Учет недвижимой аренды у госарендодателя и арендатора ------------------------------------------------------------------ Поговорим об аренде недвижимого имущества, принадлежащего гос- предприятиям. Главное отличие договоров о такой аренде от договоров, в кото- рых арендодателями являются "негосы", состоит в распределении по- лученных за аренду денег. Держава решила не оставаться в стороне от столь лакомого кусочка и предписала 30% арендного дохода пере- числять в бюджет, что и было закреплено в п. 17 Методики расчета и порядка использования платы за аренду государственного имущества (в редакции Постановления КМУ от 19.01.2000 г. № 75 ( 75-2000-п )) {1}. Это обстоятельство вызвало определенные затруднения с налого- вым кредитом по НДС и валовыми затратами-доходами у арендодателя и у арендатора. К тому же в Законе о Госбюджете-2000 ( 1458-14 ) бы- ло установлено, что плата за аренду госимущества вообще в полном объеме перечисляется в бюджет, что поставило под сомнение саму возможность распределения по п. 17 Методики. {2} С принятием Закона о Госбюджете-2001 ( 2120-14 ) проблема пра- вомерности применения п. 17 Методики была разрешена, поскольку в указанном Законе установили, что в полном объеме в бюджет зачис- ляется лишь плата за аренду целостных имущественных комплексов, а не любого госимущества, как было раньше. Собственно говоря, по проблеме обложения арендной платы налогом на прибыль и НДС тоже выработана более-менее четкая позиция: НДСом у арендодателя обла- гаются все 100% арендной платы (см. письмо ГНАУ от 12.05.2000 г. № 6514/7/16-1201 ( v6514225-00 ) в "Бухгалтере" № 11-12'2000 на с. 19-21), а в валовой доход включаются только 70% (см. письмо ГНАУ от 19.05.2000 г. № 6930/7/15-1117 ( v6930225-00 ) в "Бухгалтерской газете" № 23'2000 на с. 8). При этом, взяв по аналогии п. 2 письма ГНАУ от 12.05.2000 г. № 6514/7/16-1201 ( v6514225-00 ), можно сде- лать вывод, что весь НДС и 70% арендной платы перечисляются арен- додателю, a 30% арендной платы без НДС - в бюджет. Следовательно, налоговый учет такой аренды в настоящее время можно считать в основном урегулированным. {3} Другое дело - учет бухгалтерский. Здесь ситуация менее опреде- ленная. Ведь в соответствии с новой формой Типового договора арен- ды, утвержденной приказом Фонда госимущества от 23.08.2000 г. № 1774 ( z0930-00 ), указанное распределение (на 30% и 70%) осу- ществляет арендатор. Таким образом, при нормальном исполнении Ти- пового договора арендодатель фактически получает лишь 70% арендной платы, а остальные 30% пролетают мимо него прямиком в бюджет. Ну и в каком же размере - 100% или 70%- показывать ему в своем бухучете доход от арендной платы? Вынуждены признать, что в данной ситуации суверенностью ут- верждать что-либо определенное - весьма затруднительно. Более пра- вильным нам представляется включать в доходы 70%, то есть арендную плату, непосредственно причитающуюся арендодателю. В пользу такого подхода свидетельствует в первую очередь определение дохода из П(С)БУ 1 "Общие требования к финансовой отчетности": "Доходы - увеличение экономических выгод в виде поступления активов или уменьшения обязательств, приводящих к росту собст- венного капитала (за исключением роста капитала за счет взно- сов собственников)". Экономической же выгодой согласно ст. 1 Закона "О бухгал- терском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г. № 996-XIV ( 996-14 ) {4} является "потенциальная возможность получения предприятием денежных средств от использования активов". Поскольку у арендодателя потенциальная возможность получения 30% арендной платы исходя из текста Типового договора отсутствует, можно говорить, что увеличения экономических выгод в размере 30% у него не происходит. Значит, и дохода в данной части тоже нет. Те, кто предпочитает включать в доходы 100% арендной платы, против подобных аргументов, естественно, не