Как "кидают" кредиторов и как кредиторы защищаются

------------------------------------------------------------------

    Испокон веков все кредиторы на  свете мечтают  заполучить свои
денежки, причем побольше и  побыстрее.  А  дебиторы,  естественно,
думают о том,  как бы эти денежки не отдавать, а если уж отдавать,
то поменьше и попозже.  И все это - совершенно  нормально,  Ненор-
мальности начинаются, когда дебиторы и кредиторы принимаются  друг
друга "кидать". К каким только уловкам народ не прибегает!
    Скажем, приходит на предприятие письмо от кредитора о том, что
неплохо-де заплатить сумму долга. Письмо это сопровождается скром-
ной просьбой ответить на него.  Должник, ни о чем  не  подозревая,
отписывает: "Всё о'кей, долг признаём, деньги скоро  перечислим" -
и продолжает спокойненько потягивать пивко.  Как вдруг через  пару
дней кредитор в  бесспорном  порядке  списывает  сумму долга с его
текущего  счета. Должник  рвет на себе  волосы, но  поздно: "поезд
ушел".
   Бывает и так, что простофиля-должник дает кредитору свои бланки
с печатями  и  подписями  (любят  у нас  некоторые предприниматели
обмениваться такими знаками дружеского расположения). В один прек-
расный момент  кредитору  надоедает  ждать  денег  от  забывчивого
должника и он пишет претензию. Но не отправляет ее в долгий почто-
вый путь,  а тут же достает  из заветной  папочки  проштампованно-
подписанные  бланки  и сам  себе  оформляет  ответ  от  дебитора -
естественно, положительный.  Затем  несет  в свой  банк  платежное
требование вкупе  с "ответом" должника и забирает с его счета весь
должок до копеечки.
    И  ведь  не  останавливает  даже  то,  что  за подобные фокусы
должностное лицо кредитора может схлопотать от 5 до 12 лет лишения
свободы по ч. 3 ст. 166 УК  "Превышение   власти  или  должностных
полномочий", если в  результате таких действий была списана  сумма,
превышающая 25 необлагаемых  минимумов (425 грн.).  Самые  хитрые,
если дело заходит слишком далеко, вину за это деяние перекладывают
на  какое-нибудь  совершенно  недолжностное  лицо  (мол,  это  всё
Вася-рассыльный шутки ради написал и директору по случаю 1  апреля
подсунул). В результате все может ограничиться легким испугом.
    Правда, горе-должники тоже бывают не лыком  шиты  и  применяют
разные контрштучки.  Например, стараются  "не получать"  претензий
от кредиторов.  Скажем, устраивают так, что в получении почты рас-
писывается дворник из соседнего ЖЭКа или даже  работник  предприя-
тия-должника, но в  статусе  уборщицы.  Такое  лицо,  понятно,  не
уполномочено принимать корреспонденцию и,  конечно же, эту претен-
зию  "потеряет".  Когда  данное  обстоятельство  выяснится в суде,
кредитору возвратят исковое заявление без рассмотрения и  он будет
вынужден начинать всё сначала.
    Некоторые  прохвосты и  вовсе  заявляют  почтальону (курьеру),
доставившему заказное или ценное письмо с  претензией,  что  такой
фирмы-должника по этому адресу нет.  Тут уж  кредиторам приходится
проявлять смекалку.  Например, перед отправкой заказного (ценного)
письма они звонят директору должника и сообщают, что  послали  ему
копии  спецификаций  от какого-то  договора  с  зарубежной фирмой.
Может,  он  посодействует  старым  друзьям  на  предмет  раздобыть
комплектующие, указанные в этих спецификациях.  Почему не  послали
по  факсу? - Сломался, а  идти к  соседям  и "светить"  интересный
договор  не  хотелось. Для соблюдения  приличий в конверт действи-
тельно кладутся какие-нибудь ненужные спецификации, а между ними -
претензия.
    Попадаются  должники  и  на  такую  удочку. Приезжает директор
кредитора к директору должника  подписать  какие-нибудь  протоколы
намерений.  А заодно - между  делом, протоколами  и  перекурами  -
подсовывает ему некое письмецо ("А кстати, тут вам  мой  бухгалтер
какую-то ерунду передает. Подмахните вот здесь. Это ему для отчет-
ности нужно"). Заметьте, содержание письма - почти невинное, слово
"претензия" в нем может  и  не  встречаться.  Так  себе,  нижайшая
просьба вернуть по возможности должок.  У директора фирмы-должника
от  протоколов уже  в глазах  рябит,  в мозгах  туман от подсчетов
будущих прибылей, а тут еще с директором  кредитора  наметилось  в
ресторанчик заглянуть.  Вот он  и расписывается в  получении  этой
"ерунды".
    В  таком виде  спорта,  как борьба за  долги,  придумана масса
хитрых приемчиков. Отдельные выдумщики-должники  поступают, напри-
мер, так. Пишут положительный ответ на претензию и указывают в нем
номер и дату платежного поручения, которым якобы перечисляют долг.
Могут  даже  платежку  отнести в  банк.  Но при  этом делают в ней
какую-нибудь ма-а-а-ленькую опечаточку (скажем, в МФО банка креди-
тора).  Обнаруживший  ошибку  банк  такую  платежку,  естественно,
возвращает.  Зачем все это нужно? А затем, что теперь кредитор  не
может в бесспорном порядке  взыскать  деньги,  поскольку  в  соот-
ветствии со ст. 8 АПК он уже не имеет права выставить распоряжение
о безакцентном списании.
    В данном случае кредитору приходится  проявлять максимум энер-
гии, забрасывая должника и его банк заказными и ценными письмами с
просьбой рассказать о судьбе платежного  поручения,  указанного  в
ответе на претензию (еще лучше, если банку должника запрос  пошлет
обслуживающий банк кредитора).  Здесь уже ни содержание ответов на
такие  запросы, ни  даже сам  факт ответа  значения не имеют.  При
любом варианте, подождав дней двадцать, кредитор может попробовать
обратиться в арбитражный суд, предварительно взяв справку в  своем
обслуживающем банке о том, что деньги от должника за период с даты
ответа  на  претензию до даты  обращения с  исковым  заявлением  в
арбитражный суд не поступали. Ну а чтобы суд не отфутболил  такого
кредитора, тот в исковом заявлении может сослаться на п. 11 письма
ВАС от 31.03.99 г. № 01-8/141 (см. на с. 23 настоящего выпуска).
   Кстати, недавно у должников появился еще один  метод  защиты на
тот случай, если они по недомыслию все-таки дали на претензию  по-
ложительный ответ, позволяющий кредитору списать сумму в  бесспор-
ном порядке.  В разъяснении  ВАС  от 31.01.2001 г.  № 01-8/97 (см. 
там же) ( v8_97800-01 )  сообщается, что  если последующим письмом
(после положительного ответа на претензию) должник  уведомляет  об
ошибочном  признани претензии, то основания для  списания  долга в
бесспорном порядке  -  отсутствуют!  Письмо  при  этом,  очевидно,
направляется  и в адрес кредитора, и в адрес банка должника. Такое
письмо следует уже расценивать как отрицательный ответ на  претен-
зию, что является  поводом для подачи искового заявления в  арбит-
ражный суд.  И еще несколько слов для кредиторов. Даже  если  срок
исковой давности истек, вы все равно можете послать должнику  пре-
тензию и, если он признает этот долг, но не укажет в  ответе,  что
признанная сумма перечислена, сможете взыскать с него  долг  через
банк в  бесспорном  порядке. Более  того,  после  получения такого
ответа  сроки  исковой  давности для  вас вообще  уже не важны: вы
можете выставить платежное требование на должника  когда  заблаго-
рассудится - хоть через сто лет, лишь бы не ранее 20 дней  со  дня
получения ответа.  В общем, чтобы не попасться - читайте  нормати-
вы. Кстати, главные из них мы приводим ниже.



