Арбитражный управляющий ------------------------------------------------------------------ Институт арбитражных управляющих для Украины впервые был вве- ден Законом Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О банкротстве" от 30.06.99 г. № 784-XIV ( 784-14 ) (далее - Закон № 784). Именно эти специалисты обеспечивают проведение процедуры восстановления платежеспособности должника или его банкротства. Согласно ст. 1 Закона № 784 арбитражный управляющий (распоря- дитель имущества, управляющий санацией, ликвидатор) - это физичес- кое лицо, имеющее лицензию, выданную в установленном законода- тельством порядке, и действующий на основании постановления арбит- ражного суда. Одно и то же лицо может выполнять функции арбитражного управ- ляющего на всех стадиях осуществления по делу о банкротстве в соответствии с требованиями Закона № 784. При этом такое лицо име- нуется согласно той судебной процедуре, которая применяется к должнику: на стадии распоряжения имуществом должника полномочия по надзору и контролю за управлением и распоряжением имуществом воз- ложены на распорядителя имущества; организацию санации должника осуществляет управляющий санацией; на стадии ликвидации организа- ция осуществления ликвидационной процедуры должника, признанного банкротом, а также обеспечение удовлетворения признанных судом требований кредиторов возложена на ликвидатора. Как видим, одним из основных требований к проведению деятельности арбитражного управляющего является наличие лицензии. Согласно Перечню органов лицензирования, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 14.11.2000 г. № 1698 ( 1698-2000-п ), органом лицензи- рования в данном случае является Министерство экономики. При этом согласно постановлению Кабинета Министров Украины "О сроке действия лицензии на проведение определенных видов хозяйст- венной деятельности, размерах и порядке зачисления платы за ее выдачу" от 29.11.2000 г. № 1755 ( 1755-2000-п ) срок действия ли- цензии на проведение определенных видов хозяйственной деятельности (кроме некоторых, не имеющих отношения к производству дел о банк- ротстве) составляет 3 года. Стоимость лицензии, а также границы территории, на которой она считается действительной, зависят от органа исполнительной власти, который ее выдает. Если арбитражный управляющий осуществляет деятельность на ос- новании лицензии, выданной центральным органом исполнительной власти (а значит, такая лицензия действительна на всей территории Украины), то плата за ее выдачу взимается в размере 20 не обла- гаемых налогом минимумов доходов граждан (340 грн.). Если арбитражный управляющий осуществляет деятельность на ос- новании лицензии, выданной местным органом исполнительной власти (такая деятельность может осуществляться на территории соот- ветствующей административно-территориальной единицы), то плата за ее выдачу взимается в размере 15 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (255 грн.). Арбитражный суд не обязан осуществлять проверку обоснованности выдачи лицензии арбитражным управляющим, распорядителям имущества должника или ликвидаторам. Однако в случае выявления нарушений в выдаче лицензий арбитражный суд должен соответствующим образом реагировать на такие факты (письмо ВАСУ "О некоторых вопросах практики применения в разрешении споров отдельных норм действующе- го законодательства" от 10.05.2000 г. № 01-8/204 ( v_204800-00 )). Одним из важных прав арбитражного управляющего является полу- чение гарантированного ст. 27 Закона № 784 вознаграждения за труд. Этому вопросу следует уделить особое внимание. При этом необходимо определиться с правовым статусом арбитражного управляющего. С одной стороны, арбитражный управляющий назначается арбитражным судом, что может послужить поводом для его характеристики как ра- ботника арбитражного суда. С другой стороны, выполнение арбитражным управляющим своих обязанностей в отношении конкретного должника может привести к мысли, что он является работником этого должника. В то же время в назначении арбитражного управляющего заинтересованы, в первую оче- редь, кредиторы (он назначается по ходатайству комитета кредито- ров), отсюда возможно предположение, что арбитражный управляющий является работником кредиторов. Пунктом 3 ст. 13 Закона № 784 предусмотрено, что распорядите- лем имущества может быть физическое лицо - субъект предпринима- тельской деятельности, который имеет высшее юридическое или эко- номическое образование или владеет специальными знаниями и не является заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов. Таким