Так ответили, что лучше б не спрашивали

     Об изначальной незаконности запрета уступки требования
                        и перевода долга

------------------------------------------------------------------

    Продолжим тему правомерности  уступки  требования  и  перевода
долга, затронутую в прошлом выпуске "Бухгалтера" (с. 37).  Некото-
рые читатели интересуются, почему мы ничего не сказали  по  поводу
законности запрета Президентом Украины договоров уступки  требова-
ния и перевода долга {1} в период до 01.04.2001 г.
    Прежде всего отметим, что достаточно подробно по этому вопросу
мы высказывались  в  "Бухгалтере" № 14'2000  на  с. 78-79.  В  той
статье мы пришли к выводу,  что  Президент,  безусловно,  превысил
свои полномочия, а посему запрет  уступки  требования  и  перевода
долга был незаконен.  Кстати, некоторые арбитражные суды  в  своих
решениях вполне справедливо  отдавали  предпочтение  нормам  Граж-
данского кодекса ( 1540-06 ), игнорируя президентский запрет.
    В  дополнение  к  сказанному  год назад можно сообщить следую-
щее: теперь  отстаивать  изначальную незаконность Указа Президента
№ 167/98 ( 167/98 ) стало гораздо труднее.  И виноват в этом Конс-
титуционный Суд. В своем постановлении от 04.04.2001г. № 5-уп/2001
"О  прекращении конституционного производства по делу по конститу-
ционным  представлениям 53 и 63 народных депутатов Украины относи-
тельно соответствия  Конституции Украины (конституционности) Указа
Президента Украины "О мерах по повышению ответственности за расче-
ты с бюджетами и государственными целевыми фондами"" Конституцион-
ный Суд от греха подальше решил не давать прямой  оценки конститу-
ционности Указа Президента о налоговом залоге и прекратил рассмот-
рение дела, сославшись на существенное изменение предмета  обжало-
вания. Дескать, то законодательство, на основании которого доказы-
валась неконституционность  Указа,  изменилось:  принят  Закон  от
21.12.2000 г.  № 2181-III  ( 2181-14 ) "О порядке  погашения  обя-
зательств  плательщиков  налогов...",  отменен  Декрет  КМУ № 8-93
( 8-93 ) "О  взыскании не внесенных в срок налогов  и  неналоговых
платежей",  изменены  Закон  "О государственной налоговой службе в
Украине" ( 509-12 ), АПК, УПК, Законы об отдельных видах налогов.
    Подобный шаг вряд ли можно считать корректным: ведь судей про-
сили оценить конституционность Указа (причем прежде всего  на  мо-
мент его издания), а ни одна из статей  Конституции,  которым,  по
мнению депутатов, противоречил Указ, с тех пор  не  изменилась  (в
частности, назывались ст. 6, 19, 92, 106, п. 4 раздела  XV  "Пере-
ходные положения" Конституции ( 254к/96-ВР )).
    В косвенной же форме Конституционный Суд Указ Президента  бла-
гословил.  По крайней мере, такое благословение просматривается  в
словах "Указ вступил в силу", "на основании  временных  полномочий
Президент издал названный Указ", которые использовались  Конститу-
ционным Судом в мотивировочной части своего постановления.  Попро-
буйте после этого утверждать, что Указ не действует или  принят  с
превышением полномочий. Да и неконституционным он не признан и те-
перь вряд ли когда-нибудь таковым будет признан вообще,  поскольку
постановление Конституционного Суда является окончательным и обжа-
лованию не подлежит.

{1} Напомним, что запрет был установлен ст. 14 Указа Президента от
    04.03.98 г. № 167/98.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№22/01, стр. 21
[01.08.2001]
Станислав Погребняк
Заместитель главного редактора
------------------------------------------------------------------