"Ж-1", а взгляда - 2

       Источник уплаты "автомобильно-пенсионного" сбора

                - Фу ты черт! - воскликнул редактор.  - Ты знаешь,
                Иван, у меня сейчас едва удар от жары не сделался!
                Даже что-то вроде галлюцинации было...

                                М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита

------------------------------------------------------------------

    Читаешь консультации некоторых  налоговиков  и  диву  даешься:
неужели в ГНАУ проходит очередной тур конкурса  на  самую  нелепую
консультацию? А может, это на них так жара действует?
    Вот вам конкретный пример.  Одна уважаемая  налоговая  газета,
которая издается при содействии целой кучи контролирующих органов,
недавно поместила  консультацию, подписанную, между  прочим, долж-
ностным  лицом  ГНА.  Тема  консультации:  куда в налоговом  учете
относится  сумма  сбора  на  обязательное пенсионное  страхование,
уплаченного при приобретении легкового автомобиля?
    Проблема, как известно, не новая. Здесь существуют два возмож-
ных варианта: либо сбор  следует  относить  на  валовые затраты на
основании  п/п.  5.2.5  Закона о Прибыли ( 334/94-ВР ),  либо  его
необходимо  включать в состав расходов на приобретение ОФ, которые
подлежат амортизации по ст. 8. У каждого подхода есть свои сторон-
ники, каждый имеет свои преимущества и недостатки.
    Налоговики, разумеется, хотят включать сбор  в  первоначальную
стоимость автомобиля, а не в валовые затраты.  Что ж, хотеть -  не
вредно. Вредно - не хотеть подкреплять свое желание серьезными ар-
гументами.  Есть такой прием доказывания: "доведение до  абсурда".
Авторы некоторых консультаций  явно  путают  этот  прием  с  мето-
дом  "абсурдного доведения"  и  пытаются  доказать  свой  тезис  с
помощью абсурдных аргументов.  Консультация,  о которой идет речь,
относится именно к таким.
    Например, сторонники включения сбора в затраты обращают внима-
ние  на  следующий  факт:  в  соответствии  с  приказом  ГНАУ   от
12.06.2000 г.  № 306 ( z0380-00 ) (точнее, с неотмененной его час-
тью) в декларации о прибыли предприятия появилось приложение "Ж-1"
"Расходы,  связанные  с  внесением  (начислением)  налогов, сборов
(обязательных платежей)".  В данном приложении есть строка 19.13.5
"Сбор на обязательное пенсионное страхование со стоимости легковых
автомобилей - лицами, которые их отчуждают". Если логически оцени-
вать это обстоятельство,  то напрашивается следующий вывод: данное
изменение означает, что ГНАУ признаёт включение  суммы пенсионного
сбора  при  приобретении  легкового  автомобиля  в  состав валовых
затрат.  Иначе, скажите  на  милость,  зачем  в  приложении "Ж-1",
посвященном валовым затратам, специально выделять расходы, связан-
ные с уплатой этого сбора, если они в валовые затраты не попадают?
    Нет, возражает налоговый консультант. В приложении "Ж-1" гово-
рится о сборе, который уплачивается "лицами, отчуждающими легковые
автомобили", а на самом деле  -  в соответствии  с  п. 12  Порядка
уплаты  сбора  на  обязательное государственное пенсионное страхо-
вание  с  отдельных  видов хозяйственных  операций,  утвержденного
Постановлением  КМУ  от  03.11.98 г.  № 1740 ( 1740-98-п ), - сбор
уплачивается лицами, которые "приобретают  право  собственности на
легковые автомобили".
    Поэтому, дескать, из приложения "Ж-1" вовсе  не  следует,  что
сбор, уплаченный при приобретении, включается в валовые затраты. В
валовые затраты включается только сбор, уплаченный при отчуждении.
Далее в консультации дается совершенно убийственный пассаж,  кото-
рый мы вынуждены привести полностью, дабы не быть заподозренными в
клевете:

    "Если бы ГНА Украины считала определение строки 19.13.5 прило-
    жения "Ж-1" "отчуждающие лица" равным значению "лица, приобре-
    тающие  право  собственности  на легковые автомобили" [в соот-
    ветствии] с п. 12 Порядка № 1740, то она внесла бы изменения в
    свое  письмо  от  21.09.99 г. № 465/5/15-1116 ( v0465225-99 ),
    № 1037/7/15-1117  "О  сборе  на  обязательное  государственное
    пенсионное страхование", доведенное до сведения всех налоговых
    инспекций, в части относительно источника  покрытия сумм сбора
    на обязательное государственное  страхование, базой для начис-
    ления которого является стоимость легкового автомобиля".

