Мусор в учете
            (и вообще целевое финансирование в нем же)

------------------------------------------------------------------

    У тех бухгалтеров, которым доводилось сталкиваться  с  целевым
финансированием (ЦФ), наверняка возникали  трудности в  бухучетном
отражении поступления и использования таких средств.
    В первую очередь эти трудности связаны с неопределенностью са-
мого понятия ЦФ. Ни в ныне действующих  нормативных  актах,  ни  в
старых советских законодательного  определения  термина  "средства
целевого финансирования" мы не нашли. В принципе, целевой характер
использования - это лишь условие предоставления денежных  средств,
сами же деньги могут иметь различную природу.
    На практике предприятия и организации обычно получают ЦФ в ви-
де целевых  поступлений  юридических  и  физических  лиц,  которые
оформляются как безвозвратная финансовая помощь  или  добровольные
пожертвования (благотворительная и гуманитарная  помощь),  в  виде
членских взносов, субсидий, дотаций, грантов.
    Причем целевой и адресный характер предоставления ЦФ  подразу-
мевает наличие контроля за их использованием со стороны предостав-
ляющих эти денежные средства субъектов.
    Бухучет средств ЦФ осуществляется на счете 48 "Целевое  финан-
сирование и целевые поступления". Хотим  обратить особое  внимание
на то, что данный счет носит то же название, что и счет 96 из ста-
рого Плана счетов, но выполняет совершенно иные функции.
    По новым правилам расходы, связанные с использованием  ЦФ,  не
затрагивают д-т 48, а отражаются непосредственно на счетах классов
8 или 9 в качестве обычных расходов, корреспондируя в данном  слу-
чае с активными или пассивными счетами.  Что же касается счета 48,
то в  соответствии с  п. 16-19 П(С)БУ 15 ( z0860-99 ) на нем отра-
жается сумма  ЦФ до признания ее доходом.  При этом 48-й счет сог-
ласно Инструкции о применении Плана счетов корреспондирует с к-том
718 "Полученные гранты и субсидии" или 745 "Доход от бесплатно по-
лученных активов" - в зависимости от  назначения ЦФ. Например, та-
кой вид ЦФ, как гуманитарная помощь, приказом  Минфина от 14.12.99
г. № 298 ( z0915-99 ) "О порядке бухгалтерского учета гуманитарной
помощи" предписано учитывать на субсчете 745.  Данный способ отра-
жения вполне оправдан, ведь гуманитарная  помощь, как и  некоторые
другие виды ЦФ, поступает  без какой-либо  встречной  денежной или
товарной компенсации.
    Теперь несколько примеров бухучетного отражения ЦФ.
    В общем случае операции по получению и использованию ЦФ в бух-
галтерском учете отражаются следующим образом:
    1) д-т 20, 22, 23, 28, 30, 31, к-т 48 -  поступление  ЦФ  (эта
операция  может проходить и  в два  этапа: вначале начисление ЦФ -
д-т 37, к-т 48, а затем  поступление - д-т 20, 22, 23, 28, 30, 31,
31, к-т 37);
    2) д-т 92, 949, 977 (81, 82, 83, 84, 85), к-т 131, 20, 22, 23,
28, 30, 31, 51, 652, 653, 655, 631, 661, 685 -  понесены  расходы,
связанные с выполнением условий целевого финансирования;
    3) одновременно на сумму, равную расходам, ЦФ признается дохо-
дом (п. 17 П(С)БУ 15 ( z0860-99 )):
    - суммы, полученные в  виде  грантов, субсидий, дотаций, - д-т
48, к-т 718;
    - суммы, полученные в виде целевых взносов юридических и физи-
ческих  лиц,  правительства  и  других  государственных   органов,
членских взносов, - д-т 48, к-т 745.
    В случае использования ЦФ на капитальные инвестиции такие сум-
мы согласно п. 18 П(С)БУ 15 признаются доходом по мере  начисления
амортизации объектов инвестирования с равномерным отнесением их  в
7-й класс счетов в течение периода полезного  использования  таких
объектов. В этом  случае  целесообразно  использовать  в  качестве