    Из Арбитражного процессуального кодекса Украины

    Статья 5.  Основные  положения  доарбитражного  урегулирования
    хозяйственного спора

    Спор может быть передан на разрешение  арбитражного  суда  при
условии соблюдения сторонами установленного для  данной  категории
споров порядка их доарбитражного урегулирования.
    Порядок  доарбитражного  урегулирования  споров   определяется
настоящим Кодексом, если иной  порядок не  установлен  действующим
на территории Украины законодательством,  регулирующим  конкретный
вид хозяйственных отношений.
     Дела по заявлению прокурора или его заместителя, Счетной  па-
латы,  Антимонопольного  комитета Украины  и  его  территориальных
отделений возбуждаются арбитражным судом  независимо  от  принятия
сторонами мер доарбитражного урегулирования споров.
    Требования относительно доарбитражного урегулирования хозяйст-
венных споров не распространяются на споры о  признании  договоров
недействительными, споры о признании недействительными актов госу-
дарственных  и  других  органов,  предприятий  и  организаций,  не
соответствующих законодательству и нарушающих права  и  охраняемые
законом интересы предприятий и организаций (далее - акты), споры о
взыскании задолженности по опротестованным векселям, споры о взыс-
кании штрафов Национальным банком Украины с банков и других финан-
сово-кредитных учреждений, а также на споры об обращении взыскания
на заложенное имущество.

