УКРАЇНА Аудиторська фірма "Аналітик-Профіт" Ліцензія Аудиторської палати України N 000580 серія АБ 04060, м.Київ-60, вул. О. Теліги,23 а Тел.(044) 467-08-15 Осторожно, РРО! Неоднозначность трактовки п. 1) ст. 9 Закона Украины "О применении регистров расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" N 265/95-ВР ( 265/95-ВР ) от 06.07.1995 г. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2001 г.) порождает неуверенность предприятий относительно правильности ведения ими хозяйственной деятельности. Оно и понятно. Ведь ошибка, связанная с неприменением РРО в том или ином случае, влечет за собой штрафные санкции, предусмотренные статьей 17 п. 1 вышеназванного Закона ( 265/95-ВР ) в пятикратном размере от принятой наличными суммы оплаты за товары, работы, услуги. И вот тут скрещиваются шпаги при определении операций, требующих применения РРО. П. 1) ст. 9 регламентирует, что РРО не применяется в случае торговли продукцией собственного производства предприятиями, организациями и учреждениями всех форм собственности, кроме предприятий торговли, общественного питания и услуг за наличные денежные средства в случае надлежащим образом оформленными документами, заверенными подписями и печатями. В этом пункте есть два момента, на которые следует обратить внимание. Во-первых, что означает понятие "продукция собственного производства"? Во-вторых, что означает понятие "предприятие услуг"? Законодательство дает различные определения понятия "продукция". Закон Украины "О рекламе" N 270/96-ВР ( 270/96-ВР ) от 03.07.1996 г. в ст. 1 дает понятие "продукции" как товары, работы, услуги, ценные бумаги. Закон Украины "О подтверждении соответствия" N 2406-III ( 2406-14 ) от 17.05.2001 г. ст. 1 определяет, что "продукция - какое-либо изделие, процесс или услуга, которая изготавливается или осуществляется для удовлетворения общественных потребностей". Таким образом, в понятие "продукция" входит понятие "услуга". А услуга, кстати, не может быть несобственного производства по определению. С предприятиями торговли и общественного питания вроде бы все ясно. А что такое "предприятие услуг"? законодательство ответа на этот вопрос не дает. Ведь понятие "услуга" и "предприятие услуг" не могут идентифицироваться. Для определения "предприятия услуг" необходимо, прежде всего, установить, во-первых, что на данном предприятии является "работой" и что "услугой", а во-вторых, соотношение работ и услуг, выполняемых на каждом конкретном предприятии. Законодательство Украины дает, например, такое определение понятия "работа": "Работа - какая-либо производственная, научно- исследовательская, проектная, конструкторская и другая аналогичная деятельность, кроме связанной со строительством новых объектов и зданий, расширением, реконструкцией, техническим перевооружением действующих предприятий, капитальным ремонтом объектов и зданий, реставрацией памятников архитектуры и градостроения". (Постановление КМУ от 28.06.1997 г. N 694 ( 694-97-п ) "Об организации и проведении торгов (тендеров) в сфере государственных закупок товаров (работ, услуг)". А услуги, согласно вышеназванному Постановлению, - это "любой объект закупки, не являющийся товаром либо работой". В тоже время различные консультации специалистов, в том числе ГНАУ и Госкомпредпринимательства, пытаются связать необходимость применения РРО с наличием у предприятий статистических кодов, соответствующих перечню видов экономической деятельности (в соответствии с Государственным классификатором видов экономической деятельности ДК 009-96 и основанном на нем ДК 016-97 - Государственном классификаторе продукции и услуг). Однако, и здесь не все однозначно. Обычно в учредительных документах предприятий имеется фраза, что предприятия ведут любые виды деятельности, не запрещенные законодательством. А органы статистики по техническим причинам не могут присваивать предприятиям более шести кодов видов экономической деятельности, ограничивая их количество такими видами деятельности, которые имеют наибольший удельный вес в образовании добавленной стоимости на предприятии. В результате, побочные услуги, как виды экономической деятельности предприятия, могут и не получить отражение в справках о внесении в единый государственный реестр предприятий и организаций Украины. Кроме того, в некоторых справках сохранились еще коды "Общей классификации областей народного хозяйства" (ЗКГНГ), утвержденной Приказом Минстата Украины от 24.01.1994 г. N 21 ( v0021202-94 ) и отмененной в связи с ведением КВЭДа Приказом Госстандарта Украины от 22.10.1996 г. N 441 ( v0441217-96 ) с обязательной к применению таблицей соответствия кодов ЗКГНГ кодам КВЭДа. Не смотря на