Так расширили, что ничего не осталось

         О "подоходной" льготе в связи с обучением детей

------------------------------------------------------------------

    В "Бухгалтере" № 13'2001 были опубликованы изменения,  внесен-
ные в Инструкцию о подоходном налоге с граждан ( z0064-93 ). Одним
из таких  изменений  стало  изъятие  последнего абзаца  из  текста
п. 5.21.  Напомним, что весь  п. 5  Инструкции посвящен  изложению
перечня  тех  выплат,  суммы  которых  не  включаются в совокупный
налогооблагаемый доход граждан, а п. 5.21 касается платы за обуче-
ние и содержание детей  в  дошкольных  воспитательных  заведениях,
заведениях общего среднего, профессионально-технического образова-
ния  и  высших  учебных заведениях,  расположенных  на  территории
Украины. Удаленный из текста абзац определял в качестве льготируе-
мой (то  есть  не  являющейся  личным  доходом физлица)  стоимость
обучения  гражданина, состоящего в трудовых  отношениях с юрлицом,
оплатившим такое обучение, при соблюдении следующих условий:
    - перечисления юрлицом денежных средств непосредственно  заве-
дению образования;
    - связи обучения с профессиональной подготовкой или переподго-
товкой по профилю юрлица;
    - осуществления оплаты именно украинскому заведению  образова-
ния (что не совсем то же, что заведение образования, расположенное
на территории Украины).
    Комментируя в "Бухгалтере" № 13'2001 описанное "усовершенство-
вание" Инструкции, мы отмечали, что  никаких  ужесточений  в  этом
вопросе не произошло: сохранившийся текст  п.  5.21  Инструкции  в
большей  мере  стал соответствовать тексту  абз.  "с"  п. 7  ст. 5
Декрета "О  подоходном  налоге  с  граждан" ( 13-92 ). Убранные из
п. 5.27 Инструкции требования  в  Декрете  отсутствуют и,  судя по
всему,  были "навеяны" Законом о Прибыли ( 334/94-ВР ) (см.  абзац
третий  п/п. 5.4.2 Закона на  с. 50 настоящего выпуска).  Следова-
тельно, уместно предположить, что новая редакция  п. 5.21 Инструк-
ции призвана  именно убрать  такие  дополнительные (по сравнению с
Декретом) ограничения, как наличие трудовых отношений обучающегося
с платящим за него юрлицом и связи обучения с профилем юрлица. Так
что для целей (не)обложения  подоходным  налогом  важно соблюдение
лишь условий, предусмотренных Декретом - например, высшее  учебное
заведение  должно  быть государственным (а вот по поводу включения
сумм расходов  на  обучение граждан в состав валовых затрат юрлица
действительно следует обращаться к требованиям Закона о Прибыли).
    То есть "подоходную" льготу привели в соответствие с Декретом,
а по  сравнению  с  Инструкцией  лаже  расширили (тем,  что убрали
неправомерные ограничения).
    Однако, как свидетельствует практика, не все отнеслись к изме-
нениям в п. 5.21 Инструкции так оптимистично. В редакцию поступают
сведения, что отдельные налоговые инспектора на местах  восприняли
их не как послабление, а как аргумент в пользу включения  в  сово-
купный налогооблагаемый доход  гражданина  даже  сумм,  уплаченных
"родным" предприятием за обучение работника "по профилю" (мол, да,
когда раньше это было освобождено от подоходного согласно Инструк-
ции - то можно было не облагать, а теперь исключение убрали - зна-
чит, у гражданина есть доход).  Под напором столь ретивых наполни-
телей бюджета под угрозой включения в  доход гражданина  оказалась
даже сумма платы за участие бухгалтера в семинаре  по  бухучету  и
налогообложению, а директора  -  за посещение курсов  по  пожарной
безопасности.
    Позволим себе категорически не согласиться с таким "противопо-
жарным" подходом.
    Во-первых, еще раз подчеркнем, что ныне  действующий  п.  5.21
Инструкции (согласующийся с абз. "с" и. 1 ст. 5 Декрета) не содер-
жит указания даже  на  необходимость  наличия  трудовых  отношений
между  физическим  и  юридическим  лицом,  используя  весьма общую
конструкцию "суммы платы... за  счет  физических  или  юридических
лиц". {1}
    Во-вторых, если  уж  речь  зашла  об  оплате  профессиональной
подготовки и переподготовки работника  по  профилю предприятия или
вообще  потребления  им  каких-либо  информационно-образовательных
услуг, связанных с деятельностью предприятия, то невключение соот-
ветствующих сумм в налогооблагаемый  доход  работника,  по  нашему
мнению, вообще не нуждается в специальной льготе. Ведь по большому
счету речь идет  просто  о  добросовестном  исполнении  работником
своих профессиональных и должностных обязанностей.  В чем же здесь
можно усмотреть (пусть даже гипотетически) какой  бы  то  ни  было
призрак его личного дохода?
    Более того,  для работников, направляемых для повышения квали-
фикации, подготовки,  переподготовки, обучения  другим  профессиям
с  отрывом  от  производства,  существует  целый  ряд  минимальных
государственных  гарантий,  закрепленных   Постановлением  КМУ  от
28.06.97 г. № 695 ( 695-97-п ) (см. "Бухгалтер" № 17'2000,  с. 57)
{2}. Если бы работник  получал личный доход  -  за что же  тогда к
нему было бы такое внимание?
    Или  обучение  с  отрывом  от  производства не содержит в себе
личного дохода, а без отрыва - уже его таит?
    Эдак, следуя логике запихивания в  доход  работника  всего  на
свете,  за что  платит предприятие,  можно  и  оплату командировки
обложить подоходным налогом (нет-нет,  не как компенсационную вып-
лату, а как оплату своего рода туристической поездки).
    Возвращаясь к п. 5.21 Инструкции, заметим, что в сохранившемся
тексте тоже понятно далеко не все.
    Первая проблема связана с тем, кому же предоставляется льгота.
Фразу о том, что суммы платы не включаются в доход тех граждан, "в
пользу которых... были произведены такие выплаты", следует, на наш
взгляд, понимать как применение льготы к лицу, чей  доход  мог  бы
быть увеличен в связи с выплатой (то есть льгота применяется  либо
непосредственно к ребенку, если формулировка платежа "за  обучение
Ивановой М. И. 1990 года рождения",  либо к одному  из  родителей,
если платеж звучит как "за обучение дочери Иванова И. А." {3}).
    Вторая проблема связана с указанием (в тексте льготы) на опла-
ту содержания и обучения именно детей. Пока речь идет о дошкольных
воспитательных  заведениях  и  даже о заведениях  общего  среднего
и профессионально-технического  образования, привязка  к  детям  -
понятна и вполне уместна.
    Сложнее с высшими учебными заведениями.  Упоминание о том, что
оплата производится за счет физических или юридических лиц, одноз-
начно свидетельствует о возможности  ее  осуществления  не  обяза-
тельно родителем ребенка или его родственником - если речь об  оп-
лате со стороны физлица (и, кстати, не  обязательно  работодателем
льготируемого, если речь об  оплате  со  стороны  юрлица).  Тогда,
отбросив необходимость  отслеживания  каких-либо  родственных  уз,
можно предположить наличие ограничений по возрасту,  то  есть  что
дети  имеются  в  виду  не  как чьи-то  конкретно  потомки, а  как
малолетние.  Однако нигде  в  Декрете или Инструкции нет критериев
отнесения гражданина к категории "детей" {4}.
    Выскажем предположение, что при чтении первого абзаца п.  5.21
Инструкции смысловое ударение на слове "дети" играет ключевую роль
лишь до слов "а также в  государственных  высших  учебных  заведе-
ниях", которые относятся уже ко всем  гражданам.  Хотя  приходится
признать, что для такого  прочтения  не  хватает  соответствующего
члена предложения ("суммы платы за содержание и обучение  детей  в
дошкольных воспитательных заведениях..., а также [граждан] в госу-
дарственных  высших  учебных  заведениях  образования").  В общем,
заплатив за обучение великовозрастного гражданина, чьи родители не
работают на предприятии, бухгалтеру наверняка будет сложно доказы-
вать на основании только лишь  п. 5.21  Инструкции,  что  у  этого
гражданина не появился доход, - из-за именно "детской"  направлен-
ности льготы. В подобной ситуации лучше воспользоваться процитиро-
ванным выше письмом ГНАУ.
    В общем,  сейте  разумное,  доброе,  вечное  и  успехов  вам в
нелегком деле содействия просвещению!

