Вексельное обращение в Украине: новое и узаконенное старое

------------------------------------------------------------------

    Пройдя сквозь длительные законодательные  процедуры  (принятие
Верховной  Радой, наложение вето и возврат президентом  со  своими
замечаниями, повторным принятием с учетом замечаний)  наконец  был
подписан  Закон  Украины "Об обращении  векселей  в  Украине" от 5
апреля 2001 года № 2374-III ( 2374-14 ) (далее - Закон) (см.  с. 3 
настоящего номера), который является, пожалуй, первым национальным 
документом на уровне закона,  регулирующим вексельное обращение  в 
Украине. Согласно этому Закону  законодательство  Украины об обра-
щении векселей состоит, кроме собственно Закона, также из:
    - Женевской конвенции 1930 года, которой введен  Унифицирован-
ный закон о переводных векселях и простых векселях (далее - Унифи-
цированный закон), с учетом оговорок, обусловленных дополнением II
к этой Конвенции.  Украина  присоединилась к  указанной  Конвенции
Законом "О присоединении Украины к Женевской конвенции 1930  года,
которой введен Унифицированный закон о переводных векселях и прос-
тых векселях" от 06.07.99 г. № 826-XIV ( 826-14 );
    - Женевской конвенции  1930  года  обурегулировании  некоторых
коллизий законов о переводных векселях и простых векселях. Украина
присоединилась  куказанной  Конвенции  Законом  "О   присоединении
Украины к Женевской конвенции 1930 года об урегулировании  некото-
рых коллизий законов о переводных векселях и простых векселях"  от
06.07.99 г. № 827-XIV ( 827-14 );
    - Женевской конвенции 1930 года о  гербовом сборе относительно
переводных векселей и простых векселей,  к  которой  Украина  при-
соединилась  Законом "О присоединении Украины к Женевской  конвен-
ции 1930 года о гербовом сборе относительно переводных векселей  и
простых векселей" от 06.07.99 г. № 828-XIV ( 828-14 ) {1};
    - Закона Украины  "О  ценных  бумагах  и  фондовой  бирже"  от
18.06.91 г. № 1201-ХII ( 1201-12 );
    - других актов законодательства Украины, принятых в соответст-
вии с Законом.
    Относительно Женевских конвенций следует отметить, что  статья
20 Закона Украины "О международных договорах Украины" от 22 декаб-
ря  1993 года  № 3767-ХII ( 3767-12 ) предусматривает  официальное
опубликование договоров, к которым присоединилась Украина.  Учиты-
вая, что на сегодняшний день тексты конвенций в Украине официально
не были опубликованы, до настоящего  времени возникают и проблемы,
связанные  с техникой  перевода.  При  разрешении  споров  следует
использовать аутентичные тексты Женевских конвенций на  английском
и  французском языках.  Это следует также и из статьи 1  Женевской
конвенции, которой введен Унифицированный закон, определившей, что
стороны Конвенции обязуются ввести ее в действие на своих террито-
риях либо на языке одного  из  его  оригинальных текстов, либо  на
своем национальном языке.
    В Законе приведено определение вексельного обращения,  которое
состоит в выдаче переводных и простых векселей, осуществлении опе-
раций с векселями  и  исполнении  вексельных  обязательств  в  хо-
зяйственной деятельности, в соответствии с Женевскими  вексельными
конвенциями 1930 года.  Хотя, строго говоря,  не  совсем  понятно,
почему  сфера вексельного обращения сведена только к хозяйственной
деятельности, особенно учитывая значительно расширяющийся круг его
потенциальных участников?

    Оговорки

    Воспользовавшись правами на использование оговорок, определен-
ных в статьях 3, 7, 9,10 и 13 приложения II к Женевской  конвенции
1930 года, которой введен Унифицированный закон о переводных  век-
селях и простых векселях, статьей 2 Закона  установлены  следующие
особенности вексельного обращения в Украине. На сегодня таких ого-
ворок пять. Рассмотрим их по порядку.
