На грани фола и немножко за гранью: уход от РРО с помощью
     векселей; полезные стороны бартера... при едином налоге

-------------------------------------------------------------------

    Рассмотренные  ниже  две  ситуации  "из  разных  песочниц"  мы
объединили в один материал по причине - ну, если не  криминальнос-
ти, то, по крайней мере, сомнительности некоторых моментов. Поэто-
му те читатели, которые решат применять  их  на  практике,  должны
учитывать, что это может привести к судебному  разбирательству,  в
ходе которого необходимо будет "грамотно" убедить в правоте  своих
действий судью (если до этого не смогли инспектора). В общем, пом-
ните классиков: "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих".

    I. Вексель - "лекарство" от РРО?

    Допустим, за отпущенные товары покупатель  выдал  простой век-
сель собственной эмиссии и теперь предлагает  погасить  его  путем
оплаты наличными в  кассу. Не  будет ли  такой  расчет  нарушением
законодательства,  если  у  продавца  нет РРО,  и - коль  все-таки
будет - чем подобное нарушение ему грозит?
    Размышления на эту тему начнем с того, что в этом  году  вышел
Закон  "Об обращении  векселей  в  Украине"  от  05.04.2001  г.  №
2374-III ( 2374-14 ) (см. "Бухгалтер" № 13'2001, с. 6-7), согласно 
абзацу третьему ст. 4 которого
    "условие относительно проведения расчетов с применением вексе-
лей обязательно отражается в соответствующем  договоре.  В  случае
выдачи (передачи) векселя в соответствии с договором  прекращаются
денежные обязательства относительно платежа по данному договору  и
возникают денежные обязательства относительно  платежа  по  вексе-
лю".{1}
    Таким образом,  говоря  языком  вексельного  законодательства,
раз "то" обязательство прекратилось, то расчет по  нему  считается
завершенным, причем произведен был данный  расчет не  деньгами,  а
векселем.  По крайней мере, так это можно трактовать для неналого-
вых целей (в том числе для целей Закона об РРО). {2}
    Изложенная норма дает некоторые шансы произвести прием денег в
кассу без РРО (разумеется, если в договоре указано, что  расчет за
товары (работы, услуги) производится  с  использованием  векселя).
Дело в том, что согласью ст. 1 Закона "О применении  регистраторов
расчетных  операций  в  сфере  торговли, общественного  питания  и
услуг"  от  01.06.2000 г.  № 1776-III ( 1776-14 ) (см. "Бухгалтер"
№ 3'2001, с. 5) сфера применения РРО  ограничивается  наличными  и
отдельными видами безналичных  расчетов (с  применением  платежных
карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.)  "при продаже  товаров
(предоставлении услуг)". Расчет  же векселем  не  вписывается ни в
наличные, ни  в безналичные. Таким образом, на  первом  этапе  при
вексельной форме расчета (получении векселя) РРО не требуется.
    Следующий этап - оплата векселя наличными {3}  в "продавцовую"
кассу.  Здесь "хозяину кассы" следует  утверждать,  что  получение
наличных на этом  этапе связано исключительно с векселем, то  есть
произошло при погашении (или продаже) векселя, а не  "при  продаже
товаров" (как указано в ст. 1 Закона об РРО).  Следовательно,  РРО
опять-таки не нужен!
    Однако проверяющие могут  утверждать, что на  данном этапе уже
вексель является "товаром" в понимании Закона об РРО.  А поскольку
определения термина "товар" в самом  Законе об РРО нет,  налогови-
