Учет недвижимой аренды
                  у госарендодателя и арендатора

------------------------------------------------------------------

    Поговорим об аренде недвижимого имущества, принадлежащего гос-
предприятиям.
    Главное отличие договоров о такой аренде от договоров, в кото-
рых арендодателями являются "негосы", состоит в  распределении по-
лученных за аренду денег. Держава решила  не оставаться в  стороне
от столь лакомого кусочка и предписала 30% арендного дохода  пере-
числять в бюджет, что и было закреплено в п. 17 Методики расчета и
порядка использования платы за аренду  государственного  имущества
(в редакции Постановления КМУ от 19.01.2000 г. № 75 ( 75-2000-п ))
{1}.
    Это обстоятельство вызвало определенные затруднения с  налого-
вым кредитом по НДС и валовыми затратами-доходами у арендодателя и
у арендатора. К тому же в Законе о Госбюджете-2000 ( 1458-14 ) бы-
ло установлено, что плата за аренду  госимущества вообще  в полном
объеме  перечисляется  в  бюджет, что  поставило под сомнение саму
возможность распределения по п. 17 Методики. {2}
    С принятием Закона о Госбюджете-2001 ( 2120-14 ) проблема пра-
вомерности применения п. 17 Методики была разрешена,  поскольку  в
указанном Законе установили, что в полном объеме в  бюджет  зачис-
ляется лишь плата за аренду целостных имущественных комплексов,  а
не любого госимущества, как было  раньше.  Собственно  говоря,  по
проблеме обложения арендной платы налогом на прибыль  и  НДС  тоже
выработана более-менее четкая позиция: НДСом у арендодателя  обла-
гаются  все 100% арендной  платы (см. письмо ГНАУ от 12.05.2000 г.
№ 6514/7/16-1201 ( v6514225-00 ) в "Бухгалтере" № 11-12'2000 на с.
19-21), а в валовой доход включаются только 70% (см.  письмо  ГНАУ
от 19.05.2000 г. № 6930/7/15-1117 ( v6930225-00 ) в "Бухгалтерской
газете" № 23'2000 на с. 8). При этом, взяв по аналогии п. 2 письма
ГНАУ от 12.05.2000 г. № 6514/7/16-1201 ( v6514225-00 ), можно сде-
лать вывод, что весь НДС и 70% арендной платы перечисляются  арен-
додателю, a 30% арендной платы без НДС - в бюджет.
    Следовательно, налоговый учет такой аренды в  настоящее  время
можно считать в основном урегулированным. {3}
    Другое дело - учет бухгалтерский. Здесь ситуация менее опреде-
ленная. Ведь в соответствии с новой формой Типового договора арен-
ды, утвержденной  приказом  Фонда  госимущества  от  23.08.2000 г.
№ 1774 ( z0930-00 ), указанное  распределение (на 30% и 70%)  осу-
ществляет  арендатор. Таким образом, при нормальном исполнении Ти-
пового договора арендодатель фактически получает лишь 70% арендной
платы, а остальные 30% пролетают мимо него прямиком в бюджет. Ну и
в каком же размере - 100% или 70%- показывать ему в своем бухучете
доход от арендной платы?
    Вынуждены признать, что в данной  ситуации  суверенностью  ут-
верждать что-либо определенное - весьма затруднительно. Более пра-
вильным нам представляется включать в доходы 70%, то есть арендную
плату, непосредственно причитающуюся арендодателю. В пользу такого
подхода свидетельствует в первую  очередь  определение  дохода  из
П(С)БУ 1 "Общие требования к финансовой отчетности":

    "Доходы - увеличение экономических  выгод в  виде  поступления
    активов или уменьшения обязательств, приводящих к росту собст-
    венного капитала (за исключением  роста капитала за счет взно-
    сов собственников)".

    Экономической  же  выгодой согласно  ст. 1 Закона  "О  бухгал-
терском  учете и финансовой  отчетности в Украине"  от 16.07.99 г.
№ 996-XIV ( 996-14 ) {4} является

    "потенциальная  возможность  получения  предприятием  денежных
    средств от использования активов".

