Пеня: агония
         (по соцстрахам еще дышит, по автодору - уже нет)

------------------------------------------------------------------

    На предыдущих  страницах мы говорили  о пене по налогам-сборам
в свете норм Закона "О порядке погашения  обязательств  плательщи-
ков налогов перед бюджетами и государственными  целевыми  фондами"
от 21.12.2000 г. № 2181-III ( 2181-14 ) (далее - Закон № 2181-III)
{1}. А теперь  -  несколько слов  о соцстраховских и автодоровских
пенях.

    Соцстрах

    Как мы уже писали, на новые соцстраховские взносы (не  сборы!)
нормы Закона № 2181-III не распространяются, поскольку система со-
циального  страхования теперь  от системы  налогообложения отделе-
на. Это обстоятельство, в частности, подтвердил Комитет ВР по воп-
росам финансов и банковской  деятельности письмом от 18.04.2001 г.
№ 06-10/225 {2}.  Соответственно, начисление пени по новым взносам
должно производиться согласно  нормам  специальных  соцстраховских
законов.
    Пока что порядок начисления и уплаты  пени  установлен  только
для двух видов соцстраха - "безработного"  и  "больничного".  Пеня
уплачивается в размере 120% учетной ставки НБУ на момент уплаты  с
полной суммы недоимки без учета штрафов и пени - см. п. 1  ст.  38
Закона "Об общеобязательном государственном социальном страховании
на случай безработицы"  от 02.03.2000 г.  № 1533-III ( 1533-14 ) и
п. 1 ст. 30 Закона "Об общеобязательном государственном социальном
страховании в связи с временной  утратой трудоспособности и расхо-
дами, обусловленными  рождением  и  погребением"  от 18.01.2001 г.
№ 2240-III ( 2240-14 ) в "Бухгалтере" № 8-9'2001 (часть II).
    По взносам на страхование от  несчастного  случая  ответствен-
ность в виде пени за несвоевременную их  уплату  законодательством
не установлена. Естественно, нет и никаких нормативов для нее.
    Теперь - о ныне отмененных соцстраховских сборах (на собствен-
но социальное страхование и на социальное страхование от  безрабо-
тицы).  Как известно, прежний Закон "О сборе на  обязательное  со-
циальное страхование" с 22.02.2001 г. утратил силу,  равно  как  и
нормативы, изданные под него: Инструкция  о  порядке  поступления,
учета и расходования  средств  Фонда  социального страхования  Ук-
раины (утвержденная  постановлением  правления  Фонда соцстраха от
26.08.99 г. № 11) и Порядок  взимания  сбора  на  обязательное со-
циальное страхование на случай безработицы (утвержденный  приказом
Минтруда и  социальной политики  от 03.10.97 г. № 4). Именно этими
актами регулировались вопросы  начисления и уплаты  пени по данным
сборам.
    Но поскольку у многих долги по старому соцстраху все еще  про-
должают "висеть", возникает вопрос о  том,  какими  нормами  руко-
водствоваться при начислении на них пени.  Сложности здесь связаны
с тем, что долги эти могли перейти  (вернее,  "перевисеть")  через
две даты:
    22.02.2001 г., когда "почил" старый Закон о  сборах  и  начали
действовать новые Законы о взносах;
    01.04.2001 г., когда вступил в силу Закон № 2181-III и утратил
силу Декрет КМУ "О взыскании не внесенных в срок налогов и ненало-
говых платежей".
    Еще раз обратимся к упомянутому письму Комитета ВР №06-10/225.
Там указано, что нормы Закона № 2181-III ( 2181-14 ) (в частности,
ст. 18 о списании и рассрочке) действуют и для  старых  долгов  по
соцстраховским  сборам. То есть "сборно-соцстраховые" долги и пеня
по ним, начисленная, до 01.01.2001 г., подлежат и списанию, и рас-
срочке, и снятию  01.04.2001 г. с картотеки. Из  сказанного  можно
сделать вывод, что пеня по  этим  "сборам  в  отставке"  должна  с
01.04.2001 г. начисляться по новым нормам - согласно ст. 16 Закона
№ 2181-III.
    Что касается переходного периода, то здесь механизм начисления
пени по старым сборам на соцстрах и безработицу мы видим следующим
образом:
    с 22.02.2001 г. по дату погашения или вплоть до 01.04.2001 г.-
пo-старому (то есть 120% учетной ставки НБУ, рассчитанной за  каж-
дый день просрочки) {3};
    с 01.04.2001 г. по дату погашения НД (включительно) - по Зако-
ну № 2181-III.
    Если зарплата после 1 апреля выплачивается за те периоды, ког-
да на нее еще начислялись сборы (а не взносы), и  наступают  сроки
уплаты по таким ранее начисленным сборам, то в случае их  своевре-
менной  уплаты (одновременно  с выдачей  зарплаты)  пеня  начисля-
ться не должна, а если по ним все-таки будет просрочка, то, на наш
взгляд, пеня  должна  начисляться  уже  по  нормам  ст. 16  Закона
№ 2181-III, поскольку ни старый  Закон о соцстраховских сборах, ни
Декрет КМУ "О взыскании не внесенных в срок налогов и  неналоговых
платежей" уже не действуют.
    Кроме того, если считать, что эти сборы попадают под  действие
Закона № 2181-III, то не исключены еще и штрафы по  ст.  17  этого
Закона. {4}
    Более либеральным в этой ситуации, безусловно, будет утвержде-
ние, что с 01.04.2001 г. пеня (и штрафы)  по  этим  сборам  начис-
ляться вообще не должна.  Однако такой вывод в  свете  упомянутого
письма Комитета ВР нам представляется слишком смелым.

