------ Нормативы рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов Действующим Законом о социальной защищенности инвалидов ( 875-12 ) не определена форма акта, устанавливающего нормативы рабочих мест на предприятиях. Однако в соответствии с п. 12 ст. 34 Закона о местном самоуправлении ( 280/97-ВР ) к полномочиям испол- нительных органов сельских, поселковых и городских советов относи- тся не только бронирование рабочих мест на предприятиях, в учреж- дениях, организациях (независимо от форм собственности), предназ- наченных для трудоустройства лиц, которые нуждаются в социальной защите и не могут конкурировать на рынке труда, но и: - определение нормативов таких рабочих мест; - принятие решений об образовании на предприятиях специальных рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью; - согласование ликвидации таких рабочих мест. Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 23 Закона о местных гос- администрациях ( 586-14 ) местные государственные администрации имеют право и должны трудоустраивать инвалидов, помогать в приоб- ретении ими необходимой квалификации. Формой реализации полномочий вышеназванных государственных ор- ганов являются их акты (решения исполнительного органа власти, распоряжения председателя городской государственной администрации и т.п.). Таким образом, вышеуказанными актами могут устанавлива- ться и нормативы рабочих мест, предназначенных для инвалидов. Статья 19 Закона о социальной защищенности инвалидов опреде- ляет, что нормативы рабочих мест устанавливаются местными советами народных депутатов совместно с предприятиями (объединениями), учреждениями и организациями, общественными организациями инвали- дов при участии отделений Фонда Украины социальной защиты инвали- дов в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Се- вастополе на основании предложений органов Министерства социальной защиты населения Украины ежегодно в размере не менее 4 % от общей численности работающих. В случае если на предприятии работает от 15 до 25 человек, устанавливается норматив в количестве одного ра- бочего места. Следует отметить, что нормативы рабочих мест устанавливаются для конкретного предприятия и сроком на один год. Норматив считае- тся установленным, когда предприятию представлен вышеуказанный акт государственных органов. Рабочее место инвалида Предприятие, кроме создания рабочих мест для инвалидов, сог- ласно установленным нормативам обязано оборудовать его в соот- ветствии с требованиями Постановления № 314 ( 314-95-п ) к рабочем месту инвалидов. В соответствии с п. 1 указанного Постановления рабочим местом инвалида может быть: - обычное рабочее место, если по условиям труда и с учетом физических возможностей инвалида оно может быть использовано им в работе; - специализированное рабочее место инвалида, т.е. рабочее место, оснащенное специальным техническим оборудованием, приспо- соблениями и устройствами для труда инвалида в зависимости от ана- томических дефектов или нозологических форм заболевания, а также с учетом рекомендации медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК), профессиональных навыков и знаний инвалида. После прохождения аттестации специальной комиссией с участием представителей МСЭК, органов Госнадзорохрантруда, общественных организаций инвалидов такое рабочее место считается созданным. После этого работник-инвалид может приступить к выполнению своих трудовых обязанностей. Следует отметить, что такое рабочее место может быть создано как на производстве, так и дома. Отчисление целевых средств в Фонд Украины социальной защиты инвалидов Если на предприятии работает инвалидов меньше, чем установлено нормативом предприятия, организации (независимо от форм собствен- ности), в соответствии со ст. 20 Закона о социальной защищенности инвалидов ( 875-12 ) предприятия обязаны ежегодно отчислять в от- деления Фонда в Автономной Республике Крым, областях, городах Кие- ве и Севастополе целевые средства на создание рабочих мест, пред- назначенных для трудоустройства инвалидов на осуществление меро- приятий по их социально-трудовой и профессиональной реабилитации. Планируемый размер поступлений (и, соответственно, расходов на указанные цели) на 2001 год определен Законом о Госбюджете - 2001 в объеме 47000 тыс. грн. Размер отчислений определяется средней годовой заработной платой на конкретном предприятии за каждое рабочее место, не занятое инвалидом. Среднегодовая заработная плата работников в целом по предприятию исчисляется делением сумм, начисленных из фонда оплаты работников, как в денежной, так и в натуральной фор- мах на среднеучетную численность работников в эквиваленте полной занятости. Среднеучетная численность работающих определяется в соответствии с Инструкцией по статистике численности работников, занятых в народном хозяйстве Украины, утвержденной приказом Мин- стата Украины от 07.07.95 г. № 171 ( z0287-95 ). Пример Определим размер отчислений в Фонд Украины социальной защиты инвалидов, если: среднеучетная численность работников в эквивален- те полной занятости за год составила 150 рабочих мест; фонд оплаты труда за год - 500000 грн.; норматив рабочих мест для инвалидов: 150 х 4 : 100 = 6 чел. Размер отчислений в Фонд Украины социальной защиты инвалидов в случае, если на предприятии работает 2 инвалида: (500 000 : 150) х (6 - 2) = 13 333,33 грн. Если общая численность на предприятии составляет менее 15 ра- ботников, то и отчислений в Фонд Украины социальной защиты инвали- дов не будет, т.