    Первая.  На основании части 1 статьи 2 Закона  не  применяется
статья 10 Унифицированного закона, в которой указывается, что если
переводный вексель, не заполненный к моменту выдачи, был  оформлен
иным  образом  чем  предусмотрено  заключенными  соглашениями,  то
несоблюдение этих соглашений не может быть противопоставлено  век-
селедержателю,  если  только  он  не приобрел  переводный  вексель
недобросовестно или, приобретая его, не допустил грубую неосторож-
ность.  Таким образом, в  Унифицированном  законе  реализовывалась
абстрактность векселя и в значительной мере защищались права  век-
селедержателя.  На основании статьи 77 Унифицированного закона это
положение относительно выписки бланкового векселя распространялось
и на простые векселя.
    Вторая. В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона  юридические
ситуации, указанные в статье 41 Унифицированного  закона,  опреде-
ляют,  что сумма векселя, выраженная в иностранной валюте, на тер-
ритории Украины может быть оплачена в национальной валюте  Украины
по курсу Национального банка Украины  на  день  наступления  срока
платежа (или если должник просрочит платеж, - по усмотрению держа-
теля векселя - на день осуществления платежа)  или  в  иностранной
валюте с соблюдением  требований валютного законодательства Украи-
ны.
    Статья 41 Унифицированного закона допускает уплату суммы  век-
селя, выписанного в  иностранной  валюте,  в  национальной  валюте
страны  места платежа.  Ранее обязанность оплаты векселя именно  в
указанной  в нем  иностранной  валюте  существовала  по  векселям,
содержащим так называемую оговорку эффективного платежа (например,
"только  в такой-то  валюте", "такую-то  сумму  в такой-то  валюте
эффективно" и равнозначные).
    Теперь же п. 2 ст. 2 Закона предусмотрено также, что положение
Закона относительно уплаты по векселям, выраженным  в  иностранной
валюте, применяется и в том случае, когда векселедателем (трассан-
том) обусловлено, что платеж осуществляется в  определенной в век-
селе валюте (оговорка об осуществлении платежа в иностранной валю-
те).  Поэтому даже при наличии на лицевой стороне векселя  надписи
"только в долл. США" или равнозначной платеж производится в поряд-
ке, предусмотренном п. 2  статьи 2 Закона, т. е. либо  в  гривнях,
либо в иностранной валюте.
    Что  касается  оговорки  о платеже  по определенному  курсу, о
которой идет речь в части  2  статьи  41  Унифицированного  закона
(например, "по курсу 5,65 грн. за 1 долл. США"), следует заметить,
что Закон прямо ее не запрещает, хотя п. 2 ст. 2 может  свидетель-
ствовать  и о необходимости использования при уплате только  курса
НБУ. При осуществлении операций с векселями, сумма которых выраже-
на в иностранной валюте, следует также учитывать положения Декрета
Кабинета Министров Украины "О системе  валютного  регулирования  и
контроля"  от  19 февраля  1993 года  № 15-93 ( 15-93 ),  в  соот-
ветствии  со статьей 1 которого вексель, выраженный  в иностранной
валюте (в составе платежных документов  и  других  ценных  бумаг),
отнесен к иностранной валюте,  со  всеми  возникающими проблемами,
связанными с лицензированием операций с такими валютными  векселя-
ми.
    Третья. Как предусмотрено п. 3 ст. 2 Закона, юридические ситу-
ации,  указанные  в  абзаце  третьем  статьи  44  Унифицированного
закона, определяют,  что протест в  неплатеже по векселю,  который
подлежит оплате  на определенную  дату или в  определенный срок от
даты составления  или предъявления, должен быть осуществлен либо в
день, когда вексель подлежит оплате, либо в один из двух следующих
рабочих дней. Согласно Унифицированному закону протест в неплатеже
по таким векселям должен быть осуществлен  в  один из двух рабочих
дней, следующих за днем, в котором вексель подлежит оплате.  Также
следует отметить, что в настоящее время действует п. 175  Инструк-
ции  о  порядке  совершения  нотариальных  действий    нотариусами
Украины, утвержденной приказом Министерства юстиции Украины от  14
июня  1994  года  № 18/5 ( z0152-94 ),  в соответствии  с  которой
векселя для совершения протеста в неплатеже принимаются нотариуса-
ми  на следующий день после окончания срока платежа по векселю, но
не позднее  12 часов дня, следующего после этого срока.