возражают, однако за- мечают, что в нашей стране правил без исключений не бывает. Вспом- ним, говорят они, комиссионную торговлю. Казалось бы, в п. 6.2 П(С)БУ 15 "Доход" ( z0860-99 ) вполне понятно написано, что сумма поступлений по договору комиссии доходом не признаётся. Так нет же, в Инструкции о применении Плана счетов (далее - Инструкция) комиссионные поступления предписывают проводить по д-ту 70-го сче- та, из чего однозначно следует, что перед этим они должны посетить к-т 70 ("Доходы от реализации"). Да и п. 17 П(С)БУ 3 ( z0397-99 ) подтвердил, что суммы доходов, полученные предприятием от других лиц в пользу комитента, вычитаются из дохода предприятия. Вычи- таются, а не "не входят в доход вообще"! Следовательно, первона- чально они должны в него включаться. Сторонники этой точки зрения предлагают воспользоваться анало- гией с комиссионной торговлей и вначале включать в доход всю арендную плату, а затем уже вычитать 30%. Мы, однако, считаем, что данная аналогия не вполне корректна. Ведь при комиссии уменьшение дохода на счете 70 производится в корреспонденции с субсчетами учета обязательств перед комитентом (685-м или 681-м), и в конечном итоге в финансовые результаты ко- миссионера (на счет 79) попадает только его собственный доход. То есть процедура уменьшения дохода возможна в данном случае лишь при наличии обязательства перед кредитором, потому что доход уменьшае- тся именно на сумму этого обязательства. В комиссионной торговле комиссионер имеет такое обязательство перед комитентом. Если си- туацию с арендой считать аналогичной, то арендодатель, по идее, должен иметь подобное обязательство перед бюджетом в размере 30% арендной платы. Попробуем разобраться, существует ли оно у арендо- дателя. С юридической точки зрения новый Типовой договор в части перечисления 30% в Госбюджет можно считать договором в пользу тре- тьего лица - государства. А согласно ст. 160 ГК ( 1540-06 ), "если лицо, заключившее договор, обусловило исполнение возник- шего из договора обязательства третьему лицу, то если иное не предусмотрено в договоре и не вытекает из его содержания, ис- полнения может требовать как лицо, заключившее договор, так и третье лицо, в пользу которого выговорено исполнение". В договоре аренды третьим лицом выступает Госказначейство как представитель Госбюджета. Обязанность по уплате 30% арендной платы возникает в данном случае у должника (арендатора), и если он эти 30% вовремя перечисляет в бюджет, то у арендодателя обязательств перед бюджетом нет. Таким образом, мы склоняемся к варианту с уже изначальным 70%-ным отражением дохода. Однако вся эта достаточно стройная схема действует лишь до тех пор, пока арендатор добросовестно выполняет условия Типового дого- вора. Ну а если арендатор задолжает? В таком случае арендная плата будет с него взыскана, причем в соответствии со ст. 160 ГК в слу- чае неуплаты 30%-ном доли истребовать неуплаченную сумму может как арендодатель, так и третье лицо - Госказначейство. Скорее всего, заниматься этой неприятной процедурой доведется все-таки арендодателю. Допустим, ему удалось взыскать с арендатора долг. В этом случае возможны два варианта развертывания событий. Вероятнее всего, неуплаченные 30%, минуя арендодателя, будут сразу взысканы в бюджет (как это, в принципе, следует из п. 3.5 Типового договора) - и тогда нет никаких препятствий для 70%-ного отражения арендной платы в доходах арендодателя. Однако может случиться и так, что 30% задолженности поступят вначале к арендодателю, который, в свою очередь, должен будет пе- речислить их в бюджет. Следовательно, на эту сумму у арендодателя возникнет обязательство перед бюджетом. То же самое происходит и тогда, когда арендатор перечисляет все 100% арендодателю, напри- мер, при исполнении обязательств по старой форме Типового догово- ра, в котором отсутствовало условие о распределении арендной платы