    Поскольку у арендодателя потенциальная  возможность  получения
30% арендной платы исходя из текста Типового договора отсутствует,
можно говорить, что увеличения экономических выгод в размере 30% у
него не происходит. Значит, и дохода в данной части тоже нет.
    Те, кто предпочитает включать в доходы  100%  арендной  платы,
против подобных аргументов, естественно, не возражают, однако  за-
мечают, что в нашей стране правил без исключений не бывает. Вспом-
ним, говорят они, комиссионную торговлю.  Казалось  бы,  в  п. 6.2
П(С)БУ 15 "Доход" ( z0860-99 ) вполне понятно написано, что  сумма
поступлений по договору комиссии доходом не  признаётся.  Так  нет
же, в Инструкции о применении Плана счетов  (далее  -  Инструкция)
комиссионные поступления предписывают проводить по д-ту 70-го сче-
та, из чего однозначно следует, что перед этим они должны посетить
к-т 70 ("Доходы от реализации").  Да и п. 17 П(С)БУ 3 ( z0397-99 )
подтвердил, что суммы доходов, полученные предприятием  от  других
лиц в пользу комитента, вычитаются из  дохода  предприятия.  Вычи-
таются, а не "не входят в доход вообще"!  Следовательно,  первона-
чально они должны в него включаться.
    Сторонники этой точки зрения предлагают воспользоваться анало-
гией с комиссионной торговлей  и  вначале  включать  в  доход  всю
арендную плату, а затем уже вычитать 30%.
    Мы, однако, считаем, что данная аналогия не вполне  корректна.
Ведь при комиссии уменьшение дохода на  счете  70  производится  в
корреспонденции с субсчетами учета обязательств  перед  комитентом
(685-м или 681-м), и в конечном итоге в финансовые результаты  ко-
миссионера (на счет 79) попадает только его собственный доход.  То
есть процедура уменьшения дохода возможна в данном случае лишь при
наличии обязательства перед кредитором, потому что доход уменьшае-
тся именно на сумму этого  обязательства.  В комиссионной торговле
комиссионер  имеет такое обязательство  перед комитентом. Если си-
туацию с  арендой считать  аналогичной, то  арендодатель, по идее,
должен  иметь подобное обязательство  перед бюджетом в размере 30%
арендной платы. Попробуем разобраться, существует ли оно у арендо-
дателя. С юридической  точки зрения  новый Типовой договор в части
перечисления 30% в Госбюджет можно считать договором в пользу тре-
тьего лица - государства. А согласно ст. 160 ГК ( 1540-06 ),

    "если лицо, заключившее договор, обусловило исполнение возник-
    шего из договора обязательства третьему лицу, то если иное  не
    предусмотрено в договоре и не вытекает из его содержания,  ис-
    полнения может требовать как лицо, заключившее договор, так  и
    третье лицо, в пользу которого выговорено исполнение".

    В договоре аренды третьим лицом выступает Госказначейство  как
представитель Госбюджета. Обязанность по уплате 30% арендной платы
возникает в данном случае у должника (арендатора), и если  он  эти
30% вовремя перечисляет в бюджет, то у  арендодателя  обязательств
перед бюджетом нет.
    Таким образом, мы склоняемся  к  варианту  с  уже  изначальным
70%-ным отражением дохода.
    Однако вся эта достаточно стройная схема действует лишь до тех
пор, пока арендатор добросовестно выполняет условия Типового дого-
вора. Ну а если арендатор задолжает? В таком случае арендная плата
будет с него взыскана, причем в соответствии со ст. 160 ГК в  слу-
чае неуплаты 30%-ном доли истребовать неуплаченную сумму может как
арендодатель, так и третье лицо - Госказначейство.
    Скорее всего, заниматься этой неприятной процедурой  доведется
все-таки арендодателю. Допустим, ему удалось взыскать с арендатора
долг. В этом случае возможны  два варианта развертывания  событий.
Вероятнее всего, неуплаченные 30%, минуя арендодателя, будут сразу
взысканы в бюджет (как это, в принципе, следует из п. 3.5 Типового
договора) - и тогда нет никаких препятствий для 70%-ного отражения
арендной платы в доходах арендодателя.
    Однако может случиться и так, что 30%  задолженности  поступят
вначале к арендодателю, который, в свою очередь, должен будет  пе-
речислить их в бюджет.  Следовательно, на эту сумму у арендодателя
возникнет обязательство перед бюджетом.  То же самое происходит  и
тогда, когда арендатор перечисляет все 100%  арендодателю,  напри-
мер, при исполнении обязательств по старой форме Типового  догово-
ра, в котором отсутствовало условие о распределении арендной платы
арендатором. И вот тогда-то аналогия с комиссионной торговлей ста-
новится вполне правомерной.
    Подведем итог.  Если арендатор сам распределяет и исправно уп-
лачивает арендную плату, то обязательств перед бюджетом у госпред-
приятия не возникает и доход оно может показать в размере 70%. {5}
    Если же  госпредприятию  повезло  не  очень  и  распределением
арендной платы оно занимается самостоятельно (или не повезло  сов-
сем и ему приходится взыскивать  с  арендатора  100%  неуплаченной
арендной платы, которая первоначально поступит к нему на расчетный
счет), то он должен будет показать обязательство  перед  бюджетом.
Соответственно, и доход в таком случае, видимо, нужно  отразить  в
размере 100%.  Предоставляет он услугу все-таки на 100% и эти 100%
хоть временно, но получает.
    Еще раз напомним, что в  данном  случае  мы  высказываем  свое
собственное видение проблемы, а как поступать - решать вам.  Кста-
ти, тем, кто выберет вариант с 70%-ным доходом, думаем, будет пра-
вильнее включать в доход НДС, начисленный  на  все  100%  арендной
платы, так как обязательство перед бюджетом в части НДС у  арендо-
дателя возникает на полную сумму, причем  на  всю  эту  сумму  НДС
арендодателю необходимо будет затем уменьшить доход. А теперь поп-
робуем вышесказанное отразить в проводках.
    Пример. Предположим,  арендная плата  за  месяц составила  120
грн., из них 30% без НДС (30 грн.) перечисляются в бюджет, 70% (70
грн. и НДС со 100% - 20 грн.- арендодателю.

