Мусор в учете (и вообще целевое финансирование в нем же) ------------------------------------------------------------------ У тех бухгалтеров, которым доводилось сталкиваться с целевым финансированием (ЦФ), наверняка возникали трудности в бухучетном отражении поступления и использования таких средств. В первую очередь эти трудности связаны с неопределенностью са- мого понятия ЦФ. Ни в ныне действующих нормативных актах, ни в старых советских законодательного определения термина "средства целевого финансирования" мы не нашли. В принципе, целевой характер использования - это лишь условие предоставления денежных средств, сами же деньги могут иметь различную природу. На практике предприятия и организации обычно получают ЦФ в ви- де целевых поступлений юридических и физических лиц, которые оформляются как безвозвратная финансовая помощь или добровольные пожертвования (благотворительная и гуманитарная помощь), в виде членских взносов, субсидий, дотаций, грантов. Причем целевой и адресный характер предоставления ЦФ подразу- мевает наличие контроля за их использованием со стороны предостав- ляющих эти денежные средства субъектов. Бухучет средств ЦФ осуществляется на счете 48 "Целевое финан- сирование и целевые поступления". Хотим обратить особое внимание на то, что данный счет носит то же название, что и счет 96 из ста- рого Плана счетов, но выполняет совершенно иные функции. По новым правилам расходы, связанные с использованием ЦФ, не затрагивают д-т 48, а отражаются непосредственно на счетах классов 8 или 9 в качестве обычных расходов, корреспондируя в данном слу- чае с активными или пассивными счетами. Что же касается счета 48, то в соответствии с п. 16-19 П(С)БУ 15 ( z0860-99 ) на нем отра- жается сумма ЦФ до признания ее доходом. При этом 48-й счет сог- ласно Инструкции о применении Плана счетов корреспондирует с к-том 718 "Полученные гранты и субсидии" или 745 "Доход от бесплатно по- лученных активов" - в зависимости от назначения ЦФ. Например, та- кой вид ЦФ, как гуманитарная помощь, приказом Минфина от 14.12.99 г. № 298 ( z0915-99 ) "О порядке бухгалтерского учета гуманитарной помощи" предписано учитывать на субсчете 745. Данный способ отра- жения вполне оправдан, ведь гуманитарная помощь, как и некоторые другие виды ЦФ, поступает без какой-либо встречной денежной или товарной компенсации. Теперь несколько примеров бухучетного отражения ЦФ. В общем случае операции по получению и использованию ЦФ в бух- галтерском учете отражаются следующим образом: 1) д-т 20, 22, 23, 28, 30, 31, к-т 48 - поступление ЦФ (эта операция может проходить и в два этапа: вначале начисление ЦФ - д-т 37, к-т 48, а затем поступление - д-т 20, 22, 23, 28, 30, 31, 31, к-т 37); 2) д-т 92, 949, 977 (81, 82, 83, 84, 85), к-т 131, 20, 22, 23, 28, 30, 31, 51, 652, 653, 655, 631, 661, 685 - понесены расходы, связанные с выполнением условий целевого финансирования; 3) одновременно на сумму, равную расходам, ЦФ признается дохо- дом (п. 17 П(С)БУ 15 ( z0860-99 )): - суммы, полученные в виде грантов, субсидий, дотаций, - д-т 48, к-т 718; - суммы, полученные в виде целевых взносов юридических и физи- ческих лиц, правительства и других государственных органов, членских взносов, - д-т 48, к-т 745. В случае использования ЦФ на капитальные инвестиции такие сум- мы согласно п. 18 П(С)БУ 15 признаются доходом по мере начисления амортизации объектов инвестирования с равномерным отнесением их в 7-й класс счетов в течение периода полезного использования таких объектов. В этом случае