ДЕРЖАВНА ПОДАТКОВА АДМІНІСТРАЦІЯ УКРАЇНИ Л И С Т N 4856/6/25-0115 від 24.07.2001 Относительно рассмотрения жалоб плательщиков налогов Государственная налоговая администрация Украины рассмотрела письмо (___) относительно применения абзаца первого пункта 3 Положения о порядке подачи и рассмотрения жалоб плательщиков налогов органами государственной налоговой службы и сообщает следующее. Действие Положения о порядке подачи и рассмотрения жалоб плательщиков налогов органами государственной налоговой службы (утверждено приказом Государственной налоговой администрации Украины от 2 марта 2001 года N 82 ( z0238-01 ) и зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 15 марта 2001 года за N 238/5429) не распространяется на рассмотрение жалоб предприятий, учреждений, организаций и граждан на решения о применении штрафных (финансовых) санкций при наличии возбужденных уголовных дел (пункт 3 Положения). Однако подпунктом 5.2.3 пункта 5.2 статьи 5 Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" ( 2181-14 ) предусмотрено, что подача предприятием жалобы (заявления) с соблюдением десятидневного срока для обжалования решения контролирующего органа приостанавливает исполнение решения на срок со дня подачи жалобы (заявления) до дня окончания процедуры административного обжалования. Поэтому до окончания процедуры административного обжалования доначисленные суммы налогов и примененных штрафных (финансовых) санкций с плательщика налогов не взыскиваются и считаются несогласованными. Жалоба (заявление) плательщика налогов в таких случаях по письменному решению руководителя органа государственной налоговой службы или его заместителя передается следственному подразделению налоговой милиции для приобщения и рассмотрения вместе с материалами уголовного дела. Для рассмотрения жалобы (заявления) плательщика налогов следователь следственного подразделения, в производстве которого находится уголовное дело, обязан истребовать заключения специалистов по налогообложению, а в необходимых случаях может назначить проведение судебно-бухгалтерской экспертизы, и с учетом их результатов орган государственной налоговой службы принимает мотивированное решение по рассмотрению жалобы (заявления) плательщика налогов. При этом жалоба (заявление) плательщика налогов должна быть рассмотрена в сроки, определенные подпунктом 5.2.2 пункта 5.2 статьи 5 Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" ( 2181-14 ) и возможным продлением сроков ее рассмотрения с соблюдением требований указанного Закона. Об указанном уведомлены облгосналогадминистрации и госналогинспекции письмом Государственной налоговой администрации Украины от 17 мая 2001 года N 6296/7/25-0017 ( v6296225-01 ). В соответствии с требованиями статьи 112 УПК Украины следователи налоговой милиции органов государственной налоговой службы расследуют уголовные дела, возбужденные в отношении должностных лиц субъектов предпринимательской деятельности (организаций, предприятий, учреждений независимо от форм собственности), на которых возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета, представлению налоговых деклараций, бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджеты, в частности, за умышленное уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей, сокрытие валютной выручки и другие связанные с ними должностные преступления, выявленные в ходе расследования уголовных дел. В ныне действующей редакции статьи 112 УПК ( 1002-05 ) Украины указано, что по делам о преступлениях, предусмотренных статьей 80 ( 2001-05 ), частями 2 и 3 статьи 148 Уголовного кодекса Украины ( 2002-05 ), предварительное следствие проводится исключительно следователями налоговой милиции. Если в ходе расследования этих дел будут установлены преступления, предусмотренные статьями 84, 86(1), 87 ( 2001-05 ), 148, 148(3)-148(5), 153(1), 156(3), 165-172, 194 ( 2002-05 ) Уголовного кодекса Украины, связанные с преступлениями, по которым возбуждено дело, они расследуются исключительно следователями налоговой милиции. При проведении предварительного следствия все решения о направлениях следствия и о проведении следственных действий следователь принимает самостоятельно в рамках уголовно-процессуального законодательства. Постановления следователя, вынесенные по уголовному делу, находящемуся в его производстве, являются обязательными для исполнения всеми предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами (ст.114 УПК Украины ( 1002-05 ). Следователь в случае поступления на рассмотрение в ходе расследования уголовных дел заявлений и ходатайств в установленные действующим законодательством Украины сроки осуществляет их проверку и о ее результатах уведомляет автора обращения (ст.129 УПК Украины ( 1002-05 ). Ходатайства о дополнении предварительного следствия, об изменении квалификации преступления и закрытии дела могут быть заявлены обвиняемым и его защитником устно или письменно. Устные ходатайства заносятся в протокол, письменные ходатайства приобщаются к делу. Следователь обязан удовлетвоить ходатайство обвиняемого и его защитника, если обстоятельства, для выяснения которых заявлено ходатайство, имеют значение для дела. Об отказе удовлетворить ходатайство следователь составляет мотивированное постановление, которое объявляется одвиняемому и его защитнику (ст.221 УПК Украины ( 1002-05 ). В рамках уголовно-процесуального законодательства (ст.97 УПК Украины ( 1002-05 ) органы дознаниы, в том числе должностные лица наологовой милиции, принимают заявленияи сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях, по которым обязаны принять определенные решения: возбудить уголовное дело, отказать в возбуждении уголовного дела, напрвить заявление или сообщение о принадлежности. Оснований для отказа в принятии заявлений и ходатайств в ходе расследований уголовных дел нет. Под решениями налоговой милиции понимаются решения, принятые в рамках уголовно-процесуального законодательства. Решения относительно определения сумм налоговых обязательств, согласования операций с заложенными активами плательщиков налогов, согласования плана реорганизации, продажи активов, находящихся в налоговом залоге, о применении штрафных (финансовых) санкций, аресте активов, возложении ответственности за погашения остаточного долга плательщика налогов на третье лицо, досрочном расторжении договоров о рассрочке, отсрочке налоговых обязательств по инициативе органа государственной налоговой службы принимаются руководителями государственной налоговой службы Украины или их заместителями. Заместитель председателя Г.Оперенко "Бухгалтерская газета", N 32, 20.08.2001 р.