Опасные связи Фетюки и самодуры, плановики и контролеры, поставщики и получатели, банкиры и налоговые милиционеры - всех по-своему может коснуться дивный П(С)БУ 23 - Как тебя зовут? - Мэрлин. - А это как по- русски? - Э-э-э... Даша. (из к/ф "Брат-2") ------------------------------------------------------------------ Двадцать третий Стандарт, принятый 18 июня Минфином и на удив- ление быстро (через неделю!) получивший визу Минюста (см. "Бухгал- тер" № 17- 18'2001, с. 32-33), уже успел напугать многих бухгалте- ров. Сравнительно короткий, этот Стандарт пестрит не очень конкретными и малопонятными для простого украинского главбуха тер- минами, а главное, не дает целостного представления о своей сути и предназначении. Попробуем разобраться. Сначала (на примере) поговорим об удов- летворяемой сим П(С)БУ задаче. Итак: 1. Зачем это надо Предположим, банковский аналитик рассматривает финансовую от- четность предприятия на предмет выдачи заключения о том, предос- тавлять ли этому предприятию кредит. Претендент на банковские деньги производит ликвидную продукцию и с успехом ее продает. Отчет о движении денежных средств свидетельствует о положительных показателях работы. Однако ф. № 2 показывает серьезные убытки. В сущности, предприятие остается на плаву за счет поддержания высо- кого уровня кредиторской задолженности перед поставщиками. Зададимся вопросом: получит ли предприятие-соискатель желаемый кредит в банке? Наверное, нет. Кто же даст взаймы потенциальному банкроту? А теперь представим себе, что аналитик знает: основным креди- тором и главным поставщиком материальных ресурсов предприятия яв- ляется материнский холдинг, владеющий львиной долей уставного фон- да предприятия-просителя. И если вникнуть в бухгалтерский учет по- тенциального заемщика, то станет ясно, что его убытки обусловлены завышенными ценами на сырье и материалы, которые приобретаются у "матери". То есть происходит элементарное перекачивание прибыли на холдинг. {1} Таким образом, убыточность в данном случае носит чисто бумаж- ный характер. Продукция сама по себе рентабельна, только эта рен- табельность реализуется в виде сверхприбыли материнского поставщи- ка. {2} А теперь повторим вопрос: дадут ли предприятию кредит? Наверняка дадут, особенно если гарантом заемщика выступит тот са- мый холдинг. Отсюда вывод: если финансовая отчетность содержит информацию об операциях со всякими "родственниками", то ее ценность в глазах пользователя увеличивается многократно. Именно на это и направлен в концептуальном плане П(С)БУ 23. Цель, безусловно, благородная, но манера ее достижения, как всег- да, оставляет желать. 2. Стороны Теперь остановимся на некоторых нюансах новоиспеченного П(С)БУ и начнем со "сторон". В определении такого щекотливого вопроса, как "связанность" лиц, 23-й Стандарт особой внятностью не блещет. Приведем несколько иллюстраций. В Стандарте не раскрыты цифровые критерии существенности влияния. В международной практике принято ориентироваться на стар- товую границу в 20% участия в уставном фонде (критерий ассоцииро- ванности из п. 4 МСБУ 28), у нас представляется целесообразным на- чинать с 25% (п. 4 П(С)БУ 3 ( z0397-99 )). Однако ориентиры - они и есть ориентиры. Ключевое же значение имеет учет "сущности отношений, а не только юридической формы" (п. 3). А это значит, что в принципе (но не более!), если инвес- тор, владеющий 99% уставного капитала, является, по вашему мнению, безвольным фетюком и не в состоянии повлиять на директоpa-самоду- ра, то такой инвестор может не рассматриваться как "связанный". И наоборот, если, например, весь товарный выпуск по бросовым ценам скупается братом любовницы директора, то он хоть и не является "близким членом семьи" {3}, может запросто угодить под критерии связанности как лицо, "опосредованно осуществляющее контроль над предприятием". {4} Как видим, критерии влиятельности весьма и весьма размыты. В МСБУ 24 (п. 6) предусмотрена хоть какая-то конкретизация в виде списка тех, кто не включается в связанные лица. Например, не могут быть связанными: две компании, имеющие общего директора, когда отсутствует