целесообразно использовать в качестве транзитного счет 69 "Доходы будущих периодов". Правда, в п. 18 П(С)БУ 15 об этом ничего не сказано, но подобный подход выглядит достаточно логичным. Применять счет 69 рекомендует и В. Н. Пархо- менко в статье "Годовая финансовая отчетность за 2000 год" {1}. Отражение капитальных инвестиций, осуществляемых за счет ЦФ: 1) д-т 31, к-т 48 - получение ЦФ в виде денежных средств (пос- туплению денег могут предшествовать проводки д-т 37, к-т 48 и д-т 31, к-т 37); 2) д-т 10, 11, 12, 15, к-т 63 и одновременно д-т 48, к-т 69 - покупка необоротных активов; 3) д-т 63, к-т 31 - перечисление денег продавцу; 4) д-т 23, к-т 131 и одновременно д-т 69, к-т 745 на ту же сумму - амортизация капитальных инвестиций. Несколько слов о таком виде ЦФ, как жилищные субсидии. В нас- тоящее время из всех субсидируемых жилищно-коммунальных услуг лишь вывоз бытового мусора оплачивается не физическими лицами непос- редственно, а ЖСК или ЖЭКами. Поэтому и услуги по вывозу мусора предоставляются не гражданам, имеющим право на субсидию, а ЖСК (ЖЭКам). Полученные из бюджета и внебюджетных фондов суммы жилищ- ных субсидий и стоимость дополнительных льгот отдельным категориям граждан с целью государственного регулирования цен на продукцию (работы, услуги) отражаются в отчете о финансовых результатах (ф. № 2) по строке 060 "Прочие операционные доходы". Бухгалтерский учет начисления и получения субсидии в ЖСК (ЖЭКе), по нашему мнению, может осуществляться следующим образом: 1) д-т 23, к-т 685 - ЖСК (ЖЭКу) предоставлена услуга по вывозу мусора; 2) д-т 903, к-т 23 - стоимость услуг отнесена на расходы; 3) д-т 361, к-т 703 - ЖСК (ЖЭК) произвел начисление квартплаты (без учета субсидии); 4) д-т 377, к-т 48 - отражена задолженность бюджета по субси- диям; 5) д-т 48, к-т 718 - признан доход в размере субсидируемых ус- луг по вывозу мусора; 6) д-т 791, к-т 903, д-т 703, 718, к-т 791 - доходы и расходы отнесены на финансовый результат; 7) д-т 311, к-т 361, 377 - поступили денежные средства от граждан и субсидии из бюджета; 8) д-т 685, к-т 311 - оплачены услуги по вывозу мусора. И еще об одном нюансе. Пункт 19 П(С)БУ 15 регулирует ситуацию, когда расходы, связанные с использованием ЦФ, понесены раньше, чем были получены средства ЦФ. Доход по таким средствам признается в момент образования дебиторской задолженности, связанной с получе- нием ЦФ в счет компенсации ранее понесенных расходов. Допустим, строительно-монтажная организация за свой счет осу- ществляет мероприятия по устранению последствий стихийного бедст- вия (понесены расходы в виде стоимости материалов, зарплаты, изно- са техники, оплаты услуг). Спустя некоторое время (в другом отчет- ном периоде) местный орган власти или КМУ принимает решение о вы- делении средств из соответствующих бюджетов на компенсацию таких расходов. В бухучете СМУ это отразится следующим образом: 1) д-т 92, 949, 977 (81, 82, 83, 84, 85), к-т 31, 20, 22, 23, 28, 30, 31 - понесены расходы; 2) д-т 37, к-т 48 - подписано распоряжение о компенсации рас- ходов, связанных с устранением последствий природных катаклизмов, и одновременно д-т 48, к-т 718 - средства признаются доходом в размере пред- полагаемой компенсации; 3) д-т 311, к-т 37 - получены средства ЦФ. {1} См. "Бухгалтерский учет и аудит" № 12/2000, а также "Бухгал- терскую газету" № 3'2001, с. 4-7. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №11/01, стр. 80 [01.04.2001] Андрей Распопин ------------------------------------------------------------------