Я планов наших люблю громадье... 
             Бизнес-план - скорее расходы, чем НМА

-------------------------------------------------------------------

    Сегодня любое мало-мальски уважающее себя предприятие  считает
своим долгом  завести  какой-нибудь  бизнес-план.  Правда,  самос-
тоятельно его разрабатывать берутся далеко не все. Да в этом и нет
нужды: идя навстречу пожеланиям клиентов, аудиторские и консалтин-
говые фирмы  вполне  освоились  с производством  этого  заморского
продукта. Однако после того как отпечатанный на  хорошей бумаге  и
красиво переплетенный план ложится на стол директора, у бухгалтера
возникает вполне естественный вопрос: как такой бизнес-план учиты-
вать в бухгалтерском и налоговом учете?
    Чтобы  ответить  на  данный  вопрос,  нужно  выяснить, что  же
бизнес-план собой представляет.
    В нормативных актах министерств имеется несколько  определений
бизнес-плана (правда, некоторые из них являются  узкоспециальными,
разработанными для отдельных отраслей).  На наш  взгляд,  наиболее
удачное  определение  приведено  в  Методике  составления  бизнес-
планов, утвержденной приказом Агентства по вопросам предупреждения
банкротства предприятий и  организаций ( v0056374-97 ) от 21.04.97 
г. № 56:
    "Бизнес-план - это специфический плановый документ, в  котором
отражены  организационно-финансовые  мероприятия  для  обеспечения
производства  отдельных  видов  товаров,  работ, услуг. План  дает
возможность определить перспективы развития  будущего рынка сбыта,
оценить затраты на изготовление и реализацию  необходимой  данному
рынку продукции, определить  ее  потенциальную  прибыльность. План
должен также дать ответ: целесообразно ли осуществлять инвестиро-
вание производства с точки зрения  самоокупаемости затрат".
    В  свое  время  в  Украине  действовало  Положение  о  типовом
бизнес-плане,  утвержденное  приказом  ФГИУ  от 26.05.94 г.  № 301
( v0301224-94 ) (далее Положение № 301) и отмененное его же прика-
зом от 15.08.97 г. № 886 ( z0334-97 ). Несмотря на  отмену, струк-
тура бизнес-плана, приведенная в  этом  документе,  представляется  
нам  весьма  полезной.  Приведем перечень  разделов  бизнес-плана, 
определенных в Положении № 301:
    "Юридический статус предприятия";
    "Краткая историческая справка о деятельности предприятия";
    "Характеристика продукции (услуг), производимой  (предлагаемой
к производству) предприятием, и рынков сбыта";
    "Характеристика конкурентной среды";
    "План маркетинговой деятельности";
    "План производственной деятельности";
    "Организационный план";
    "План охраны окружающей среды";
    "Финансовый план и программа инвестиций";
    "Анализ возможных рисков и страхование";
    "Выводы".
    Отметим, что Основные требования к бизнес-плану (приложение  к
приказу  ФГИУ  от  15.08.97  г.  №  886 ( z0334-97 ))  состоят  из
разделов, в большинстве своем  аналогичных  разделам  Положения  №
301.  То есть  структура бизнес-плана в связи с отменой  Положения
№ 301 изменений  фактически  не претерпела  и  вполне  может  быть
использована для уяснения его сущности.
    Теперь  посмотрим, чем  является  бизнес-план  с точки  зрения
бухгалтерского и налогового учета.
    Начнем с версии о том, что бизнес-план  -  это  нематериальный
актив (НМА). Определение данного термина  приведено  в п. 4 П(С)БУ
8:
    "Нематериальный актив - немонетарный актив, который  не  имеет
материальной  формы,  может быть  идентифицирован {1} и содержится
предприятием с целью использования в  течение периода более одного
года (или одного операционного цикла, если он превышает  один год)
для производства, торговли, в административных целях или предоста-
вления в аренду другим лицам".
    Пункт 5 П(С)БУ 8 разделяет НМА на 7 групп:  права  пользования
природными ресурсами,  имуществом, права на  знаки  для  товаров и
услуг, права на  объекты  промышленной  собственности, авторские и
смежные с ними права, гудвил, прочие нематериальные активы.
    В то  же  время  в соответствии с п. 9 П(С)БУ 8 не  признаются
активами, а отражаются в  составе расходов  периода их осуществле-
ния, например, расходы на исследования {2}, расходы на  подготовку
и переподготовку кадров, расходы на рекламу и продвижение  продук-
ции на рынке. Согласно п. 7 П(С)БУ 8 ( z0750-99 ) НМА  может  быть
получен  только в  результате  разработки {3}, а  не исследований.
Разработка же начинается после того, как проведены исследования.
    Пункт 6  П(С)БУ 8 устанавливает некоторые дополнительные приз-
наки, без которых объект не  может  быть  признан  НМА:  стоимость
объекта должна быть достоверно определяемой и должна  существовать
вероятность  получения  будущих  экономических  выгод, связанных с
использованием данного объекта.
    Может ли выполнение договорных  работ  по  разработке  бизнес-
плана  завершиться для заказчика созданием НМА? Если  исходить  из
дополнительных признаков, то бизнес-план вроде бы  в  это  понятие
вписывается.
    Действительно, вероятность экономических  выгод  от  внедрения
бизнес-плана, несомненно, существует - иначе зачем его  разрабаты-
вать?  Хотя  не исключен  вариант, что  разработанный  бизнес-план
продемонстрирует  предприятию  как раз невыгодность  (убыточность)
производства предполагаемой продукции. Но  отрицательный результат
- тоже результат, и расходы, понесенные предприятием на разработку
плана, могут оказаться мелочью по сравнению с теми убытками, кото-
рые оно могло бы понести, взявшись, допустим, за выпуск продукции,
не пользующейся спросом. То есть такой план тоже приносит экономи-
ческие выгоды, только не в виде  непосредственного получения дохо-
дов, а в виде предотвращения убытков.
    Что касается возможности  достоверного  определения  стоимости
бизнес-плана, то согласимся  без  длительных  дискуссий,  что  его
стоимость равна расходам предприятия на его самостоятельную разра-
ботку или стоимости, уплаченной исполнителю.
    Но это всё - дополнительные признаки.  А вот как быть с основ-
ными? Вернемся к  вышеприведенному  определению  термина  "немате-
риальный актив".  Один из признаков НМА - возможность его "иденти-
фикации".  Смысл последнего слова достаточно туманен. Если имеется
в виду выделение (из всего нематериального) того, что  можно  хотя
бы определить (в отличие от неких неопределяемых  абстракций),  то
уже сам факт существования термина "бизнес-план" свидетельствует о
его идентифицируемости.  "За  бортом"  идентифицируемого  остается
