Dura lex, sed lex {1} Комментарий к Закону "О финансовых услугах..." ------------------------------------------------------------------ Накануне Дня независимости страна была осчастливлена официаль- ным опубликованием Закона "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг" от 12.07.2001 г. № 2664-III ( 2664-14 ), призванного урегулировать сферу финансовых услуг в Украине. Закон получился большим и в некотором роде бестолковым. Во всяком случае, понять намерения народных избранников нам уда- лось далеко не везде. Тем не менее попытаемся поделиться нашими впечатлениями от Закона. Надеемся, что хоть концепцию его мы поня- ли правильно. Начнем с ключевого момента - перечня финансовых услуг (ст. 4 Закона), в который вошли: "1) выпуск платежных документов, платежных карточек, дорожных чеков и/или их обслуживание, клиринг, другие формы обеспе- чения расчетов; 2) доверительное управление финансовыми активами; 3) деятельность по обмену валют; 4) привлечение финансовых активов с обязательством относительно последующего их возврата; 5) финансовый лизинг; 6) предоставление денежных средств в заем, в том числе и на условиях финансового кредита; 7) предоставление гарантий и поручительств; 8) перевод денег; 9) услуги в сфере страхования и накопительного пенсионного обеспечения; 10) торговля ценными бумагами; 11) факторинг; 12) другие операции, соответствующие критериям, определенным в пункте 5 части первой статьи 1 настоящего Закона". Перечень, как видим, не исчерпывающий. Поэтому сразу возникает вопрос: что входит в эти самые "другие операции"? Из п. 5 ч. 1 ст. 1 Закона следует, что финансовыми услугами считаются операции с финансовыми активами (то есть с денежными средствами, ценными бумагами, долговыми обязательствами и правами требования), осу- ществляемые в интересах третьих лиц за собственный счет или за счет этих третьих лиц, а в случаях, предусмотренных законода- тельством,- и за счет привлеченных от других лиц финансовых акти- вов с целью получения прибыли или сохранения реальной стоимости финансовых активов. Определение, согласитесь, не слишком конкретное. Тем не менее оно позволяет выделить три основных признака любых финуслуг (а значит, и "других операций", упомянутых в п. 12 ст. 4): 1) операции совершаются в интересах третьих лиц, то есть носят посреднический характер; 2) предметом операции являются финактивы; 3) цель операции - получение прибыли или сохранение реальной стоимости финактива. Возвращаясь к перечню из ст. 4, заметим, что наибольшие опасения вызывает присутствие в нем таких достаточно популярных услуг, как привлечение финансовых активов с обяза- тельством их возврата (п. 4), предоставление денежных средств в заем, в том числе на условиях финансового кредита (п. 6), предос- тавление гарантий и поручительств (п. 7) и торговля ценными бумагами (п. 10). Кстати, обращаем внимание на то, что если подходить к перечню некритически, то может сложиться впечатление, будто в число финуслуг попадают даже получение и предоставление беспроцентного займа (п. 4 и 6). Но если взглянуть на эти операции, принимая во внимание признаки финуслуг, то ситуация меняется. Начнем с предоставления займа. Данная операция при отсутствии процентов никак не соответствует признакам финуслуги, так как она не осуществляется с целью получения прибыли или сохранения реаль- ной стоимости финактивов. Получение такого займа тоже не подпадает под определение финуслуги, поскольку в данном случае отсутствует такой признак, как осуществление операции в интересах третьих лиц. Да и торговля ценными бумагами нередко осуществляется в собственных интересах (например, дилерская деятельность), а зна- чит, финуслугой не является. А вот брокерская деятельность по торговле ЦБ определению финуслуги вполне соответствует. Гарантии и поручительства можно не считать финуслугами только в том случае, если они предоставляются бесплатно, то есть поручитель не преследует цель получения прибыли или сохранения реальной стоимости финактивов. На этом, пожалуй, анализ перечня и закончим. Теперь посмотрим, каковы же последствия признания определенных услуг финансовыми. Важное значение для ответа на этот вопрос имеют нормы ст. 5 Закона, а также ст. 34: "Статья 5. Право на осуществление операций по предоставлению финансовых услуг 1. Финансовые услуги предоставляются финансовыми учреждениями, а также, если это прямо предусмотрено законом, физическими лицами - субъектами предпринимательской деятельности (далее - субъекты предпринимательской деятельности). 2. Исключительное право или другие ограничения относительно предоставления отдельных финансовых услуг устанавливаются законами о деятельности соответствующего финансового учрежде- ния и нормативно-правовыми актами государственных органов, осуществляющих регулирование рынков финансовых услуг. 