ки, скорее всего, воспользуются аналогией и возьмут это  определе-
ние из п. 1.6 Закона О Прибыли. Согласно данному пункту, напомним,
в "товары" попадают и ценные бумаги, используемые в  любых  опера-
циях, кроме их выпуска (эмиссии) и погашения.
    Заметим,  что  на  рассматриваемой  стадии  вексель  можно как
погасить (совершить "платеж по  векселю"),  так и продать-выкупить
(совершить "платеж за вексель").  Причем в первом  случае  вексель
"товаром" не  является  однозначно, а  во втором - вроде бы  в эту
категорию попадает (исходя из терминологии Закона О Прибыли).
    Разумеется,  было  бы неплохо  убедить  инспектора  в том, что
налоговое определение товара - для РРО не годится,  и указать ему,
например, на существование ст. 15  Таможенного  кодекса,  согласно
которой
    "под "товарами" (понимается) любая перемещаемая через таможен-
ную границу Украины продукция, втом числе  продукция,  на  которую
распространяются  права  интеллектуальной  собственности,  услуги,
работы, являющиеся объектом купли-продажи или обмена".
    Если  исходить  из  данной нормы, то  вексель,  как  видите, в
понятие "товары" вообще ни при каких операциях не вписывается. Эту
мысль подтверждает Перечень товаров ТН ВЭД,  где  векселями  и  не
пахнет.
    Скажем честно, сориентировать налоговиков именно на "таможен-
ное" определение будет, видимо, непросто.  Поэтому  безопаснее,  с
этой точки зрения, не выкупать вексель, а именно  погашать  -  для
пущего  безРРОшного  эффекта. Тогда  можно  говорить, что  на этом
этапе  никакой  продажи  "товара" (в данном  случае - векселя)  за
"нал" не происходит,  а  осуществляется  погашение  ценной  бумаги
(векселя), которая  "товаром" здесь  стопроцентно  не  является  -
хоть по Таможенному кодексу, хоть по Закону О Прибыли.
    Факт погашения желательно подтвердить документально. Это может
быть ксерокопия векселя со штам-пиком  "погашено",  сопровождаемым
для солидности росписью директора или  главбуха векселедателя либо
векселедержателя, акт  предъявлени  векселя к  погашению  и  т. п.
Никаких индоссаментов при этом на векселе ставить не нужно!
    Напомним, что существует фискальное  разъяснение  Профессиона-
льной ассоциации регистраторов и депозитариев от  25.01.2001 г.  №
01-03/28 ( v3_28378-01 ), из которого  следует,  что  операции  по
продаже (не погашению!) ЦБ  за "наличку"  требуют  применения  РРО
(правда,  в этом письме говорится только о торговцах ЦБ и при этом
их  деятельность названа не торговлей, а предоставлением услуг). В
рассматриваемой нами ситуации это еще один аргумент в пользу пога-
шения, а не продажи векселя.
    Главный же скользкий момент,  возникающий  в  такой  ситуации,
связан не столько с РРО, сколько с нарушением норм ст. 6  упомяну-
того в самом начале вексельного Закона, согласно которой
    "платеж по векселю на территории Украины осуществляется только
в безналичной форме".
    В общем случае это ограничение (и "Бухгалтер" уже  не  раз  об
этом писал)  легко обойти, если  заменить  погашение  векселя  его
выкупом за наличные. {4} Однако в безРРОшной  ситуации этот  путь,
как мы выяснили, достаточно опасен.
    Ну  а  чем грозит  наличное  погашение  векселя?  Сам  по себе
"вексельный" Закон никаких спецсанкций за это  не  предусматривает
(в ст. 6, в отличие от ст. 4, даже нет  стандартной нормы  о  том,