{1} Кстати, в свое время - после внесения абзаца "с" в п. 1 ст.  5
    Декрета - было издано письмо ГНАУ от 14.12.98 г. № 14847/10/17
    -0517, коснувшееся в контексте  этой  льготы и порядка налого-
    обложения денежных средств,  направленных предприятиями непос-
    редственно учебным заведениям на  основании заключенных с ними
    договоров  о  целевой подготовке кадров определенной специаль-
    ности. В письме отмечено, что

    "эти средства не являются личными доходами граждан, в  отноше-
    нии обучения которых были заключены  такие  соглашения,  и  не
    подлежат включению в состав их совокупного месячного и годово-
    го налогооблагаемого дохода независимо от  состояния  трудовых
    отношений этих граждан с предприятиями, учреждениями и органи-
    зациями заказчиками кадров".

    (Ранее в письме ГГНИУ от 09.09.94 г.  № 14-113/10-3709  -  см.
    "Бухгалтер" № 11-12'2000, с. 99, - делался такой же вывод).
    С тех пор в Декрете по этому вопросу  ничего  не  менялось,  и
    поэтому нет никаких  оснований  считать  процитированное  выше
    разъяснение утратившим силу.
{2} Речь там идет о сохранении средней зарплаты, оплате  стоимости
    проезда, выплате суточных и возмещении оплаты жилья.
{3} Видимо,  вопрос  об  адресате  льготы  волнует  не  только нас
    (более пространные рассуждения на эту тему  см. в "Бухгалтере"
    № 13'2000  на  с. 44-46), поэтому свет увидело письмо Главного
    юридического управления аппарата  Верховной Рады от 07.03.2001
    г. № 07/8-125. На поступивший запрос  об  обложении подоходным
    налогом автор ответил, как  и  подобает  юристам,  лаконично и
    неконкретно, успокоив  вопрошающих  почти  цитатой  из  той же
    Инструкции:

    "Указанные суммы не включаются в  совокупный  налогооблагаемый
    доход  тех  граждан,  которым  эти  выплаты  были осуществлены
    другими физическими или юридическими лицами".
{4} Подобные критерии,  конечно,  существуют  в  других  законода-
    тельных актах,  но  применимость  их  для  целей  Декрета  или
    Инструкции - под некоторым сомнением.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№19/01, стр. 14
[01.07.2001]
Александр Ключник
Зам. главного редактора
------------------------------------------------------------------