    Итак, консультант по сути обвиняет своих руководителей из ГНАУ
в элементарной глупости: додумались, дескать,  включить  в  декла-
рацию о прибыли статью, связанную с уплатой несуществующей  разно-
видности сбора на обязательное пенсионное страхование.  Ведь  сбо-
ра-то с продавца при отчуждении автомобилей - нет.
    Хорошо, намекает инспектор, что у ГНАУ хватило ума не отозвать
свое  старое  письмо!  Вот  бы  смеху-то  было, если  бы в связи с
появлением  в  декларации  строки с несуществующим сбором отозвали
действующее письмо по совершенно другому сбору...
    На самом-то деле ларчик  открывается куда проще.  Кроме  п. 12
Порядка № 1740 консультанту следовало бы ознакомиться с Законом "О
сборе на обязательное государственное пенсионное  страхование"  от
26.06.97 г. № 400/97-ВР, в соответствии  с  которым  плательщиками
сбора  являются "юридические  и  физические  лица  при  отчуждении
легковых автомобилей...".
    Вот откуда появилось слово "отчуждение" в декларации о  прибы-
ли.  Порядок № 1740 просто уточнил, что  сбор  этот  платит  лицо,
приобретающее право собственности на автомобиль [при его  отчужде-
нии].
    Конечно, формулировку для приложения "Ж-1" можно было бы найти
и покорректнее: например, "со стоимости легковых автомобилей - при
их отчуждении" или "лицами, их приобретающими". ГНАУ здесь упрек в
небрежности вполне заслужила {1}. Однако небрежность - это все-та-
ки небрежность, а  не  глупость,  как  пытается  представить  кон-
сультант.
    Было бы, кстати, весьма интересно услышать  объяснения  автора
консультации по такому вопросу:  в стр.  19.13.2  приложения "Ж-1"
говорится о сборе на обязательное пенсионное страхование  со стои-
мости недвижимого имущества, уплаченном покупателями таких товаров
(здесь у ГНАУ с формулировками все в порядке).  И наличие в прило-
жении "Ж-1" этой строки однозначно  свидетельствует в пользу того,
что данный "недвижимый" сбор  включается в валовые затраты покупа-
теля недвижимости.
    Так что же получается: сбор в ПФУ, уплаченный при приобретении
одного вида ОФ - недвижимости, - идет на затраты, а такой же сбор,
уплаченный при приобретении другого вида ОФ - легкового  автомоби-
ля, - идет на увеличение балансовой стоимости автомобиля,  то есть
амортизирует? И такой разнобой не противоречит Закону о Прибыли?
    Неужели это абсолютно не смущает консультанта?
    Кстати, демонстрируя свою объективность,  консультант  вспоми-
нает и о письме Комитета ВР  по  вопросам  финансов  и  банковской
деятельности от 15.12.2000 г. № 06-10/711. В этом  письме  Комитет
не согласился с подходом ГНАУ  к  амортизируемости  сбора,  назвав
данный  подход  некорректным,  и прямо написал,  что сбор не имеет
отношения к расходам, непосредственно понесенным в связи с  приоб-
ретением ОФ. Кажется, куда уж яснее.
    Однако и это письмо Комитета не поколебало уверенности налого-
вого консультанта.  Ну, подумаешь, какой-то Комитет (ответственный
в ВР за налоги и сборы)  -  против  фискального  подхода!  Это всё
потому, что у них там в Комитете вообще ничего, кроме  законов, не
читают! А вот если бы почитали приказы ГНАУ...  Не  верите?  Снова
цитата:

    "Следует отметить, что Комитет Верховной Рады Украины по  воп-
    росам финансов и банковской деятельности  в  своем  письме  от
    15.12.2000 № 06-10/711 не согласился с позицией  ГНА  Украины,
    изложенной в письме от 21.09.99 № 465/5/15-1116, но и не  упо-
    минает о внесенных изменениях в Порядок и соответственно своей
    позиции по строке 19. f3.5 приложения "Ж-1".

    Похоже, почтенный автор консультации  и  впрямь  считает  акты
ГНАУ сердцевиной налогового  законодательства.  Такой,  понимаете,
недостаток Комитета Верховной Рады - не сослался на Порядок  и  на
строку 19.13.5 декларации.  Очевидно, это в глазах налогового кон-
сультанта страшно подрывает доверие к ссылке  Комитета  на  статьи
Закона о Прибыли.  В общем, дальше  развивать  эту  тему -  только
расстраиваться.
    Что касается нашего мнения, то после 01.04.2001 г.  мы  одноз-
начно предпочли бы включение сбора в валовые затраты.  Ведь теперь
к традиционным аргументам  у  нас  добавился  п/п. 4.4.1 Закона "О
порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджета-
ми и государственными целевыми фондами": нормы Закона  о  Прибыли,
регулирующие вопрос о судьбе сбора в ПФУ,  допускают неоднозначное
толкование, а значит, решение  должно  быть  в  пользу  налогопла-
тельщика. Невзирая на жару.

    P.S.  И пару слов от главного редактора.  Это автор статьи еще
    пожалел пенсионщиков,  а потому не затронул  проблему неодноз-
    начности  решения  вопроса,  кто вообще  является плательщиком
    "автопенсионного" сбора  -  покупатель а/м  или продавец. А то
    раз уж налоговый консультант углядел  разницу  между  "лицами,
    отчуждающими"  и  теми, кто "приобретает право собственности",
    то "отчужденец"-продавец докажет, что  платит  не он, ссылаясь
    на Порядок № 1740 (+4.4.1!), а покупатель  докажет, что платит
    не он,  ссылаясь на "Ж-1" (+4.4.1!),  да еще  и  на пенсионный
    Закон впридачу (дескать,  при отчуждении - это отчуждении пла-
    тельщиком, а не отчуждении плательщику). Конечно, если доказы-
    вать они будут не пенсионщикам, а через суд...
    Так что газетой, издаваемой без поддержки ПФУ, налоговики ста-
    вят пенсионных "братьев  своих  меньших" перед совсем  сложной
    задачей: доказать,  что нет  противоречия (следовательно конф-
    ликта интересов, следовательно - решения,  благоприятного  для
    любого жалующегося плательщика) там,  где это противоречие ви-
    дит даже налоговый консультант...

{1} Подобная  небрежность  допущена,  например,  и в строке  19.13
    "Сбор на обязательное государственное  пенсионное  страхование
    (сумма строк с 19.3.1 по 19.3.5)", где, конечно же,  имелась в
    виду сумма строк с 19.13.1 по 19.13.6.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№21/01, стр. 32
[01.07.2001]
Станислав Погребняк
Заместитель главного редактора
------------------------------------------------------------------