это, Государственный комитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства в своем письме от 28.04.2001 г. N 2-222/2911 ( v2911563-01 ) за подписью Первого заместителя Председателя В. Загороднего ошибочно отнес аудиторскую деятельность с кодом ЗКГНГ 84400 как "Общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка (84000)" к аналогичным кодам КВЭДа. В то же время, по кодам соответствия код ЗКГНГ 84400 "Аудиторська діяльність" соответствует коду КВЭДа 67.13.9 "інші види допоміжної діяльності у сфері фінансів" (секция J) и 74.12.0 "Діяльність у сфері бухгалтерського обліку" (секция К). А, например, в справке, выданной нашей аудиторской фирме органами статистики, стоит только вид деятельности по КВЭДу 74.12.0. Следует заметить, что в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины N 326 от 4.05.1993 г. "О концепции построения национальной статистики Украины и Государственной программы перехода на международную систему учета и статистики" ( 326-93-п ), Госкомстатом Украины разработана, но законодательно не утверждена, "Структура сферы услуг", в которой Перечень видов экономической деятельности (в соответствии с КВЭДом), обеспечивающие реализацию услуг, включают секции КВЭДа с G по Q (т.е. G, H, I, J, K, L, M, N, O, P, Q). Но "услуга" и "сфера услуг" не одно и тоже. Предприятие может относится к сфере производства, например тракторов, а в качестве побочной деятельности оказывать услуги фермерам в ремонте отдельных частей тракторов. Такое предприятие не может относиться к "предприятиям услуг". Следует отметить еще одно несоответствие. Согласно КВЭДу научно-исследовательские и проектные разработки относятся к разделу 73 секции К, что в соответствии разрабатываемой Госкомстатом Структуры сферы услуг относится к услугам, а согласно Постановлению КМУ N 694 от 28.06.1997 г. ( 694-97-п ), о котором речь шла выше, указанная деятельность относится к понятию "работа". И если при аудиторской деятельности по оказанию услуг (но не предприятию услуг!) не имеет значения, к какой секции ее отнесли органы статистики - к J или К, то другое письмо Госкомпредпринимательства N 5-532/3204 от 17.05.2001 г. ( v3204563-01 ) "Относительно требований Государственной налоговой инспекции относительно применения регистров расчетных операций", вызывает принципиальное возражение. В нем ведется речь о необходимости применения РРО при предоставлении услуг по ксерокопированию. В этом случае нарушается логика отнесения к услугам как виду экономической деятельности в соответствии с КВЭДом. В письме Госпредпринимательство уже не делает попытку связать услуги по ксерокопированию с КВЭДом, т. к. в последнем эта услуга относится к подсекции DE секции D (класс 22.22, подкласс 22.22.0) как "изготовление печатной продукции на фотокопировальном оборудовании". Прием платных объявлений для печати способом полиграфии, в том числе и рекламных, следуя кодам КВЭДа, также не относится у сфере услуг, потому что соответствует подклассу 22.22.0. Я думаю, этот момент должен заинтересовать печатные СМИ. ГНАУ в своих разъяснениях относительно применения РРО на стр. 39 "Вестника налоговой службы Украины" N 33'2001 тоже приложила усилия для систематизации этого вопроса. Но, к сожалению, и в разъяснениях ГНАУ также, как и в разъяснениях Госпредпринимательства, отсутствует логика, а именно: ГНАУ считает, что платные стоматологические услуги должны осуществляться с применением РРО, т. к. имеют код КВЭДа 85.13 "Стоматологическая практика" (секция N), а охранные услуги (код КВЭДа 75.24.1 секции L) могут осуществляться с применением любых расчетных документов, т. е. без применения РРО. Но и секция N и секция L КВЭДа относятся к услугам. В общем, и ГНАУ и Госпредпринимательство, не имея в своем распоряжении четких законодательных норм, исходят из предпосылки: "Кого хочу - помилую, кого хочу - казню". Итак, резюмируя: 1) продукция собственного производства включает в себя и услуги, которые всегда собственного производства; 2) законодательного определения понятия "предприятие услуг" на сегодняшний день не имеется; 3) попытка связать понятие "предприятие услуг" с перечнем видов экономической деятельности, обеспечивающей реализацию услуг, в соответствии с КВЭДом на сегодняшний день нелегитимна, т. к. Структура сферы услуг, разрабатываемая в соответствии с Постановлением КМУ N 326 от 4.05.1993 г. ( 326-93-п ) находится в стадии обсуждения и законодательно не утверждена. Это порождает несистемный подход к разного рода услугам и неубедительность в требованиях к применению РРО в том или ином случае. А налогоплательщикам остается только бдить и грамотно отстаивать свои права. Директор АФ "Аналитик-Профит" Е.Б.Леви