к. норматив согласно ст. 19 Закона о социальной защищенности инвалидов для данного случая не установлен. Сроки уплаты сбора Сбор в сумме, рассчитанной в соответствии со ст. 19 Закона о социальной защищенности инвалидов ( 875-12 ), перечисляется в до- ход Государственного бюджета Украины на счета, открытые на имя управлений Государственного казначейства Украины в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе (код бюд- жетной классификации 50070000). Отчисления осуществляются пред- приятиями самостоятельно не позднее 15 марта года, следующего за отчетным. В соответствии с п. 3.3 Инструкции № 130 {1} предприятия не позднее 15 января года, следующего за отчетным, должны зарегистри- роваться в Фонде инвалидов и представить отчет о занятости инвали- дов, хотя на практике предприятиям разрешено представлять отчеты в Фонд инвалидов до 15 марта. Сбор с "единоналожников" Следует отметить, что действие Закона о социальной защищеннос- ти инвалидов распространяется на все предприятия независимо от формы собственности и хозяйствования, но в то же время статья 6 Указа № 746 ( 746/99 ) освобождает субъектов малого предпринима- тельства, уплачивающих единый налог, от уплаты сборов в Фонд Ук- раины социальной защиты инвалидов. В данном случае следует руко- водствоваться теми нормативно-правовыми актами, которые не ущем- ляют прав налогоплательщиков. Таким образом, "единоналожники" не являются плательщиками сбора в Фонд Украины социальной защиты ин- валидов. Средства предприятий, за счет которых уплачивается сбор В соответствии со ст. 5.2.5 Закона о прибыли ( 334/94-ВР ) в состав валовых расходов включаются суммы внесенных (начисленных) налогов, сборов (обязательных платежей), установленных Законом о системе ( 1251-12 ) налогообложения. Согласно ст. 2 Закона о системе налогообложения сбор в Фонд инвалидов полностью зачисляется в Фонд Украины социальной защиты инвалидов. Поступления в Фонд инвалидов в соответствии с п. 22 ст. 31 Закона о Госбюджете - 2001 ( 2120-14 ) формируют специальный фонд Государственного бюджета Украины наряду с такими сборами, как, например, сбор за загрязнение окружающей среды, сбор за гео- логоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюд- жета и пр. В то же время ст. 14 Закона о системе налогообложения не относит сбор в Фонд инвалидов к общегосударственным налогам и сборам (обязательным платежам). Кроме того, данный сбор не включен и в состав местных налогов и сборов. Таким образом, предприятия, для которых установлен норматив рабочих мест для инвалидов и не создавшие их, обязаны произвести отчисления в Фонд (пропорционально незанятым местам) за счет при- были, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов (п. 3.6 Инструкции № 130). Ответственность плательщиков за правильное начисление и свое- временное внесение средств в Фонд Украины социальной защиты инвалидов В соответствии с п. 6 Инструкции № 130 ответственность за не- правильное начисление и несвоевременное внесение средств в Фонд возлагается на предприятия. Предприятия, на которых работает инвалидов меньше, чем уста- новлено нормативом, обязаны ежегодно отчислять сборы в отделения Фонда. Несвоевременно внесенная предприятием сумма сбора в Фонд считается недоимкой и взыскивается с начислением пени. К несвое- временно внесенным суммам относится также сумма задолженности, вы- явленная проверяющими органами во время проверки. Пеня начисляется на сумму недоимки за каждый день просрочки, включая день оплаты, в размере 120% учетной ставки НБУ. Кроме того, предприятия сами обязаны начислить пеню на всю сумму задолженности за весь период просрочки и отразить ее в рас- четной ведомости по отчислениям в отделения Фонда. В случае если пеня не начислена предприятием, то при проверке его расчетной ве- домости пеню начисляет отделение Фонда, о чем письменно сообщают плательщику отчислений. Однако если вина за несвоевременное зачисление платежей лежит на учреждении банка, тогда банк выплачивает Фонду пеню за каждый день просрочки. С плательщиков за эти дни пеня не взыскивается (п. 6.5 Инструкции № 130). Отделения Фонда имеют право предъявить плательщику претензию о задолженности вместе с начисленной пеней, если предприятием в установленный срок сборы не перечислены. Перечень сокращений нормативных документов, использованных в данной консультации: 1. Закон о прибыли - Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 28.12.94 г. № 334/94-ВР, в редакции Закона Ук- раина от 22.05.97 г. № 283/97-ВР, с изменениями и дополнениями. 2. Закон о социальной защищенности инвалидов - Закон Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине" от 21.03.91 г. № 875-ХII с изменениями и дополнениями. 3. Закон о местном самоуправлении - Закон Украины "О местном са- моуправлении в Украине" от 21.05.97 г. № 280/97-ВР с изменения- ми и дополнениями. 4. Закон о местных госадминистрациях - Закон Украины "О местных государственных администрациях" от 09.04.99 г. № 586-ХIV. 5. Закон о Госбюджете - 2001 - Закон Украины "О Государственном бюджете на 2001 год" от 07.12.2000 г. № 2120-III. 6. Закон о системе налогообложения - Закон Украины "О системе налогообложения" от 25.06.91 г. № 1251-XII, в редакции от 18.02.97 г. № 77/97-ВР, с изменениями и дополнениями. 7. Указ № 746 - Указ Президента "Об упрощенной системе налогообло- жения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" от 03.07.98 г. № 727/98, в редакции от 28.06.99 г. № 746/99, с изменениями и дополнениями. 8. Постановление № 314 - Постановление Кабинета Министров Украины "Об организации рабочих мест и трудоустройстве инвалидов" от 03.05.95 г. № 314 с изменениями и дополнениями. 9. Инструкция № 130 - Инструкция о порядке поступления, учета и расходования средств Фонда Украины социальной защиты инвалидов, утвержденная приказом Министерства труда и социальной политики Украины, Министерства финансов Украины, Государственной налого- вой администрации Украины от 02.08.99 г. № 130/171/398, с изме- нениями и дополнениями. {1} В настоящее время действие Инструкции № 130 приостановлено согласно сообщению Государственного комитета Украины по вопро- сам регулярной политики и предпринимательства от 04.10.2000г., но Фонд инвалидов продолжает руководствоваться ею в своей по- вседневной работе. ------------------------------------------------------------------ "ГлавБух" №14/01, стр. 67 [9.04.2001] Татьяна Евсеева Бухгалтер-аналитик ------------------------------------------------------------------