образом, арбитражный управляющий не может считаться ра- ботником должника, арбитражного суда или комитета кредиторов, он является частным предпринимателем, получившим соответствующую лицензию. Как известно, частный предприниматель не начисляет себе зара- ботную плату и в то же время осуществляет свою деятельность с целью получения прибыли, следовательно, имеет право самостоятельно и свободно устанавливать цены на реализуемые товары (работы, услу- ги). Арбитражный управляющий должен иметь право на получение опла- ты за свои услуги в размере, установленном в договоре. Однако в Законе № 784 свободное установление оплаты услуг арбитражного управляющего не предусмотрено: размер вознаграждения за труд дол- жен составлять не менее двух минимальных заработных плат и не более среднемесячной заработной платы руководителя должника за двенадцать месяцев его работы перед возбуждением производства по делу о банкротстве. При выплате арбитражному управляющему вознаграждения за труд неправомерно вычитать из суммы вознаграждения подоходный налог и иные обязательные платежи, поскольку арбитражный управляющий яв- ляется частным предпринимателем и уплачивает указанные налоги и сборы самостоятельно. Источники оплаты труда арбитражных управляющих установлены в ст. 27 Закона № 784. Оплата труда и возмещение расходов арбитраж- ных управляющих (распорядителя имущества, управляющего санацией, ликвидатора), специалистов, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения выполнения своих полномочий, осуществляются за счет: 1) средств инвесторов; 2) средств, полученных от продажи имущества должника, в поряд- ке, установленном Законом № 784; 3) средств кредиторов; 4) средств, полученных в результате производственной деятель- ности должника. Установленная таким образом норма на практике привела к тому, что в некоторых случаях источник оплаты труда арбитражных управ- ляющих установить достаточно тяжело. Например, возбуждено произ- водство по делу о банкротстве предприятия, не имеющего активов. При этом уставный фонд таких предприятий может составлять чисто символическую сумму, т. е. второй из приведенных источников от- сутствует. Разумеется, что санацию такого предприятия проводить нецелесообразно, следовательно, не могут быть применены ни первый, ни четвертый источники средств на оплату труда арбитражного управ- ляющего. В то же время кредиторы могут отказать арбитражному управляющему в оплате его труда, ссылаясь на то, что они и так несут огромные убытки в связи с банкротством должника. На наш взгляд, подобную ссылку кредиторов нельзя назвать основательной. В Законе № 784 четко определены источники оплаты труда арбитражных управляющих и при отсутствии некоторых из них оставшиеся должны привлекаться обязательно, тем более что размер оплаты труда уста- навливается комитетом кредиторов и утверждается арбитражным судом. Именно вследствие того, что размер оплаты труда арбитражного управляющего установлен в жестких рамках, Законом № 784 предус- мотрено возмещение его расходов, причем конкретный порядок их выплаты не установлен. Отметим, что и расходы на оплату труда арбитражных управляющих и возмещение их расходов, связанных с со- держанием и хранением имущественных активов банкрота, отнесены к выплатам, удовлетворяемым в первую очередь. Кроме того, арбитражному управляющему и привлеченным спе- циалистам кредиторами и (или) инвесторами может быть установлено и выплачено дополнительное вознаграждение. Являясь частным предпринимателем, арбитражный управляющий не должен забывать об ответственности за свои действия. Общая ответственность арбитражного управляющего за невыполне- ние или ненадлежащее выполнение своих полномочий определена в п. 6 ст. 27 Закона № 784. В этом пункте установлены различные меры ответственности в зависимости от того, привели или не привели подобные действия арбитражного управляющего к убыткам должника или кредиторов. В первом случае арбитражный управляющий может быть лишен ли- цензии, а во втором случае - своих полномочий. Если своими действиями арбитражный управляющий нанес убытки в размерах, составляющих двадцать и более процентов суммы задолжен- ности должника на день подачи заявления о возбуждении дела о банкротстве, должник и (или) кредиторы имеют право обратиться с иском в суд о взыскании убытков, нанесенных умышленными действиями арбитражного управляющего. Кроме того, разная ответственность установлена для арбитражно- го управляющего на различных стадиях производства дела о банк- ротстве {1}. Подробно эту ответственность