Хозяйственные суды Украины - новое явление в судебной системе Украины ------------------------------------------------------------------ Как известно, с 05.07.2001 г. благодаря внесению изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Украины и Закон Украины "Об арбитражном суде" от 04.06.91 г. № 1142-ХII в Украине "исчезли" арбитражные суды и появились хозяйственные. Кроме того, больше не существует Арбитражного процессуального кодекса Украины. Его наз- вание заменено на Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, а Закон Украины "Об арбитражном суде" теперь называется - Закон Украины "О хозяйственных судах" ( 1142-12 ) (далее - Закон № 1142). Кроме изменений в названиях, появились более существенные, на которых мы остановимся. Во-первых, хозяйственные суды являются специализированными судами в системе судов общей юрисдикции и имеют трехступенчатую систему: - местные хозяйственные суды; - апелляционные хозяйственные суды; - Высший хозяйственный суд Украины. Сеть хозяйственных судов определена Указом Президента Украины "Об образовании апелляционных хозяйственных судов и утверждении сети хозяйственных судов Украины" ( 511/2001 ) от 11.07.2001 г. № 511/2001 (далее - Указ № 511). Теперь в Украине функционируют местные хозяйственные суды во всех областях, городах Киеве и Севастополе, Автономной Республике Крым. Они находятся в областных центрах и городах Киеве, Севастополе, Симферополе. Местные хозяйственные суды являются судами первой инстанции (ст. 5-1 Закона № 1142). Они разрешают хозяйственные споры, отнесенные к их компетенции, рассматривают дела о банкротстве, пересматривают по вновь выявленным обстоятельствам принятые ими решения, осуществляют другие полномочия, предоставленные им зако- нодательством, например, рассматривают дела относительно признания недействительными решений налоговых органов. Апелляционные хозяйственные суды являются судами апелляционной инстанции (ст. 9-1 Закона № 1142). Их действие распространяется на определенную территорию. Перечень апелляционных судов и террито- рий, на которые распространяются полномочия определенного апелля- ционного суда, приведен в таблице. |----------------------------|-----------------------------------| |Наименование апелляционного |Территория, на которую распростра- | |хозяйственного суда |няются полномочия апелляционного | | |хозяйственного суда | |----------------------------|-----------------------------------| |Днепропетровский апелляцион-| Днепропетровская, Запорожская, | |ный хозяйственный суд | Кировоградская области | |----------------------------|-----------------------------------| |Донецкий апелляционный | Донецкая, Луганская области | |хозяйственный суд | | |----------------------------|-----------------------------------| |Киевский апелляционный | Винницкая, Житомирская, Киевская, | |хозяйственный суд | Черкасская, Черниговская области и| | | город Киев | |----------------------------|-----------------------------------| |Львовский апелляционный | Волынская, Закарпатская, Ивано- | |хозяйственный суд | Франковская, Львовская, Ривненс- | | | кая, Тернопольская, Хмельницкая, | | | Черновицкая области | |----------------------------|-----------------------------------| |Одесский апелляционный | Николаевская, Одесская, Херсонская| |хозяйственный суд | области | |----------------------------|-----------------------------------| |Севастопольский апелляцион- | Автономная Республика Крым, город | |ный хозяйственный суд | Севастополь | |----------------------------|-----------------------------------| |Харьковский апелляционный | Полтавская, Сумская, Харьковская | |хозяйственный суд | области. | |----------------------------|-----------------------------------| Апелляционный хозяйственный суд пересматривает в апелляционном порядке решения местных хозяйственных судов, пересматривает по вновь выявленным обстоятельствам принятые им решения. Высший хозяйственный суд Украины является высшим судебным органом хозяйственных судов Украины по осуществлению правосудия в хозяйственных отношениях (ст. 10 Закона № 1142). Высший хозяйственный суд Украины пересматривает в кассационном порядке решения апелляционных и местных хозяйственных судов, пре- доставляет разъяснения хозяйственным судам по вопросам практики применения законодательства Украины, осуществляет организационное руководство апелляционными и местными хозяйственными судами. Во-вторых, претензия, ответ на претензию, исковое заявление, отзыв или другой процессуальный документ могут быть