Я планов наших люблю громадье... Бизнес-план - скорее расходы, чем НМА ------------------------------------------------------------------- Сегодня любое мало-мальски уважающее себя предприятие считает своим долгом завести какой-нибудь бизнес-план. Правда, самос- тоятельно его разрабатывать берутся далеко не все. Да в этом и нет нужды: идя навстречу пожеланиям клиентов, аудиторские и консалтин- говые фирмы вполне освоились с производством этого заморского продукта. Однако после того как отпечатанный на хорошей бумаге и красиво переплетенный план ложится на стол директора, у бухгалтера возникает вполне естественный вопрос: как такой бизнес-план учиты- вать в бухгалтерском и налоговом учете? Чтобы ответить на данный вопрос, нужно выяснить, что же бизнес-план собой представляет. В нормативных актах министерств имеется несколько определений бизнес-плана (правда, некоторые из них являются узкоспециальными, разработанными для отдельных отраслей). На наш взгляд, наиболее удачное определение приведено в Методике составления бизнес- планов, утвержденной приказом Агентства по вопросам предупреждения банкротства предприятий и организаций ( v0056374-97 ) от 21.04.97 г. № 56: "Бизнес-план - это специфический плановый документ, в котором отражены организационно-финансовые мероприятия для обеспечения производства отдельных видов товаров, работ, услуг. План дает возможность определить перспективы развития будущего рынка сбыта, оценить затраты на изготовление и реализацию необходимой данному рынку продукции, определить ее потенциальную прибыльность. План должен также дать ответ: целесообразно ли осуществлять инвестиро- вание производства с точки зрения самоокупаемости затрат". В свое время в Украине действовало Положение о типовом бизнес-плане, утвержденное приказом ФГИУ от 26.05.94 г. № 301 ( v0301224-94 ) (далее Положение № 301) и отмененное его же прика- зом от 15.08.97 г. № 886 ( z0334-97 ). Несмотря на отмену, струк- тура бизнес-плана, приведенная в этом документе, представляется нам весьма полезной. Приведем перечень разделов бизнес-плана, определенных в Положении № 301: "Юридический статус предприятия"; "Краткая историческая справка о деятельности предприятия"; "Характеристика продукции (услуг), производимой (предлагаемой к производству) предприятием, и рынков сбыта"; "Характеристика конкурентной среды"; "План маркетинговой деятельности"; "План производственной деятельности"; "Организационный план"; "План охраны окружающей среды"; "Финансовый план и программа инвестиций"; "Анализ возможных рисков и страхование"; "Выводы". Отметим, что Основные требования к бизнес-плану (приложение к приказу ФГИУ от 15.08.97 г. № 886 ( z0334-97 )) состоят из разделов, в большинстве своем аналогичных разделам Положения № 301. То есть структура бизнес-плана в связи с отменой Положения № 301 изменений фактически не претерпела и вполне может быть использована для уяснения его сущности. Теперь посмотрим, чем является бизнес-план с точки зрения бухгалтерского и налогового учета. Начнем с версии о том, что бизнес-план - это нематериальный актив (НМА). Определение данного термина приведено в п. 4 П(С)БУ 8: "Нематериальный актив - немонетарный актив, который не имеет материальной формы, может быть идентифицирован {1} и содержится предприятием с целью использования в течение периода более одного года (или одного операционного цикла, если он превышает один год) для производства, торговли, в административных целях или предоста- вления в аренду другим лицам". Пункт 5 П(С)БУ 8 разделяет НМА на 7 групп: права пользования природными ресурсами, имуществом, права на знаки для товаров и услуг, права на объекты промышленной собственности, авторские и смежные с ними права, гудвил, прочие нематериальные активы. В то же время в соответствии с п. 9 П(С)БУ 8 не признаются активами, а отражаются в составе расходов периода их осуществле- ния, например, расходы на исследования {2}, расходы на подготовку и переподготовку кадров, расходы на рекламу и продвижение продук- ции на рынке. Согласно п. 7 П(С)БУ 8 ( z0750-99 ) НМА может быть получен только в результате разработки {3}, а не исследований. Разработка же начинается после того, как проведены исследования. Пункт 6 П(С)БУ 8 устанавливает некоторые дополнительные приз- наки, без которых объект не может быть признан НМА: стоимость объекта должна быть достоверно определяемой и должна существовать вероятность получения будущих экономических выгод, связанных с использованием данного объекта. Может ли выполнение договорных работ по разработке бизнес- плана завершиться