вероятность его влияния на политику обеих компаний в их взаимных операциях; профсоюзы, коммунальные службы, госорганы; а также "отдельные заказчики, поставщики, предприятия, получившие льготы (франчайзеры), дистрибьюторы, генеральные агенты, с ко- торыми предприятие осуществляет значительный объем операций исключительно по причинам экономической зависимости". Но это всё - у них. А вот у нас таких исключений нет, а зна- чит, поле для фантазий куда шире. Особое беспокойство вызовет у начальников необходимость раск- рывать в примечаниях операции с "ведущим управленческим персона- лом". В отдельную категорию связанных лиц по п. 3 они не выделены, но поскольку их упомянули при перечислении "связанных" операций в п. 5 - видимо, предполагается, что "ведущие" персоналии входят в общий круг связанных лиц по п. 3.2. Ситуация с начальством - прямо скажем, запутанная. МСБУ 24 в п. 19 при перечислении операций со связанными сторонами действи- тельно выделяет "контракты руководства". Но нам кажется, что исхо- дя из определения термина "операции связанных сторон" речь должна идти только о бизнес-операциях. Обратите внимание: в определении операции связанной стороны говорится о "передаче активов и обяза- тельств" {5}. Вместо этого П(С)БУ 23 вставляет в п. 5.8 от себя в скобках странное уточнение насчет трудового договора. Получилось, что в украинском Стандарте подразумеваются не бизнес-контракты с руково- дителями и их родней, а трудовые контракты. И если считать, что предприятие в обмен на обязательство (задолженность в виде начис- ления зарплаты по к-ту 66) получает актив в виде зарплатных расхо- дов (д-т 92), то придется приводить в примечаниях информацию об окладах всех руководителей, плановиков и контролеров ОТК (см. оп- ределение термина "управленческий персонал"). Нам такая сюрреалистическая трактовка не нравится, поэтому предлагаем чепухой не заниматься. Оправдаться перед проверяющими здесь всегда можно тем, что в трудовых контрактах с руководителями не предусмотрена "передача активов и обязательств", а потому ника- кие операции с ними не попадают в категорию "связанных". Тем более что трудовой контракт имеет достаточно узкую сферу применения (см. ст. 21 КЗоТ ( 322-08 )) и, например, к обычному плановику или контролеру он неприменим. Да и с простым негосдиректором контракт заключается далеко не всегда. Курьезным выглядит требование п. 14 приводить в отчетах инфор- мацию об операциях "между ассоциированными предприятиями". Неясно, о чьих отчетах идет речь. По логике, вроде бы подразу- меваются операции между теми, кто находится под существенным влиянием со стороны общего инвестора. То есть ассоциированные (по отношению к общему хозяину) предприятия должны рассматривать друг друга как связанные лица и потому давать в своих отчетах примеча- ния по взаимным операциям. Однако такие ассоциированные предприятия не являются ассо- циированными по отношению друг к другу {6}. Выходит, п. 14 требует раскрывать информацию об операциях между ними в финотчетности инвестора! То-то инвестор обрадуется, когда станет всовывать в свой отчет пояснения, касающиеся взаимоотношений других юрлиц меж- ду собой... (Возможно, так получилось из-за небрежного заимствования норм МСБУ 24, в п. 25 которого речь идет об операциях с ассоциированны- ми компаниями.) Невольно вспоминается такое высказывание: "Международные стандарты бухгалтерского учета находятся сейчас в стадии своего становления и являются по большей части непро- веренными. Практически невозможно предсказать с какой-либо степенью точности действенность этих стандартов после их вве- дения. Однако есть все основания утверждать, что они потребуют интерпретации, пояснений и пересмотра". Это сказал Исаак Хант - специальный уполномоченный Комиссии по ценным бумагам и фондовой бирже США. Но что же тогда говорить о наших стандартах, бедных, недоде- ланных П(С)БУ?.. 3. Методы В п. 6 нашего 23-ro речь идет о методах оценки "активов или обязательств в операциях связанных сторон". У многих главбухов сложилось впечатление, что теперь все операции со связанными лица- ми придется подвергать