что лица, виновные в нарушении требований  данной  статьи,  "несут
ответственность согласно закону").
    Таким  образом,  максимум,  что  грозит  сторонам за платеж по
векселю наличными,- это признание данной операции недействительной
по ст. 48 ГК. {5}  Но, во-первых, признать операцию недействитель-
ной может только  суд,  а во-вторых,  следствием  этого  признания
является всего-навсего реституция, то есть  возврат сторонами друг
другу всего полученного по такой операции:  векселя  и  "налички".
Поэтому на практике подобный исход событий  и  достаточно  малове-
роятен, и вроде как безопасен.
    И уж во всяком случае факт  незаконности  платежа  по  векселю
никак не соотносится с (не)законностью расчета без РРО!
    Но вот. у другой стороны  -  покупателя,  погашающего  вексель
наличными,- возможны иные проблемы - связанные с  налогообложением
(подробнее об этом - см. с. 36-37).
    Хотя и при  их  решениии можно отбиваться. Ведь, как ни крути,
первое  событие,  дающее право  покупателю  на  валовые затраты  и
налоговый кредит по товару,  давно уже  произошло - еще  при  его,
товара, оприходовании. Относительно  же  незаконности  расчета  за
него - можно  бороться,  заявляя,  что  это - уже  нюансы  второго
события.
    В общем, решайте сами, что для вас (и покупателя!) в  конкрет-
ной ситуации важнее.
    Можно, конечно, рискнуть и осуществить продажу (выкуп)  вексе-
ля, чтобы соблюсти нормы ст. 6 "вексельного" Закона, но  уж  тогда
придется непоколебимо стоять на том, что вексель  для целей Закона
об РРО никогда не является товаром (см.  выше)  и  что  упомянутое
разъяснение от 25.01.2001 г. в данном случае ни при чем (так как у
продавца, дескать, нет статуса торговца ЦБ).  Но этот путь к  "без
РРО" кажется нам еще более тернистым.
    А может, дешевле обойдется поставить-таки кассовый аппарат?..
    Еще один интересный момент  (правда,  с  отступлением от нашей
ситуации). Вексель плательщику (векселедателю или акцептанту)  мо-
жет  предъявить любое  лицо, имеющее  такое  право. То есть это не
обязательно должен быть продавец товаров (работ, услуг), поскольку
вексель  может  быть  передан  (проиндоссирован) продавцом  другим
лцам и двигаться дальше (знакомые с  "безналоговым  треугольником"
уже всё поняли), пока не вернется к плательщику.  В случае,  когда
вексель погашается наличными в кассу векселедержателя  (уже  -  не
продавца товаров), без-РРОшный расчет еще более очевиден, так  как
те  товары  (работы,  услуги), под  которые  выписывался  вексель,
последний векселедержатель явно никому  не  продавал. А рассматри-
вать вексель как "товар" на этапе погашения -  не  под  силу  даже
Закону О Прибыли...
    Таким образом, в свете изложенного мы склоняемся к  тому,  что
когда наличными производится погашение векселя,  можно рискнуть не
применять РРО.
    К сожалению, при этом сложно  будет  доказать,  что  на  сферу
действия Закона  об  РРО  распространяется Закон № 2181-III с  его
правилом о конфликте интересов, которое  в  данной ситуации значи-
тельно упростило бы процесс доказывания безРРОшности. Хотя опреде-
ленная надежда и тут все-таки есть, ведь распространили же налого-
вики нормы Закона № 2181-III ( 2181-14 ) о списании  финсанкций  и 
на санкции по РРО.
    Да и основные  возможные  неприятности  (см. выше)  связаны-то
именно с налогами!

