Предприятие "А" является структурным подразделением предприя- тия "Б". Предприятие А предоставляет услуги предприятию Б (его сотрудники проживают в общежитии предприятия А). Оплату за проживание вносят жильцы ниже себестоимости. Для возмещения расходов предприятие Б перечисляет предприятию А денежные средства из централизованного фонда или осуществляет возмеще- ние расходов путем перераспределения дохода. Как при этом отражаются валовые расходы предприятия А? Может ли возмещение от предприятия Б быть без НДС? * * * Во-первых, услуги предприятие А оказывает физическим лицам по тарифам, установленным Кабинетом Министров Украины по согласованию с Верховной Радой Украины в соответствии со ст. 9 Закона о ценах ( 507-12 ) {1}. Кабинет Министров Украины Постановлением № 1548 ( 1548-96-п ) утвердил полномочия центральных органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций относи- тельно регулирования, установления фиксированных и предельных уровней цен (тарифов). В соответствии с п. 12 Постановления № 1548 Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации регулируют (устанавли- вают), в частности: - цены на топливно-энергетические ресурсы (уголь, угольные брикеты, топливо печное бытовое, керосин осветительный, торф топ- ливный кусковой, дрова, торфяные брикеты, газ сжатый), отпускаемые населению для бытовых нужд; - тарифы на тепловую энергию (услуги теплоснабжения) для всех групп потребителей, отпускаемую энергопоставщиками независимо от форм собственности; - тарифы на услуги водоснабжения и водоотвода, предоставляемые всем потребителям предприятиями коммунальной формы собственности и населению - предприятиями независимо от форм собственности; - тарифы на услуги по уборке, вывозу и обезвреживанию твердых бытовых отходов и жидких нечистот, предоставляемые всем потребите- лям предприятиями независимо от форм собственности; - предельные размеры платы за проживание в общежитиях рабочих и служащих. Например, распоряжением Киевской городской государственной администрации от 26.09.2000 г. № 1727 во исполнение Постановления № 1548 утвержден предельный размер платы за проживание граждан в общежитиях за койко-место в месяц (в т. ч. НДС) с 01.04.2001 г.: - до 31 грн. - в общежитиях, оборудованных лифтами (кроме 1 этажей); - до 30 грн. - в общежитиях, не оборудованных лифтами, и на 1 этажах общежитии с лифтами. Граждане, проживающие в отдельных комнатах общежитии, оплачи- вают стоимость коммунальных услуг по тарифам, установленным Киевской городской государственной администрацией и вносят плату за пользование жилой площадью за 1 кв. м (в т. ч. НДС): - 0,50 грн. - в общежитиях, оборудованных лифтами (кроме 1-х этажей); - 0,40 грн. - в общежитиях, не оборудованных лифтами, и на 1-х этажах общежитии с лифтами. Если граждане проживают в общежитии одной организации (пред- приятия), а работают в другой, плата за проживание в общежитии начисляется им в общем порядке. Разницу (размер которой опреде- ляется по договоренности) между расходами на содержание общежития и платой за проживание собственнику общежития компенсирует органи- зация (предприятие), где работают проживающие. Граждане, временно (не более одного года) проживающие в обще- житии, вносят плату по договоренности, т.е. им цены рассчитываются исходя из себестоимости содержания общежития. Во-вторых, отражение валовых доходов у предприятия А зависит от решения вышестоящего (головного) предприятия об уплате им консолидированного налога на прибыль, так как в соответствии с п. 2.1.3 п. 2.1 ст. 2 Закона о прибыли ( 283/97-ВР ) предприятие, имеющее филиалы, может принять решение об уплате консолидированно- го налога в бюджеты территориальных общин по местонахождению филиалов, и в бюджет территориальной общины по своему местонахож- дению. Выбор порядка уплаты консолидированного налога на прибыль осу- ществляется головным предприятием самостоятельно до 1 июля года, который предшествует отчетному. Изменение порядка уплаты налога в течение отчетного года не разрешается. Согласно п. 3.1 Методических рекомендаций для определения суммы консолидированного налога на прибыль головным предприятием ведется учет валовых расходов филиалов и амортизационных отчисле- ний в соответствии с порядком, установленным Законом о прибыли. Сумма налога на прибыль филиала за отчетный (налоговый) период определяется расчетно исходя из общей суммы налога, начисленного головным предприятием, распределенного пропорционально удельному весу суммы валовых расходов филиалов и амортизационных отчислений, начисленных по основным фондам, расположенным по местонахождению филиала, в общей сумме валовых расходов и амортизационных отчисле- ний головного предприятия в целом. Филиалы самостоятельно не уплачивают налог на прибыль, а расчеты с бюджетом производит юридическое лицо по консолидирован- ному балансу с перечислением соответствующей части налога в бюджет территориальной