Уставный фонд предприятия Некоторые юридические и налоговые аспекты Как показывает арбитражная практика и практика налоговых проверок хозяйственные операции, связанные с уставным фондом и корпоративными правами, вызывают трудности у предприятий. Допущен- ные ошибки ведут к нарушениям налогового законодательства и приме- нению штрафных санкций. ------------------------------------------------------------------ Что такое уставный фонд? (Юридический и бухгалтерский аспект) Общее понятие "уставный фонд" еще недостаточно разработано юридической наукой и законодательством. Единственное и наиболее полное законодательное определение понятия "уставный фонд" можно найти в п. 65 Положения об организации бухгалтерского учета и отчетности в Украине, утв. постановлением Кабинета Министров Украины от 03.04.93 № 250 ( 250-93-п ) - совокупность вкладов (в денежном выражении) участников (собственников) в имуществе при создании предприятия для обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными документами (данный нормативно-право- вой документ утратил силу 28.02.2000). Характерно, что такое опре- деление уставного фонда совпадает с определением, разработанным и юридической наукой. Современный бухгалтерский учет вообще отказывается от понятия "уставный фонд" заменяя его на понятие "уставный капитал" - п. 37 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 2 "Баланс", утв. прика- зом Минфина Украины от 31.03.99 № 87 ( z0396-99 ). Здесь уставный капитал рассматривается, как зафиксированная в учредительных доку- ментах общая стоимость активов, являющихся взносом собственников (участников) в капитал предприятия. Предприятия, для которых не предусмотрена фиксированная сумма уставного капитала, отражают по данной статье сумму фактического взноса собственников в уставный капитал предприятия. Далее упоминания об уставном капитале (фонде) можно найти в Положении (стандарте) бухгалтерского учета 5 "Отчет о собственном капитале" ( z0399-99 ), утв. приказом Минфина Украи- ны от 31.03.99 № 87. А п. 1.8 ст. 1 Закона Украины "О налогообло- жении прибыли предприятий" ( 283/97-ВР ) (в редакции от 22.05.97) фактически отождествляет понятия "уставный капитал" и "уставный фонд". Если же обобщить действующее налоговое законодательство, то можно прийти к выводу, что понятие "уставный фонд" здесь непос- редственно связывается с понятием "корпоративные права". Согласно п. 1.8 ст. 1 Закона "О налогообложении прибыли предприятий" (в ре- дакции от 02.03.2000) - корпоративные права - это право собствен- ности на долю (пай) в уставном фонде (капитале) юридического лица, в том числе право на управление, получение соответствующей части прибыли такого юридического лица, а также получение активов в слу- чае ее ликвидации, независимо от формы создания такого юридическо- го лица. По мнению большинства авторов, уставному фонду присущи такие основные функции - гарантийная и стабилизационная, и такие призна- ки, как относительное постоянство и определенность {1}. Так, вне- сенное в оплату акций имущество (денежные средства) составляют ма- териальную базу для начала деятельности акционерного общества при его возникновении. Гарантийная функция уставного "фонда опреде- ляется его минимальными размерами, установленными действующим за- конодательством {2}. Нужен ли предприятию уставный фонд? Формирование уставного фонда является важным, а в некоторых случаях и необходимым этапом создания предприятия. Все ли виды предприятий должны иметь уставный фонд? Данный вопрос можно сфор- мулировать по другому: "Обязательно ли при создании предприятия, во всяком случае на момент государственной регистрации, обеспечи- вать его каким-либо имуществом? Данная проблема имеет сугубо прак- тический налоговый аспект. Так, согласно пп. 3.2.8 п. 3.2 ст. 3 Закона Украины от 03.04.97 № 168/97-ВР "О налоге на добавленую стоимость" (далее - Закон об НДС) не являются объектом обложения НДС - передача основных фондов в качестве взноса в уставный фонд юридического лица для формирования его целостного имущественного комплекса в обмен на корпоративные права, а также возврат "предва- рительно внесенных в уставный фонд основных фондов. Речь идет о взносе именно в уставный фонд, как необходимом условии применения данной нормы Закона об НДС. Если же обратиться к пп. 1.28.2 п. 1.28 ст. 1.1 пп. 4.2.5 п. 4.2. ст. 4 Закона Украины от 22.05.97 № 283/97-ВР "О налогооб- ложении прибыли предприятий", то здесь предусмотрено, что передача в уставный фонд предприятия TMЦ является прямой инвестицией и не включается в валовой доход предприятия, получившего такую инвести- цию. Более подробно это разъяснено в письме ГНАУ от 10.11.2000 № 6235/6/15-1116 ( v6235225-00 ). Таким образом, и здесь наличие