арендатором. И вот тогда-то аналогия с комиссионной торговлей ста- новится вполне правомерной. Подведем итог. Если арендатор сам распределяет и исправно уп- лачивает арендную плату, то обязательств перед бюджетом у госпред- приятия не возникает и доход оно может показать в размере 70%. {5} Если же госпредприятию повезло не очень и распределением арендной платы оно занимается самостоятельно (или не повезло сов- сем и ему приходится взыскивать с арендатора 100% неуплаченной арендной платы, которая первоначально поступит к нему на расчетный счет), то он должен будет показать обязательство перед бюджетом. Соответственно, и доход в таком случае, видимо, нужно отразить в размере 100%. Предоставляет он услугу все-таки на 100% и эти 100% хоть временно, но получает. Еще раз напомним, что в данном случае мы высказываем свое собственное видение проблемы, а как поступать - решать вам. Кста- ти, тем, кто выберет вариант с 70%-ным доходом, думаем, будет пра- вильнее включать в доход НДС, начисленный на все 100% арендной платы, так как обязательство перед бюджетом в части НДС у арендо- дателя возникает на полную сумму, причем на всю эту сумму НДС арендодателю необходимо будет затем уменьшить доход. А теперь поп- робуем вышесказанное отразить в проводках. Пример. Предположим, арендная плата за месяц составила 120 грн., из них 30% без НДС (30 грн.) перечисляются в бюджет, 70% (70 грн. и НДС со 100% - 20 грн.- арендодателю. А. Учет у арендодателя Здесь возможны два варианта: 1) когда арендодатель получает 100% арендной платы и 2) когда арендодателю поступают 70% арендной платы и НДС со 100%. Возьмем за основу вариант 1, а для варианта 2 укажем лишь отличия. Вариант 1 --+--------------------------------------+-------+-------+-------- № | Содержание хозоперации | Д-т | К-т | Сумма --+--------------------------------------+-------+-------+-------- 1 | Начислен доход по арендной плате | 377 | 713 | 120 | (предоплаты нет, то есть начисление | | | | арендной платы - первое событие) | | | --+--------------------------------------+-------+-------+-------- 2 | Начислены налоговые обязательства на | 713 |641/НДС| 20 | сумму НДС с арендной платы | | | --+--------------------------------------+-------+-------+-------- 3 | Отражена в составе дохода задолжен- | 713 | 642/ | 30 | ность перед Госбюджетом по 30% аренд-| |"Арен- | | ной платы | | да" | | | | {6} | --+--------------------------------------+-------+-------+-------- 4 | Списан на финансовый результат доход | 713 | 791 | 70 | от сдачи в аренду недвижимого | | | | имущества | | | --+--------------------------------------+-------+-------+-------- 5 | Получена от арендатора арендная плата| 311 | 377 | 120 | | (301) | | --+--------------------------------------+-------+-------+-------- 6 | Перечислены 30% арендной платы в Гос-| 642/ | 311 | 30 | бюджет |"Арен- | | | | да" | | --+--------------------------------------+-------+-------+-------- 7 | Получена от арендатора предоплата по | 311 | 681 | 120 | арендной плате (начисление арендной | (301) | | | платы - второе событие) | | | --+--------------------------------------+-------+-------+-------- 8 | Начислены налоговые обязательства на | 643 |641/НДС| 20 | сумму НДС с арендной платы | | | --+--------------------------------------+-------+-------+-------- 9 | Отражена задолженность перед Гос- | 642/ | 642/ | 30 | бюджетом в части 30% арендной платы |"Аванс |"Арен- | | | по | да" | | |аренде"| | | | {7} | | --+--------------------------------------+-------+-------+-------- 10| Начислен доход по арендной плате | 377 | 713 | 120 --+--------------------------------------+-------+-------+-------- 11| Списан НДС по арендной плате | 713 | 643 | 20 --+--------------------------------------+-------+-------+-------- 12| Уменьшен доход на 30% арендной платы,| 713 | 642/ | 30 | причитающихся Госбюджету | |"Аванс | | | | по | | | |аренде"| --+--------------------------------------+-------+-------+-------- 13| Списан на финансовый результат доход | 713 | 791 | 70 | от сдачи в аренду недвижимого иму- | | | | щества | | | --+--------------------------------------+-------+-------+-------- 14| Перечислены 30% арендной платы в Гос-| 642/ | 311 | 30 | бюджет |"Арен- | | | | да" | | --+--------------------------------------+-------+-------+-------- 15| Свернуты задолженности | 681 | 377 | 120 ------------------------------------------------------------------ В варианте 2 проводки 3, 6, 9, 12 и 14 - не составляются, про- водки 1, 5, 7, 10 и 15 - составляются на сумму 90 грн. Б. Учет у арендатора У арендатора проблемы в бухучете возникают в том случае, когда арендатор уплачивает арендодателю все 100%, хотя договор был зак- лючен по новой форме, в соответствии с которой он обязан перечис- лять 30% арендной платы в бюджет. Согласно договору в части 30% у арендатора возникают обязательства перед бюджетом. Их он и должен отразить в бухучете. Уплачивая же арендодателю все 100% арендной платы, он тем самым нарушает условия договора. Правда, при своевременном перечислении арендодателем 30% в бюджет особых претензий со стороны Госказначейства возникнуть не должно. Ведь бюджету, собственно говоря, безразлично, кто ему зап- латит. Так что, на наш взгляд, в момент уплаты арендодателем 30% в Госбюджет арендатор может сделать зачет обязательств перед бюдже- том с дебиторской задолженностью арендодателя по излишне перечис- ленной арендной плате. Но лучше, конечно, договорные отношения не нарушать, так как неисполнение арендатором хотя бы одного из обязательств, предус- мотренных в договоре аренды, может служить основанием для растор- жения договора (по этому поводу - см. разъяснение президиума ВАС от 25.05.2000 г. № 02-5/237 ( v_237800-00 )). В бухучете арендатора возможны три варианта: 1) когда арендатор перечисляет в Госбюджет - 30%, арендодателю - 70% арендной платы и НДС со 100%; 2) когда арендодателю идут 100% по условиям договора; 3) когда арендодателю перечисляются 100%, хотя договором пре- дусмотрено распределение на 30% и 70%. Вариант 1 ---+--------------------------------------+-------+-------+------- № | Содержание хозоперации | Д-т | К-т | Сумма ---+--------------------------------------+-------+-------+------- 1 | Отражено начисление арендной платы | (предоплаты нет, то есть начисление | арендной платы - первое событие): ---+--------------------------------------+-------+-------+------- 1.1| в части, причитающейся Госбюджету: | | | | а) с применением счетов 8-го класса | 84 | 642/ | 30 | | |"Арен- | | | | да" | | | | {6} | |--------------------------------------+----------------------- | б) с применением счетов 9-го класса |23, 91,| 642/ | 30 | |92, 93,|"Арен- | | | 94 | да" | | | | {6} | ---+--------------------------------------+-------+-------+------- 1.2| в части, причитающейся предприятию: | | | | а) с применением счетов 8-го класса | 84 | 685 | 70 |--------------------------------------+----------------------- | б) с применением счетов 9-го класса |23, 91,| 685 | 70 | |92, 93,| | | | 94 | | | | | | ---+--------------------------------------+-------+-------+------- 1.3| Включен в налоговый кредит НДС по |641/НДС| 685 | 20 | арендной плате (при наличии налоговой| | | | накладной) | | | ---+--------------------------------------+-------+-------+------- 2 | Перечислена арендная плата: ---+--------------------------------------+-------+-------+------- 2.1| в Госбюджет | 642/ | 311 | 30 | |"Арен- | | | | да" | | ---+--------------------------------------+-------+-------+------- 2.2| арендодателю | 685 | 311 | 70 ---+--------------------------------------+-------+-------+------- 3 | Перечислен НДС арендодателю | 685 | 311 | 20 ---+--------------------------------------+-------+-------+------- 4 | Перечислена