рассмотрим ниже. На арбитражного управляющего возлагается немалый объем работ как юридического,так и экономического характера (например, прове- дение финансового анализа состояния должника, составление плана санации должника, ведение бухгалтерского, статистического учета, составление финансовой отчетности и пр.). Именно поэтому Законом № 784 предусмотрено, что арбитражный управляющий может на основании договора привлекать специалистов с оплатой их услуг. Распорядитель имущества Первой из стадий производства по делу о банкротстве, установ- ленных Законом № 784, является процедура распоряжения имуществом должника. На этой стадии устанавливается состояние неплатежеспо- собности должника, выявляется круг кредиторов, устанавливаются размеры ихтребований, созываются собрание и комитет кредиторов. Распорядитель имущества назначается уже на первых этапах производства по делу о банкротстве. Согласно п. 1 ст. 11 Закона № 784 не позднее, чем на пятый день после принятия заявления о воз- буждении дела о банкротстве, судья выносит постановление о возбуж- дении производства по делу о банкротстве, в котором, в частности, указывается о введении процедуры распоряжения имуществом должника, а также о назначении распорядителя имуществом. В случае, если при принятии заявления о возбуждении дела о банкротстве назначить распорядителя имущества невозможно, то его назначают на подготовительном заседании, которое должно состояться не позднее чем на тридцатый день со дня принятия заявления о воз- буждении дела о банкротстве. Распорядитель имущества назначается арбитражным судом из числа лиц, зарегистрированных государственным органом по вопросам банк- ротства как арбитражные управляющие, сведения о которых предос- тавляются в установленном порядке Высшему арбитражному суду Украи- ны. Кредиторы имеют право предложить кандидатуру распорядителя имущества, которая отвечает указанным требованиям. При этом рас- порядителями имущества не могут назначаться лица, которые осу- ществляли ранее управление должником - юридическим лицом, за исключением случаев, когда с момента отстранения данного лица от управления должником прошло не менее 3 лет, а также лица, ранее судимые за совершение корыстных преступлений. Одной из важных обязанностей распорядителя имущества является проведение финансового анализа должника, в ходе которого необходи- мо установить объективную картину финансового состояния должника, включая состояние его имущества, обязательств, а также результаты его финансово-хозяйственной деятельности. При этом распорядителю имущества необходимо руководствоваться Методическими рекоменда- циями по выявлению признаков неплатежеспособности предприятия и признаков действий по сокрытию банкротства, фиктивного банкротства или доведения до банкротства, утвержденными Министерством экономи- ки Украины от 17.01.2001 г. № 10 ( v0010557-01 ). С одной стороны, согласно п. 15 ст. 11 Закона № 784 назначение распорядителя имущества не является основанием для прекращения полномочий руководителя или органа управления должника. С другой стороны, Закон № 784 предоставляет широкие права рас- порядителю имущества. Так, без его согласия не могут заключаться некоторые соглашения, оговоренные в п. 13 ст. 11 Закона № 784, среди которых существенными являются соглашения по распоряжению имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет бо- лее 1 процента балансовой стоимости активов должника. Мало того, полномочия руководителя или органов управления должника могут быть прекращены в случае, если ими создаются препятствия действиям распорядителя имущества (в таком случае по ходатайству комитета кредиторов на основании постановления арбитражного суда обязан- ности руководителя должника временно возлагаются на распорядителя имущества). Стадия распоряжения имуществом прекращается с принятием реше- ния о дальнейшей судьбе должника - санации, ликвидации или заклю- чении мирового соглашения. Таким образом, полномочия арбитражного управляющего в качестве распорядителя имущества прекращаются со дня назначения управляющего санацией или ликвидатора или утвержде- ния арбитражным судом мирового соглашения, если иное не предусмот- рено Законом № 784. Права и обязанности распорядителя имущества представлены в следующей таблице: |----------------------------------------------------------------| | Распорядитель имущества | |--------------------|-------------------------------------------| | Права | Обязанности | |--------------------|-------------------------------------------| |Созывать собрания | Рассматривать совместно с должностными | |кредиторов и при- | лицами должника копии заявлений кредиторов| |нимать в них учас- | о денежных требованиях к должнику, которые| |тие с правом сове- | поступили в арбитражный суд в связи с воз-| |щательного голоса; | буждением дела о банкротстве и направлены | |анализировать фи- | должнику в порядке, установленном Законом | |нансовое состояние | № 784; | |должника и реко- | вести реестр требований кредиторов в уста-| |мендовать собранию | новленном порядке; | |кредиторов меры по | сообщать кредиторам о результатах рассмот-| |финансовому оздо- | рения их требований должником и включении | |ровлению должника; | признанных требований в реестр требований | |обращаться в ар- | кредиторов или об отказе признания требо- | |битражный суд в | ваний должником; | |случаях, предус- | принимать меры для защиты имущества долж- | |мотренных Законом | ника; | |№ 784; | анализировать финансовую, хозяйственную и | |получать вознаг- | инвестиционную деятельность должника, его | |раждение в размере | положение на товарных рынках; | |и порядке, предус- | выявлять признаки фиктивного банкротства | |мотренных Законом | или доведения до банкротства; | |№ 784; | созывать собрания кредиторов; | |привлекать для | предоставлять государственному органу по | |обеспечения выпол- | вопросам банкротства сведения, необходимые| |нения своих полно- | для ведения единой базы данных о предприя-| |мочий на договор- | тиях, в отношении которых возбуждено дело | |ной основе специа- | о банкротстве; | |листов с оплатой их | предоставлять арбитражному суду и комитету| |деятельности из | кредиторов отчет о своей деятельности, | |средств должника, | сведения о финансовом состоянии должника, | |если иное не пре- | предложения о возможности восстановления | |дусмотрено Законом | платежеспособности должника; | |№ 784 или решением | выполнять другие функции, предусмотренные | |комитета кредиторов;| Законом № 784 | |подавать в арбит- | | |ражный суд заявление| | |о досрочном прекра- | | |щении своих обязан- | | |ностей; | | |осуществлять другие | | |полномочия, предус- | | |мотренные Законом | | |№ 784 | | |--------------------|-------------------------------------------| Управляющий санацией Восстановить платежеспособность должника позволяет процедура санации, которой в Законе № 784 уделено особое внимание, ведь, как известно, в нем основной акцент сделан не на ликвидацию должника, а на восстановление его платежеспособности. Санация предусматривает систему мер, осуществляемых во время производства по делу о банкротстве с целью предотвращения призна- ния должника банкротом и его ликвидации. Она направлена на оздо- ровление финансово-хозяйственного положения должника, а также на удовлетворение в полном объеме или частично требований кредиторов путем кредитования, реструктуризации предприятия, долгов и капита- ла и (или) изменение организационно-правовой и производственной структуры должника. Если имеются основания для санации должника, то в сроки, ана- логичные для введения процедуры распоряжения имуществом должника и назначения распорядителя имущества, арбитражный суд по ходатайству комитета кредиторов может вынести постановление о проведении санации должника и назначении управляющего санацией. Кандидатура управляющего санацией согласовывается комитетом кредиторов. Управляющим санацией может быть не только лицо, ис- полнившее полномочия распорядителей имущества, но и руководитель предприятия, если на это имеется согласие комитета кредиторов и (или) инвесторов. Санация вводится на срок не более 12 месяцев. По ходатайству комитета кредиторов или управляющего санацией этот срок может быть продлен еще на 6 месяцев или сокращен. Права управляющего санацией более широкие, чем права распоря- дителя имущества. Так, согласно п. 4 ст. 17 Закона № 784 со дня вынесения постановления о санации прекращаются полномочия руково- дителя должника, а управление должником переходит к управляющему санацией. При этом в трехдневный срок управляющему санацией пере- даются бухгалтерская и другая документация, печати, штампы, мате- риальные и другие ценности. Одной из основных обязанностей управляющего санацией является составление и представление в трехмесячный срок со дня вынесения постановления о санации комитету кредиторов плана санации должни- ка. План санации должен содержать меры по восстановлению платежес- пособности должника, условия участия инвесторов, при их наличии, в полном или частичном удовлетворении требований кредиторов, в частности путем перевода долга (части долга) на инвестора, срок и очередность выплаты должником или инвестором долга кредиторам и условия ответственности инвестора за невыполнение принятых соглас- но плану санации обязательств. План санации принимается на заседании комитета кредиторов, ко- торый созывается управляющим санацией в четырехмесячный срок со дня вынесения постановления о санации. План считается принятым, если его поддержало более половины членов комитета кредиторов. Если в имуществе предприятия должника доля государственной собст- венности превышает 50 процентов, то план санации должен предвари- тельно согласовываться с органом, уполномоченным управлять госу- дарственным имуществом. За 15 дней до окончания санации, а также при наличии оснований для досрочного прекращения санации, управляющий санацией обязан представить комитету кредиторов письменный отчет, который должен содержать следующую информацию: - баланс должника на последнюю отчетную дату; - счет прибылей и убытков должника; - сведения о наличии у должника денежных средств, которые мо- гут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов долж- ника; - сведения о дебиторской задолженности должника на дату представления отчета и о нереализованных правах требования должни- ка; - другие сведения о возможностях погашения оставшейся креди- торской задолженности. Одновременно с отчетом управляющий санацией вносит одно из предложений: - о принятии решения о досрочном прекращении процедуры санации в связи с восстановлением платежеспособности должника; - о заключении мирового соглашения; - об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продолжении процедуры санации; - об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры. По результатам рассмотрения отчета управляющего санацией и его предложений комитет кредиторов принимает решение о дальнейшей судьбе должника. Отчет управляющего санацией, протокол собрания кредиторов, а также реестр требований и жалоб кредиторов рассмат- риваются на заседании арбитражного суда. Если собрание кредиторов приняло решение о выполнении плана санации и окончании санации или об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении санации в связи с восстановлением пла- тежеспособности, отчет управляющего санацией подлежит утверждению арбитражным судом. Если же признаки восстановления платежеспособности должника отсутствуют или если жалобы кредиторов, голосовавших против (или не принимавших участия в голосовании) принятого собранием кредито- ров решения являются обоснованными, арбитражный суд отказывает в утверждении отчета управляющего санацией. Утверждение отчета управляющего санацией является основанием для вынесения арбитражным судом постановления о прекращении произ- водства по делу о банкротстве. Права, обязанности, а также ответственность управляющего сана- цией представлены в следующей таблице: |----------------------------------------------------------------| | Управляющий санацией | |----------------|-----------------------------|-----------------| | Права | Обязанности | Ответственность | |----------------|-----------------------------|-----------------| |Самостоятельно |Принимать в хозяйственное |В случае неиспол-| |распоряжаться |ведение имущество должника |нения или ненад- | |имуществом |и организовывать проведение |лежащего исполне-| |должника с |его инвентаризации; |ния управляющим | |учетом ограни- |открывать специальный счет |санацией своих | |чений, предус- |для проведения санации и |обязанностей, | |мотренных За- |расчетов с кредиторами; |комитет кредито- | |коном № 784; |разрабатывать и представ- |ров выносит реше-| |заключать от |лять на утверждение коми- |ние, на основании| |имени должника |тета кредиторов план |которого арбит- | |мировое согла- |санации должника, согласо- |ражный суд осво- | |шение и другие |ванный с должником, органом, |бождает управляю-| |гражданско- |уполномоченным управлять |щего санацией от | |правовые сог- |имуществом должника; |его полномочий | |лашения; отка- |организовывать ведение бух- | | |зываться от |галтерского и статистического| | |выполнения до- |учета и финансовой отчетнос- | | |говоров долж- |ти; | | |ника в случаях, |осуществлять меры по взыс- | | |предусмотрен- |канию дебиторской задолжен- | | |ных Законом |ности перед должником; | | |№ 784 |рассматривать требования кре-| | | |диторов в отношении обяза- | | | |тельств должника, возникших | | | |после возбуждения дела о | | | |банкротстве в процедуре рас- | | | |поряжения имуществом должника| | | |и санации; | | | |заявлять в установленном