уставного фонда имеет существенное значение для расчета налога на прибыль. Для некоторых организационно-правовых форм обязательность ус- тавного фонда прямо предусмотрена действующим законодательством. Это прежде всего Закон Украины от 19.09.91 № 1576-XII ( 1576-12 ) "О хозяйственных обществах" - ст. 24 (акционерные общества), ст. 50 (общества с ограниченной ответственностью), ст. 65 (общест- ва с дополнительной ответственностью). Для других видов пред- приятий таких прямых указаний об обязательности уставного фонда в действующем законодательстве нет. Так, в коллективных сельскохо- зяйственных предприятиях (КСП) предусмотрено создание паевого фонда, который однако не является аналогом уставного фонда (ст. 9 Закона Украины от 14.02.92 № 2114-XII ( 2114-12 ) "О коллективном сельскохозяйственном предприятии"). Вышеизложенное впрочем не означает, что учредитель при созда- нии любого другого предприятия (частное, государственное, комму- нальное и т.п.) не может принять решение о формировании его устав- ного фонда, т.е. об обеспечении нового предприятия определенным "стартовым" капиталом. Подобное не запрещено действующим законо- дательством. Возможность создания уставного фонда на предприятиях всех организационно-правовых форм (а не только тех, где это прямо предусмотрено Законом) установлена и п. 1.8 ст. 1 Закона "О нало- гообложении прибыли предприятий". С другой стороны, некоторые авторы научных публикаций считают, что создание предприятия без уставного фонда вообще невозможно. Если же взять бухгалтерский аспект этой проблемы, то фактичес- ки любое предприятие в момент создания всегда имеет определенное имущественное право - право на размещение (аренду) в определенном помещении без чего невозможна государственная регистрация. Это имущественное право (нематериальный актив, оцененный в деньгах - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 8 "Нематериальные акти- вы", утв. приказом Министерства финансов Украины от 18.10.99 № 242 ( z0750-99 )) может рассматриваться, как первоначальный вклад учредителя в уставный фонд своего предприятия при любом подходе к проблеме формирования уставного фонда в момент госу- дарственной регистрации. Это может быть ответом тем чиновникам, которые отказывают в регистрации предприятий с "нулевым "уставным фондом", например, частных. Следует учесть и такой важный юриди- ческий аспект этой проблемы. Если учредитель решает наделить свое предприятие уставным фондом в момент его создания, то это следует отразить в учредительных документах (устав, учредительный договор, положение о предприятии и т.д.), т.е. здесь фиксируется сам факт наличия уставного фонда и его размер. В противном случае возникнет проблема с корпоративными правами, их передачей и последующим на- логообложением (по смыслу п. 1.8 ст. 1 Закона "О налогообложении прибыли предприятий" корпоративные права существуют только там, где есть уставный фонд). При отсутствии на предприятии уставного фонда и, соответственно, корпоративных прав передача имущества та- кому предприятию будет облагаться налогом на общих основаниях. Так, районная ГНИ г. Киева применила к предприятию санкции за за- нижение налога на прибыль. Уставный фонд данного предприятия не был оформлен надлежащим образом и в уставе даже не упоминался. Взнос "на пополнение уставного фонда" был налоговиками квалифици- рован, как получение дохода - получение товаров без оплаты. Арбит- ражный суд г. Киева согласился с такой позицией ГНИ. Как сформировать уставный фонд? Конкретные требования к формированию уставного фонда и его размерам установлены только в Законе "О хозяйственных обществах" ( 1576-12 ) и применимы к акционерным обществам, обществам с огра- ниченной ответственностью и обществам с дополнительной ответствен- ностью. Так, ст. 13 предусмотрено, что вкладами могут быть здания, сооружения, оборудование, другие ТМЦ, ценные бумаги, право пользо- вавния землей, зданиями, другие имущественные права, денежные средства. При формировании уставного фонда предприятий других организационно-правовых форм (частные, коллективные и т.д.) может быть применена аналогия закона, т.