    II. Бартер  для  "единоналожников"  -  не только вреден,  но и
полезен?

    Чем там (I) - закончили, тем тут (II) - начнем.
    Обширное поле для использования правила о конфликте  интересов
(п/п. 4.4.1 Закона № 2181-III - см. с. 4 каждого выпуска) предста-
вляют собой операции, в которых первое  событие  происходит еще  в
бытность предприятия "единоналожником", а второе - после  возврата
на общую систему.
    Дело в  том,  что  ни в  Указе  Президента № 746/99 ( 746/99 )
(далее - Указ), ни в Законах О Прибыли и об НДС никаких  специаль-
ных  положений по обложению подобных  "переходных"  операций  нет.
Это дает возможность неоднозначного  толкования  законодательства,
что, в свою очередь, является условием для применения п/п. 4.4.1.

    Наш журнал уже неоднократно обращался к этим   неурегулирован-
ным  вопросам (см.  № 17'2000,  с. 40,  и  № 11'2001,  с.  72-74).
Возьмем,  к  примеру,  ситуацию,  когда  в  период  "единоналожия"
предприятие осуществляет отгрузку, а после возврата с ЕН  получает
встречный товар (при бартерном  договоре) или деньги  (при  купле-
продаже).  Исходя из нефискальной трактовки  действующих  норм  ни
единый налог, ни налог на прибыль по такой  операции  уплачиваться
не должны: ведь до перехода на общую систему денежных  поступлений
по  ней (объекта  обложения  ЕН) не  было, а  после -  отсутствует
"первое событие" (момент возникновения валовых доходов для  налога
на прибыль).
    Так что  с  опорой  на  п/п.  4.4.1  есть  определенные  шансы
отстоять  необложение таких операций.
    Следует иметь в виду,  что  ГНАУ  уже  издала  ряд  фискальных
разъяснений по поводу возвращения блудных  "единоналожных" сыновей
в лоно общего налогообложения (см., например, "Бухгалтерскую газе-
ту" № 13'2001, с. 16).
    Из самых последних "перлов"  особой  фискальностью  выделяется
раздел III Методических рекомендаций по администрированию  единого
налога, уплачиваемого субъектами малого предпринимательства - юри-
дическими лицами при применении упрощенной  системы  налогообложе-
ния, учета и отчетности, доведенных письмом ГНАУ от 15.05.2001  г.
№ 6153/7/15-1317 ( v6153225-01 ) (см. в "Бухгалтере" № 16'2001  на
с. 20-22). Там, в частности, сказано:
    "В случае выявления у плательщиков  единого налога  проведения
бартерных сделок необходимо перевести таких плательщиков на  общую
систему налогообложения со следующего отчетного  периода  (кварта-
ла).  При этом сумма бартерной сделки облагается налогом  согласно
Закону Украины от 22.05.97 № 283/97-ВР "О налогообложении  прибыли
предприятий" ( 283/97-ВР ) (с изменениями и дополнениями). {6}
    Плательщик единого налога, получивший сумму  аванса от  заклю-
ченной сделки и уплативший соответствующую сумму  единого  налога,
при переходе на  общую  систему  налогообложения  должен  включить
указанную сумму аванса в валовой доход и подать заявление в  орган
государственной налоговой службы об уменьшении общей суммы единого
налога на сумму налога, начисленного на сумму аванса". {7}
    Совершенно очевидно, что требование первого абзаца  процитиро-
ванного фрагмента (об обложении всех  этапов  бартерной сделки  по
Закону  О Прибыли)  не  имеет  под  собой сколько-нибудь  законных
