Сбор в фонд Украины социальной защиты инвалидов

------------------------------------------------------------------

    Нормативы рабочих мест,  предназначенных  для  трудоустройства
    инвалидов

    Действующим  Законом  о  социальной   защищенности   инвалидов
( 875-12 )  не определена  форма акта, устанавливающего  нормативы
рабочих мест на предприятиях. Однако в соответствии с п. 12 ст. 34
Закона о местном самоуправлении ( 280/97-ВР ) к полномочиям испол-
нительных органов сельских, поселковых и городских советов относи-
тся не только  бронирование рабочих мест на предприятиях, в учреж-
дениях, организациях (независимо от форм  собственности), предназ-
наченных для трудоустройства лиц, которые  нуждаются  в социальной
защите и не могут конкурировать на рынке труда, но и:
    - определение нормативов таких рабочих мест;
    - принятие решений об образовании на предприятиях  специальных
рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью;
    - согласование ликвидации таких рабочих мест.
    Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 23 Закона о местных гос-
администрациях  ( 586-14 )  местные государственные  администрации
имеют право и должны  трудоустраивать инвалидов, помогать в приоб-
ретении ими необходимой квалификации.
    Формой реализации полномочий вышеназванных государственных ор-
ганов являются  их  акты (решения  исполнительного  органа власти,
распоряжения председателя городской государственной  администрации
и т.п.). Таким образом, вышеуказанными  актами  могут устанавлива-
ться и нормативы рабочих мест, предназначенных для инвалидов.
    Статья 19  Закона о социальной  защищенности инвалидов опреде-
ляет, что нормативы рабочих мест устанавливаются местными советами
народных  депутатов  совместно  с  предприятиями  (объединениями),
учреждениями и организациями, общественными  организациями инвали-
дов при участии отделений Фонда Украины социальной защиты  инвали-
дов в  Автономной  Республике Крым, областях, городах Киеве и  Се-
вастополе на основании предложений органов Министерства социальной
защиты населения Украины ежегодно в размере  не менее 4 % от общей
численности  работающих. В случае если  на предприятии работает от
15 до 25 человек, устанавливается норматив в количестве одного ра-
бочего места.
    Следует отметить, что нормативы рабочих  мест  устанавливаются
для конкретного предприятия и сроком на один год. Норматив считае-
тся установленным, когда предприятию представлен вышеуказанный акт
государственных органов.

    Рабочее место инвалида

    Предприятие, кроме создания  рабочих мест для  инвалидов, сог-
ласно  установленным нормативам обязано  оборудовать его  в  соот-
ветствии с требованиями Постановления № 314 ( 314-95-п ) к рабочем
месту  инвалидов. В соответствии с  п. 1 указанного  Постановления
рабочим местом инвалида может быть:
    - обычное рабочее место, если по условиям  труда  и  с  учетом
физических возможностей инвалида оно может быть использовано им  в
работе;
    - специализированное  рабочее  место  инвалида,  т.е.  рабочее
место, оснащенное  специальным  техническим оборудованием, приспо-
соблениями и устройствами для труда инвалида в зависимости от ана-
томических дефектов или нозологических форм заболевания, а также с
учетом рекомендации медико-социальной экспертной  комиссии (МСЭК),
профессиональных навыков и знаний инвалида.
    После прохождения аттестации специальной комиссией с  участием
представителей  МСЭК,  органов  Госнадзорохрантруда,  общественных
организаций инвалидов такое  рабочее  место  считается  созданным.
После этого работник-инвалид может приступить к  выполнению  своих
трудовых обязанностей.  Следует отметить, что такое рабочее  место
может быть создано как на производстве, так и дома.

    Отчисление целевых средств в Фонд  Украины  социальной  защиты
    инвалидов

    Если на предприятии работает инвалидов меньше, чем установлено
нормативом  предприятия, организации (независимо от форм собствен-
ности), в соответствии со ст. 20  Закона о социальной защищенности
инвалидов ( 875-12 ) предприятия обязаны ежегодно  отчислять в от-
деления Фонда в Автономной Республике Крым, областях, городах Кие-
ве и Севастополе  целевые средства на создание рабочих мест, пред-
назначенных для трудоустройства  инвалидов  на осуществление меро-
приятий  по их социально-трудовой и профессиональной реабилитации.
Планируемый  размер  поступлений (и,  соответственно, расходов  на
указанные цели) на 2001 год  определен Законом о Госбюджете - 2001
в объеме 47000 тыс. грн.
    Размер  отчислений  определяется  средней  годовой  заработной
платой на конкретном  предприятии  за  каждое  рабочее  место,  не
занятое инвалидом.  Среднегодовая заработная  плата  работников  в
целом по предприятию исчисляется  делением  сумм,  начисленных  из
фонда оплаты  работников, как в денежной, так и в натуральной фор-
мах на среднеучетную  численность работников  в эквиваленте полной
занятости. Среднеучетная  численность  работающих  определяется  в
соответствии  с Инструкцией по  статистике численности работников,
занятых в  народном  хозяйстве Украины, утвержденной приказом Мин-
стата Украины от 07.07.95 г. № 171 ( z0287-95 ).