к. данные отношения законода- тельством прямо не регулируются. Речь идет о применении вышеупомя- нутой ст. 13 Закона "О хозяйственных обществах", например, к част- ным (собственность одного лица) или государственным предприятиям. Что же касается налогообложения передачи права пользования нематериальными активами в уставный фонд в обмен на корпора- тивные права, то здесь следует руководствоваться письмом ГНАУ № 8367/7/15-1117 ( v8367225-00 ) от 15.06.2000. Так, получение предприятием права пользования программным продуктом рассматри- вается, как прямая инвестиция и соответственно не включается в ва- ловой доход данного предприятия. Не включаются в доход учредителя и полученные взамен корпоративные права. Важной является проблема оценки вкладов (взносов) в уставный фонд предприятия. Если речь идет о хозяйственных обществах (ак- ционерное, общество с ограниченной ответственностью), то согласно ст. 13 Закона "О хозяйственных обществах" порядок оценки вкладов устанавливается в учредительных документах этих хозяйственных об- ществ. Иное может быть предусмотрено законодательством Украины. Таким образом, в данном случае фактически сами учредители хо- зяйственных обществ могут определять критерии, по которым будет производиться оценка их вкладов (договорная оценка). Главное чтобы это было оформлено соответствующим актом оценки и приема-передачи в уставный фонд (возможен и иной документ, главное - документаль- ное оформление данной хозяйственной операции). Понятно, что она может отличать от балансовой или рыночной. Кстати, согласно новой редакции ст. 52 Закона "О хозяйственных обществах" банковское подтверждение взносов в уставный фонд требуется только по денежным средствам (Закон от 21.09.2000 № 1987-ХII ( 1987-12 )). Что же касается порядка оценки взносов в уставный фонд предприятии других организационно-правовых форм, то данный вопрос вообще не регулируется действующим законодательством. Уставный фонд и передача права собственности Несмотря на внешнюю ясность этого вопроса на практике возни- кают определенные трудности. Так, ст. 12 Закона "О хозяйственных обществах" определено, что хозяйственное общество является собст- венником имущества, которое передано в собственность этого общест- ва. Соответственно возникает проблема с оформлением такой переда- чи, особенно если это связано с регистрацией права собственности, например, на недвижимость или на автотранспорт. Встречаются ситуа- ции, когда стороны оформляют акт приема-передачи определенного имущества в уставный фонд создаваемого юридического лица, однако оно остается на балансе учредителя, более того, он продолжает платить за него соответствующие налоги. Возникает вопрос - переда- но ли данное имущество в собственность хозяйственного общества, т.е. выполнил ли учредитель свою обязанность по формированию уставного фонда? Если эта обязанность не выполнена в течение года после регистрации общества с ограниченной ответственностью, то с учредителя (участника) могут взыскать за время просрочки 10% годо- вых с недовнесенных сумм (стоимости имущества). По общему правилу ст. 128 Гражданского кодекса Украины право собственности у приобретателя возникает с момента передачи иму- щества, если иное не предусмотрено законом или договором. Если уставом или учредительным договором предусмотрена передача иму- щества в уставный фонд с передачей права собственности, то акта приема-передачи в данном случае достаточно. Если уставом или учре- дительным договором этот вопрос вообще никак не решен, то учреди- тели должны предусмотреть переход права собственности в ином доку- менте. В противном случае возможна ситуация, когда один соучреди- тель считает, что передал свое имущество только в пользование предприятию, а остальные соучредители - что имущество передано им в коллективную собственность. Сразу оговоримся, что сама по себе передача "с баланса на баланс", как бухгалтерская операция этой проблемы не решает. При отсутствии оформления передачи права собственности могут возникнуть проблемы с налогообложением, напри- мер, при определении того, кто будет начислять амортизационные от- числения. Если же речь идет об имуществе, которое подлежит регистрации, то здесь надо учесть следующее. При передаче в уставный фонд нед- вижимого имущества следует руководствоваться п. 4 Инструкции о по- рядке государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, которое находится в собственности юридичес- ких и физических лиц, утв. приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 09.06.98 № 121 ( z0399-98 ). Здесь предусмотрено, что соучредителям (граж- дане, юридические лица), которые внесли в уставный фонд предприя- тия объект недвижимости, должны получить у местных органов власти соответствующее свидетельство на право собственности. Только в этом случае оформление передачи права собственности можно считать завершенным. {1} Вісник Вищого арбітражного суду України, 1/2000, стр. 145. {2} "Право собственности в Украине", Киев - 1996 г., стр. 104. ------------------------------------------------------------------ "Налоговый, банковский, таможенный Консультант" №29/01, стр. 10 [23.07.2001] С. Казимиров, С. Теньков; Директор правового центра "Профконсал- тинг", директор юридического департамента центра. ------------------------------------------------------------------