для заказчика созданием НМА? Если исходить из дополнительных признаков, то бизнес-план вроде бы в это понятие вписывается. Действительно, вероятность экономических выгод от внедрения бизнес-плана, несомненно, существует - иначе зачем его разрабаты- вать? Хотя не исключен вариант, что разработанный бизнес-план продемонстрирует предприятию как раз невыгодность (убыточность) производства предполагаемой продукции. Но отрицательный результат - тоже результат, и расходы, понесенные предприятием на разработку плана, могут оказаться мелочью по сравнению с теми убытками, кото- рые оно могло бы понести, взявшись, допустим, за выпуск продукции, не пользующейся спросом. То есть такой план тоже приносит экономи- ческие выгоды, только не в виде непосредственного получения дохо- дов, а в виде предотвращения убытков. Что касается возможности достоверного определения стоимости бизнес-плана, то согласимся без длительных дискуссий, что его стоимость равна расходам предприятия на его самостоятельную разра- ботку или стоимости, уплаченной исполнителю. Но это всё - дополнительные признаки. А вот как быть с основ- ными? Вернемся к вышеприведенному определению термина "немате- риальный актив". Один из признаков НМА - возможность его "иденти- фикации". Смысл последнего слова достаточно туманен. Если имеется в виду выделение (из всего нематериального) того, что можно хотя бы определить (в отличие от неких неопределяемых абстракций), то уже сам факт существования термина "бизнес-план" свидетельствует о его идентифицируемости. "За бортом" идентифицируемого остается тогда лишь то, на что и слов-то нет, плюс, может быть, какие-то общие, абстрактные понятия, приобретающие "идентифицируемый" смысл лишь в привязке к некоему носителю (то, что отличает лицензию или патент предприятия от лицензии или патента вообще либо от лицензи- рования). Но если всё упростить и полагать идентифицируемым лишь то, что можно продать, то вот здесь бизнес-план может "не выдержать". Тогда придется признать, что он не может быть идентифицирован. Ведь разве можно продать бизнес-план? Теоретически, конечно, можно. Например, предприятию, выпускающему (собирающемуся выпус- кать) аналогичную продукцию, если экономические и т. п. показатели покупателя каким-то чудом совпадают с соответствующими показателя- ми продавца. Или - музею экономики Украины. Или - конкурентам (не музея, понятно, а того, чей бизнес-план). Но в принципе получает- ся, что при таком подходе бизнес-план по признаку идентификации бухгалтерскому определению НМА не удовлетворяет {4}. А что же в учете налоговом? Закон О Прибыли определяет НМА как "объекты интеллектуальной, в том числе промышленной собственности, а также другие аналогичные права, признанные в порядке, установ- ленном соответствующим законодательством, объектом права собст- венности плательщиков налога". То есть в основе большинства НМА лежит интеллектуальная собственность. Напомним, что объектами права интеллектуальной собственности в соответствии со ст. 41 Закона "О собственности" являются "произведения науки, литературы и искусства, открытия, изобре- тения, полезные модели, промышленные образцы, рационализаторские предложения, знаки для товаров и услуг, результаты научно-исследо- вательских работ и другие результаты интеллектуального труда". По нашему мнению, бизнес-план, являющийся сугубо плановым документом, отражающим технико-экономическое обоснование коммер- ческой деятельности на соответствующий период, вряд ли можно отнести к объектам интеллектуальной собственности, если только при его разработке не были использованы уникальные сведения, касающие- ся перспектив развития предприятия (но это скорее исключение, чем правило). Собственно, бизнес-план не так нов, как кажется. Планирование - категория давно в законодательстве закрепленная. Следует отме- тить, что в соответствии с п. 1 ст. 20 Закона Украины "О предприятиях в Украине" ( 887-12 ). "предприятие (кроме казенного) самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы, услуги и из необходимости обеспе- чения производственного и социального развития предприятия, повы- шения доходов". А госпредприятие самостоятельно составляет годовой финансовый план, который утверждается до 1 июля года, предшествующего плани- руемому, органом, уполномоченным управлять соответствующим госиму- ществом (п. 4 ст. 20 Закона). Итак, принципиальной разницы между финпланом госпредприятия и бизнес-планом предприятия другой формы собственности нет. Финплан - составная часть бизнес-плана. Розница может быть разве что в каких-нибудь современных "наворотах", когда бизнес-план включает в себя, например, некий бизнес-процесс (идею, технологию, разра- ботку), который приведет в конечном итоге к научно-прикладному результату. {5} Но финплан никто в качестве НМА не рассматривает. Подводя итог вышеизложенному, мы приходим к выводу, что заказ- чик, получивший разработанный для него по договору бизнес-план, скорее всего, просто потребил работу (услугу). Ведь и бухучет:, как было показано выше, "активно" этому не сопротивляется. Данный вывод подтверждают и некоторые "официальные лица". Например, государственный налоговый инспектор ГНА в г. Киеве В. Говоруха приводит в своей консультации перечень услуг управлен- ческого характера, куда включает и "разработку долго- и краткосро- чных стратегий компаний и бизнес-планов" {6}. Тот же вывод можно сделать из письма Госстроя от 05.06.97 г. № 6/304 ( v_304243-97 ) "Об определении расходов по составлению бизнес-планов", в котором, в частности, сообщается: "В связи с тем что стоимость разработки бизнес-планов не пре- дусмотрена расценками на проектные работы и не может быть опреде- лена по аналогии, она может определяться из расчета трудовых затрат". То есть в строительстве разработка бизнес-планов считается частью проектной работы. И, следовательно, попадает вместе с другими расходами на строительство в первоначальную стоимость соответствующих объектов ОФ заказчика. Еще одним (косвенным) подтверждением того, что бизнес-план не относится к НМА, является существование Перечня расходов на разведку (доразведку) и обустройство каких-либо запасов (месторож- дений) полезных ископаемых с соответствующими расходами на их раз- работку, включаемыми в отдельную группу расходов плательщика нало- га, подлежащих амортизации, утвержденного Постановлением КМУ от 04.02.98 г. № 118 ( 118-98-п ). Среди прочего в п. 6 Перечня включены "расходы на разработку технико-экономических обоснований, биз- нес-планов, договоров (контрактов), концессионных договоров на пользование недрами и т. п.". Это значит, что расходы на разработку бизнес-планов являются расходами предприятия, связанными с подготовкой, организацией, ведением производства. Поэтому они могут быть включены в валовые затраты в соответствии с п/п. 5.2.1 Закона О Прибыли. Не исключен и вариант отнесения вышеупомянутых расходов на валовые затраты по п/п. 5.4.2 Закона О Прибыли - как" расходов, связанных с научно-техническим обеспечением хозяйственной деятель- ности, если бизнес-план разрабатывается, например, с целью созда- ния новых или усовершенствования старых материалов, приборов, систем или услуг до начала их серийного производства (говоря словами п. 4 П(С)БУ 8). Причем согласно п/п. 5.4.2 научно-технические расходы относят- ся на валовые затраты независимо от того, привели они к увеличению доходов предприятия или нет, то есть допускается отрицательный результат. И как тут не вспомнить, что и согласно п. 9 П(С)БУ 8 не признаются в качестве НМА расходы на исследования, очень напо- минающие расходы, связанные с научно-техническим обеспечением хоз- деятельности предприятия. В общем, бизнес - штука научно планируемая и валовозатратная. {1} Ранее в этом месте стояли слова" (отделен от предприя- тия) ", которые впоследствии были убраны приказом Минфина от 30.11.2000 г. № 304 ( z0905-00 ). {2} "Исследования - запланированные предприятием исследования, проводимые им впервые с целью получения и понимания новых научных и технических знаний" (п. 4 П(С)БУ 8). {3} "Разработка - применение предприятием результатов иссле- дований и других знаний для планирования и проектирования новых или значительно усовершенствованных материалов, приборов, продук- тов, процессов, систем или услуг до начала их серийного производ- ства или использования" (п. 4 П(С)БУ 8 ( z0750-99 )). {4} Впрочем, такие НМА, как гудвил, лицензии и т. п., тоже не всегда можно реализовать. Следовательно, термин "идентифицируемый актив" не однозначно подразумевает обязательную возможность прода- жи (см. определение в п. 4 П(С)БУ 19 ( z0499-99 )). {5} Напомним, что в соответствии с Законом "О научной и науч- но-практической деятельности" "научно-прикладной результат- новое конструктивное или техно- логическое решение, экспериментальный образец, завершенное испыта- ние, разработка, которые внедрены или могут быть внедрены в общественную практику". {6} См. "Налоговый, банковский, таможенный консультант" № 34/ 99, с. 7. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 20/01, стр. 28 [01.07.2001] Алла Погребняк ------------------------------------------------------------------