предоплата по арендной | плате (начисление арендной платы - | второе событие): ---+--------------------------------------+-------+-------+------- 4.1| в бюджет | 39 | 311 | 30 ---+--------------------------------------+-------+-------+------- 4.2| арендодателю | 39 | 311 | 70 ---+--------------------------------------+-------+-------+------- 5 | Перечислен НДС авансом арендодателю | 39 | 311 | 20 ---+--------------------------------------+-------+-------+------- 6 | Отражен НДС в составе налогового кре-|641/НДС| 644 | 20 | дита (при наличии налоговой наклад- | | | | ной) | | | ---+--------------------------------------+-------+-------+------- 7 | Отражена начисленная арендная плата: ---+--------------------------------------+-------+-------+------- 7.1| в части, причитающейся Госбюджету: | | | | а) с применением счетов 8-го класса | 84 | 39 | 30 |--------------------------------------+----------------------- | б) с применением счетов 9-го класса |23, 91,| 39 | 30 | |92, 93,| | | | 94 | | | | | | ---+--------------------------------------+-------+-------+------- 7.2| в части, причитающейся арендодателю: | | | | а) с применением счетов 8-го класса | 84 | 39 | 70 |--------------------------------------+----------------------- | б) с применением счетов 9-го класса |23, 91,| 39 | 70 | |92, 93,| | | | 94 | | ---+--------------------------------------+-------+-------+------- 8 | Отражен НДС по арендной плате | 644 | 39 | 20 ------------------------------------------------------------------ В варианте 2 проводки 1.1, 2.1, 4.1 к 7.1 - не составляются, проводки 1.2, 2.2, 4.2 и 7.2 - составляются на сумму 100 грн. В варианте 3 в проводке 2.1 вместо субсчета 642/"Аренда" ис- пользуется субсчет 685, а в момент перечисления арендодателем 30% в Госбюджет производится зачет задолженностей проводкой д-т 642/ "Аренда", к-т 685 на сумму 30 грн. Как видим, у арендатора, когда он добросовестно выполняет ус- ловия нового Типового договора, учет несколько упрощается, пос- кольку не надо отслеживать, расплатился ли арендодатель с бюдже- том. Да и арендодателю приходится составлять меньше проводок в том случае, когда по новому Типовому договору арендатор отдельно расплачивается с ним и с бюджетом. Так что здесь законопослушание вознаграждается большей простотой учета. Мелочь, а приятно... {1} См. "Бухгалтерскую газету" № 12'2000, с. 16-18. {2} Обо всех этих проблемах "Бухгалтер" писал в № 8'2000 на с. 30-31 и № 18'2000 на с. 30-31. Эти статьи, кстати, во многом актуальны и сегодня. {3} Аренду, облагающуюся по правилам "долгосрочных договоров", мы не рассматриваем. {4} См. "Бухгалтер" № 1-2'2000, с. 34-37. {5} Информацию о состоянии расчетов с бюджетом арендатор в соот- ветствии с п. 5.6 Типового договора должен ежемесячно до 12 числа предоставлять арендодателю. {6} По нашему мнению, обязательство перед бюджетом по арендной плате нужно отражать на субсчете 642 (например, на субсчете 642/"Аренда"), так как согласно Инструкции на счете 64 ведется учет расчетов предприятия по всем видам платежей в бюджет. {7} В момент получения денег, причитающихся бюджету, у арендодате- ля возникает в данной части обязательство перед Госбюджетом, но так как доход от арендной платы еще не появился, то умень- шать его на сумму обязательства перед бюджетом проводкой д-т 713, к-т 642/"Аренда" - не совсем корректно. Поэтому предлагаем ввести транзитный субсчет по аренде (напри- мер, 642/"Аванс по аренде"), функциональное назначение которо- го аналогично субсчету 644 (643). Те, кому данная проводка не понравится, могут обойтись без нее, но тогда в проводке 12 вместо субсчета 642/"Аванс по аренде" нужно будет использовать субсчет 642/"Аренда". ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №13/01, стр. 38 [01.05.2001] В. Карпова, Т. Серикова К.э.н., доцент ХГЭУ ------------------------------------------------------------------