транзитного  счет 69  "Доходы  будущих  периодов". Правда, в п. 18
П(С)БУ 15 об этом ничего не сказано, но подобный  подход  выглядит
достаточно логичным. Применять счет 69 рекомендует и  В. Н. Пархо-
менко в статье "Годовая финансовая отчетность за 2000 год" {1}.
    Отражение капитальных инвестиций, осуществляемых за счет ЦФ:
    1) д-т 31, к-т 48 - получение ЦФ в виде денежных средств (пос-
туплению денег могут предшествовать проводки д-т 37, к-т 48 и  д-т
31, к-т 37);
    2) д-т 10, 11, 12, 15, к-т 63 и одновременно д-т 48, к-т 69  -
покупка необоротных активов;
    3) д-т 63, к-т 31 - перечисление денег продавцу;
    4) д-т 23, к-т 131  и  одновременно д-т 69, к-т 745 на  ту  же
сумму - амортизация капитальных инвестиций.
    Несколько слов о таком виде ЦФ, как жилищные субсидии.  В нас-
тоящее время из всех субсидируемых жилищно-коммунальных услуг лишь
вывоз бытового мусора оплачивается не  физическими  лицами  непос-
редственно, а ЖСК или ЖЭКами.  Поэтому и услуги по  вывозу  мусора
предоставляются не гражданам, имеющим право  на  субсидию,  а  ЖСК
(ЖЭКам).  Полученные из бюджета и внебюджетных фондов суммы жилищ-
ных субсидий и стоимость дополнительных льгот отдельным категориям
граждан с целью государственного регулирования  цен  на  продукцию
(работы, услуги) отражаются  в  отчете  о  финансовых  результатах
(ф. № 2) по строке 060 "Прочие операционные доходы".
    Бухгалтерский учет  начисления  и  получения  субсидии  в  ЖСК
(ЖЭКе), по нашему мнению, может осуществляться следующим образом:
    1) д-т 23, к-т 685 - ЖСК (ЖЭКу) предоставлена услуга по вывозу
мусора;
    2) д-т 903, к-т 23 - стоимость услуг отнесена на расходы;
    3) д-т 361, к-т 703 - ЖСК (ЖЭК) произвел начисление квартплаты
(без учета субсидии);
    4) д-т 377, к-т 48 - отражена задолженность бюджета по  субси-
диям;
    5) д-т 48, к-т 718 - признан доход в размере субсидируемых ус-
луг по вывозу мусора;
    6) д-т 791, к-т 903, д-т 703, 718, к-т 791 - доходы и  расходы
отнесены на финансовый результат;
    7) д-т 311, к-т 361, 377  -  поступили  денежные  средства  от
граждан и субсидии из бюджета;
    8) д-т 685, к-т 311 - оплачены услуги по вывозу мусора.
    И еще об одном нюансе. Пункт 19 П(С)БУ 15 регулирует ситуацию,
когда расходы, связанные с использованием ЦФ, понесены раньше, чем
были получены средства ЦФ.  Доход по таким средствам признается  в
момент образования дебиторской задолженности, связанной с  получе-
нием ЦФ в счет компенсации ранее понесенных расходов.
    Допустим, строительно-монтажная организация за свой счет  осу-
ществляет мероприятия  по устранению последствий стихийного бедст-
вия (понесены расходы в виде стоимости материалов, зарплаты, изно-
са техники, оплаты услуг). Спустя некоторое время (в другом отчет-
ном периоде) местный  орган власти или КМУ принимает решение о вы-
делении средств  из соответствующих  бюджетов на компенсацию таких
расходов. В бухучете СМУ это отразится следующим образом:
    1) д-т 92, 949, 977 (81, 82, 83, 84, 85),  к-т 31, 20, 22, 23,
28, 30, 31 - понесены расходы;
    2) д-т 37, к-т 48 - подписано распоряжение о компенсации  рас-
ходов, связанных с устранением  последствий природных катаклизмов,
    и одновременно
    д-т 48, к-т 718 - средства признаются  доходом в размере пред-
полагаемой компенсации;
    3) д-т 311, к-т 37 - получены средства ЦФ.

{1} См. "Бухгалтерский учет и аудит" № 12/2000, а  также  "Бухгал-
    терскую газету" № 3'2001, с. 4-7.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№11/01, стр. 80
[01.04.2001]
Андрей Распопин

------------------------------------------------------------------