по- | | | |рядке возражения в отношении | | | |заявленных к должнику требо- | | | |ваний кредиторов, указанных | | | |в предыдущем подпункте; | | | |отчитываться перед комитетом | | | |кредиторов в отношении после-| | | |довательной реализации плана | | | |санации; сообщать в десяти- | | | |дневный срок со дня вынесения| | | |арбитражным удом соответст- | | | |вующего определения госу- | | | |дарственному органу по воп- | | | |росам банкротства о своем | | | |назначении, утверждении ми- | | | |рового соглашения, окончании | | | |выполнения плана санации, | | | |освобождении от обязанностей;| | | |осуществлять другие полномо- | | | |чия, предусмотренные Законом | | | |№ 784 | | |----------------|-----------------------------|-----------------| Ликвидатор Если восстановить платежеспособность должника невозможно, ар- битражный суд принимает постановление о признании должника банкро- том, которым, в частности, назначается ликвидатор, и открывает ликвидационную процедуру. По ходатайству ликвидатора, согласованному с комитетом креди- торов, арбитражный суд назначает членов ликвидационной комиссии. В состав ликвидационной комиссии включаются представители кре- диторов, финансовых органов, а в случае необходимости - также представители государственного органа по делам надзора за страхо- вой деятельностью, Антимонопольного комитета Украины, государст- венного органа по вопросам банкротства, если банкротом признано государственное предприятие, и представитель органов местного самоуправления. Со дня назначения ликвидатора к нему переходят права руководи- теля (органов управления) юридического лица - банкрота, в связи с чем в течение трех дней органы управления банкрота обязаны пере- дать ликвидатору печати, штампы, материальные и другие ценности банкрота. В пятидневный срок со дня принятия постановления о признании должника банкротом ликвидатором осуществляется опубликование све- дений о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры в официальных печатных органах за счет банкрота. Действия ликвидатора (ликвидационной комиссии) могут быть об- жалованы в арбитражном суде следующими лицами: - владельцем имущества (органом, уполномоченным управлять иму- ществом) банкрота; - лицом, отвечающим по обязательствам банкрота; - каждым кредитором отдельно или комитетом кредиторов; - лицом, которое, ссылаясь на свои права владельца или на дру- гое основание, предусмотренное законом или договором, оспаривает правомерность отнесения имущественных активов или средств к ликви- дационной массе. В состав ликвидационной массы включаются все виды имуществен- ных активов (имущество и имущественные права) банкрота, принадле- жащие ему на правах собственности или полного хозяйственного веде- ния на дату открытия ликвидационной процедуры и обнаруженные в ходе ликвидационной процедуры, за исключением объектов государст- венного жилищного фонда, в том числе общежитии, детских дошкольных заведений и объектов коммунальной инфраструктуры, которые в случае банкротства предприятия передаются в порядке, установленном зако- нодательством, в коммунальную собственность соответствующих терри- ториальных общин без дополнительных условий и финансируются в установленном порядке. После проведения инвентаризации и оценки имущества банкрота, ликвидатор начинает продажу имущества. Порядок продажи имущества, состав, условия и сроки его приобретения согласовываются с комите- том кредиторов. Имущество банкрота продается на основании догово- ров купли-продажи, которые заключаются между покупателем и ликви- датором. Не реже одного раза в месяц ликвидатор представляет комитету кредиторов отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии и имуществе должника на день открытия ликвидационной процедуры и при проведении ликвидационной процедуры, использовании средств должника, а также другую информацию по требованию кредито- ров. Средства от продажи имущества банкрота направляются на удов- летворение требований кредиторов в порядке и очередности, опреде- ленных в статье 31 Закона № 784. Требования, неудовлетворенные за недостаточностью имущества, считаются погашенными. После завершения всех расчетов с кредиторами ликвидатор представляет в арбитражный суд отчет и ликвидационный баланс, к которому прилагаются: - показатели обнаруженной ликвидационной массы (данные ее ин- вентаризации); - сведения о реализации объектов ликвидационной массы со ссыл- кой на заключенные договоры купли-продажи; - копии договоров купли-продажи и акты приемки-передачи иму- щества; - реестр требований кредиторов с