    Статья 6. Порядок предъявления претензии

    Предприятия и организации, нарушившие  имущественные  права  и
законные интересы других предприятий и организаций,  обязаны восс-
тановить их, не ожидая предъявления претензии.
    Предприятия и организации, чьи права и законные интересы нару-
шены, с целью непосредственного урегулирования спора с нарушителем
этих прав и интересов обращаются к нему с письменной претензией.
    В претензии указываются:
    а) полное наименование и почтовые реквизиты заявителя  претен-
зии и предприятия, организации, которым  претензия  предъявляется;
дата предъявления и номер претензии;
    б) обстоятельства, на основании которых предъявлена претензия;
доказательства, подтверждающие эти обстоятельства; ссылка на соот-
ветствующие нормативные акты;
    в) требования заявителя;
    г) сумма претензии и ее расчет, если претензия подлежит денеж-
ной оценке; платежные реквизиты заявителя претензии;
    д) перечень документов, прилагаемых к претензии, а  также дру-
гих доказательств.
    Документы, подтверждающие требования заявителя, прилагаются  в
оригиналах или надлежащим образом  заверенных  копиях.  Документы,
имеющиеся у другой  стороны, могут не прилагаться  к  претензии  с
указанием об этом в претензии.
    Претензия подписывается руководителем или заместителем руково-
дителя предприятия, организации и направляется  адресату  заказным
или ценным письмом либо вручается под расписку.

    Статья 7. Порядок и сроки рассмотрения претензии

    Претензия подлежит рассмотрению в месячный  срок,  исчисляемый
со дня получения претензии.
    В тех случаях, когда обязательными для обеих сторон  правилами
или договором предусмотрено право перепроверки  забракованной про-
дукции (товаров) предприятием-изготовителем,  претензии, связанные
с качеством и комплектностью продукции (товаров),  рассматриваются
в течение двух месяцев.
    Если к претензии не приложены все документы,  необходимые  для
ее рассмотрения, они истребуются у заявителя с указанием  срока их
представления, который не может быть менее пяти дней, не  учитывая
времени почтового оборота.  При этом  течение  срока  рассмотрения
претензии приостанавливается до получения  истребуемых  документов
или истечения срока их представления. Если истребуемые документы в
установленный срок  не  поступили,  претензия  рассматривается  по
имеющимся документам.
    При рассмотрении претензии предприятия и организации в  случае
необходимости должны сверить расчеты, произвести  судебную экспер-
тизу или совершить другие действия для обеспечения  доарбитражного
урегулирования спора.
    Предприятия и организации, получившие претензию, обязаны удов-
летворить обоснованные требования заявителя.

    Статья 8. Уведомление  заявителя  о  результатах  рассмотрения
    претензии

    О результатах рассмотрения претензии заявитель уведомляется  в
письменной форме. В ответе на претензию указываются:
    а) полное наименование и почтовые реквизиты предприятия, орга-
низации, дающих ответ,  и  предприятия  или  организации,  которым
направляется ответ; дата и номер ответа; дата и  номер  претензии,
на которую дается ответ;
    б) если претензия признана полностью или частично - признанная
сумма, номер и дата платежного  поручения на  перечисление  данной
суммы  или срок и способ  удовлетворения претензии,  если  она  не
подлежит денежной оценке;
    в) если претензия отклонена полностью или  частично  -  мотивы
отклонения со ссылкой на соответствующие  нормативные акты и доку-
менты, обосновывающие отклонение претензии;
    г) перечень приложенных к ответу документов  и других  доказа-
тельств.
    Если претензия отклонена  полностью  или  частично,  заявителю
должны быть возвращены оригиналы  документов, полученных  по  пре-
тензии, а также направлены  документы,  обосновывающие  отклонение
претензии, если их нет у заявителя претензии.
    Ответ на претензию подписывается руководителем или  заместите-
лем руководителя предприятия, организации и направляется  заказным
или ценным письмом либо вручается под расписку.
    Если в ответе о признании претензии не сообщается о перечисле-
нии признанной суммы, заявитель претензии  по  окончании  20  дней
после получения ответа имеет право предъявить в банк  распоряжение
о  списании  в бесспорном порядке  признанной  должником  суммы. К
распоряжению прилагается ответ должника, а если в  ней  не  указан
размер  признанной  суммы,  то к  распоряжению  прилагается  также
копия претензии.
    Учреждения банка обязаны принимать распоряжения  о  бесспорном
списании денежных средств и в тех случаях, когда  должник, признав
претензию, просит по разным причинам не взыскивать с него признан-
ную сумму.
    За необоснованное списание в бесспорном порядке  претензионной
суммы виновная сторона выплачивает другой  стороне штраф в размере
10 процентов от списанной суммы.

    Статья 9. Ответственность  за  нарушение  сроков  рассмотрения
    претензии

    В случае нарушения сроков рассмотрения претензии, установлен-
ных статьей 7 настоящего Кодекса, или  оставления  ее  без  ответа
арбитражный суд при разрешении  хозяйственного спора  имеет  право
взыскать в доход Государственного бюджета с предприятия, организа-
ции, допустивших такое нарушение, штраф в размере 2  процентов  от
суммы  претензии, но  не  менее 5 размеров  не  облагаемых налогом
минимумов  доходов  граждан и  не более 100 размеров не облагаемых
налогом минимумов доходов граждан.

