УКРАЇНА
                  Аудиторська фірма "Аналітик-Профіт"
                                 

Ліцензія Аудиторської палати України         
N 000580 серія АБ                              
04060, м.Київ-60, вул. О. Теліги,23 а
Тел.(044) 467-08-15



                          Осторожно, РРО!
     
     Неоднозначность   трактовки   п. 1)  ст. 9   Закона   Украины  
"О применении  регистров  расчетных  операций  в  сфере  торговли,
общественного  питания   и   услуг"  N 265/95-ВР ( 265/95-ВР )  от  
06.07.1995 г.  (с  изменениями  и  дополнениями  по  состоянию  на   
01.01.2001 г.) порождает  неуверенность  предприятий  относительно  
правильности ведения ими хозяйственной деятельности.
     Оно  и понятно. Ведь ошибка, связанная с неприменением РРО  в
том   или   ином   случае,  влечет  за  собой  штрафные   санкции,
предусмотренные    статьей  17    п. 1    вышеназванного    Закона 
( 265/95-ВР )  в  пятикратном  размере от принятой наличными суммы 
оплаты за товары, работы, услуги.
     И  вот  тут  скрещиваются  шпаги  при  определении  операций,
требующих применения РРО.
     П. 1)   ст. 9 регламентирует, что РРО не применяется в случае
торговли   продукцией  собственного  производства   предприятиями,
организациями  и  учреждениями  всех  форм  собственности,   кроме
предприятий  торговли, общественного питания и услуг  за  наличные
денежные   средства  в  случае  надлежащим  образом   оформленными
документами, заверенными подписями и печатями.
     В  этом  пункте есть два момента, на которые следует обратить
внимание.
     Во-первых,   что  означает  понятие  "продукция  собственного
производства"?
     Во-вторых, что означает понятие "предприятие услуг"?
     Законодательство    дает   различные   определения    понятия
"продукция".
     Закон  Украины  "О  рекламе"  N  270/96-ВР  ( 270/96-ВР )  от 
03.07.1996 г. в ст. 1 дает понятие "продукции" как товары, работы,  
услуги,  ценные бумаги.
     Закон  Украины  "О  подтверждении  соответствия"  N  2406-III  
( 2406-14 ) от 17.05.2001 г.   ст. 1 определяет, что "продукция  -  
какое-либо  изделие,  процесс или  услуга, которая изготавливается 
или осуществляется для удовлетворения общественных потребностей".
     Таким образом, в понятие "продукция" входит понятие "услуга".
А  услуга,  кстати, не может быть несобственного  производства  по
определению.
     С предприятиями торговли и общественного питания вроде бы все
ясно. А что такое "предприятие услуг"? законодательство ответа  на
этот  вопрос не дает. Ведь понятие "услуга" и "предприятие  услуг"
не могут идентифицироваться.
     Для определения "предприятия услуг" необходимо, прежде всего,
установить,   во-первых,  что  на  данном   предприятии   является
"работой" и что "услугой", а во-вторых, соотношение работ и услуг,
выполняемых на каждом конкретном предприятии.
     Законодательство  Украины дает, например,  такое  определение
понятия "работа":
     "Работа     -     какая-либо    производственная,     научно-
исследовательская, проектная, конструкторская и другая аналогичная
деятельность, кроме связанной со строительством новых  объектов  и
зданий,  расширением, реконструкцией, техническим  перевооружением
действующих предприятий, капитальным ремонтом объектов  и  зданий,
реставрацией     памятников    архитектуры    и    градостроения".
(Постановление  КМУ   от  28.06.1997 г.  N  694 ( 694-97-п )   "Об  
организации и проведении торгов (тендеров) в сфере государственных  
закупок товаров (работ, услуг)".
     А услуги, согласно вышеназванному Постановлению, - это "любой
объект закупки, не являющийся товаром либо работой".
     В тоже время различные консультации специалистов, в том числе
ГНАУ  и  Госкомпредпринимательства, пытаются связать необходимость
применения  РРО  с  наличием у предприятий  статистических  кодов,
соответствующих   перечню  видов  экономической  деятельности   (в
соответствии с Государственным классификатором видов экономической
деятельности  ДК  009-96  и  основанном  на  нем   ДК   016-97   -
Государственном классификаторе продукции и услуг).
     Однако, и здесь не все однозначно.
     Обычно  в учредительных документах предприятий имеется фраза,
что  предприятия  ведут  любые виды деятельности,  не  запрещенные
законодательством. А органы статистики по техническим причинам  не
могут   присваивать   предприятиям   более   шести   кодов   видов
экономической  деятельности,  ограничивая  их  количество   такими
видами  деятельности,  которые имеют  наибольший  удельный  вес  в
образовании добавленной стоимости на предприятии.
     В   результате,   побочные  услуги,  как  виды  экономической
деятельности предприятия, могут и не получить отражение в справках
о   внесении   в  единый  государственный  реестр  предприятий   и
организаций Украины.
     Кроме  того, в некоторых справках сохранились еще коды "Общей
классификации областей народного хозяйства" (ЗКГНГ),  утвержденной
Приказом  Минстата Украины от 24.01.1994 г. N 21 ( v0021202-94 ) и  
отмененной  в  связи  с  ведением   КВЭДа   Приказом  Госстандарта   
Украины от 22.10.1996 г. N 441 ( v0441217-96 ) с  обязательной   к   
применению таблицей соответствия кодов ЗКГНГ кодам КВЭДа.
