Так расширили, что ничего не осталось О "подоходной" льготе в связи с обучением детей ------------------------------------------------------------------ В "Бухгалтере" № 13'2001 были опубликованы изменения, внесен- ные в Инструкцию о подоходном налоге с граждан ( z0064-93 ). Одним из таких изменений стало изъятие последнего абзаца из текста п. 5.21. Напомним, что весь п. 5 Инструкции посвящен изложению перечня тех выплат, суммы которых не включаются в совокупный налогооблагаемый доход граждан, а п. 5.21 касается платы за обуче- ние и содержание детей в дошкольных воспитательных заведениях, заведениях общего среднего, профессионально-технического образова- ния и высших учебных заведениях, расположенных на территории Украины. Удаленный из текста абзац определял в качестве льготируе- мой (то есть не являющейся личным доходом физлица) стоимость обучения гражданина, состоящего в трудовых отношениях с юрлицом, оплатившим такое обучение, при соблюдении следующих условий: - перечисления юрлицом денежных средств непосредственно заве- дению образования; - связи обучения с профессиональной подготовкой или переподго- товкой по профилю юрлица; - осуществления оплаты именно украинскому заведению образова- ния (что не совсем то же, что заведение образования, расположенное на территории Украины). Комментируя в "Бухгалтере" № 13'2001 описанное "усовершенство- вание" Инструкции, мы отмечали, что никаких ужесточений в этом вопросе не произошло: сохранившийся текст п. 5.21 Инструкции в большей мере стал соответствовать тексту абз. "с" п. 7 ст. 5 Декрета "О подоходном налоге с граждан" ( 13-92 ). Убранные из п. 5.27 Инструкции требования в Декрете отсутствуют и, судя по всему, были "навеяны" Законом о Прибыли ( 334/94-ВР ) (см. абзац третий п/п. 5.4.2 Закона на с. 50 настоящего выпуска). Следова- тельно, уместно предположить, что новая редакция п. 5.21 Инструк- ции призвана именно убрать такие дополнительные (по сравнению с Декретом) ограничения, как наличие трудовых отношений обучающегося с платящим за него юрлицом и связи обучения с профилем юрлица. Так что для целей (не)обложения подоходным налогом важно соблюдение лишь условий, предусмотренных Декретом - например, высшее учебное заведение должно быть государственным (а вот по поводу включения сумм расходов на обучение граждан в состав валовых затрат юрлица действительно следует обращаться к требованиям Закона о Прибыли). То есть "подоходную" льготу привели в соответствие с Декретом, а по сравнению с Инструкцией лаже расширили (тем, что убрали неправомерные ограничения). Однако, как свидетельствует практика, не все отнеслись к изме- нениям в п. 5.21 Инструкции так оптимистично. В редакцию поступают сведения, что отдельные налоговые инспектора на местах восприняли их не как послабление, а как аргумент в пользу включения в сово- купный налогооблагаемый доход гражданина даже сумм, уплаченных "родным" предприятием за обучение работника "по профилю" (мол, да, когда раньше это было освобождено от подоходного согласно Инструк- ции - то можно было не облагать, а теперь исключение убрали - зна- чит, у гражданина есть доход). Под напором столь ретивых наполни- телей бюджета под угрозой включения в доход гражданина оказалась даже сумма платы за участие бухгалтера в семинаре по бухучету и налогообложению, а директора - за посещение курсов по пожарной безопасности. Позволим себе категорически не согласиться с таким "противопо- жарным" подходом. Во-первых, еще раз подчеркнем, что ныне действующий п. 5.21 Инструкции (согласующийся с абз. "с" и. 1 ст. 5 Декрета) не содер- жит указания даже на необходимость наличия трудовых отношений между физическим и юридическим лицом, используя весьма общую конструкцию "суммы платы... за счет физических или юридических лиц". {1} Во-вторых, если уж речь зашла об оплате профессиональной подготовки и переподготовки работника по профилю предприятия или вообще потребления им каких-либо информационно-образовательных услуг, связанных с деятельностью предприятия, то невключение соот- ветствующих сумм в налогооблагаемый доход работника, по нашему мнению, вообще не нуждается в специальной льготе. Ведь по большому счету речь идет просто о добросовестном исполнении работником своих профессиональных и должностных обязанностей. В чем же здесь можно усмотреть (пусть даже гипотетически) какой бы то ни было призрак его личного дохода? Более того, для работников, направляемых для повышения квали- фикации, подготовки, переподготовки, обучения другим профессиям с отрывом от производства, существует целый ряд минимальных государственных гарантий, закрепленных Постановлением КМУ от 28.06.97 г. № 695 ( 695-97-п ) (см. "Бухгалтер" № 17'2000, с. 57) {2}. Если бы работник получал личный доход - за что же тогда к нему было бы такое внимание? Или обучение с отрывом от производства не содержит в себе личного дохода, а без отрыва - уже его