общины по местонахождению филиала. Ответственность за своевременное и полное внесение сумм налога в бюджет террито- риальных общин по местонахождению филиалов так же возлагается на предприятие, в составе которого находятся такие филиалы. Допустим, что предприятие Б ведет консолидированный учет нало- га на прибыль, а предприятие А, в свою очередь, не является юриди- ческим лицом. В этом случае получение средств в бухгалтерском учете пред- приятию А следует отражать по субсчету 683 "Внутрихозяйственные расчеты". В налоговом учете (пп. 5.4.9 п. 5.4 ст. 5 Закона о прибыли) к валовым расходам относятся расходы на содержание и эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры, состоящих на балансе пред- приятия и содержащихся за его счет на момент вступления в силу Закона о прибыли (кроме капитальных расходов, подлежащих амортиза- ции), в частности, многоквартирного жилищного фонда, включая обще- жития, одноквартирного жилищного фонда в сельской местности и объектов жилищно-коммунального хозяйства, состоящих на балансе юридических лиц, по которым предприятием принято документально оформленное решение о передаче на баланс местных советов. Если предприятие приняло документально оформленное решение о передаче на баланс местных советов общежития, которое состояло на балансе предприятия, то только тогда расходы на его содержание включаются в состав валовых расходов предприятия. В соответствии с пп. 7.4.1 п. 7.4 ст. 7 Закона о НДС в налого- вый кредит отчетного периода включаются суммы НДС, оплаченные (начисленные) в связи с приобретением работ и услуг, стоимость которых относится в состав валовых расходов ( 168/97-ВР ). Если стоимость приобретенных работ и услуг не включается в валовые расходы, то суммы НДС, возмещаются за счет соответствующих источников и в состав налогового кредита не включаются (пп. 7.4.4 п. 7.4 ст. 7 Закона о НДС). Бухгалтерский и налоговый учет описанных операций выглядит следующим образом: |---|---------------------|----------------|--------|------------| | № |Содержание операции | Бухгалтерский | Сумма, | Налоговый | |п/п| | учет | грн. | учет | | | |--------|-------| |------|-----| | | | Д-т | К-т | | ВД | ВР | |---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----| | 1 |Начислена зарплата | 81 | 661 | 800 | - | 800| | |обслуживающего | | | | | | | |персонала | 94 | 81 | 800 | | | |---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----| | 2 |Отражены начисления | 82 | 65 | 292 | - | 292| | |на зарплату | | | | | | | | | 94 | 82 | 292 | | | |---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----| | 3 |Отражены коммунальные| 84 | 631 | 2000 | - | 2000| | |услуги (отопление, | | | | | | | |водоснабжение, | 94 | 84 | 2000 | | | | |энергоснабжение) | | | | | | |---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----| | 4 |Отражен НДС | 641/ндс| 631 | 400 | - | - | |---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----| | 5 |Оплачены счета за | 311 | 685 | 1800 | 1500*| - | | |проживание в общежи- |--------|-------|--------|------|-----| | |тии по утвержденному | 685 | 713 | 1800 | | | | |тарифу | | | | | | |---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----| | 6 |Отражен НДС | 713 |641/ндс| 300 | - | - | |---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----| | 8 |Отражена себестои- | 94 | 683 ||------|| | | | |мость, не возмещенная| | || 1592 || - | - | | |проживающими | | ||------|| | | |---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----| | 9 |Получены деньги от | 311 | 683 | 1592 | - | - | | |предприятия Б (после | | | | | | | |перераспределения | | | | | | | |доходов) | | | | | | |---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----| |10 |Отражен финансовый | 713 | 791 | 1500 | - | - | | |результат |--------|-------|--------|------|-----| | | | 791 | 94 | 1500 | - | - | |---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----| ______________________ * Налогооблагаемая прибыль определяется головным предприятием в целом по предприятию и распределяется между головным предприя- тием и филиалами пропорциональна удельному весу в сумме валовых расходов и амортизационных отчислений. Окончательная сумма валовых доходов известна только по окончании отчетного периода. Прежде чем рассматривать пример, когда предприятие Б не ведет консолидированный учет налога на прибыль и предприятие А уплачи- вает его самостоятельно, разберемся с НДС. ГНАУ в письме от 09.04.2001 № 1642/6/16-1217 ( v1642225-01 ) разъясняет, что действующим законодательством установлен отдельный порядок оплаты стоимости жилищно-коммунальных услуг. Первая часть состоит из тарифа на услуги, оплачиваемые населением, а вторая часть - из дотации бюджета на возмещение убытков от продажи услуг по тарифу. Оплата стоимости коммунальных услуг, предоставленных населению по тарифу, может осуществляться в два этапа: - оплата непосредственно