    Четвертая.  Использование права, предоставленного  статьей  10
приложения II к Женевской конвенции, которой введен  Унифицирован-
ный  закон, связано с отсутствием в  действующем  законодательстве
понятия "несостоятельность", а следовательно, Украина для примене-
ния пунктов 2 и 3 статьи 43 и абзаца б статьи 44  Унифицированного
закона была вынуждена точно определить юридические ситуации,  пре-
дусмотренные в указанных нормах Унифицированного закона, чтобы при
их практическом применении не возникало  разногласий  относительно
досрочного предъявления иска по векселю.  Как и следовало ожидать,
наиболее точным и соответствующим понятию "несостоятельность" яви-
лось понятие "банкротство", а следовательно, в данном случае необ-
ходимо использовать Закон Украины "О  восстанов-лении  платежеспо-
собности  должника  или признания его банкротом" от  14.05.92 г. №
2343-ХII ( 2343-12 ) (далее - Закон о банкротстве).
    В соответствии с частью 4  статьи 2  Закона  пункт 2 статьи 43
Унифицированного закона, который предоставляет право на  обращения
регрессного иска против индоссантов, векселедателя и  других  обя-
занных  по векселю лиц до наступления срока платежа, должен  пони-
маться следующим образом.  Держатель может  осуществить  свой  иск
против названных лиц в случае возбуждения дела о банкротстве трас-
сата, а также в случае признания его банкротом, причем  независимо
от того, акцептовал он вексель или нет. Указанные ситуации в соот-
ветствии с законодательством о банкротстве  подтверждаются  поста-
новлением о возбуждении дела о банкротстве либо  постановлением  о
признании должника банкротом (см. соответственно часть 1 статьи 11
и  часть  1 статьи  22 Закона  о банкротстве).  Пункт  3 статьи 43
(теперь уже с учетом  положений  Закона)  предоставляет  держателю
право  на досрочный иск - в случае признания  банкротом  трассанта
по векселю, который не подлежит акцепту. Напомним, что особенности
выдачи векселей, не подлежащих акцепту,  определены  в  статье  22
Унифицированного закона.
    Теперь несколько  обновленный (не  текстуально,  а  формально)
для Украины абзац б статьи 44 Унифицированного закона  определяет,
что в случае признания трассата банкротом и  независимо  от  того,
акцептовал он вексель  или нет, или в случае  признания  банкротом
трассанта по векселю, который не подлежит акцепту, для использова-
ния держателем векселя права регресса будет достаточным предъявле-
ние судебного решения о признании банкротом  такого  трассата  или
трассанта (т. е. речь идет о  постановлении  арбитражного  суда  о
признании трассата или трассанта банкротом, как это  предусмотрено
честью 1 статьи 22 Закона о банкротстве).
    Пятая. Учитывая, что размер  "штрафных"  процентов (в  размере
шести процентов годовых), обусловленный п. 2 ст. 48 и п. 2 ст.  49
Унифицированного закона,  не  соответствует  реалиям  сегодняшнего
дня, п. 5 ст. 2 Закона предусмотрено, что соответствующие проценты
начисляются исходя из размера учетной ставки  Национального  банка
Украины на день предъявления иска и от дня наступления срока  пла-
тежа (со дня платежа) до  дня  предъявления  иска  соответственно.
Таким образом, проценты в размере учетной ставки  НБУ  начисляются
со дня, следующего за днем платежа, и по день  предъявления  иска.
