Dura lex, sed lex {1}

        Комментарий к Закону "О финансовых услугах..."

------------------------------------------------------------------

    Накануне Дня независимости страна была осчастливлена официаль-
ным  опубликованием Закона "О финансовых услугах и государственном
регулировании рынков финансовых услуг" от 12.07.2001 г. № 2664-III
( 2664-14 ), призванного урегулировать сферу  финансовых  услуг  в
Украине.  Закон получился большим и в некотором  роде бестолковым.
Во всяком случае, понять намерения народных избранников  нам  уда-
лось далеко не везде.  Тем не менее попытаемся  поделиться  нашими
впечатлениями от Закона. Надеемся, что хоть концепцию его мы поня-
ли правильно.
    Начнем с ключевого момента - перечня  финансовых услуг  (ст. 4
Закона), в который вошли:

    "1) выпуск платежных документов, платежных карточек,  дорожных
       чеков и/или их обслуживание, клиринг, другие формы  обеспе-
       чения расчетов;
    2) доверительное управление финансовыми активами;
    3) деятельность по обмену валют;
    4) привлечение финансовых активов с обязательством
       относительно последующего их возврата;
    5) финансовый лизинг;
    6) предоставление денежных средств в заем, в том  числе  и  на
       условиях финансового кредита;
    7) предоставление гарантий и поручительств;
    8) перевод денег;
    9) услуги в сфере  страхования  и  накопительного  пенсионного
       обеспечения;
    10) торговля ценными бумагами;
    11) факторинг;
    12) другие операции, соответствующие  критериям,  определенным
        в пункте 5 части первой статьи 1 настоящего Закона".

    Перечень, как видим, не исчерпывающий. Поэтому сразу возникает
вопрос: что входит в эти самые "другие операции"? Из п. 5 ч. 1 ст.
1 Закона следует, что финансовыми услугами  считаются  операции  с
финансовыми активами (то  есть  с  денежными  средствами,  ценными
бумагами, долговыми обязательствами и  правами  требования),  осу-
ществляемые  в интересах третьих лиц за собственный  счет  или  за
счет этих третьих лиц,  а  в  случаях,  предусмотренных  законода-
тельством,- и за счет привлеченных от других лиц финансовых  акти-
вов  с целью получения прибыли или сохранения  реальной  стоимости
финансовых активов.
    Определение, согласитесь, не слишком конкретное.  Тем не менее
оно позволяет выделить три основных  признака  любых  финуслуг  (а
значит, и "других операций", упомянутых в п. 12 ст. 4):
    1) операции совершаются в интересах третьих лиц, то есть носят
посреднический характер;
    2) предметом операции являются финактивы;
    3) цель операции - получение прибыли или  сохранение  реальной
стоимости финактива.  Возвращаясь к перечню из ст. 4, заметим, что
наибольшие опасения  вызывает присутствие в нем  таких  достаточно
популярных услуг, как  привлечение  финансовых  активов  с  обяза-
тельством их возврата (п. 4), предоставление  денежных  средств  в
заем, в том числе на условиях финансового кредита (п. 6),  предос-
тавление  гарантий  и  поручительств  (п. 7)  и  торговля  ценными
бумагами (п. 10).
    Кстати, обращаем внимание на то, что если подходить к  перечню
некритически,  то  может  сложиться  впечатление,  будто  в  число
финуслуг попадают даже получение и  предоставление  беспроцентного
займа (п. 4 и 6).  Но если взглянуть на эти операции, принимая  во
внимание признаки финуслуг, то ситуация меняется.
    Начнем с предоставления займа.  Данная операция при отсутствии
процентов никак не соответствует признакам финуслуги, так как  она
не осуществляется с целью получения прибыли или сохранения  реаль-
ной стоимости финактивов.
    Получение такого  займа  тоже  не  подпадает  под  определение
финуслуги, поскольку в данном случае  отсутствует  такой  признак,
как осуществление операции в интересах третьих лиц.
    Да  и  торговля  ценными  бумагами  нередко  осуществляется  в
собственных интересах (например, дилерская деятельность),  а  зна-
чит, финуслугой не является.
    А вот  брокерская  деятельность  по  торговле  ЦБ  определению
финуслуги вполне соответствует.
    Гарантии и поручительства можно не считать финуслугами  только
в  том  случае,  если  они  предоставляются  бесплатно,  то   есть
поручитель не преследует цель  получения  прибыли  или  сохранения
реальной стоимости финактивов.
    На этом, пожалуй, анализ перечня и закончим. Теперь посмотрим,
каковы же последствия признания  определенных  услуг  финансовыми.
Важное значение для ответа  на  этот  вопрос  имеют  нормы  ст.  5
Закона, а также ст. 34:

    "Статья 5. Право на осуществление операций  по  предоставлению
    финансовых услуг
    1. Финансовые услуги предоставляются финансовыми учреждениями,
    а также, если это  прямо  предусмотрено  законом,  физическими
    лицами - субъектами предпринимательской деятельности (далее  -
    субъекты предпринимательской деятельности).
    2. Исключительное право или  другие  ограничения  относительно
    предоставления  отдельных  финансовых  услуг   устанавливаются
    законами о деятельности соответствующего финансового  учрежде-
    ния  и нормативно-правовыми  актами  государственных  органов,
    осуществляющих регулирование рынков финансовых услуг.
    3.  Предоставлять  финансовые  кредиты  за  счет  привлеченных
    средств имеет  право  на  основании  соответствующей  лицензии
    только кредитное учреждение.
    4. Возможность и порядок предоставления  отдельных  финансовых
    услуг юридическими лицами, которые по своему правовому статусу
    не являются финансовыми учреждениями, определяются законами  и
    нормативно-правовыми актами государственных органов, осуществ-
    ляющих регулирование деятельности финансовых учреждений и рын-
    ков финансовых услуг, изданными в пределах их компетенции.