таит? Эдак, следуя логике запихивания в доход работника всего на свете, за что платит предприятие, можно и оплату командировки обложить подоходным налогом (нет-нет, не как компенсационную вып- лату, а как оплату своего рода туристической поездки). Возвращаясь к п. 5.21 Инструкции, заметим, что в сохранившемся тексте тоже понятно далеко не все. Первая проблема связана с тем, кому же предоставляется льгота. Фразу о том, что суммы платы не включаются в доход тех граждан, "в пользу которых... были произведены такие выплаты", следует, на наш взгляд, понимать как применение льготы к лицу, чей доход мог бы быть увеличен в связи с выплатой (то есть льгота применяется либо непосредственно к ребенку, если формулировка платежа "за обучение Ивановой М. И. 1990 года рождения", либо к одному из родителей, если платеж звучит как "за обучение дочери Иванова И. А." {3}). Вторая проблема связана с указанием (в тексте льготы) на опла- ту содержания и обучения именно детей. Пока речь идет о дошкольных воспитательных заведениях и даже о заведениях общего среднего и профессионально-технического образования, привязка к детям - понятна и вполне уместна. Сложнее с высшими учебными заведениями. Упоминание о том, что оплата производится за счет физических или юридических лиц, одноз- начно свидетельствует о возможности ее осуществления не обяза- тельно родителем ребенка или его родственником - если речь об оп- лате со стороны физлица (и, кстати, не обязательно работодателем льготируемого, если речь об оплате со стороны юрлица). Тогда, отбросив необходимость отслеживания каких-либо родственных уз, можно предположить наличие ограничений по возрасту, то есть что дети имеются в виду не как чьи-то конкретно потомки, а как малолетние. Однако нигде в Декрете или Инструкции нет критериев отнесения гражданина к категории "детей" {4}. Выскажем предположение, что при чтении первого абзаца п. 5.21 Инструкции смысловое ударение на слове "дети" играет ключевую роль лишь до слов "а также в государственных высших учебных заведе- ниях", которые относятся уже ко всем гражданам. Хотя приходится признать, что для такого прочтения не хватает соответствующего члена предложения ("суммы платы за содержание и обучение детей в дошкольных воспитательных заведениях..., а также [граждан] в госу- дарственных высших учебных заведениях образования"). В общем, заплатив за обучение великовозрастного гражданина, чьи родители не работают на предприятии, бухгалтеру наверняка будет сложно доказы- вать на основании только лишь п. 5.21 Инструкции, что у этого гражданина не появился доход, - из-за именно "детской" направлен- ности льготы. В подобной ситуации лучше воспользоваться процитиро- ванным выше письмом ГНАУ. В общем, сейте разумное, доброе, вечное и успехов вам в нелегком деле содействия просвещению! {1} Кстати, в свое время - после внесения абзаца "с" в п. 1 ст. 5 Декрета - было издано письмо ГНАУ от 14.12.98 г. № 14847/10/17 -0517, коснувшееся в контексте этой льготы и порядка налого- обложения денежных средств, направленных предприятиями непос- редственно учебным заведениям на основании заключенных с ними договоров о целевой подготовке кадров определенной специаль- ности. В письме отмечено, что "эти средства не являются личными доходами граждан, в отноше- нии обучения которых были заключены такие соглашения, и не подлежат включению в состав их совокупного месячного и годово- го налогооблагаемого дохода независимо от состояния трудовых отношений этих граждан с предприятиями, учреждениями и органи- зациями заказчиками кадров". (Ранее в письме ГГНИУ от 09.09.94 г. № 14-113/10-3709 - см. "Бухгалтер" № 11-12'2000, с. 99, - делался такой же вывод). С тех пор в Декрете по этому вопросу ничего не менялось, и поэтому нет никаких оснований считать процитированное выше разъяснение утратившим силу. {2} Речь там идет о сохранении средней зарплаты, оплате стоимости проезда, выплате суточных и возмещении оплаты жилья. {3} Видимо, вопрос об адресате льготы волнует не только нас (более пространные рассуждения на эту тему см. в "Бухгалтере" № 13'2000 на с. 44-46), поэтому свет увидело письмо Главного юридического управления аппарата Верховной Рады от 07.03.2001 г. № 07/8-125. На поступивший запрос об обложении подоходным налогом автор ответил, как и подобает юристам, лаконично и неконкретно, успокоив вопрошающих почти цитатой из той же Инструкции: "Указанные суммы не включаются в совокупный налогооблагаемый доход тех граждан, которым эти выплаты были осуществлены другими физическими или юридическими лицами". {4} Подобные критерии, конечно, существуют в других законода- тельных актах, но применимость их для целей Декрета или Инструкции - под некоторым сомнением. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №19/01, стр. 14 [01.07.2001] Александр Ключник Зам. главного редактора ------------------------------------------------------------------