корректировкам, используя один из приведен- ных способов. И тем более удивительно было для них не обнаружить в Стандарте ориентиров: в корреспонденции с чем проводить такую переоценку активов и обязательств? На самом деле никаких корректировок-переоценок в учете и отчетности проводить не нужно. Речь в Стандарте идет лишь о раскрытии соответствующей информации в примечаниях. Что же до методов, то это не совсем методы бухучета, это ско- рее методы ценообразования. И предназначены они для реальной оцен- ки активов и обязательств в примечаниях, а не в учете. Так, в вы- шеописанном примере (с получением кредита) в интересах предприятия было бы отразить в примечаниях именно реальные цены на полученные от холдинга материалы. (Для справки Стандарт дает предприятию несколько возможных альтернатив в подходах к установлению цены.) Из четырех методов, приведенных в п. 6, три взяты из МСБУ 24. Последний - балансовой стоимости - придуман Минфином. И когда чи- таешь описание метода цены перепродажи (п. 8) и метода балансовой стоимости (п. 10), то особой разницы между ними не угадываешь: ведь если из цены готовой продукции отнять наценку, то, в об- щем-то, балансовая стоимость и получится. А дело здесь в том, что "наши" из п. 14 МСБУ 24 забыли почерпнуть сферу применения метода цены перепродажи. "Там" на практике он используется тогда, когда актив поставляется не для обработки, а для дальнейшей перепродажи. И наценка, которую нужно вычитать, - это не наценка поставщика, а та наценка, которую сде- лает получатель, перепродавая актив. Да и вообще, методы назначе- ния цены, содержащиеся в МСБУ 24, имеют справочно-рекомендательный характер. Пункт 16 международного стандарта прямо признает, что "иногда цену операций между связанными сторонами нельзя опре- делить с использованием одного из методов". Поэтому МСБУ не запрещает использование иных способов опреде- ления цены "связанных" сделок. Но, в отличие от своего международ- ного прародителя, П(С)БУ 23, приведя четыре метода, закрывает спи- сок. Причем формулировка п. 6 весьма безапелляционна: "Оценка активов или обязательств в операциях связанных сторон осуществляется следующими методами". {7} Отметим: не "может осуществляться", а "осуществляется". Таким образом, украинских главбухов снова лишают права инициативного выбора. 4. Зачем это надо на самом деле Да, с точки зрения пользователя (того же банкира) информация о "связанных" операциях очень важна. Да, с точки зрения Закона о бухучете ( 996-14 ) (см. п. 1 ст. 3) интересы пользователя ставят- ся во главу бухучетно-финотчетного угла. В соответствии с определением термина "пользаватели" (ст. 1 того же Закона) к таковым относятся "физические или юридические лица, нуждающиеся в информации о деятельности предприятия для принятия решений". Но если честно, внутреннее чувство подсказывает нам, что ос- новными пользователями примечаний, касающихся связанных лиц, могут стать физические лица в мундирах налоговых милиционеров. А вам так не кажется? {1} Это может быть обусловлено, в частности, соображениями налого- вой оптимизации (льгота у холдинга или необходимость перекрыть "излишние прибыли" дочернего предприятия по другим операциям). {2} Причем сверхприбыльность эта - только операционная, так как в отчете о финрезультатах холдинга метод участия в капитале приведет к появлению убытков от инвестиционной деятельности. {3} См. предыдущую страницу. {4} Правда, вряд ли директор позволит включить этого "практически шурина" в перечень связанных сторон. {5} В определении п. 5 МСБУ 24 речь идет об "обмене ресурсами и обязательствами". {6} Мы не думаем, что Минфин подразумевал в п. 14 ту редкую ситуацию, когда инвестор и ассоциированное предприятие совпа- дают в одном лице, то есть инвестор владеет более чем 25% предприятия, которое, в свою очередь, владеет четвертью с лишком капитала инвестора. {7} Естественно, это касается только примечаний, а не отражения в балансе. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №19/01, стр. 24 [01.07.2001] Иван Чалый Зам. главного редактора ------------------------------------------------------------------