населением; - оплата за счет бюджетных субсидий, предоставленных в преде- лах тарифа. Поэтому жилищно-коммунальные хозяйства при приобретении това- ров (работ, услуг) имеют право на налоговый кредит пропорционально доле использования приобретенных товаров (работ, услуг) в налого- облагаемых операциях, т. е. доле пропорционально утвержденного тарифа. Правда, приведенные разъяснения касаются исключительно бюджет- ных дотаций на возмещение убытков от продажи услуг по тарифу, однако можно предположить, что такой порядок распространяется и на дотации хозрасчетного предприятия. Согласно норме пп. 7.4.3 п. 7.4 ст. 7 Закона о НДС, определим долю НДС, включаемую в налоговый кредит ( 168/97-ВР ). Всего расходов - 3092 грн. (без НДС) Утвержденный тариф - 1500 грн. (без НДС) Удельный вес налогооблагаемых операций составит: 1500 : 3092 = 0,485 или 48,5 % |---|---------------------|----------------|--------|------------| | № |Содержание операции | Бухгалтерский | Сумма, | Налоговый | |п/п| | учет | грн. | учет | | | |--------|-------| |------|-----| | | | Д-т | К-т | | ВД | ВР | |---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----| | 1 |Начислена зарплата | 81 | 661 | 800 | - | 800| | |обслуживающего пер- | | | | | | | |сонала | 94 | 81 | 800 | | | |---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----| | 2 |Отражены начисления | 82 | 65 | 292 | - | 292| | |на зарплату | | | | | | | | | 94 | 82 | 292 | | | |---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----| | 3 |Отражены коммунальные| 84 | 631 | 2000 | - | 2000| | |услуги (отопление, | | | | | | | |водоснабжение, | 94 | 84 | 2000 | | | | |энергоснабжение) | | | | | | |---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----| | 4 |Отражен налоговый |641/ндс | 631 | 194 | - | - | | |кредит по НДС | | | | | | | |(48,5 %) | | | | | | |---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----| | 5 |НДС включен в затраты| 84 | 631 | 206 | - | 206| | |(51,5 %) | | | | | | | | | 94 | 84 | 206 | | | |---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----| | 6 |Оплачены счета за | 311 | 685 | 1800 | 1500 | - | | |проживание в общежи- |--------|-------|--------|------|-----| | |тии по утвержденному | 685 | 713 | 1800 | | | | |тарифу | | | | | | |---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----| | 7 |Отражен НДС | 713 |641/ндс| 300 | - | - | |---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----| | 8 |Уплачено в бюджет |641/ндс | 311 | 106 | - | - | | |налоговое обяза- | | | | | | | |тельство по НДС | | | | | | |---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----| | 9 |Получено возмещение | 311 | 48 | 1592 | 1592 | - | | |себестоимости от | | | | | | | |головного предприя- | | | | | | | |тия | | | | | | |---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----| |10 |Возмещение признано | 48 | 713 | 1592 | | | | |доходом | | | | | | |---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----| |11 |Отражен финансовый | 713 | 791 | 3092 | - | - | | |результат |--------|-------|--------|------|-----| | | | 791 | 94 | 3092 | - | - | |---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----| Как видим, бухгалтерский и налоговый учет существенно отли- чается от предыдущего примера. В первом примере финансовый резуль- тат равен нулю, во втором - убыток 206 грн., равный сумме НДС, не включенного в налоговый кредит. Перечень сокращенных обозначений нормативных документов, ис- пользованных в данной консультации: 1. Закон о ценах - Закон Украины "О ценах и ценообразовании" от 03.12.90 г. № 507-ХII ( 507-12 ) с изменениями и дополнениями. 2. Закон о прибыли - Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 28.12.94 г. № 334/94-ВР ( 334/94-ВР ), в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР ( 283/97-ВР ), с измене- ниями и дополнениями. 3. Закон о НДС - Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. № 168/97-ВР ( 168/97-ВР ) с изменениями и дополнениями. 4. Методические рекомендации - Методические рекомендации о порядке начисления и уплаты консолидированного налога на при- быль, утвержденные приказом Государственной налоговой администра- ции Украины от 10.04.98 г. № 175 ( v0175225-98 ), с изменениями и дополнениями. 5. Постановление № 1548 - Постановление Кабинета Министров Украины "Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов относительно регулиро- вания цен (тарифов)" от 25.12.96 г. № 1548 ( 1548-96-п ) с изменениями и дополнениями. {1} Положение части третьей ст. 9 Закона о ценах признано не соответствующим Конституции Украины (являются неконституционными) согласно решению Конституционного Суда Украины от 10.02.2000 г. № 2-рп/2000 ( v002p710-00 ). ------------------------------------------------------------------ "Главбух" № 25/01, стр. 43 [25.06.2001] Елена Бондаренко бухгалтер-аналитик ------------------------------------------------------------------