    Пример

    Определим размер отчислений в Фонд Украины  социальной  защиты
инвалидов, если: среднеучетная численность работников в эквивален-
те полной занятости за год составила 150 рабочих мест;
    фонд оплаты труда за год - 500000 грн.;
    норматив рабочих мест для инвалидов:

                       150 х 4 : 100 = 6 чел.

    Размер отчислений в Фонд Украины социальной защиты инвалидов в
случае, если на предприятии работает 2 инвалида:

             (500 000 : 150) х (6 - 2) = 13 333,33 грн.

    Если общая численность на предприятии  составляет менее 15 ра-
ботников, то и отчислений в Фонд Украины социальной защиты инвали-
дов не будет, т.к.  норматив согласно  ст. 19  Закона о социальной
защищенности инвалидов для данного случая не установлен.

    Сроки уплаты сбора

    Сбор в сумме, рассчитанной в соответствии со ст. 19  Закона  о
социальной защищенности инвалидов ( 875-12 ),  перечисляется в до-
ход Государственного  бюджета  Украины на счета, открытые  на  имя
управлений  Государственного  казначейства  Украины  в  Автономной
Республике Крым, областях, городах Киеве  и  Севастополе (код бюд-
жетной  классификации  50070000). Отчисления  осуществляются пред-
приятиями  самостоятельно не позднее 15 марта года,  следующего за
отчетным.
    В соответствии с  п. 3.3 Инструкции № 130 {1}  предприятия  не
позднее 15 января года, следующего за отчетным, должны зарегистри-
роваться в Фонде инвалидов и представить отчет о занятости инвали-
дов, хотя на практике предприятиям разрешено представлять отчеты в
Фонд инвалидов до 15 марта.

    Сбор с "единоналожников"

    Следует отметить, что действие Закона о социальной защищеннос-
ти инвалидов  распространяется на все  предприятия  независимо  от
формы собственности  и хозяйствования, но в то же  время  статья 6
Указа № 746 ( 746/99 ) освобождает  субъектов малого  предпринима-
тельства, уплачивающих единый  налог, от уплаты  сборов в Фонд Ук-
раины социальной защиты инвалидов.  В данном случае  следует руко-
водствоваться  теми  нормативно-правовыми актами, которые не ущем-
ляют прав  налогоплательщиков. Таким  образом, "единоналожники" не
являются плательщиками  сбора в Фонд Украины социальной защиты ин-
валидов.

    Средства предприятий, за счет которых уплачивается сбор

    В соответствии со  ст. 5.2.5  Закона о прибыли ( 334/94-ВР ) в
состав валовых  расходов включаются  суммы внесенных (начисленных)
налогов, сборов (обязательных платежей), установленных  Законом  о
системе ( 1251-12 ) налогообложения.
    Согласно ст. 2 Закона о системе налогообложения  сбор  в  Фонд
инвалидов полностью зачисляется в Фонд Украины  социальной  защиты
инвалидов. Поступления в Фонд инвалидов в соответствии с п. 22 ст.
31  Закона о Госбюджете  -  2001 ( 2120-14 ) формируют специальный
фонд  Государственного бюджета Украины  наряду с  такими  сборами,
как, например, сбор за загрязнение  окружающей среды, сбор за гео-
логоразведочные работы, выполненные за счет  государственного бюд-
жета и пр.
    В то же время ст.  14  Закона  о  системе  налогообложения  не
относит сбор в Фонд  инвалидов  к  общегосударственным  налогам  и
сборам (обязательным платежам). Кроме того, данный сбор не включен
и в состав местных налогов и сборов.
    Таким образом, предприятия, для  которых  установлен  норматив
рабочих мест для инвалидов и не создавшие их,  обязаны  произвести
отчисления  в Фонд (пропорционально незанятым местам) за счет при-
были, остающейся в распоряжении  предприятия после  уплаты налогов
(п. 3.6 Инструкции № 130).

