Во время заграничных командировок наши водители несут расходы на закупку ГСМ, на стоянку (парковку), а также на запчасти и ремонт автомобилей. Расходы эти производятся как за счет инва- лютных средств предприятия, выданных на командировку, так и за счет собственных средств водителей. Эти расходы учитываются в их авансовых отчетах по командировке. На какую сумму можно принимать такие отчеты? Не нарушается ли здесь валютное или какое другое законодательство? * * * В прошлом выпуске "Бухгалтера" (с. 38) мы уже писали о том, что часть названных вами расходов: на закупку ГСМ, стоянку и пар- ковку, а также техобслуживание автомобиля - можно трактовать как командировочные. Эти расходы (вместе со сборами за проезд по грун- товым, шоссейным дорогам и водным переправам) прямо указаны в п. 1.13 разд. II "Порядок командирования за границу" действующей Инструкции о служебных командировках в пределах Украины и за гра- ницу, утвержденной приказом Минфина от 13.03.98 № 59 ( z0218-98 ). То есть в вашем случае можно с чистой совестью утверждать, что это расходы на командировку, и списывать их в счет выданного водителю командировочного аванса.{1} Если водитель расплачивался инвалютой из своего кармана, то компенсацию ему вы сможете выдать только в гривнях - по курсу НБУ на дату выдачи ("день погашения задолженности") в соответствии с п. 1.17 раздела II Инструкции о командировках. Что же касается расходов водителя на запчасти и ремонт, то в вашем случае, если эти расходы или их часть нельзя оформить как техобслуживание {2}, командировочными они уж точно не являются, так как не упомянуты в п. 1.13 разд. II Инструкции о командиров- ках. Стало быть, речь идет о хознуждах предприятия. Поэтому "зап- частно"- ремонтные траты водителя зачитывать с авансом на команди- ровку нежелательно, чтобы не было нецелевого использования налич- ности. Возмещение этих водительских расходов, на наш взгляд, может производиться либо в гривнях (по аналогии с командировочными), ли- бо в инвалюте (если вам удастся получить в банке валюту на эти це- ли). Естественно, все названные расходы должны быть подтверждены документально (расчетными документами, путевыми листами и т. п.). Причем сумма их законодательно не ограничена. Теперь перейдем к валютному законодательству. Никаких наруше- ний мы здесь не усматриваем. Кое-кому, правда, может показаться, что ваше предприятие (поскольку от его имени работник расходовал валюту) нарушило ст. 7 Декрета КМУ "О системе валютного регулиро- вания и валютного контроля" от 19.02.93 г. № 15-93 ( 15-93 ), предусматривающую проведение подобных расчетов только через упол- номоченные банки. Однако это не так. От признания за вами нарушения оберегают п. 1.1 и 1.3 правил использования наличной иностранной валюты на территории Украины, утвержденных постановлением Правления НБУ от 26.03.98 г. № 119 ( z0245-98 ) (см. "Бухгалтер" № 3'2000, с. 75-76): "Использование наличной иностранной валюты с собственных теку- щих счетов юридическими лицами - резидентами и расположенными на территории Украины представительствами юридических лиц - нерезидентов разрешается. 1.1. Для обеспечения расходов работников юридических лиц - ре- зидентов или представительств юридических лиц - нерезидентов, полностью или частично осуществляющих предпринимательскую деятельность нерезидента на территории Украины (далее - пос- тоянные представительства юридических лиц - нерезидентов), на командировки за границу "...". "..." 1.3. Для обеспечения эксплуатационных расходов юридических лиц - резидентов или постоянных представительств юридических лиц - нерезидентов, имеющих собственные транспортные средства (арен- дующих, фрахтующих) для выполнения рейсов за границу (оплата горючего, лоцманских услуг, аэронавигационных услуг, таможен- ных и дорожных сборов, стоянки и т. п.)". Отметим, что перечень эксплуатационных расходов, на которые можно тратить наличную валюту, приведенный в п. 1.3 Правил, - не исчерпывающий (см. стоящее в скобках "и т. п." {3}). Кроме того, обратите внимание на то, что речь здесь идет не только о собствен- ном автотранспорте, но и об арендованном. Хотя в правилах речь идет о валюте, полученной с текущего сче- та предприятия, мы считаем, что не будет нарушением и расходование на те же цели для нужд предприятия валюты водителя (работника). Частичное подтверждение этому - см. в уже упоминавшемся п. 1.17 разд. II командировочной Инструкции, где говорится именно о слу- чаях расходования инвалюты, принадлежащей работнику. Но лучше во- дителям вместе с авансом на командировку выдавать на упомянутые цели и определенную сумму инвалюты, полученную в банке по коду "На хознужды". Кстати, если закупленные "за бугром" запчасти не будут уста- новлены на автомобиль или не впишутся в обязательный ремкомплект (ЗИП), то при ввозе на территорию Украины их необходимо будет рас- таможивать с уплатой на таможне соответствующих налогов и сборов {4} (но это уже - тема для отдельного разговора с компетентным таможенником). Таким образом, говорить о нарушении предприятием ст. 7 Декрета № 15-93 - некорректно. А значит, штраф в размере израсходованной наличности по ст. 16 того же Декрета даже теоретически предприятию не грозит. Ну разве что за исключением случаев с "лишними" запчас- тями - см. ниже сноску ({3}). {1} Правда, для внутриукраинских командировок такие расходы коман- дировочными уже не считаются, для них это - расходы на хознуж- ды. О том, как сделать их целевыми, чтобы не попасть под 100%-ный штраф за нецелевое использование наличности,- см. опять же "Бухгалтер" № 21'2001, с. 38. {2} Списание бензина производится по факту, а нормы нужны для то- го, чтобы определить отклонения. В случае перерасхода разница пойдет на затраты (д-т 90 или 23) или на недостачи (д-т 375). {3} Причем коль водитель накупил запчастей с избытком и они не бы- ли использованы при ремонте или техобслуживании и не вошли в обязательный ремкомплект (ЗИП) автомобиля, то такие расходы уже могут быть признаны неэксплуатационными - со всеми выте- кающими.Впрочем, санкции по Декрету № 15-93 налагают работники НБУ. Вряд ли они станут докапываться до технических норм комплектации автомобиля. {4} Если речь идет о замене за пределами Украины номерных агрега- тов в связи с ремонтом авто, то их также придется растаможи- вать. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №22/01, стр. 14 [01.08.2001] Алексей Павленко Заместитель главного редактора ------------------------------------------------------------------