Расчеты с субподрядчиками: проблемы нового учета

          Народ мудрей стандартов: проблемы старого Минфина

------------------------------------------------------------------

    Пожалуй, наиболее болезненно реформа бухгалтерского учета  от-
разилась на строителях. Ключевые из новых Стандартов - 15-й и 16-й
- на строительные контракты изначально себя не  распространяли,  в
то время как старые бухгалтерские нормативы с начала 2000 года от-
менялись один за другим.  В частности, вместе с Инструкцией о  по-
рядке заполнения форм годового бухгалтерского отчета  предприятия,
утвержденной  приказом Минфина от 18.08.95 г.  № 139 ( z0321-95 ),
ушла из употребления норма о том, что  выручкой от  реализации для
генподрядчиков считается

    "объем принятых заказчиками строительно-монтажных  работ,  вы-
    полненных собственными силами (без объема,  выполненного  суб-
    подрядными организациями)".

    Таким образом, в строку 010 новой формы № 2  по  статье "Доход
(выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг)" генпод-
рядчики стали заносить  всю  выручку  по  генподрядным  договорам.
Некоторые налоговики тут же усмотрели в этом способ расширить базу
обложения сбором  в Иннофонд у генподрядных организаций, включив в
нее и "субподрядную" выручку.  Однако Минфин, хотя и с опозданием,
дезавуировал  эти  попытки  письмом  от 06.12.2000 г.  № 053-29168
( v9168201-00 ) (см. "Бухгалтер" № 1-2'2001, с. 11). Тот же прием,
кстати, налоговики пытались  использовать и в отношении начисления
единого налога.
    Однако с точки зрения бухучета  такие  новации  не  стали  для
строителей неудобными. Скорее наоборот: многим из них такой способ
позволил привести финансовую отчетность в соответствие с  учетными
регистрами. Ведь еще с дореформенных времен повелось так, что учет
у большинства генподрядчиков строился по специфической  отраслевой
схеме: в отчет о финрезультатах  попадали только объемы работ, вы-
полненных собственными силами, но по к-ту 46 показывалась

    "стоимость готовой строительной продукции и работ по  договор-
    ной цене, сдача  которых  оформлена в установленном  порядке".
    {1}

    Каков же этот "установленный порядок"? Обратимся к  Инструкции
о порядке составления статистической  отчетности  по  капитальному
строительству, утвержденной  приказом Минстата от 28.03.96 г. № 93
( z0231-96 ). В соответствии с п. 7.2 данного норматива

    "основанием для отражения в отчетности заказчика и  подрядчика
    выполненного объема строительных и  монтажных  работ  является
    справка  о стоимости  выполненных  работ и расходах  по  форме
    № [КБ-]3, которую составляет подрядная организация".

    При этом генподрядчик включает в справку

    "объемы работ, выполненных как собственными силами, так и суб-
    подрядными организациями".

    Да и сами формы актов приемки выполненных подрядных работ  (ф.
№ КБ-2в) и справки о стоимости выполненных подрядных работ и  рас-
ходах (ф. № КБ-3) построены таким образом, что показатели  субпод-
рядчиков  входят в общую  стоимость работ по  объекту {2}. Так что
для заполнения  старых форм бухгалтерской  отчетности генподрядчик
должен был делать предварительные выборки по 46-му счету, исключая
оттуда обороты, приходящиеся на долю субподрядчиков.
    Не менее оригинальным был и способ учета субподрядных расходов
в учете генподрядчика. Согласно п. 14 раздела V Типового положения
по планированию, учету и калькулированию себестоимости строительно
-монтажных работ, утвержденного  Постановлением КМУ от 09.02.96 г.
№ 186 ( 186-2000-п ),

    "выполненные субподрядными организациями  работы,  принятые  и
    оплаченные генподрядчиком, до их сдачи заказчику подлежат уче-
    ту в договорных ценах на специальном субсчете счета  "Основное
    производство" и не включаются в себестоимость строительно-мон-
    тажных работ генерального подрядчика".

    Причем прежняя Инструкция по применению  Плана счетов, утверж-
денная  приказом  Минфина СССР  от 28.03.85 г.  № 40, предписывала
учитывать на 20-м счете  в  качестве  незавершенного  производства
весь субподряд "до полного завершения работ" по  объекту  и "сдачи
завершенного объекта строительства (или работ)  заказчику",  после
чего эти расходы относились в д-т 46.
    Итак, отражаясь на 20-м счете, субподрядные работы все-таки не
попадали в себестоимость работ генподрядчика, что было оправдано с
точки зрения симметричности: в выручку включались только собствен-
ные объемы генподрядчика, а в затраты - только  себестоимость  ра-
бот, выполненных собственными силами, которые

    "складывались из прямых затрат и накладных расходов" {3}.

    По сути субподряд, оставаясь в учетных регистрах  генподрядчи-
ка, был выведен за рамки его отчетов о прибылях и убытках. Поэтому
когда пришли новые формы бухотчетности, строители без труда  адап-
тировали свой учет к требованиям реформы: в строку 010 стали вклю-
чать общий генподрядный оборот бывшего  46-го  (703-го  по  новому
Плану счетов), а в строку 040 "Себестоимость реализованной продук-
ции (товаров, работ, услуг)" - списание расходов с  бывшего  20-го
(нового 903-го) с учетом  субподряда. Фактически строители избави-
лись от необходимости дополнительных учетных выборок.
    И потому совсем  неожиданными для них стали изменения, внесен-
ные в  п. 17 П(С)БУ 3  приказом  Минфина  от  30.11.2000 г.  № 304
( z0397-99 ). В соответствии с новой  редакцией этого  пункта ген-
подрядчики должны  отражать в  отчете о финансовых  результатах по
статье "Прочие вычеты из дохода"

    "полученные предприятием от других лиц  суммы доходов в пользу
    "..." субподрядчика "..." по договорам "..." подрада".