подписаны в данное время любым представителем предприятия (ст. 28 ХПКУ {1}). Представителями юридических лиц могут быть лица, полномочия кото- рых подтверждаются доверенностью от лица предприятия, организации. Доверенность выдается за подписью руководителя или другого уполно- моченного им лица и заверяется печатью предприятия, организации. Раньше процессуальные документы должен был подписывать руководи- тель или заместитель руководителя предприятия, организации. Граждане могут вести свои дела в хозяйственном суде лично или через представителей, полномочия которых, как и раньше, подтверждаются нотариально заверенной доверенностью. В-третьих, в составе судебных издержек появились расходы, связанные с осмотром и исследованием вещественных доказательств в месте их нахождения, оплатой услуг адвоката, расходов на информа- ционно-техническое обеспечение судебного процесса ст. 44 ХПКУ). Теперь суммы, подлежащие уплате адвокату, расходы на информацион- но-техническое обеспечение судебного процесса и прочие расходы, связанные с рассмотрением дела, будут возлагаться на ответчика при удовлетворении иска, при отказе в иске - на истца. Что касается расходов на информационно-техническое обеспечение судебного про- цесса, то необходимо указать следующее. Кабинет Министров Украины должен утвердить размер платы за информационно-техническое обеспе- чение. В-четвертых, к исковому заявлению теперь необходимо обязатель- но приложить документы, подтверждающие оплату так называемых услуг на информационно-техническое обеспечение судебного процесса. Сей- час эти расходы в г. Киеве составляют 69 грн. В случае отсутствия указанных документов судья возвращает исковое заявление и прило- женные к нему документы без рассмотрения (ст. 63 ХПКУ). В-пятых, изменена редакция ст. 17 Хозяйственного процес- суального кодекса Украины. Теперь дело, принятое хозяйственным судом в свое производство с соблюдением правил подсудности, должно быть рассмотрено им по сути и в том случае, если в процессе рассмотрения дела оно стало подсудным другому хозяйственному суду. В-шестых, теперь судебный процесс не только фиксируется техни- ческими средствами, но и отражается в протоколе судебного заседа- ния. В-седьмых, решение хозяйственного суда вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, а в случае если на судебном заседании были объявлены лишь вступи- тельная и резолютивная части решения, оно вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня подписания решения, оформленного согласно требованиям Хозяйственного процессуального кодекса Украины (ст. 85 ХПКУ). Ранее решение арбитражного суда вступало в силу немедленно после его принятия. Теперь в случае представления апелляционной жалобы решение, если оно не отменено в апелляционном суде, вступает в законную силу после рассмотрения дела апелляционной инстанцией. Решение суда, которое вступило в законную силу, можно обжало- вать в кассационном порядке в Высшем хозяйственном суде Украины. Кассационная жалоба может быть представлена в течение одного месяца со дня вступления решения местного хозяйственного суда в законную силу (в случае, если апелляционная жалоба не подавалась) или в течение одного месяца со дня принятия постановления апелля- ционным хозяйственным судом (ст. 110 ХПКУ). В-восьмых, высшей кассационной инстанцией в хозяйственных спорах стал Верховный Суд Украины. Стороны в деле и Генеральный прокурор Украины имеют право обжаловать в кассационном порядке в Верховном Суде Украины следующие документы: - постановление Высшего хозяйственного суда Украины, принятое по результатам пересмотра постановления апелляционного хозяйствен- ного суда; - постановление Высшего хозяйственного суда Украины, принятое по результатам пересмотра решения местного хозяйственного суда, которое вступило законную силу. Нельзя не отметить, что отменена обязательность досудебного урегулирования практически по всем спорам. Досудебное урегулирова- ние обязательно лишь в спорах, которые возникают по: - договору перевозки; - договору о предоставлении услуг связи; - договору, основанному на государственном заказе; - а также если стороны договора договорились о необходимости доарбитражного урегулирования спора с указанием этого в договоре. {1} ХПКУ - Хозяйственный процессуальный кодекс Украины. ------------------------------------------------------------------ "ГлавБух" № 31/01, стр. 40 [06.09.2001] Дмитрий Майданник начальник информационно-аналитического отдела ------------------------------------------------------------------