    <...>

    Статья 34. Обязательность лицензирования
    1. Уполномоченный орган в пределах  своей  компетенции  выдает
    лицензии для осуществления финансовыми учреждениями:
    1) страховой деятельности;
    2) деятельности по предоставлению  услуг  накопительного  пен-
    сионного обеспечения;
    3) предоставления финансовых  кредитов  за  счет  привлеченных
    средств;
    4) деятельности  по  предоставлению  любых  финансовых  услуг,
    предусматривающих прямое или опосредованное привлечение финан-
    совых активов от физических лиц".

    Итак, мы видим, что  имеются  как  бы  два  уровня  допуска  к
предоставлению финансовых услуг:
    а) у субъекта должно быть право предоставлять такие услуги;
    б) ему нужно иметь лицензию на предоставление услуг.
    Осуществление некоторых  видов  деятельности  (например,  пре-
доставление  финансовых  кредитов  за  счет  привлеченных средств)
возможно только при выполнении обоих этих условий.  Остальные фин-
услуги (то есть не упомянутые в ст. 34) могут  предоставляться без
лицензии, но только при  наличии  у  предприятия  соответствующего
права, которое, как следует из п. 1 ст. 5, имеют  лишь  финансовые
учреждения {2}.
    Для того же, чтобы  получить  статус  финансового  учреждения,
нужно удовлетворять критериям, сформулированным в п. 1 ч. 1 ст.  1
Закона

    "финансовое учреждение - юридическое  лицо,  которое  в  соот-
    ветствии с законом предоставляет одну или несколько финансовых
    услуг и которое внесено в соответствующий  Реестр  в  порядке,
    установленном  законом.  К  финансовым  учреждениям  относятся
    банки, кредитные союзы, ломбарды, лизинговые компании, довери-
    тельные общества, страховые компании, учреждения накопительно-
    го пенсионного обеспечения, инвестиционные фонды и компании  и
    другие юридические  лица,  исключительным  видом  деятельности
    которых является предоставление финансовых услуг".

    Итак, если юрлицо  во-первых, не  занимается  финуслугами  как
исключительным  видом  деятельности  и,  во-вторых  не  внесено  в
Госреестр финучреждений - оно не вправе  предоставлять  финуслуги.
Поэтому виды деятельности,  перечисленные  в  ст.  4  Закона,  для
обычных юрлиц закрыты. {3}
    Единственный шанс "простым смертным" на предоставление  финус-
луг  дает п. 4 ст.  5  Закона,  который  допускает  предоставление
обычными юрлицами отдельных финуслуг  в  тех  случаях,  когда  это
специально  определено  законами  и  другими  нормативно-правовыми
актами.  Хотелось бы подчеркнуть: из данной нормы  не следует, что
"разрешительный" закон обязательно должен быть посвящен отдельному
виду финансовых услуг и должен быть принят позже Закона о финуслу-
гах.
    Поэтому не  имеющие  статуса  финансовых  учреждений  любители
поручительств могут ссылаться на Гражданский кодекс (ст. 191-194),
утверждая, что последний разрешает всем субъектам  (втом  числе  и
юрлицам) заниматься предоставлением поручительств.  Это  означает,
что поручительство  является  тем  самым  исключением,  о  котором
упоминает п. 4 ст. 5 Закона, и что данная услуга может  предостав-
ляться не только финансовыми учреждениями.
    Торговля  ценными  бумагами,  как  известно,  регламентирована
специальным актом - Законом "О государственном регулировании рынка
ценных бумаг в Украине" от 30.10.96 г.  № 448/96-ВР ( 448/96-ВР ).
Этот Закон тоже допускает (хоть и на определенных условиях)  обыч-
ные предприятия к торговле ЦБ.
    В принципе, приведенной нами информации  о  новом  Законе  для
"нормальных" предприятий должно быть достаточно.  Ну  а  настоящим
финансовым учреждениям все равно придется досконально изучать этот
Закон. Есть там что почитать...




    {1} Закон строг, но это Закон (лат.).  Хотя  "dura",  конечно,
можно понять и по-другому.

    {2} Предпринимателей, которым некий гипотетический Закон прямо
разрешает предоставлять такие услуги, мы в расчет не принимаем.

    {3} Естественно, когда тот или иной вид деятельности не  соот-
ветствует  трем  критериям  финансовой  услуги,  он  таковой  и не
является, а значит, может осуществляться без ограничений.



------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 25/01, стр. 42
[01.09.2001]
Станислав Погребняк

------------------------------------------------------------------