МІНІСТЕРСТВО ПРАЦІ ТА СОЦІАЛЬНОЇ ПОЛІТИКИ УКРАЇНИ
Л И С Т
N 03-2/1865-020-6 від 27.08.2001
|
Комитету Верховной Рады Украины
по вопросам финансов и
банковской деятельности
(Извлечение)
Министерство труда и социальной политики Украины рассмотрело письмо директора ООО <:> по вопросу начисления на фонд оплаты труда страховых взносов в Фонды общеобязательного государственного социального страхования для плательщиков единого налога и сообщает.
<___>
В соответствии с пунктом 2 раздела II Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О системе налогообложения" действие данного Закона распространялось на соответствующие правоотношения в сфере социального страхования относительно сборов на социальное страхование до принятия законов Украины по вопросам социального страхования.
С принятием Законов Украины от 02.03.2000 г. N 1533-III (
1533-14)
"Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы", от 18.01.2001 г. N 2240-III (
2240-14)
"Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением", от 23.09.99 г. N 1105-XIV (
1105-14)
"Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, приведших к утрате трудоспособности", введенных в действие в текущем году, все субъекты предпринимательской деятельности, использующие наемный труд (в том числе избравшие особый способ налогообложения своих доходов), должны уплачивать взносы в соответствующие целевые страховые Фонды за наемных работников в порядке и в размерах, предусмотренных данными законами (за себя физические лица - субъекты предпринимательской деятельности могут уплачивать взносы на добровольных началах). Предусмотренный законами порядок соответствует статье 46 Конституции Украины (
254к/96-ВР)
и Основам законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании, определяющим соответствующие взносы как основной финансовый источник по всем видам обязательного социального страхования. "Переходными положениями" законов по отдельным видам общеобязательного государственного социального страхования предусмотрено, что нормы законов и других нормативно-правовых актов, противоречащих данным законам, не применяются.
Для введения общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы и общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением и с целью приведения отдельных законодательных актов в соответствие с нормами вышеуказанных законов путем определения размеров взносов в Фонды по данным видам страхования направлен Закон Украины от 11 января 2001 года "О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования" (
2213-14)
.
Абзацем третьим пункта 5 статьи 6 данного Закона определен утратившим силу Закон Украины "О сборе на обязательное социальное страхование" (
402/97-ВР)
. В связи с этим нормы Указа Президента Украины от 3 июля 1998 года N
727/98 (
727/98)
"Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" и Законов Украины "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности" (
98/96-ВР)
и "О фиксированном сельскохозяйственном налоге" (
320-14)
в части включения сбора на обязательное социальное страхование в единый налог, стоимость специального торгового патента и фиксированного сельскохозяйственного налога не действуют.
Законопроект "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" еще не принят Верховной Радой Украины, Закон Украины "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" (
400/97-ВР)
продолжает действовать, поэтому порядок уплаты сбора в Пенсионный фонд остается без изменений.
Вместе с тем после вступления в силу законов по отдельным видам общеобязательного государственного социального страхования органы Госказначейства продолжают осуществлять обязательные отчисления части единого и фиксированного сельскохозяйственного налогов, стоимости специального торгового патента на счета Фондов социального страхования.
С учетом приведенного и с целью избежания двойного налогообложения субъектов предпринимательской деятельности, избравших особый способ налогообложения своих доходов, было подготовлено совместное обращение Минтруда (от 20.04.2001 г.
N
03-3/1808-020-1 (
v20-1203-01)
и Госкомпредпринимательства (от 12.04.2001 г. N 1-531/2481) к исполнительным дирекциям Фондов социального страхования, в котором рекомендовано не применять к субъектам малого предпринимательства финансовые санкции и не налагать административные штрафы до законодательного урегулирования порядка уплаты ими страховых взносов.
Для приведения действующего законодательства по указанным вопросам в соответствие с законами по отдельным видам общеобязательного государственного социального страхования Минтруда были подготовлены изменения к некоторым законодательным актам относительно отмены механизма отчисления на обязательное социальное страхование в качестве составляющей фиксированного сельскохозяйственного налога и части стоимости специального торгового патента, уплачиваемых субъектами предпринимательской деятельности, поскольку предусмотренный данными законами порядок соответствует статье 46 Конституции Украины (
254к/96-ВР)
и Основам законодательства Украины (
16/98-ВР)
об общеобязательном государственном социальном страховании, определяющим соответствующие взносы в качестве основного финансового источника по всем видам обязательного социального страхования. При этом субъекты малого предпринимательства смогут учитывать страховые взносы в валовых затратах и уменьшать на эту сумму налогооблагаемый доход, как указано в письме. В процессе согласования данный законопроект не был поддержан Госкомпредпринимательства и Минагрополитики.
По предложению Госкомпредпринимательства Минтруда совместно с Госкомпредпринимательства подготовили другой законопроект, предусматривающий и в дальнейшем направление денежных средств от сумм единого налога, фиксированного сельскохозяйственного налога и стоимости специального торгового патента в Фонды социального страхования.
При доработке проекта Федерация профсоюзов Украины, Минфин и Минюст не поддержали указанный законопроект, считая, что все страхователи и застрахованные лица должны быть в одинаковых условиях относительно уплаты страховых взносов и получения выплат по социальному страхованию. Это даст возможность финансово обеспечить выплаты по социальным страхованиям и осуществлять персонифицированный учет уплаты взносов и сведений о застрахованных лицах.
Кроме того, по мнению Минюста, в состав фиксированных и единых налогов нельзя включать взносы на общеобязательное государственное социальное страхование, поскольку это вопросы разных правоотношений.
С учетом изложенного страховые взносы плательщики этих налогов должны уплачивать на общих основаниях в соответствии с Законом Украины "О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования" (
2213-14)
.
С целью принятия согласованного решения относительно проблемных вопросов, возникших вследствие действия упрощенной системы налогообложения, работа в данном направлении продолжается.
Заместитель Государственного
секретаря
|
Е.Горячая
|
"Бухгалтер", N 25, сентябрь, 2001 г.