Непонятным остается, начисляются ли проценты с момента  предъявле-
ния иска до дня, когда векселедержатель получил платеж.
    Что касается  положений,  предусмотренных  статьей  214  Граж-
данского кодекса УССР (далее - ГК) при вексельных правоотношениях,
то, по-нашему мнению, они в данном случае не применяются.

    Векселеспособность

    Практически сразу после принятия Правил изготовления и исполь-
зования вексельных бланков, утвержденных  постановлением  Кабинета
Министров  Украины и  Национального  банка Украины  от 10 сентября
1992 года  № 528 ( 528-92-п ) (далее - Правила № 528),  установив-
ших, что использовать векселя, а также  выступать векселедателями, 
акцептантами,  индоссантами и авалистами  могут только юридические  
лица - субъекты  предпринимательской деятельности,  и особенно ак-
тивно после  присоединения Украины к Женевским  конвенциям, обсуж-
дался вопрос относительно векселеспособности лиц,  не  попавший  в
этот перечень.
    Не останавливаясь на истории проблемы, отметим, что после при-
нятия  Закона была поставлена точка в вопросе  определения  крите-
риев лиц, обладающих векселеспособностью.  Статьей 3 Закона факти-
чески определено понятие  векселеспособности,  включающее  в  себя
вексельную правоспособность (т. е.  способность  лица  иметь  век-
сельные права и нести вексельные обязанности), а также  вексельную
дееспособность (т. е. способность лица своими действиями  приобре-
тать права и создавать для себя вексельные обязательства).
    После вступления в силу Закона обязываться и приобретать права
по  переводным  и простым  векселям  на территории  Украины  могут
юридические лица, а после 1 января 2002 года и физические лица  (с
учетом положений п. 1 ст. 14 Закона).
    Таким образом, по сравнению с фактически  действовавшим  ранее
порядком, перечень лиц, имеющих  право  участвовать  в  вексельном
обращении, значительно расширился.
    Во-первых, теперь уже речь идет о всех юридических лицах, а не
только о тех из них, которые зарегистрированы в качестве субъектов
предпринимательской деятельности.
    Во-вторых, с 1 января 2002 года  векселя  смогут  использовать
также  и физические  лица.  Причем в  отличие  от  первоначального
проекта Закон не предусматривает ограничений для  физических  лиц,
не являющихся частными предпринимателями.
    Исходя из чего,  в недалеком  будущем  вполне  реальной  может
выглядеть  ситуация,  когда  физическое  лицо  пожелает  оплатить,
например, задолженность по коммунальным  услугам  векселем  малого
номинала какого-нибудь предприятия, предоставляющего такие услуги.
Кроме того, практически неограниченными представляются возможности
по использованию  векселей  в  целях  оптимизации  налогообложения
частными  предпринимателями, применяющими упрощенную систему нало-
гообложения (если, конечно, к этому  времени  для  них  сохранится
единый налог в существующем сегодня виде).
    Частью 2 статьи 3 Закона право на использование векселей  пре-
доставлено  и  органам  исполнительной  власти,  органам  местного
самоуправления, а также учреждениям и организациям, которые финан-
сируются  за счет  государственного  бюджета,  бюджета  Автономной
Республики Крым или местных бюджетов. Причем они могут обязываться
и приобретать права по переводным и простым векселям только в слу-
чаях и в порядке, определенных Кабинетом Министров Украины.  Здесь
речь идет прежде всего о предоставлении в  дальнейшем  возможности
на использование указанными органами и учреждениями  казначейских,
налоговых, пенсионных и т. д. векселей.