оснований.  Речь здесь может идти максимум  о распространении норм
Закона О Прибыли на вторую операцию, да и то - если она происходит
не до, а после возвращения на общую систему налогообложения.
    Ведь согласно ст. 6 Указа "единоналожник" не является платель-
щиком налога на прибыль, причем на протяжении всего периода  "еди-
ноналожия" - вплоть до даты возвращения.  И задним числом записать
его в плательщики налога на прибыль никто не имеет права.  Поэтому
облагать  налогом  на  прибыль  операции  периода "единоналожия" -
нехорошо.
    Те же соображения вполне применимы и ко второму абзацу  проци-
тированного фрагмента.  Здесь, кстати, можно обратить внимание еще
на один момент. Статья 3 Указа устанавливает, что объектом обложе-
ния ЕН является выручка от реализации продукции  (товаров,  работ,
услуг), а определение выручки от реализации дано в ст. 1 Указа:
    "Выручкой  от  реализации  продукции  (товаров, работ,  услуг)
считается сумма,  фактически  полученная  субъектом   предпринима-
тельской  деятельности  на  расчетный  счет  или (и)  в  кассу  за
осуществление  операций  по  продаже  продукции  (товаров,  работ,
услуг)".
    Из данного определения отнюдь не следует, что для обложения ЕН
обе операции по продаже (и отгрузка, и оплата) должны  приходиться
на  период  "единоналожия". Напротив,  для  возникновения  объекта
обложения единым налогом необходимо и достаточно  только одного из
двух  событий - денежной  оплаты.  И  никакой привязки  ко второму
событию - отгрузке! Если  же  пойти  в  рассуждениях по пути  ГНАУ
дальше, то получится, что единый налог вообще должен  уплачиваться
не "по деньгам", а "по второму событию".  В общем, всё это - очень
некорректно.
    Хотя Методрекомендациями охвачены далеко не  все  "возвратные"
ситуации,  то, что  охвачено,- истолковано  налоговиками явно фис-
кально. А ведь правило о конфликте интересов требует все законода-
тельные "непонятки" трактовать в пользу плательщиков.
    Теперь попробуем представить в виде таблицы (см. на  следующей
странице) иное, нефискальное, видение обложения  различных  "пере-
ходных" операций, основанное, заметьте,  на  буквальном  прочтении
законов.  Еще раз подчеркиваем: мы исходили из дравила о конфликте
интересов, то  есть  все  неурегулированные  моменты  трактовали в
нашу пользу.
    Как видите, при  нефискальном  подходе  (в  свете  п/п.  4.4.1
Закона № 2181-III) наиболее  предпочтительными  "переходными"  ва-
риантами для самых смелых будут 1"б", 2"а" и 3"а"  (особенно  если
ЕН уплачивался по 10%-ной ставке).
    Не столь смелые могут выбрать "меньшее из зол", то есть  обло-
жить переходную операцию по более выгодному (с минимальными  нало-
гами) варианту, а затем отстаивать  правильность  своих  действий,
опираясь на тот же п/п. 4.4.1.
    Ну а самые осторожные, видимо, предпочтут вариант 2"а", но без
проведения зачета - тогда  по  истечении  срока  исковой  давности
встречные задолженности спишутся на валовые доходы и затраты.
    И еще раз напоминаем о наличии фискальных разъяснений  ГНАУ. С
их точки зрения все изложенные варианты - на  грани,  а  то  и  за
гранью фола.  Поэтому если вы не готовы судиться, уплачивайте  все
налоги, какие прикажет инспектор, и спите спокойно.  Это -  писано
не для вас. {8}