    А. Учет у арендодателя

    Здесь возможны два варианта: 1)  когда  арендодатель  получает
100% арендной платы и 2) когда арендодателю поступают 70% арендной
платы и НДС со 100%. Возьмем за основу вариант 1, а для варианта 2
укажем лишь отличия.

    Вариант 1

--+--------------------------------------+-------+-------+--------
№ |        Содержание хозоперации        |  Д-т  |  К-т  |  Сумма
--+--------------------------------------+-------+-------+--------
1 | Начислен доход по арендной плате     |  377  |  713  |    120
  | (предоплаты нет, то есть начисление  |       |       |
  | арендной платы - первое событие)     |       |       |
--+--------------------------------------+-------+-------+--------
2 | Начислены налоговые обязательства на |  713  |641/НДС|     20
  | сумму НДС с арендной платы           |       |       |
--+--------------------------------------+-------+-------+--------
3 | Отражена в составе дохода задолжен-  |  713  | 642/  |     30
  | ность перед Госбюджетом по 30% аренд-|       |"Арен- |
  | ной платы                            |       | да"   |
  |                                      |       | {6}   |
--+--------------------------------------+-------+-------+--------
4 | Списан на финансовый результат доход |  713  |  791  |     70
  | от сдачи в аренду недвижимого        |       |       |
  | имущества                            |       |       |
--+--------------------------------------+-------+-------+--------
5 | Получена от арендатора арендная плата|  311  |  377  |    120
  |                                      | (301) |       |
--+--------------------------------------+-------+-------+--------
6 | Перечислены 30% арендной платы в Гос-| 642/  |  311  |     30
  | бюджет                               |"Арен- |       |
  |                                      | да"   |       |
--+--------------------------------------+-------+-------+--------
7 | Получена от арендатора предоплата по |  311  |  681  |    120
  | арендной плате (начисление арендной  | (301) |       |
  | платы - второе событие)              |       |       |
--+--------------------------------------+-------+-------+--------
8 | Начислены налоговые обязательства на |  643  |641/НДС|     20
  | сумму НДС с арендной платы           |       |       |
--+--------------------------------------+-------+-------+--------
9 | Отражена задолженность перед Гос-    |  642/ | 642/  |     30
  | бюджетом в части 30% арендной платы  |"Аванс |"Арен- |
  |                                      | по    | да"   |
  |                                      |аренде"|       |
  |                                      | {7}   |       |
--+--------------------------------------+-------+-------+--------
10| Начислен доход по арендной плате     |  377  |  713  |    120
--+--------------------------------------+-------+-------+--------
11| Списан НДС по арендной плате         |  713  |  643  |     20
--+--------------------------------------+-------+-------+--------
12| Уменьшен доход на 30% арендной платы,|  713  |  642/ |     30
  | причитающихся Госбюджету             |       |"Аванс |
  |                                      |       | по    |
  |                                      |       |аренде"|
--+--------------------------------------+-------+-------+--------
13| Списан на финансовый результат доход |  713  |  791  |     70
  | от сдачи в аренду недвижимого иму-   |       |       |
  | щества                               |       |       |
--+--------------------------------------+-------+-------+--------
14| Перечислены 30% арендной платы в Гос-| 642/  |  311  |     30
  | бюджет                               |"Арен- |       |
  |                                      | да"   |       |
--+--------------------------------------+-------+-------+--------
15| Свернуты задолженности               |  681  |  377  |    120
------------------------------------------------------------------

    В варианте 2 проводки 3, 6, 9, 12 и 14 - не составляются, про-
водки 1, 5, 7, 10 и 15 - составляются на сумму 90 грн.