    Товарность векселя

    Вокруг вопроса о товарном характере  украинского  векселя было
сломано не меньше копьев, чем при обсуждении проблем отечественной
векселеспособности.  В Законе эта проблема разрешена в статье 4, в
соответствии с которой выдавать переводные и простые векселя можно
только для оформления денежного долга за  фактически  поставленные
товары, выполненные работы, предоставленные услуги.  Для сравнения
отметим, что в Правилах № 528 это условие звучало следующим  обра-
зом: "векселя могут выдаваться только для оплаты  за  поставленную
продукцию, выполненные работы и предоставленные услуги, за  исклю-
чением векселей Минфина, Национального банка и коммерческих банков
Украины".
    Таким образом, Украина не отошла от принципа товарной  обеспе-
ченности векселя.  В связи  с чем советуем  обратить  внимание  на
необходимость строгого соблюдения порядка выдачи векселя:  вначале
идет поставка товара, выполнение работ,  предоставление  услуг,  а
лишь затем следует выдача векселя.
    Интересно также отметить, что в части 1 статьи 4  Закона  речь
идет  об оформлении денежного долга, и на первый  взгляд  кажется,
что Закон в данном случае последовал традициям налоговых  законов.
Так, в п.п. 4.2.10 ст. 4 Закона Украины "О налогообложении прибыли
предприятий" в редакции от 22.05.97 года № 283/97 и в п. 4.8.  ст.
4 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость"  от  03.04.97
г. № 168/97-ВР ( 168/97-ВР ) говорится о продаже товаров под обес-
печение векселей, и эмиссия, например, простого векселя рассматри-
вается  как обеспечение или подтверждение (а не погашение)  задол-
женности должника - эмитента векселя  (покупателя  товаров)  перед
кредитором (продавцом товаров).
    Однако дальнейшее прочтение Закона  не подтверждает  эту идею.
Так, в части 3 статьи 4 однозначно говорится,  во-первых,  о  том,
что  условие относительно проведения расчетов с применением вексе-
лей обязательно отражается  в соответствующем договоре, и, во-вто-
рых, о том, что в случае выдачи (передачи) векселя в  соответствии
с договором прекращаются  денежные  обязательства  по  платежу  по
этому  договору и возникают денежные обязательства по  платежу  по
векселю.
    Таким образом,  расчет  при  проведении  операций  с  векселем
все-таки имеет место, а значит, старые "игры" с  кассовым  методом
по НДС при проведении расчетов векселями  (когда  некоторые  пред-
приятия-продавцы  не без  помощи  налоговых  органов  обосновывали
возникновение налоговых обязательств только по "погашению"  вексе-
ля) сегодня вряд ли обоснованы законодательно.
    Включение в Закон нормы относительно обязательного отражения в
договоре условия по проведению расчетов векселем  в  целом  должны
благоприятно сказаться на участниках вексельных расчетов.  Ведь не
секрет, что, передавая вексель в расчет  за  товар  без  отражения
этого условия в договоре или без новации  договора  (в  том  числе
путем  заключения дополнительных соглашений),  предприятия  иногда
становились заложниками недобросовестного продавца,  который  фор-
мально имел все возможности  для взыскания суммы долга  в  двойном
размере: один раз по договору купли-продажи, а второй - по  вексе-
лю, т. е. безусловному денежному обязательству.
    Более неприятная неожиданность для участников вексельных отно-
шений вызвана частью 2 статьи 4 Закона, на основании  которой  "на
момент  выдачи переводного векселя лицо, указанное в  векселе  как
трассат, или векселедатель простого  векселя  должны  иметь  перед
трассантом и/или лицом, которому или по  приказу  которого  должен
быть осуществлен платеж, обязательство, сумма которого должна быть
не меньше, чем сумма платежа по векселю".
    Наличие этой нормы фактически приводит к тому,  что становится
невозможным кредитование предприятия  путем  акцепта  выданных  им
векселей.  Ранее Правила № 528  не  ставили  условия  относительно
обязательного наличия у трассата обязательств перед трассантом  (а
тем более - перед первым векселедержателем).  Кроме того,  следует
обратить внимание на общее  требование  о  наличии  обязательства,
сумма которого не может быть меньше суммы платежа по векселю.