|--|--------------|--|-------|----------------------|------------|
| №| Вид договора,|ЕН|Налог  |          НДС         | Примечания |
|  | содержание   |  |на     |-----------|----------|            |
|  | и сроки      |  |прибыль|   10 %    |    6 %   |            |
|  | проведения   |  |       |-----|-----|----|-----|            |
|  | операций     |  |       |"до"*|"пос-|"до"|"пос-|            |
|  |              |  |       |     |ле"* |    |ле"  |            |
|--|--------------|--|-------|-----|-----|----|-----|------------|
|1 |Купля-продажа |  |       |     |     |    |     |Здесь и да- |
|  |              |  |       |     |     |    |     |лее рассмот-|
|  |а) оплата -   |+ |   -   |  -  |  -  | НО |  -  |рены стан-  |
|  |   "до",      |  |       |     |     |    |     |дартные     |
|  |   отгрузка - |  |       |     |     |    |     |случаи,     |
|  |   "после"    |  |       |     |     |    |     |когда НДС   |
|  |--------------|--|-------|-----|-----|----|-----|уплачивается|
|  |б) отгрузка - |- |   -   |  -  |  -  | НО |  -  |по первому  |
|  |   "до",      |  |       |     |     |    |     |событию и   |
|  |   оплата -   |  |       |     |     |    |     |когда бывший|
|  |   "после"    |  |       |     |     |    |     |"70%-ник"   |
|  |              |  |       |     |     |    |     |сразу при   |
|  |              |  |       |     |     |    |     |переходе    |
|  |              |  |       |     |     |    |     |становится  |
|  |              |  |       |     |     |    |     |плательщиком|
|  |              |  |       |     |     |    |     |НДС         |
|--|--------------|--|-------|-----|-----|----|-----|------------|
|2 |Купля-продажа, превратившаяся "после" (посредством проведения|
|  |зачета) в бартер                                             |
|  |--------------|--|-------|-----|-----|----|-----|------------|
|  |а) отгрузка - |- |   -   |  -  |  -  | НО |  -  |Налоговые   |
|  |"до",         |  |  (ВЗ) |     | (НК)|    | (НК)|обязательст-|
|  |встречная     |  |       |     |  ** |    |     |ва по НДС   |
|  |поставка (оп- |  |       |     |     |    |     |после зачета|
|  |риходование) -|  |       |     |     |    |     |бывшему     |
|  |"до" или      |  |       |     |     |    |     |"6%-нику"   |
|  |"после" и     |  |       |     |     |    |     |придется    |
|  |зачет -       |  |       |     |     |    |     |пересчитать |
|  |"после"       |  |       |     |     |    |     |в обычных   |
|  |              |  |       |     |     |    |     |ценах       |
|  |              |  |       |     |     |    |     |            |
|  |              |  |       |     |     |    |     |Если зачет  |
|  |              |  |       |     |     |    |     |не произво- |
|  |              |  |       |     |     |    |     |дить, то ЕН |
|  |              |  |       |     |     |    |     |и налога на |
|  |              |  |       |     |     |    |     |прибыль даже|
|  |              |  |       |     |     |    |     |при фискаль-|
|  |              |  |       |     |     |    |     |ном подходе |
|  |              |  |       |     |     |    |     |не будет (по|
|  |              |  |       |     |     |    |     |крайней     |
|  |              |  |       |     |     |    |     |мере, до    |
|  |              |  |       |     |     |    |     |истечения   |
|  |              |  |       |     |     |    |     |срока иско- |
|  |              |  |       |     |     |    |     |вой давнос- |
|  |              |  |       |     |     |    |     |ти)         |
|  |--------------|--|-------|-----|-----|----|-----|------------|
|  |б) оприходо-  |- |   +   |  -  |  НО |  - |  НО |По дате за- |
|  |вание - "до", |  |(по    |     |     |(НК)|     |чета - пере-|
|  |встречная     |  |дате   |     |     |    |     |расчет на-  |
|  |отгрузка и    |  |отгруз-|     |     |    |     |логов по    |
|  |зачет -       |  |ки)    |     |     |    |     |обычным     |
|  |"после"       |  |       |     |     |    |     |ценам       |
|--|--------------|--|-------|-----|-----|----|-----|------------|
|3 |Бартер                                                       |
|  |--------------|--|-------|-----|-----|----|-----|------------|
|  |а) отгрузка - |- |   -   |  -  |  -  | НО |  -  |            |
|  |"до", оприхо- |  |  (ВЗ) |     | (НК)|    | (НК)|            |
|  |дование -     |  |       |     |     |    |     |            |
|  |"после"       |  |       |     |     |    |     |            |
|  |--------------|--|-------|-----|-----|----|-----|------------|
|  |б) оприходо-  |- |   +   |  -  |  НО | НО |  -  |Налоговики  |
|  |вание -       |  |       |     |     |    | (НК)|могут пот-  |
|  |"до",         |  |       |     |     |    |     |ребовать от-|
|  |отгрузка -    |  |       |     |     |    |     |разить вало-|
|  |"после"       |  |       |     |     |    |     |вые доходы  |
|  |              |  |       |     |     |    |     |и налоговые |
|  |              |  |       |     |     |    |     |обязательст-|
|  |              |  |       |     |     |    |     |ва по НДС   |
|  |              |  |       |     |     |    |     |(касается   |
|  |              |  |       |     |     |    |     |"10%-ника") |
|  |              |  |       |     |     |    |     |сразу при   |
|  |              |  |       |     |     |    |     |переходе на |
|  |              |  |       |     |     |    |     |обычную сис-|
|  |              |  |       |     |     |    |     |тему, не до-|
|  |              |  |       |     |     |    |     |жидаясь     |
|  |              |  |       |     |     |    |     |отгрузки.   |
|  |              |  |       |     |     |    |     |Хоть это и  |
|  |              |  |       |     |     |    |     |более фис-  |
|  |              |  |       |     |     |    |     |кально, но  |
|  |              |  |       |     |     |    |     |все же боль-|
|  |              |  |       |     |     |    |     |ше увязы-   |
|  |              |  |       |     |     |    |     |вается с    |
|  |              |  |       |     |     |    |     |нормами     |
|  |              |  |       |     |     |    |     |Законов О   |
|  |              |  |       |     |     |    |     |Прибыли и об|
|  |              |  |       |     |     |    |     |НДС, так как|
|  |              |  |       |     |     |    |     |там для бар-|
|  |              |  |       |     |     |    |     |тера всегда |
|  |              |  |       |     |     |    |     |действует   |
|  |              |  |       |     |     |    |     |принцип     |
|  |              |  |       |     |     |    |     |первого     |
|  |              |  |       |     |     |    |     |события     |
|--|--------------|--|-------|-----|-----|----|-----|------------|

