"Ж-1", а взгляда - 2 Источник уплаты "автомобильно-пенсионного" сбора - Фу ты черт! - воскликнул редактор. - Ты знаешь, Иван, у меня сейчас едва удар от жары не сделался! Даже что-то вроде галлюцинации было... М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита ------------------------------------------------------------------ Читаешь консультации некоторых налоговиков и диву даешься: неужели в ГНАУ проходит очередной тур конкурса на самую нелепую консультацию? А может, это на них так жара действует? Вот вам конкретный пример. Одна уважаемая налоговая газета, которая издается при содействии целой кучи контролирующих органов, недавно поместила консультацию, подписанную, между прочим, долж- ностным лицом ГНА. Тема консультации: куда в налоговом учете относится сумма сбора на обязательное пенсионное страхование, уплаченного при приобретении легкового автомобиля? Проблема, как известно, не новая. Здесь существуют два возмож- ных варианта: либо сбор следует относить на валовые затраты на основании п/п. 5.2.5 Закона о Прибыли ( 334/94-ВР ), либо его необходимо включать в состав расходов на приобретение ОФ, которые подлежат амортизации по ст. 8. У каждого подхода есть свои сторон- ники, каждый имеет свои преимущества и недостатки. Налоговики, разумеется, хотят включать сбор в первоначальную стоимость автомобиля, а не в валовые затраты. Что ж, хотеть - не вредно. Вредно - не хотеть подкреплять свое желание серьезными ар- гументами. Есть такой прием доказывания: "доведение до абсурда". Авторы некоторых консультаций явно путают этот прием с мето- дом "абсурдного доведения" и пытаются доказать свой тезис с помощью абсурдных аргументов. Консультация, о которой идет речь, относится именно к таким. Например, сторонники включения сбора в затраты обращают внима- ние на следующий факт: в соответствии с приказом ГНАУ от 12.06.2000 г. № 306 ( z0380-00 ) (точнее, с неотмененной его час- тью) в декларации о прибыли предприятия появилось приложение "Ж-1" "Расходы, связанные с внесением (начислением) налогов, сборов (обязательных платежей)". В данном приложении есть строка 19.13.5 "Сбор на обязательное пенсионное страхование со стоимости легковых автомобилей - лицами, которые их отчуждают". Если логически оцени- вать это обстоятельство, то напрашивается следующий вывод: данное изменение означает, что ГНАУ признаёт включение суммы пенсионного сбора при приобретении легкового автомобиля в состав валовых затрат. Иначе, скажите на милость, зачем в приложении "Ж-1", посвященном валовым затратам, специально выделять расходы, связан- ные с уплатой этого сбора, если они в валовые затраты не попадают? Нет, возражает налоговый консультант. В приложении "Ж-1" гово- рится о сборе, который уплачивается "лицами, отчуждающими легковые автомобили", а на самом деле - в соответствии с п. 12 Порядка уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхо- вание с отдельных видов хозяйственных операций, утвержденного Постановлением КМУ от 03.11.98 г. № 1740 ( 1740-98-п ), - сбор уплачивается лицами, которые "приобретают право собственности на легковые автомобили". Поэтому, дескать, из приложения "Ж-1" вовсе не следует, что сбор, уплаченный при приобретении, включается в валовые затраты. В валовые затраты включается только сбор, уплаченный при отчуждении. Далее в консультации дается совершенно убийственный пассаж, кото- рый мы вынуждены привести полностью, дабы не быть заподозренными в клевете: "Если бы ГНА Украины считала определение строки 19.13.5 прило- жения "Ж-1" "отчуждающие лица" равным значению "лица, приобре- тающие право собственности на легковые автомобили" [в соот- ветствии] с п. 12 Порядка № 1740, то она внесла бы изменения в свое письмо от 21.09.99 г. № 465/5/15-1116 ( v0465225-99 ), № 1037/7/15-1117 "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование", доведенное до сведения всех налоговых инспекций, в части относительно источника покрытия сумм сбора на обязательное государственное страхование, базой для начис- ления которого является стоимость легкового автомобиля". Итак, консультант по сути обвиняет своих руководителей из ГНАУ в элементарной глупости: додумались, дескать, включить в декла- рацию о прибыли статью, связанную с уплатой несуществующей разно- видности сбора на обязательное пенсионное страхование. Ведь сбо- ра-то с продавца при отчуждении автомобилей - нет. Хорошо, намекает инспектор, что у ГНАУ хватило ума не отозвать свое старое письмо! Вот бы смеху-то было, если бы в связи с появлением в декларации строки с несуществующим сбором отозвали действующее письмо по совершенно другому сбору... На самом-то деле ларчик открывается куда проще. Кроме п. 12 Порядка № 1740 консультанту следовало бы ознакомиться с Законом "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" от 26.06.97 г. № 400/97-ВР, в соответствии с которым плательщиками сбора являются "юридические и физические