тогда лишь то, на что и слов-то нет, плюс,  может  быть,  какие-то
общие, абстрактные понятия, приобретающие "идентифицируемый" смысл
лишь в привязке к некоему носителю (то, что отличает лицензию  или
патент предприятия от лицензии или патента вообще либо от лицензи-
рования).
    Но если всё упростить и полагать идентифицируемым лишь то, что
можно  продать, то  вот здесь  бизнес-план  может "не  выдержать".
Тогда придется  признать, что  он не  может быть  идентифицирован.
Ведь  разве  можно  продать  бизнес-план?  Теоретически,  конечно,
можно. Например, предприятию,  выпускающему (собирающемуся  выпус-
кать) аналогичную продукцию, если экономические и т. п. показатели
покупателя каким-то чудом совпадают с соответствующими показателя-
ми продавца. Или - музею экономики Украины. Или - конкурентам  (не
музея, понятно, а того, чей бизнес-план). Но в принципе  получает-
ся, что  при таком подходе  бизнес-план по признаку  идентификации
бухгалтерскому определению НМА не удовлетворяет {4}.
    А что же в учете налоговом? Закон О Прибыли определяет НМА как
"объекты интеллектуальной, в том числе промышленной собственности,
а также другие аналогичные  права, признанные  в порядке, установ-
ленном  соответствующим  законодательством, объектом  права собст-
венности плательщиков налога".
    То  есть  в  основе  большинства  НМА  лежит  интеллектуальная
собственность.  Напомним,  что  объектами  права  интеллектуальной
собственности в соответствии со ст. 41  Закона  "О  собственности"
являются
    "произведения науки, литературы и искусства, открытия, изобре-
тения, полезные  модели, промышленные образцы,  рационализаторские
предложения, знаки для товаров и услуг, результаты научно-исследо-
вательских работ и другие результаты интеллектуального труда".
    По  нашему  мнению,  бизнес-план, являющийся  сугубо  плановым
документом, отражающим технико-экономическое  обоснование  коммер-
ческой  деятельности  на  соответствующий  период,  вряд  ли можно
отнести к объектам интеллектуальной собственности, если только при
его разработке не были использованы уникальные сведения, касающие-
ся перспектив развития предприятия (но  это скорее исключение, чем
правило).
    Собственно, бизнес-план не так нов, как кажется.  Планирование
- категория давно в законодательстве закрепленная.  Следует  отме-
тить,  что  в  соответствии  с  п. 1  ст.  20  Закона  Украины  "О
предприятиях в Украине" ( 887-12 ).
    "предприятие (кроме казенного) самостоятельно  планирует  свою
деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на
производимую продукцию, работы, услуги и из необходимости  обеспе-
чения производственного и социального развития предприятия,  повы-
шения доходов".
    А госпредприятие самостоятельно составляет годовой  финансовый
план, который утверждается до 1 июля года, предшествующего  плани-
руемому, органом, уполномоченным управлять соответствующим госиму-
ществом (п. 4 ст. 20 Закона).
    Итак, принципиальной разницы между финпланом госпредприятия  и
бизнес-планом предприятия другой формы собственности нет.  Финплан
- составная часть бизнес-плана.  Розница может быть  разве  что  в
каких-нибудь  современных "наворотах", когда бизнес-план  включает
в себя, например, некий бизнес-процесс (идею,  технологию,  разра-
ботку), который приведет в  конечном  итоге  к  научно-прикладному
результату. {5} Но финплан никто в качестве НМА не рассматривает.
    Подводя итог вышеизложенному, мы приходим к выводу, что заказ-
чик, получивший разработанный для него  по  договору  бизнес-план,
скорее всего, просто потребил работу (услугу).  Ведь  и  бухучет:,
как было показано выше, "активно" этому не сопротивляется.
    Данный  вывод  подтверждают  и  некоторые  "официальные лица".
Например,  государственный  налоговый  инспектор  ГНА  в  г. Киеве
В. Говоруха приводит в своей консультации перечень услуг управлен-
ческого характера, куда включает и "разработку долго- и краткосро-
чных стратегий компаний и бизнес-планов" {6}.
    Тот же вывод можно сделать из письма  Госстроя  от 05.06.97 г. 
№ 6/304 ( v_304243-97 ) "Об  определении  расходов по  составлению
бизнес-планов", в котором, в частности, сообщается:
    "В связи с тем что стоимость разработки бизнес-планов не  пре-
дусмотрена расценками на проектные работы и не может быть  опреде-
лена по  аналогии,  она  может  определяться  из  расчета трудовых
затрат".
    То есть в  строительстве  разработка  бизнес-планов  считается
частью проектной  работы.  И,  следовательно,  попадает  вместе  с
другими расходами  на  строительство  в  первоначальную  стоимость
соответствующих объектов ОФ заказчика.
    Еще одним (косвенным) подтверждением того, что бизнес-план  не
относится  к  НМА,  является  существование  Перечня  расходов  на
разведку (доразведку) и обустройство каких-либо запасов (месторож-
дений) полезных ископаемых с соответствующими расходами на их раз-
работку, включаемыми в отдельную группу расходов плательщика нало-
га, подлежащих  амортизации,  утвержденного Постановлением КМУ  от
04.02.98 г.  № 118 ( 118-98-п ).  Среди  прочего  в  п. 6  Перечня
включены
    "расходы на разработку технико-экономических обоснований, биз-
нес-планов, договоров  (контрактов),  концессионных  договоров  на
пользование недрами и т. п.".
    Это значит, что расходы на разработку  бизнес-планов  являются
расходами  предприятия,  связанными с  подготовкой,  организацией,
ведением производства. Поэтому они могут быть  включены  в валовые
затраты в соответствии с п/п. 5.2.1 Закона О Прибыли.
    Не исключен и  вариант  отнесения  вышеупомянутых  расходов на
валовые затраты по п/п. 5.4.2 Закона О Прибыли  -  как"  расходов,
связанных с научно-техническим обеспечением хозяйственной деятель-
ности, если бизнес-план разрабатывается, например, с целью  созда-
ния  новых или  усовершенствования  старых  материалов,  приборов,
систем  или услуг  до  начала  их серийного  производства  (говоря
словами п. 4 П(С)БУ 8).
    Причем согласно п/п. 5.4.2 научно-технические расходы относят-
ся на валовые затраты независимо от того, привели они к увеличению
доходов предприятия или нет,  то  есть  допускается  отрицательный
результат.  И как тут не вспомнить,  что и согласно п. 9 П(С)БУ  8
не признаются в качестве НМА расходы на исследования, очень  напо-
минающие расходы, связанные с научно-техническим обеспечением хоз-
деятельности предприятия.
    В общем, бизнес - штука научно планируемая и валовозатратная.

