Так ответили, что лучше б не спрашивали Об изначальной незаконности запрета уступки требования и перевода долга ------------------------------------------------------------------ Продолжим тему правомерности уступки требования и перевода долга, затронутую в прошлом выпуске "Бухгалтера" (с. 37). Некото- рые читатели интересуются, почему мы ничего не сказали по поводу законности запрета Президентом Украины договоров уступки требова- ния и перевода долга {1} в период до 01.04.2001 г. Прежде всего отметим, что достаточно подробно по этому вопросу мы высказывались в "Бухгалтере" № 14'2000 на с. 78-79. В той статье мы пришли к выводу, что Президент, безусловно, превысил свои полномочия, а посему запрет уступки требования и перевода долга был незаконен. Кстати, некоторые арбитражные суды в своих решениях вполне справедливо отдавали предпочтение нормам Граж- данского кодекса ( 1540-06 ), игнорируя президентский запрет. В дополнение к сказанному год назад можно сообщить следую- щее: теперь отстаивать изначальную незаконность Указа Президента № 167/98 ( 167/98 ) стало гораздо труднее. И виноват в этом Конс- титуционный Суд. В своем постановлении от 04.04.2001г. № 5-уп/2001 "О прекращении конституционного производства по делу по конститу- ционным представлениям 53 и 63 народных депутатов Украины относи- тельно соответствия Конституции Украины (конституционности) Указа Президента Украины "О мерах по повышению ответственности за расче- ты с бюджетами и государственными целевыми фондами"" Конституцион- ный Суд от греха подальше решил не давать прямой оценки конститу- ционности Указа Президента о налоговом залоге и прекратил рассмот- рение дела, сославшись на существенное изменение предмета обжало- вания. Дескать, то законодательство, на основании которого доказы- валась неконституционность Указа, изменилось: принят Закон от 21.12.2000 г. № 2181-III ( 2181-14 ) "О порядке погашения обя- зательств плательщиков налогов...", отменен Декрет КМУ № 8-93 ( 8-93 ) "О взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей", изменены Закон "О государственной налоговой службе в Украине" ( 509-12 ), АПК, УПК, Законы об отдельных видах налогов. Подобный шаг вряд ли можно считать корректным: ведь судей про- сили оценить конституционность Указа (причем прежде всего на мо- мент его издания), а ни одна из статей Конституции, которым, по мнению депутатов, противоречил Указ, с тех пор не изменилась (в частности, назывались ст. 6, 19, 92, 106, п. 4 раздела XV "Пере- ходные положения" Конституции ( 254к/96-ВР )). В косвенной же форме Конституционный Суд Указ Президента бла- гословил. По крайней мере, такое благословение просматривается в словах "Указ вступил в силу", "на основании временных полномочий Президент издал названный Указ", которые использовались Конститу- ционным Судом в мотивировочной части своего постановления. Попро- буйте после этого утверждать, что Указ не действует или принят с превышением полномочий. Да и неконституционным он не признан и те- перь вряд ли когда-нибудь таковым будет признан вообще, поскольку постановление Конституционного Суда является окончательным и обжа- лованию не подлежит. {1} Напомним, что запрет был установлен ст. 14 Указа Президента от 04.03.98 г. № 167/98. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №22/01, стр. 21 [01.08.2001] Станислав Погребняк Заместитель главного редактора ------------------------------------------------------------------