    Также достаточно негативный момент привнес Закон  для  коммер-
ческих  банков и как следствие - для их клиентов.  Дело в том, что
Закон не содержит для  коммерческих  банков  и  Нацбанка  лазейки,
позволяющей  обходить принцип товарности векселя.  Это приведет  к
некоторому уменьшению привлекательности такого инструмента в целях
кредитования коммерческими банками предприятий путем продажи  бан-
ками с отсрочкой платежа собственных  финансовых  в  екселей.  Что
касается  Нацбанка, то в соответствии с частью 3 статьи  3  Закона
использование им векселей осуществляется в соответствии с  законо-
дательством Украины об обращении векселей.
    На основании части 4 статьи 4 Закона, лица, виновные в наруше-
нии требований этой статьи, несут ответственность согласно закону.
Однако  проблема  состоит в том,  что на сегодняшний  день ни один
закон не  предусматривает  ответственности  за  неисполнение  этих
предписаний.  Пожалуй, единственная норма,  которая  соответствует
изложенному выше "составу", - это статья 48 ГК, в  соответствии  с
которой недействительным является соглашение, которое не  отвечает
требованиям  закона.  Причем  последствиями  признания  недействи-
тельным соглашения по этому основанию будет являться  двусторонняя
реституция, в связи с чем каждая из сторон будет  обязана  вернуть
второй стороне все полученное по соглашению.
    Учитывая, что и до принятия Закона судебная практика пошла  по
пути признания недействительными соглашений, не отвечающих  требо-
ваниям не только законов, но и подзаконных документов (в том числе
постановлений КМУ), то можно сказать, что ответственность участни-
ков вексельных правоотношений (конечно, до принятия новых  законо-
дательных актов) за нарушение  принципа товарности векселя с  при-
нятием рассматриваемого Закона не ужесточилась.
    Что касается недействительности векселя, то, на наш взгляд, об
этом  не может быть и речи.  Во-первых, это прямо не предусмотрено
в Законе, а во-вторых, Унифицированный  закон  также  не  содержит
подобного основания для признания векселя недействительным.

    Форма векселя

    Относительно формы векселя следует остановиться  на  следующих
моментах, основная часть которых не станет новостью для  лиц,  уже
работающих с векселями.
    Векселя, как и прежде, будут составляться в документарной фор-
ме.  Причем в Законе четко закреплено, что вексель не  может  быть
переведен в бездокументарную форму.
    Что касается самого бланка,  то  в  соответствии  с  частью  1
статьи 5 Закона векселя (переводные  и  простые)  составляются  на
бланках с соответствующей степенью защиты  от  подделки,  форма  и
порядок  изготовления которых утверждаются Государственной  комис-
сией по  ценным  бумагам  и  фондовому  рынку  по  согласованию  с
Национальным банком Украины с учетом норм Унифицированного закона.
На сегодняшний день форма переводного и простого векселя  установ-
лена Правилами № 528,  которые  были  утверждены  еще  задолго  до
"рождения" самой  Государственной комиссии  по  ценным  бумагам  и
фондовому рынку.  Поэтому до утверждения форм новых бланков (если,
конечно, они появятся) следует использовать имеющиеся.
    Законом также определено, что  вексель,  который  выдается  на
территории Украины и место платежа по которому также находится  на
территории Украины, составляется на государственном языке.  Наиме-
нования трассанта или векселедателя, других обязанных  по  векселю
лиц заполняются на том языке, на  котором  определено  официальное
наименование в их учредительных документах. Первое требование фак-
тически вытекает из Унифицированного закона, а второе  следует  из
необходимости обеспечения  однозначного  толкования  реквизитов  и
надписей на векселе, в связи с чем  вексельный  приказ  "Заплатiть
проти цього векселя ТОВ "Bond" не приведет к дефекту векселя.
    Вексель подписывается:
    от имени юридических лиц  -  собственноручно  руководителем  и
главным бухгалтером (если такая  должность  предусмотрена  штатным
расписанием юридического лица)  или  уполномоченными  ими  лицами.