    Из разъяснения ВАС от 23.08.94 г. № 02-5/612

    В случае признания претензии должником  кредитор  имеет  право
обратиться в арбитражный суд, если ему не известен  расчетный счет
должника (например, при причинении внедоговорного ущерба) или если
банк отказал в исполнении распоряжения о списании указанной суммы.
В данных случаях спор подлежит разрешению по существу в зависимос-
ти от представленных сторонами доказательств.

    Из письма ВАС от 31.03.99 г. № 01-8/141

    10. Обязательно  ли  предъявление  претензии  в  случае, когда
бесспорное взыскание  долга  по  признанной  претензии  невозможно
из-за отсутствия денежных средств на  счете должника,  а  кредитор
обращается в арбитражный суд с иском  об  обращении  взыскания  на
имущество должника?
    В случае если должник признал претензию, но у него отсутствуют
соответствующие  денежные  средства,  кредитор  в  соответствии  с
требованиями  статей 6  и 32  Гражданского  кодекса Украины вправе
обратиться в арбитражный суд с иском  об  обращении  взыскания  на
имущество должника.  Определяющим в такой  ситуации  является  сам
факт признания претензии, а обращение  взыскания  на  имущество  -
только способом удовлетворения требований кредитора.
    Следовательно, при наличии признанной должником, но фактически
не удовлетворенной претензии кредитор, обращаясь с иском  об обра-
щении взыскания на имущество должника, не обязан в  связи  с  этим
предъявлять должнику еще одну претензию.

    Из обзорного письма ВАС от 31.01.2001 г. № 01-8/97

    3. Условием предъявления в банк распоряжения о списании в бес-
спорном порядке денежных сумм со  счета  должника  по  результатам
рассмотрения претензии является признание долга.
    Решением  арбитражного суда, оставленным без изменения надзор-
ной инстанцией, удовлетворен иск общества с  ограниченной ответст-
венностью (далее - общество) к банку о признании платежных  требо-
ваний о бесспорном списании денежных средств не подлежащими испол-
нению.
    В заявлении в Высший арбитражный суд Украины банк, не соглаша-
ясь с решением и постановлением суда по делу, просил их  отменить,
ссылаясь на  соответствие  его действий  относительно  бесспорного
списания денежных средств Инструкции № 7 о безналичных расчетах  в
хозяйственном обороте Украины, утвержденной постановлением Правле-
ния Национального банка Украины от 02.08.96 № 204 (с  последующими
изменениями и дополнениями).
    По результатам  проверки  материалов  дела  судебная  коллегия
Высшего арбитражного суда Украины по пересмотру  решений,  опреде-
лений, постановлений установила следующее.
    В соответствии с заключенным договором банк обязывался предос-
тавить обществу кредит в национальной валюте Украины, а заемщик  -
 обеспечить возврат кредита и  уплатить  проценты  за  пользование
кредитными денежными средствами.
    Исходя  из  того  что  обществом была признана претензия банка
на сумму, равную предоставленному кредиту и процентам за пользова-
ние кредитными денежными средствами, банком были предъявлены  пла-
тежные требования  о  списании  в  бесспорном  порядке  признанной
должником суммы.
    Однако последующим письмом общество уведомило  банк об ошибоч-
ном признании претензии и  недействительности  предыдущего письма,
которым были признаны требования банка.
    Согласно материалам дела платежные требования на день  направ-
ления письма об отклонении претензии исполнены не были.
    В соответствии с частью второй статьи 381 Гражданского кодекса
без согласия  юридических  лиц  -  субъектов   предпринимательской
деятельности списание денежных средств, находящихся на их счетах в
банках,  не  допускается, за  исключением  случаев,  установленных
законами Украины, а также по решению суда, арбитражного  суда и по
исполнительным надписям нотариусов.
    Как усматривается из содержания статьи 8 АПК  Украины, основа-
нием для предъявления в банк распоряжения о списании в  бесспорном
порядке денежных средств является признание должником долга.
    Поскольку в письме в банк общество отклонило претензию, право-
вые основания для списания со счета  истца  в  бесспорном  порядке
денежных сумм по предъявленным платежным требованиям отсутствуют.
    С учетом изложенного судебной коллегией  Высшего  арбитражного
суда  Украины по пересмотру  решений,  определений,  постановлений
постановление и решение арбитражного суда по  делу  оставлены  без
изменения, а заявление - без удовлетворения.



------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 12/01, стр. 21
[01.04.2001]
Леонид Карпов

------------------------------------------------------------------