    Б. Учет у арендатора

    У арендатора проблемы в бухучете возникают в том случае, когда
арендатор уплачивает арендодателю все 100%, хотя договор был  зак-
лючен по новой форме, в соответствии с которой он обязан  перечис-
лять 30% арендной платы в бюджет.  Согласно договору в части 30% у
арендатора возникают обязательства перед бюджетом.  Их он и должен
отразить в бухучете.  Уплачивая же арендодателю все 100%  арендной
платы, он тем самым нарушает условия договора.
    Правда, при своевременном  перечислении  арендодателем  30%  в
бюджет особых претензий со стороны Госказначейства  возникнуть  не
должно. Ведь бюджету, собственно говоря, безразлично, кто ему зап-
латит. Так что, на наш взгляд, в момент уплаты арендодателем 30% в
Госбюджет арендатор  может сделать зачет обязательств перед бюдже-
том с дебиторской задолженностью  арендодателя по излишне перечис-
ленной арендной плате.
    Но лучше, конечно, договорные отношения не нарушать,  так  как
неисполнение арендатором хотя бы одного из  обязательств,  предус-
мотренных в договоре аренды, может служить основанием для  растор-
жения договора (по этому поводу - см. разъяснение  президиума  ВАС
от 25.05.2000 г. № 02-5/237 ( v_237800-00 )).
    В бухучете арендатора возможны три варианта:
    1) когда арендатор перечисляет в Госбюджет - 30%, арендодателю
- 70% арендной платы и НДС со 100%;
    2) когда арендодателю идут 100% по условиям договора;
    3) когда арендодателю перечисляются 100%,  хотя договором пре-
дусмотрено распределение на 30% и 70%.

    Вариант 1

---+--------------------------------------+-------+-------+-------
№  |        Содержание хозоперации        |  Д-т  |  К-т  | Сумма
---+--------------------------------------+-------+-------+-------
1  | Отражено начисление арендной платы
   | (предоплаты нет, то есть начисление
   | арендной платы - первое событие):
---+--------------------------------------+-------+-------+-------
1.1| в части, причитающейся Госбюджету:   |       |       |
   | а) с применением счетов 8-го класса  |   84  | 642/  |     30
   |                                      |       |"Арен- |
   |                                      |       | да"   |
   |                                      |       | {6}   |
   |--------------------------------------+-----------------------
   | б) с применением счетов 9-го класса  |23, 91,| 642/  |     30
   |                                      |92, 93,|"Арен- |
   |                                      |   94  | да"   |
   |                                      |       | {6}   |
---+--------------------------------------+-------+-------+-------
1.2| в части, причитающейся предприятию:  |       |       |
   | а) с применением счетов 8-го класса  |   84  |  685  |     70
   |--------------------------------------+-----------------------
   | б) с применением счетов 9-го класса  |23, 91,|  685  |     70
   |                                      |92, 93,|       |
   |                                      |   94  |       |
   |                                      |       |       |
---+--------------------------------------+-------+-------+-------
1.3| Включен в налоговый кредит НДС по    |641/НДС|  685  |     20
   | арендной плате (при наличии налоговой|       |       |
   | накладной)                           |       |       |
---+--------------------------------------+-------+-------+-------
2  | Перечислена арендная плата:
---+--------------------------------------+-------+-------+-------
2.1| в Госбюджет                          | 642/  |  311  |     30
   |                                      |"Арен- |       |
   |                                      | да"   |       |
---+--------------------------------------+-------+-------+-------
2.2| арендодателю                         |  685  |  311  |     70
---+--------------------------------------+-------+-------+-------
3  | Перечислен НДС арендодателю          |  685  |  311  |     20
---+--------------------------------------+-------+-------+-------
4  | Перечислена предоплата по арендной
   | плате (начисление арендной платы -
   | второе событие):
---+--------------------------------------+-------+-------+-------
4.1| в бюджет                             |   39  |  311  |     30
---+--------------------------------------+-------+-------+-------
4.2| арендодателю                         |   39  |  311  |     70
---+--------------------------------------+-------+-------+-------
5  | Перечислен НДС авансом арендодателю  |   39  |  311  |     20
---+--------------------------------------+-------+-------+-------
6  | Отражен НДС в составе налогового кре-|641/НДС|  644  |     20
   | дита (при наличии налоговой наклад-  |       |       |
   | ной)                                 |       |       |
---+--------------------------------------+-------+-------+-------
7  | Отражена начисленная арендная плата:
---+--------------------------------------+-------+-------+-------
7.1| в части, причитающейся Госбюджету:   |       |       |
   | а) с применением счетов 8-го класса  |   84  |   39  |     30
   |--------------------------------------+-----------------------
   | б) с применением счетов 9-го класса  |23, 91,|   39  |     30
   |                                      |92, 93,|       |
   |                                      |   94  |       |
   |                                      |       |       |
---+--------------------------------------+-------+-------+-------
7.2| в части, причитающейся арендодателю: |       |       |
   | а) с применением счетов 8-го класса  |   84  |   39  |     70
   |--------------------------------------+-----------------------
   | б) с применением счетов 9-го класса  |23, 91,|   39  |     70
   |                                      |92, 93,|       |
   |                                      |   94  |       |
---+--------------------------------------+-------+-------+-------
8  | Отражен НДС по арендной плате        |  644  |   39  |     20
------------------------------------------------------------------