данными о размерах погашенных требований кредиторов; - документы, подтверждающие погашение требований кредиторов. Арбитражный суд после заслушивания отчета ликвидатора и мнения членов комитета кредиторов или отдельных кредиторов выносит поста- новление об утверждении отчета ликвидатора и ликвидационного ба- ланса. Ликвидатор сообщает государственному органу по вопросам банк- ротства о завершении ликвидационной процедуры. Если по результатам процедуры ликвидации после удовлетворения требований кредиторов имущества банкрота не осталось, то арбитраж- ный суд выносит постановление о ликвидации юридического лица - банкрота. Если имущества банкрота хватило для удовлетворения всех требо- ваний кредиторов, он считается не имеющим долгов и может продол- жать свою предпринимательскую деятельность. Арбитражный суд может вынести постановление о ликвидации такого юридического лица только в случае, если у него осталось имущественных активов меньше, чем требуется для его функционирования в соответствии с законода- тельством. |----------------------------------------------------------------| | Ликвидатор | |----------------------------------|------|----------------------| | Полномочия | Права| Ответственность | |----------------------------------|------|----------------------| |Принимает в свое ведение имущество|Со дня|В случае невыполнения | |должника, принимает меры по обес- |назна-|или ненадлежащего | |печению его сохранения; |чения |выполнения ликвидато- | |выполняет функции по управлению и |к лик-|ром своих обязаннос- | |распоряжению имуществом банкрота; |вида- |тей арбитражный суд по| |осуществляет инвентаризацию и |тору |ходатайству комитета | |оценку имущества банкрота; |пере- |кредиторов может | |анализирует финансовое состояние |ходят |прекратить полномочия | |банкрота; |все |ликвидатора. Если | |выполняет полномочия руководителя |права |арбитражный суд пришел| |(органов управления) банкрота; |руко- |к заключению, что | |возглавляетликвидационную комиссию|води- |ликвидатор не выявил | |и формируетликвидационную массу; |теля |или не реализовал все | |предъявляет к третьим лицам требо-|банк- |имеющиеся имуществен- | |вания по возврату дебиторской |рота |ные активы ликвида- | |задолженности банкроту; | |ционной массы, необ- | |имеет право получать кредит для | |ходимые для полного | |выплаты выходного пособия работ- | |удовлетворения кре- | |никам, увольняемым вследствие | |диторов, он выносит | |ликвидации банкрота, который | |определение о назна- | |возмещается в первую очередь в | |чении нового ликвида- | |соответствии со ст. 31 Закона | |тора | |№ 784 за счет средств, полученных | | | |от продажи имущества банкрота; | | | |со дня признания должника банкро- | | | |том и открытия ликвидационной | | | |процедуры сообщает работникам | | | |банкрота об увольнении и осу- | | | |ществляет его в соответствии с | | | |законодательством Украины о труде.| | | |Выплата выходного пособия уволен- | | | |ным работникам банкрота осуществ- | | | |ляется ликвидатором в первую оче- | | | |редь за счет средств, полученных | | | |от продажи имущества банкрота, | | | |или полученного для этой цели | | | |кредита; заявляет в установленном | | | |порядке возражения по заявленным | | | |к должнику требованиям кредиторов;| | | |заявляет об отказе от выполнения | | | |договоров банкрота в порядке, | | | |установленном Законом № 784; | | | |принимает меры, направленные на | | | |поиск, выявление и возврат иму- | | | |щества банкрота, находящегося у | | | |третьих лиц; | | | |передает в установленном порядке | | | |на хранение документы банкрота, | | | |которые в соответствии с норма- | | | |тивно-правовыми документами | | | |подлежат обязательному хранению; | | | |реализует имущество банкрота для | | | |удовлетворения требований, вклю- | | | |ченных в реестр требований кре- | | | |диторов, в порядке, предусмот- | | | |ренном Законом № 784; | | | |сообщает о своем назначении | | | |государственному органу по воп- | | | |росам банкротства в десятидневный | | | |срок со дня принятия решения ар- | | | |битражным судом и предоставляет | | | |государственному органу по вопро- | | | |сам банкротства информацию для | | | |ведения единой базы данных по | | | |предприятиям-банкротам; | | | |осуществляет другие полномочия, | | | |предусмотренные Законом № 784 | | | |----------------------------------|------|----------------------| Мировое соглашение На любой стадии производства по делу о банкротстве может быть заключено мировое соглашение, т. е. договоренность между должником и