     Не   смотря  на  это,  Государственный  комитет  по  вопросам
регуляторной  политики и предпринимательства  в  своем  письме  от
28.04.2001 г. N 2-222/2911 ( v2911563-01 )  за   подписью  Первого  
заместителя Председателя В. Загороднего ошибочно отнес аудиторскую
деятельность   с   кодом  ЗКГНГ  84400  как  "Общей   коммерческой
деятельности  по  обеспечению функционирования  рынка  (84000)"  к
аналогичным кодам КВЭДа.
     В  то  же  время,  по  кодам  соответствия  код  ЗКГНГ  84400
"Аудиторська  діяльність" соответствует коду КВЭДа  67.13.9  "інші
види  допоміжної діяльності у сфері фінансів" (секция J) и 74.12.0
"Діяльність   у   сфері   бухгалтерського   обліку"   (секция  К).   
А, например, в справке, выданной нашей аудиторской фирме  органами
статистики, стоит только вид деятельности по КВЭДу 74.12.0.
     Следует   заметить,  что  в  соответствии  с   Постановлением
Кабинета  Министров  Украины N 326  от 4.05.1993 г.  "О  концепции
построения   национальной  статистики  Украины  и  Государственной
программы  перехода на международную систему учета  и  статистики"
( 326-93-п ),  Госкомстатом Украины разработана, но законодательно 
не утверждена, "Структура  сферы  услуг", в которой Перечень видов  
экономической   деятельности   (в     соответствии    с   КВЭДом), 
обеспечивающие  реализацию  услуг,  включают секции КВЭДа с G по Q 
(т.е. G, H, I, J, K,  L,  M, N,  O,  P, Q). Но "услуга"  и  "сфера  
услуг"  не  одно  и  тоже. Предприятие  может  относится  к  сфере  
производства,   например  тракторов,   а   в  качестве    побочной 
деятельности оказывать  услуги фермерам в ремонте отдельных частей 
тракторов. Такое предприятие не  может относиться  к "предприятиям 
услуг". Следует отметить  еще одно несоответствие.
     Согласно    КВЭДу   научно-исследовательские   и    проектные
разработки  относятся к разделу 73 секции К,  что  в  соответствии
разрабатываемой  Госкомстатом Структуры сферы  услуг  относится  к
услугам,  а согласно  Постановлению  КМУ  N 694  от  28.06.1997 г. 
( 694-97-п ),  о котором  речь  шла  выше, указанная  деятельность 
относится к понятию "работа".
     И  если при аудиторской деятельности по оказанию услуг (но не
предприятию услуг!) не имеет значения, к какой секции  ее  отнесли
органы    статистики   -   к   J   или   К,   то   другое   письмо
Госкомпредпринимательства    N 5-532/3204     от     17.05.2001 г.
( v3204563-01 ) "Относительно требований Государственной налоговой   
инспекции относительно  применения регистров расчетных  операций",  
вызывает принципиальное возражение.
     В  нем  ведется  речь  о  необходимости  применения  РРО  при
предоставлении услуг по ксерокопированию. В этом случае нарушается
логика  отнесения к услугам как виду экономической деятельности  в
соответствии  с  КВЭДом.  В письме Госпредпринимательство  уже  не
делает попытку связать услуги по ксерокопированию с КВЭДом,  т. к.
в  последнем эта услуга относится к подсекции DE секции  D  (класс
22.22,  подкласс 22.22.0) как "изготовление печатной продукции  на
фотокопировальном оборудовании".
     Прием  платных  объявлений для печати способом полиграфии,  в
том  числе  и рекламных, следуя кодам КВЭДа, также не относится  у
сфере услуг, потому что соответствует подклассу 22.22.0.
     Я думаю, этот момент должен заинтересовать печатные СМИ.
     ГНАУ  в своих разъяснениях  относительно  применения  РРО  на 
стр. 39  "Вестника  налоговой  службы  Украины"   N 33'2001   тоже  
приложила  усилия  для   систематизации   этого   вопроса.   Но, к 
сожалению, и в разъяснениях ГНАУ  также,  как  и   в  разъяснениях
Госпредпринимательства, отсутствует логика, а именно:
     ГНАУ  считает,  что платные стоматологические  услуги  должны
осуществляться  с  применением РРО, т. к. имеют  код  КВЭДа  85.13
"Стоматологическая  практика" (секция N), а охранные  услуги  (код
КВЭДа  75.24.1 секции L) могут осуществляться с применением  любых
расчетных  документов, т. е. без применения РРО. Но и секция  N  и
секция L КВЭДа относятся к услугам.
     В  общем,  и ГНАУ и Госпредпринимательство, не имея  в  своем
распоряжении четких законодательных норм, исходят из предпосылки:
     "Кого хочу - помилую, кого хочу - казню".
     Итак, резюмируя:
     1)  продукция  собственного производства включает  в  себя  и
     услуги, которые всегда собственного производства;
     2)  законодательного определения понятия "предприятие  услуг"
     на сегодняшний день не имеется;
     3)  попытка  связать понятие "предприятие услуг"  с  перечнем
     видов  экономической деятельности, обеспечивающей  реализацию
     услуг,   в   соответствии  с  КВЭДом  на   сегодняшний   день
     нелегитимна,  т. к. Структура сферы услуг, разрабатываемая  в
     соответствии  с  Постановлением КМУ  N 326   от  4.05.1993 г.
     ( 326-93-п )  находится  в стадии обсуждения и законодательно 
     не утверждена.
     Это  порождает  несистемный подход к разного рода  услугам  и
     неубедительность в требованиях к применению  РРО  в  том  или
     ином случае.
     А   налогоплательщикам  остается  только  бдить  и   грамотно
отстаивать свои права.
     
     
     Директор
     АФ "Аналитик-Профит"                               Е.Б.Леви