3. Предоставлять финансовые кредиты за счет привлеченных средств имеет право на основании соответствующей лицензии только кредитное учреждение. 4. Возможность и порядок предоставления отдельных финансовых услуг юридическими лицами, которые по своему правовому статусу не являются финансовыми учреждениями, определяются законами и нормативно-правовыми актами государственных органов, осуществ- ляющих регулирование деятельности финансовых учреждений и рын- ков финансовых услуг, изданными в пределах их компетенции. <...> Статья 34. Обязательность лицензирования 1. Уполномоченный орган в пределах своей компетенции выдает лицензии для осуществления финансовыми учреждениями: 1) страховой деятельности; 2) деятельности по предоставлению услуг накопительного пен- сионного обеспечения; 3) предоставления финансовых кредитов за счет привлеченных средств; 4) деятельности по предоставлению любых финансовых услуг, предусматривающих прямое или опосредованное привлечение финан- совых активов от физических лиц". Итак, мы видим, что имеются как бы два уровня допуска к предоставлению финансовых услуг: а) у субъекта должно быть право предоставлять такие услуги; б) ему нужно иметь лицензию на предоставление услуг. Осуществление некоторых видов деятельности (например, пре- доставление финансовых кредитов за счет привлеченных средств) возможно только при выполнении обоих этих условий. Остальные фин- услуги (то есть не упомянутые в ст. 34) могут предоставляться без лицензии, но только при наличии у предприятия соответствующего права, которое, как следует из п. 1 ст. 5, имеют лишь финансовые учреждения {2}. Для того же, чтобы получить статус финансового учреждения, нужно удовлетворять критериям, сформулированным в п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона "финансовое учреждение - юридическое лицо, которое в соот- ветствии с законом предоставляет одну или несколько финансовых услуг и которое внесено в соответствующий Реестр в порядке, установленном законом. К финансовым учреждениям относятся банки, кредитные союзы, ломбарды, лизинговые компании, довери- тельные общества, страховые компании, учреждения накопительно- го пенсионного обеспечения, инвестиционные фонды и компании и другие юридические лица, исключительным видом деятельности которых является предоставление финансовых услуг". Итак, если юрлицо во-первых, не занимается финуслугами как исключительным видом деятельности и, во-вторых не внесено в Госреестр финучреждений - оно не вправе предоставлять финуслуги. Поэтому виды деятельности, перечисленные в ст. 4 Закона, для обычных юрлиц закрыты. {3} Единственный шанс "простым смертным" на предоставление финус- луг дает п. 4 ст. 5 Закона, который допускает предоставление обычными юрлицами отдельных финуслуг в тех случаях, когда это специально определено законами и другими нормативно-правовыми актами. Хотелось бы подчеркнуть: из данной нормы не следует, что "разрешительный" закон обязательно должен быть посвящен отдельному виду финансовых услуг и должен быть принят позже Закона о финуслу- гах. Поэтому не имеющие статуса финансовых учреждений любители поручительств могут ссылаться на Гражданский кодекс (ст. 191-194), утверждая, что последний разрешает всем субъектам (втом числе и юрлицам) заниматься предоставлением поручительств. Это означает, что поручительство является тем самым исключением, о котором упоминает п. 4 ст. 5 Закона, и что данная услуга может предостав- ляться не только финансовыми учреждениями. Торговля ценными бумагами, как известно, регламентирована специальным актом - Законом "О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине" от 30.10.96 г. № 448/96-ВР ( 448/96-ВР ). Этот Закон тоже допускает (хоть и на определенных условиях) обыч- ные предприятия к торговле ЦБ. В принципе, приведенной нами информации о новом Законе для "нормальных" предприятий должно быть достаточно. Ну а настоящим финансовым учреждениям все равно придется досконально изучать этот Закон. Есть там что почитать... {1} Закон строг, но это Закон (лат.). Хотя "dura", конечно, можно понять и по-другому. {2} Предпринимателей, которым некий гипотетический Закон прямо разрешает предоставлять такие услуги, мы в расчет не принимаем. {3} Естественно, когда тот или иной вид деятельности не соот- ветствует трем критериям финансовой услуги, он таковой и не является, а значит, может осуществляться без ограничений. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 25/01, стр. 42 [01.09.2001] Станислав Погребняк ------------------------------------------------------------------