Подписи скрепляются печатью;
    от имени физических лиц - собственноручно физическим лицом или
уполномоченным им лицом. Подпись скрепляется печатью (при ее нали-
чии).

    Прочие новые особенности

    Кроме уже рассмотренных правил законодательного  регулирования
вексельного обращения, хотелось  бы  кратко  остановиться  еще  на
нескольких достаточно существенных моментах.
    С момента вступления в силу Закона платеж по векселю на терри-
тории Украины можно будет осуществлять только в безналичной форме.
Ранее такого ограничения не было.
    Вообще говоря, вексель вошел в хозяйственную  жизнь  и  основа
вексельного законодательства была разработана еще задолго до  воз-
никновения безналичных расчетов.  Все его нормы, в том числе  свя-
занные с передачей  самого векселя, выдачей расписок  в  получении
платежа и т. д., были направлены на реализацию обращения векселей,
опосредуемого наличными деньгами. И как бы странно это ни звучало,
именно по этим причинам в вексельных правоотношениях иногда надеж-
нее было использовать именно наличные деньги, так как  значительно
упрощенный способ взыскания задолженности по  векселю  может  быть
использован, недобросовестным держателем с целью получения двойной
суммы векселя путем получения платежа на текущий счет, с  дальней-
шим взысканием вексельной суммы с привлечением нотариуса для  осу-
ществления протеста.
    Для того чтобы обезопасить себя, плательщик должен максимально
четко указывать в платежных документах назначение платежа ("платеж
по векселю № ..."), а держателю векселя можно посоветовать исполь-
зовать положения статьи 39 Унифицированного закона и не передавать
вексель до его оплаты (так как наличие  векселя  у  должника,  как
правило,  означает прекращение вексельных обязательств) либо пору-
чить предъявление векселя к платежу специализированному учреждению
(как правило, банку) на основании договора об инкассировании  век-
селей.
    На уровне закона закреплено положение об "исполнительном" ста-
тусе опротестованного векселя.  Так, статья 8  Закона  установила,
что вексель, опротестованный  нотариусом  (исполнительная  надпись
нотариуса) в установленном законом порядке, является  исполнитель-
ным документом.
    Следует отметить, что это положение  фактически  уже  работало
(после долгих законодательных неурядиц в этом вопросе)  начиная  с
24 апреля 2000 года, т. е. с того момента, когда Кабинет Министров
Украины  постановлением № 693  дополнил  перечень  документов,  по
которым взыскание задолженности производится в бесспорном  порядке
на основании исполнительных надписей нотариусов пунктом,  содержа-
щим  векселя, опротестованные нотариусами в установленном  законом
порядке.
    Опять-таки нельзя сказать, что большим подарком стало  положе-
ние  статьи 9 Закона,  в соответствии  с которой  резиденты  могут
выдавать и индоссировать векселя, как переводные, так и простые, в
иностранной и национальной валюте для расчетов с  нерезидентами по
внешнеэкономическим договорам (контрактам) в соответствии с валют-
ным законодательством Украины. Еще до подписания Закона, Президент
своим Указом от 7 марта 2001 года № 162/2001 ( 162/2001 )  признал
утратившей силу статью 1 Указа Президента Украины "Об уплате госу-
дарственной пошлины за вексельные бланки" от 2 ноября 1993 года  №
504 ( 504/93 ), которая  содержала  запрет на индоссамент векселей
за пределы Украины.  Выдача векселей была  узаконена  еще  Законом
Украины  "О порядке осуществления расчетов в  иностранной  валюте"
от 23 сентября 1994 года № 185/94-ВР ( 185/94-ВР ).
    Вместе с тем грамотное применение векселей  во  внешнеэкономи-
ческой  деятельности открывает заманчивые перспективы для ее орга-
низации, в том числе связанные с возможностью  избежания  штрафных
санкций за превышение критического для таких операций  порога  "90
дней".