    Автодор

    Что касается начисления пени на старые  долги  по  платежам  в
Автодор, то здесь следует обратить внимание на письмо Комитета  ВР
по вопросам  финансов и банковской  деятельности  от 18.04.2001 г.
№ 06-10/224 (см.  "Бухгалтерскую газету"  № 17-18'2001,  с. 7).  В
этом письме Комитет указал, что на платежи в  Автодор нормы Закона
№ 2181-III не распространяются.
    А поскольку Декрет "О взыскании не внесенных в срок налогов  и
неналоговых платежей" и  Инструкция по его применению с 01.04.2001
г. утратили силу, то с этой даты отсутствует порядок начисления  и
уплаты пени в Автодор.  Таким образом, с учетом письма Комитета ВР
№ 06-10/224 мы полагаем, что начисление пени по автодоровским сбо-
рам вообще должно прекратиться.

    P.S. Что же  касается платежей  в Госиннофонд, то  мы считаем,
что они подпадают под действие Закона № 2181-III.

{1} См. "Бухгалтер" № 7'2001, с. 12-46.
{2} См. "Бухгалтер" № 12'2001, с. 14.
{3} Основание  -  п. 1 ст. 4 Декрета КМУ oт 21.01.93 г. № 8-93  "О
    взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей",
    поскольку другие нормативы по взиманию сборов в этот период не
    действовали.
{4} Кстати, старый сбор в Фонд  соцстраха  контролирует  Фонд  со-
    циального  страхования  по временной  утрате  трудоспособности
    (это  вытекает из  п. 4  раздела IX  Закона  от  18.01.2001 г.
    № 2240-III  "Об  общеобязательном  государственном  социальном
    страховании  в связи  с временной  утратой  трудоспособности и
    расходами, обусловленными рождением и погребением" - см. "Бух-
    галтер" № 8-9'2001, с. 119). Кто  контролирует "безработицу" -
    понятно и так.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№13/01, стр. 32
[01.05.2001]
Алексей Павленко
Заместитель главного редактора
------------------------------------------------------------------