кредитором (группой кредиторов) об отсрочке и (или) рассрочке платежей или прекращении обязательства по соглашению сторон. Решение о заключении мирового соглашения может быть принято большинством голосов членов комитета кредиторов при условии, что все кредиторы, требования которых обеспечены залогом, изъявили письменное согласие. Решение о заключении мирового соглашения принимается от имени должника руководителем должника или арбитражным управляющим (уп- равляющим санацией, ликвидатором), которые выполняют полномочия органов управления и руководителя должника и подписывают его. От имени кредиторов мировое соглашение подписывает председатель коми- тета кредиторов. Арбитражный управляющий в течение пяти дней со дня заключения мирового соглашения должен подать в арбитражный суд заявление об утверждении мирового соглашения. К заявлению об утверждении мирового соглашения прилагаются: - текст мирового соглашения; - протокол заседания комитета кредиторов, на котором было при- нято решение о заключении мирового соглашения; - список кредиторов с указанием почтового адреса, номера (ко- да), идентифицирующего налогоплательщика, и суммы задолженности; - обязательство должника относительно возмещения всех расхо- дов, возмещение которых предусмотрено в первую очередь в соот- ветствии со ст. 31 Закона № 784, кроме требований кредиторов, обеспеченных залогом; - письменные возражения кредиторов, не принимавших участия в голосовании о заключении мирового соглашения или проголосовавших против заключения мирового соглашения, при их наличии. Следует отметить, что в статью 36 Закона № 784, регулирующую условия заключения мирового соглашения, с 01.04.2001 г. внесены изменения. Так, если условия мирового соглашения предусматривают рассрочку или отсрочку, или прощение (списание) долгов или их час- ти, орган взыскания обязан согласиться на удовлетворение части требований по налогам, сборам (обязательным платежам) на условиях такого мирового соглашения с целью обеспечения восстановления пла- тежеспособности предприятия. При этом налоговый долг, возникший в срок, предшествующий трем (ранее - двум) полным календарным годам до дня подачи заявления о возбуждении дела о банкротстве в арбит- ражный суд, признается безнадежным и списывается, а налоговые обя- зательства или налоговый долг, возникший в срок в течение трех последних календарных лет перед днем подачи заявления о возбужде- нии дела о банкротстве в арбитражный суд, рассрочиваются (отсрочи- ваются) или списываются на условиях мирового соглашения (в нас- тоящий момент предусматривается рассрочка до шести лет). Арбитражный суд может отказать в утверждении мирового соглаше- ния (это может произойти в случае, если условия мирового соглаше- ния противоречат законодательству, а также в случае нарушения порядка заключения мирового соглашения), о чем выносится соот- ветствующее постановление. Если арбитражный суд утверждает мировое соглашение, то со дня его утверждения должник приступает к погашению требований кредито- ров согласно условиям мирового соглашения. С этого же дня прекра- щаются полномочия арбитражного управляющего. В заключение отметим, что в развитие Закона № 784 приказом Агентства по вопросам банкротства от 06.11.99 г. № 96 ( z0835-99 ) было принято Положение о порядке формирования и ведения единой базы данных о предприятиях, в отношении которых возбуждено произ- водство по делу о банкротстве. В соответствии с этим Положением такую базу данных ведет Агентство по вопросам банкротства. Внедрение единой базы данных способствует проведению монито- ринга процесса восстановления платежеспособности субъекта предпри- нимательской деятельности - должника или признания его банкротом, оперативности и объективности доведения первичной и аналитической информации до сведения органов исполнительной власти, арбитражных судов, органов местного самоуправления, общественных организаций, средств массовой информации, населения Украины. {1} Говоря об ответственности арбитражного управляющего на стадии ликвидации предприятия, нельзя не упомянуть о Законе Украины от 05.04.2001 г. № 2372-III ( 2372-14 ) (см. стр. 6 нас- тоящей газеты), который устанавливает административные штрафы за ведение бухгалтерского учета и представление финансовой отчетности с нарушением установленного порядка, включая нарушения при оценке имущества и обязательств юридического лица. ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" № 38/01, стр. 37 [10.05.2001] Д. Kостюк экономист-аналитик Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------