    Принимая во внимание положение абзаца 4 п. 14.2 ст. 14 Закона,
следует ожидать появления специального  закона,  направленного  на
урегулирование вопросов,  связанных с использованием  векселей  во
внешнеэкономической деятельности.
    Кроме того, следует обратить внимание на норму статьи 12 Зако-
на, устанавливающей запрет на использование векселя как  взноса  в
уставный фонд хозяйственного общества.
    Статья 13 Закона определяет порядок внесения изменений в текст
векселя, фактически конкретизируя положения статьи  69  Унифициро-
ванного закона, а также статьи 34 этого Закона в  части  изменения
сроков платежа.
    Изменения в текст векселя могут вноситься  по  инициативе  его
держателя исключительно векселедателем (трассантом) путем зачерки-
вания старого реквизита и написания нового с указанием даты внесе-
ния изменений.
    Держатель векселя должен дать согласие на внесение изменений в
текст векселя путем написания на оборотной стороне векселя слов "в
соответствии с изменениями" с указанием даты внесения изменений.
    Следует учитывать, что изменения в векселе должны быть  подпи-
саны в порядке, предусмотренном статьей 5 Закона.
    В случае изменения срока платежа по переводному векселю держа-
тель векселя должен получить согласие (акцепт) трассата на  оплату
векселя в соответствии с новым сроком.  В случае если  акцепт  уже
был осуществлен ранее, то держатель векселя должен получить допол-
нительное согласие акцептанта в соответствии с новым сроком.
    Если держатель векселя, который согласился на внесение измене-
ний  в текст векселя, желает сохранить ответственность  предыдущих
индоссантов, он должен получить и их согласие.  В противном случае
предыдущие индоссанты несут такую же  ответственность,  как  и  до
внесения изменений.
    Статья 38 Унифицированного закона предоставляет право держате-
лю векселя предъявить его в расчетную палату, что является равноз-
начным предъявлению векселя для платежа.  Устраняя пробел украинс-
кого  законодательства, которым не определен перечень  учреждений,
являющихся для целей Унифицированного закона расчетными  палатами,
статья 7 Закона определила, что учреждения  банков и органы  Госу-
дарственного казначейства Украины, осуществляющие  расчетно-кассо-
вое обслуживание векселедателей простых векселей,  трассатов  (ак-
цептантов) по  переводным векселям,  выполняют  функции  расчетных
палат.  Следует учитывать, что  предъявление  в  расчетную  палату
векселя  со сроком платежа на определенный день или в определенный
срок от даты составления или от предъявления должно произойти  или
в день, когда он подлежит оплате, или в  один  из  двух  следующих
рабочих дней.
    И пожалуй,  последнее нововведение,  привнесенное  Законом, на
котором хотелось бы остановиться, касается обязательности  ведения
векселедателем  реестра выданных векселей в порядке,  утвержденном
Государственной комиссией по ценным  бумагам  и  фондовому  рынку.
Учитывая, что до настоящего времени такой специальный  порядок  не
разработан, можно, как и ранее, использовать для этой  цели  книгу
учета выданных векселей в произвольной форме.
    В заключение отметим, что  статья  14  Закона  предусматривает
разработку целого ряда новых нормативно-правовых актов (в том чис-
ле Закона о порядке рассмотрения споров,  связанных  с  обращением
векселей в Украине),  а также  отмену старых и  не соответствующих
Закону.  О происходящих изменениях на вексельном "фронте" мы,  бе-
зусловно,  будем вас оперативно информировать.  Следите за  нашими
публикациями.



    {1} По сообщению Министерства  иностранных  дел  Украины  (см.
письмо от 03.02.2000 г. № 4.3/7-612-126, названные  выше Женевские 
конвенции  вступили в силу в  Украине 6 января 2000 года.


------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№ 38/01, стр. 22
[10.05.2001]
Д. Винокуров
экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------