    {1} Ранее в этом  месте стояли  слова" (отделен  от  предприя-
тия) ", которые  впоследствии  были  убраны  приказом  Минфина  от
30.11.2000 г. № 304 ( z0905-00 ).

    {2} "Исследования - запланированные предприятием исследования,
проводимые им впервые с целью получения и понимания новых  научных
и технических знаний" (п. 4 П(С)БУ 8).

    {3} "Разработка - применение  предприятием результатов  иссле-
дований и других знаний для  планирования и  проектирования  новых
или значительно усовершенствованных  материалов, приборов, продук-
тов, процессов, систем или услуг до  начала их серийного производ-
ства  или использования" (п. 4 П(С)БУ 8 ( z0750-99 )).

    {4} Впрочем, такие НМА, как гудвил, лицензии и т. п., тоже  не
всегда можно реализовать. Следовательно, термин  "идентифицируемый
актив" не однозначно подразумевает обязательную возможность прода-
жи (см. определение в п. 4 П(С)БУ 19 ( z0499-99 )).

    {5} Напомним, что в соответствии с  Законом "О научной и науч-
но-практической деятельности"
    "научно-прикладной результат- новое конструктивное или  техно-
логическое решение, экспериментальный образец, завершенное испыта-
ние,  разработка,  которые  внедрены  или  могут  быть  внедрены в
общественную практику".

    {6} См. "Налоговый, банковский, таможенный консультант" №  34/
99, с. 7.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 20/01, стр. 28
[01.07.2001]
Алла Погребняк

------------------------------------------------------------------