    А поскольку статья прочих вычетов (строка  030 ф.  № 2)  отож-
дествляется с корреспонденцией уменьшения дохода по д-ту 704, бух-
галтера сделали вывод, что теперь расчеты с субподрядчиками не от-
носятся на себестоимость строительно-монтажных работ.  Таким обра-
зом, субподрядные расчеты остаются как бы вне отчета о прибылях  и
убытках генподрядчика. Они сначала отражаются по к-ту 703 на общих
основаниях, после чего исключаются из выручки (вероятно, через д-т
704, к-т 68).
    Такая схема привела большинство строительных главбухов  в  не-
доумение. По существу из генподрядчиков  сделали посредников, а их
взаимоотношения с субподрядчиками  приравняли  к  расчетам  комис-
сионеров и поверенных с комитентами и доверителями.
    Честно говоря, практика свидетельствует о том, что  бухгалтера
генподрядчиков дружно  проигнорировали  это  положение  П(С)БУ  3.
Большинство из них отражает по строке 010 отчета о  финрезультатах
весь генподряд (д-т 36, к-т 703), а по строке 040 -  общую  себес-
тоимость вместе с субподрядом (д-т 903, к-т 23). И нельзя сказать,
чтобы эти бухгалтера были совсем уж неправы.
    Во-первых, нам кажется, что нелогично уравнивать в бухгалтерии
посреднические и  генподрядные  операции.  Принципиальная  разница
между ними состоит в том, что посредник предоставляет услуги коми-
тенту или доверителю, тогда как генподрядная организация выполняет
работы для заказчика (то есть покупателя), поручая выполнение  от-
дельных работ субподрядчику.
    Во-вторых, "посредническая" схема отражения расчетов с субпод-
рядчиками приводит к появлению еще одной проблемы:  как  поступать
генподрядчику в том случае, когда выполненные субподрядчиком рабо-
ты  он по  акту принял, но заказчику  весь  комплекс  работ еще не
сдал?
    Обязательства перед субподрядчиком надо показывать, это несом-
ненно.  Но какой счет дебетовать? Многие по привычке  относят "не-
закрытый" субподряд в д-т 23 (и в статью НЗП), а  после  отражения
общего генподрядного дохода составляют проводку д-т 704,  к-т  23.
На наш взгляд, этот способ не вполне корректен.  Инструкция о при-
менении Плана счетов предусматривает  только  один  путь  списания
фактической производственной себестоимости выполненных работ и ус-
луг: в д-т 90. И никаких д-тов 70 там нет.  И вообще, отражение по
статье "Незавершенное производство" того, что себестоимостью работ
никогда не станет, в нынешних условиях нам представляется недоста-
точно последовательным.
    В-третьих, такой метод отражения субподрядных  работ  в  учете
генподрядчика противоречит международным стандартам.  В частности,
п. 31 МСБУ 11 "Строительные контракты" говорит,  что  при  расчете
степени завершенности строительных работ из расходов по  контракту
исключаются "авансовые выплаты субподрядчикам до выполнения  работ
по субконтракту".  Заметьте, именно "исключаются", а не "не  вклю-
чаются". Такая формула  предполагает изначальное включение субпод-
рядных расходов в расходы генподрядчика.  Да и упомянутое исключе-
ние происходит только потому, что авансы субподрядчикам  не  отно-
сятся к расходам отчетного периода, о чем свидетельствует оговорка
"до выполнения работ по  субконтракту".  После  чего,  разумеется,
авансы станут полноценными расходами генподрядчика.  В этой  связи
хотелось бы вспомнить знаменитое определение национального П(С)БУ,
приведенное в ст. 1 Закона о бухучете ( 996-14 ), ради  выполнения
которого, собственно, и обновляется весь бухучет:

    "Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета - нор-
    мативно-правовой  акт,  утвержденный  Министерством   финансов
    Украины, определяющий принципы и методы ведения бухгалтерского
    учета и составления финансовой отчетности,  не  противоречащие
    международным стандартам".

    Стало быть, если противоречие все-таки случилось,  то  "созна-
тельный и законопослушный" украинский главбух вправе  проигнориро-
вать незаконное требование национального П(С)БУ.
    Внушает оптимизм то, что вскоре должен  появиться  специальный
П(С)БУ 18, где будут регламентированы нюансы строительного  учета.
По некоторым сведениям {4}, субподрядные работы войдут-таки в нор-
мальную генподрядную себестоимость.  И тогда изложенные выше сооб-
ражения насчет законности отнесения субподрядных расходов в расхо-
ды генподрядчика пригодятся тем, кто так и поступал вопреки требо-
ваниям П(С)БУ 3.

{1} См. Волков Н. Г. Бухгалтерский учет в строительстве. - М.: Фи-
    нансы и статистика, 1990. - С. 216.
{2} Причем это относится как к формам,  утвержденным приказом Мин-
    стата и Госстроя от 27.O1.97 г. № 26/5,  так и к более поздним
    их версиям, утвержденным  приказом  Госкомстата и  Госстроя от
    29.12.2000 г. № 416/299.
{3} См. Волков Н. Г. Бухгалтерский учет в строительстве. - М.: Фи-
    нансы и статистика, 1990. - С. 178.
{4} См., например, "Бизнес" № 16/2001, с. 51.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№13/01, стр. 42
[01.05.2001]
Иван Чалый
Заместитель главного редактора
------------------------------------------------------------------