____________________________
    * "До" означает, что событие происходит  еще  при  "единонало-
жии"; "после" - уже при нахождении на общей системе.
    ** Если встречная поставка (оприходование) - "после".




    {1} Отметим, что данная мысль раньше  тоже звучала - например,
в п. 8 гл. 1 разд. 7 Положения  об  операциях  банков  с векселями
(см. "Бухгалтер" № 15'2000, с. 76). К аналогичный выводам приходи-
ли и авторы специальных исследований на вексельную тему. Теперь же
это "Окончательно"  узаконили, официально  распространив  на  всех
участников вексельного обращения.

    {2} Для  налоговых  целей  все это может трактоваться  не  так
однозначно - см. с. 36-37 настоящего выпуска.

    {3} В  свете  "трехтысячного"  ограничения  наличных  расчетов
хотим напомнить, что погашение векселя не в  полной  сумме,  а  по
частям -  вполне законно  (см. ст. 39  Унифицированного  закона  о
переводных векселях и простых векселях в "Бухгалтере" № 15'2000 на
с. 53).

    {4} Так как формулировка в ст.  6  вексельного  Закона "платеж
по..." явно подразумевает операцию погашения, а не  выкупа (индос-
самента) векселя.  Подробнее об этом-см. "Бухгалтер" № 13'2001, с.
9, № 14'2001, с. 34, и № 15'2001, с. 39.

    {5} Хотя - по большому  счету - незаконна  не  сама  сделка, а
расчет по ней.  С другой же стороны, не исключаем, что  налоговики
попытаются притянуть сюда не только ст. 48 ГК, но и  ст.  49  (его
же) - чтобы взыскать в  бюджет всю  сумму  платежа. Любят  они это
делать, ссылаясь  на  п. 11  ст. 10 Закона  о госналогслужбе.  Нам
такой подход представляется незаконным, а необходимая (для "притя-
гивания" ст. 49)  "заведомая  противность"  сделки  госинтересам -
недоказуемой.
    Впрочем, спасибо, что они не тянут сюда еще и Уголовный кодекс
(например, ст. 165 действующего УК или  364  нового).

    {6} Есть мнение, что в случае проведения юрлицом-единоналожни-
ком бартерных операций существует опасность также и уголовных пос-
ледствий этих действий (по все той же ст. 165 действующего УК  или
ст. 364 нового УК).  Подробнее об этом, а также о том, как в такой
ситуации защищаться,- см. материал С.  Погребняка в "Бухгалтере" №
17'2000 на с. 40.

    {7} Изложенное  в  этом  абзаце почти дословно  переписано  из
п. 4.1 письма  ГНАУ от 20.04.2001 № 5237/7/15-0117 ( v5237225-01 )
(см. "Бухгалтерскую газету" № 25-26'2001, с. 13).

    {8} Речь и о II, и о I.



------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 20/01, стр. 22
[01.07.2001]
Алексей Павленко

------------------------------------------------------------------