    В варианте 2 проводки 1.1, 2.1, 4.1 к 7.1 -  не  составляются,
проводки 1.2, 2.2, 4.2 и 7.2 - составляются на сумму 100 грн.
    В варианте 3 в  проводке 2.1 вместо субсчета  642/"Аренда" ис-
пользуется  субсчет 685, а в момент перечисления арендодателем 30%
в Госбюджет производится  зачет задолженностей  проводкой д-т 642/
"Аренда", к-т 685 на сумму 30 грн.
    Как видим, у арендатора, когда он добросовестно выполняет  ус-
ловия нового Типового договора, учет  несколько  упрощается,  пос-
кольку не надо отслеживать, расплатился ли арендодатель  с  бюдже-
том. Да и арендодателю приходится составлять меньше проводок в том
случае, когда  по  новому  Типовому  договору  арендатор  отдельно
расплачивается с ним и с бюджетом.  Так что здесь законопослушание
вознаграждается большей простотой учета. Мелочь, а приятно...

{1} См. "Бухгалтерскую газету" № 12'2000, с. 16-18.
{2} Обо всех этих проблемах "Бухгалтер" писал в  №  8'2000  на  с.
    30-31 и № 18'2000 на с. 30-31. Эти статьи, кстати,  во  многом
    актуальны и сегодня.
{3} Аренду, облагающуюся по правилам "долгосрочных договоров",  мы
    не рассматриваем.
{4} См. "Бухгалтер" № 1-2'2000, с. 34-37.
{5} Информацию о состоянии расчетов с бюджетом арендатор  в  соот-
    ветствии с п. 5.6 Типового договора должен  ежемесячно  до  12
    числа предоставлять арендодателю.
{6} По нашему  мнению, обязательство  перед  бюджетом  по арендной
    плате нужно отражать на субсчете 642  (например,  на  субсчете
    642/"Аренда"), так как согласно Инструкции на счете 64 ведется
    учет расчетов предприятия по всем видам платежей в бюджет.
{7} В момент получения денег, причитающихся бюджету, у арендодате-
    ля возникает в данной части обязательство  перед  Госбюджетом,
    но так как доход от арендной  платы еще не появился, то умень-
    шать его на сумму  обязательства перед  бюджетом проводкой д-т
    713, к-т 642/"Аренда" - не совсем корректно.
    Поэтому предлагаем ввести транзитный субсчет по аренде (напри-
    мер, 642/"Аванс по аренде"), функциональное назначение которо-
    го аналогично субсчету 644 (643). Те, кому данная  проводка не
    понравится, могут обойтись без нее, но  тогда  в  проводке  12
    вместо субсчета 642/"Аванс по аренде" нужно будет использовать
    субсчет 642/"Аренда".


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№13/01, стр. 38
[01.05.2001]
В. Карпова, Т. Серикова
К.э.н., доцент ХГЭУ
------------------------------------------------------------------