    Ответственность плательщиков за правильное  начисление и свое-
    временное внесение  средств в  Фонд Украины социальной  защиты
    инвалидов

    В соответствии с  п. 6 Инструкции № 130 ответственность за не-
правильное  начисление и несвоевременное  внесение средств  в Фонд
возлагается на предприятия.
    Предприятия, на  которых работает  инвалидов меньше, чем уста-
новлено  нормативом, обязаны ежегодно отчислять  сборы в отделения
Фонда.
    Несвоевременно  внесенная  предприятием  сумма  сбора  в  Фонд
считается  недоимкой и взыскивается  с начислением пени. К несвое-
временно внесенным суммам относится также сумма задолженности, вы-
явленная проверяющими органами во время проверки. Пеня начисляется
на сумму недоимки за каждый день просрочки, включая день оплаты, в
размере 120% учетной ставки НБУ.
    Кроме того, предприятия сами обязаны  начислить  пеню  на  всю
сумму задолженности за весь период  просрочки и отразить ее в рас-
четной ведомости  по отчислениям в отделения Фонда.  В случае если
пеня не  начислена предприятием, то при проверке его расчетной ве-
домости пеню начисляет  отделение Фонда, о чем письменно  сообщают
плательщику отчислений.
    Однако если вина за несвоевременное зачисление платежей  лежит
на учреждении банка, тогда банк выплачивает Фонду пеню  за  каждый
день просрочки. С плательщиков за эти дни пеня не взыскивается (п.
6.5 Инструкции № 130).
    Отделения Фонда имеют право предъявить плательщику претензию о
задолженности вместе с  начисленной  пеней,  если  предприятием  в
установленный срок сборы не перечислены.

    Перечень сокращений нормативных документов,  использованных  в
    данной консультации:

1. Закон о прибыли -  Закон  Украины  "О  налогообложении  прибыли
   предприятий"  от 28.12.94 г. № 334/94-ВР, в редакции Закона Ук-
   раина от 22.05.97 г. № 283/97-ВР, с изменениями и дополнениями.
2. Закон о  социальной  защищенности  инвалидов  -  Закон  Украины
   "Об основах  социальной  защищенности  инвалидов  в Украине" от
   21.03.91 г. № 875-ХII с изменениями и дополнениями.
3. Закон о местном самоуправлении  -  Закон Украины "О местном са-
   моуправлении в Украине" от 21.05.97 г. № 280/97-ВР с изменения-
   ми и дополнениями.
4. Закон о местных госадминистрациях - Закон  Украины  "О  местных
   государственных администрациях" от 09.04.99 г. № 586-ХIV.
5. Закон о Госбюджете - 2001  - Закон Украины  "О  Государственном
   бюджете на 2001 год" от 07.12.2000 г. № 2120-III.
6. Закон  о  системе  налогообложения  -  Закон Украины "О системе
   налогообложения"  от  25.06.91 г.  № 1251-XII,  в  редакции  от
   18.02.97 г. № 77/97-ВР, с изменениями и дополнениями.
7. Указ № 746 - Указ Президента "Об упрощенной системе налогообло-
   жения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства"
   от 03.07.98 г. №  727/98, в редакции от 28.06.99 г. № 746/99, с
   изменениями и дополнениями.
8. Постановление № 314 - Постановление Кабинета Министров  Украины
   "Об организации рабочих мест и  трудоустройстве  инвалидов"  от
   03.05.95 г. № 314 с изменениями и дополнениями.
9. Инструкция № 130 - Инструкция о порядке  поступления,  учета  и
   расходования средств Фонда Украины социальной защиты инвалидов,
   утвержденная приказом Министерства труда и социальной  политики
   Украины, Министерства финансов Украины, Государственной налого-
   вой администрации Украины от 02.08.99 г. № 130/171/398, с изме-
   нениями и дополнениями.

{1} В настоящее  время действие  Инструкции  № 130  приостановлено
    согласно сообщению Государственного комитета Украины по вопро-
    сам регулярной политики и предпринимательства от 04.10.2000г.,
    но Фонд инвалидов  продолжает руководствоваться ею в своей по-
    вседневной работе.


------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№14/01, стр. 67
[9.04.2001]
Татьяна Евсеева
Бухгалтер-аналитик
------------------------------------------------------------------