лица при отчуждении легковых автомобилей...". Вот откуда появилось слово "отчуждение" в декларации о прибы- ли. Порядок № 1740 просто уточнил, что сбор этот платит лицо, приобретающее право собственности на автомобиль [при его отчужде- нии]. Конечно, формулировку для приложения "Ж-1" можно было бы найти и покорректнее: например, "со стоимости легковых автомобилей - при их отчуждении" или "лицами, их приобретающими". ГНАУ здесь упрек в небрежности вполне заслужила {1}. Однако небрежность - это все-та- ки небрежность, а не глупость, как пытается представить кон- сультант. Было бы, кстати, весьма интересно услышать объяснения автора консультации по такому вопросу: в стр. 19.13.2 приложения "Ж-1" говорится о сборе на обязательное пенсионное страхование со стои- мости недвижимого имущества, уплаченном покупателями таких товаров (здесь у ГНАУ с формулировками все в порядке). И наличие в прило- жении "Ж-1" этой строки однозначно свидетельствует в пользу того, что данный "недвижимый" сбор включается в валовые затраты покупа- теля недвижимости. Так что же получается: сбор в ПФУ, уплаченный при приобретении одного вида ОФ - недвижимости, - идет на затраты, а такой же сбор, уплаченный при приобретении другого вида ОФ - легкового автомоби- ля, - идет на увеличение балансовой стоимости автомобиля, то есть амортизирует? И такой разнобой не противоречит Закону о Прибыли? Неужели это абсолютно не смущает консультанта? Кстати, демонстрируя свою объективность, консультант вспоми- нает и о письме Комитета ВР по вопросам финансов и банковской деятельности от 15.12.2000 г. № 06-10/711. В этом письме Комитет не согласился с подходом ГНАУ к амортизируемости сбора, назвав данный подход некорректным, и прямо написал, что сбор не имеет отношения к расходам, непосредственно понесенным в связи с приоб- ретением ОФ. Кажется, куда уж яснее. Однако и это письмо Комитета не поколебало уверенности налого- вого консультанта. Ну, подумаешь, какой-то Комитет (ответственный в ВР за налоги и сборы) - против фискального подхода! Это всё потому, что у них там в Комитете вообще ничего, кроме законов, не читают! А вот если бы почитали приказы ГНАУ... Не верите? Снова цитата: "Следует отметить, что Комитет Верховной Рады Украины по воп- росам финансов и банковской деятельности в своем письме от 15.12.2000 № 06-10/711 не согласился с позицией ГНА Украины, изложенной в письме от 21.09.99 № 465/5/15-1116, но и не упо- минает о внесенных изменениях в Порядок и соответственно своей позиции по строке 19. f3.5 приложения "Ж-1". Похоже, почтенный автор консультации и впрямь считает акты ГНАУ сердцевиной налогового законодательства. Такой, понимаете, недостаток Комитета Верховной Рады - не сослался на Порядок и на строку 19.13.5 декларации. Очевидно, это в глазах налогового кон- сультанта страшно подрывает доверие к ссылке Комитета на статьи Закона о Прибыли. В общем, дальше развивать эту тему - только расстраиваться. Что касается нашего мнения, то после 01.04.2001 г. мы одноз- начно предпочли бы включение сбора в валовые затраты. Ведь теперь к традиционным аргументам у нас добавился п/п. 4.4.1 Закона "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджета- ми и государственными целевыми фондами": нормы Закона о Прибыли, регулирующие вопрос о судьбе сбора в ПФУ, допускают неоднозначное толкование, а значит, решение должно быть в пользу налогопла- тельщика. Невзирая на жару. P.S. И пару слов от главного редактора. Это автор статьи еще пожалел пенсионщиков, а потому не затронул проблему неодноз- начности решения вопроса, кто вообще является плательщиком "автопенсионного" сбора - покупатель а/м или продавец. А то раз уж налоговый консультант углядел разницу между "лицами, отчуждающими" и теми, кто "приобретает право собственности", то "отчужденец"-продавец докажет, что платит не он, ссылаясь на Порядок № 1740 (+4.4.1!), а покупатель докажет, что платит не он, ссылаясь на "Ж-1" (+4.4.1!), да еще и на пенсионный Закон впридачу (дескать, при отчуждении - это отчуждении пла- тельщиком, а не отчуждении плательщику). Конечно, если доказы- вать они будут не пенсионщикам, а через суд... Так что газетой, издаваемой без поддержки ПФУ, налоговики ста- вят пенсионных "братьев своих меньших" перед совсем сложной задачей: доказать, что нет противоречия (следовательно конф- ликта интересов, следовательно - решения, благоприятного для любого жалующегося плательщика) там, где это противоречие ви- дит даже налоговый консультант... {1} Подобная небрежность допущена, например, и в строке 19.13 "Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование (сумма строк с 19.3.1 по 19.3.5)", где, конечно же, имелась в виду сумма строк с 19.13.1 по 19.13.6. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №21/01, стр. 32 [01.07.2001] Станислав Погребняк Заместитель главного редактора ------------------------------------------------------------------