Скептики: колонна № 5?

 Касается ли прессы "прибыльная" льгота для издательско продукции

------------------------------------------------------------------

    Этим  летом  наши  депутаты  как-то  вдруг    заметили,    что
издательское дело в Украине, мягко  говоря,  пришло  в  упадок.  А
посему  решили  сделать  всем  издателям  подарок:   Законом    от
17.05.2001  г.  №  2410-III ( 2410-14 )  установили  для  печатной
продукции  ряд  льгот, среди которых  особое  внимание  привлекает
новый п. 7.19 Закона О Прибыли:

    "Временно, до 1 января  2003  года,  не  включаются  в  состав
    валовых  доходов  плательщика  налога  доходы,  полученные  от
    продажи издательской продукции заказчику или непосредственному
    потребителю".

    Разумеется, издатели книг, журналов,  газет  и  т. п.  (в  том
числе и мы, грешные) приняли эту льготу с воодушевлением.  Однако,
как говорила героиня  фильма  "По  семейным  обстоятельствам"  (за
достоверность цитаты не ручаемся), "я понимаю, что не для всех это
праздник". В общем, на берегу Днепра возникли одиночные сомнения в
том, что  данная  льгота  распространяется  на  печатные  средства
массовой информации,  то  есть  на  газеты-журналы.  Эти  опасения
вызваны тем, что в означенной  сфере  действуют  два  Закона:  "Об
издательском деле" (далее - Закон об издательстве) и  "О  печатных
средствах  массовой  информации  (прессе)  в  Украине" ( 2782-12 ) 
(далее - Закон о прессе).
    Напомним, что согласно  Закону  об  издательстве  издательская
продукция - это

    "совокупность  изданий,  предназначенных  для   выпуска    или
    выпущенных издателем (издателями)".

    Вот кое-кто из коллег-скептиков и решил, что термин  "издание"
в  этих  Законах (а также в  Законе  "Об  информации" ( 2657-12 ))  
имеет разное значение.
    Собственно, и в ст. 1 Закона о прессе, и в ст. 20  Закона  "Об
информации" говорится, что печатные средства  массовой  информации
являются изданиями.  Да и в определение издания из ст. 1 Закона об
издательстве печатные СМИ попадают:

    "Издание -  произведение  (документ),  прошедшее  редакционно-
    издательскую обработку,  изготовленное  печатанием,  тиснением
    или  другим  способом,  содержащее информацию, предназначенную
    для распространения, и соответствующую требованиям  государст-
    венных стандартов, других нормативно-правовых  актов по  изда-
    тельскому оформлению, полиграфическому и техническому исполне-
    нию".

    На чем же основываются скептические выводы  о  "несовпадении"?
Вот ключевые аргументы противоположной точки зрения:
    1) в Законе о прессе речь идет о регистрации печатных  средств
массовой информации, а  в  Законе  об  издательстве  речь  идет  о
регистрации издателей;
    2) определение прессы  по  сравнению  с  определением  издания
дополнено требованиями периодичности и постоянства названия;
    3) среди функций Книжной палаты нет ни  одной,  относящейся  к
СМИ;
    4) Инструкция, утвержденная  приказом  Министерства  по  делам
прессы и информации от 29.02.96 г. № 20 ( z0310-96 ),  возможности 
присваивать журналам и газетам код ISSN не предусматривает;
    5) выходные данные для прессы, перечисленные в ст. 32 Закона о
прессе, не совпадают с выходными сведениями для  изданий,  указан-
ными в ст. 23 Закона об издательстве.
    Что можно на это возразить? На наш взгляд, приведенные  доводы
чрезмерно усложняют ситуацию. Все станет на свои места, как только
мы вспомним, что Закон о  прессе  является  более  специальным  по
отношению к Закону об издательстве.  Потому-то он и предъявляет  к
прессе ряд специфических требований - в силу  особой  общественной
значимости этой сферы  (не  зря  ведь  прессу  называют  четвертой
властью).
    То есть Закон об издательстве устанавливает общие требования к
любым изданиям, а Закон о прессе, не дублируя, как правило,  общие
нормы, сосредоточивается на дополнительных и специальных  требова-
ниях  к прессе.  Эти Законы соотносятся между собой так  же,  как,
например, общий Закон "О ценных бумагах и фондовой бирже"  и  спе-
циальный Закон "Об обращении векселей в Украине". Скажем, Закон "О
ценных бумагах и фондовой бирже" не требует, чтобы векселя выдава-
лись только для оформления денежного долга за  фактически  постав-
ленные товары, выполненные работы, предоставленные услуги,  однако
из этого вовсе не следует, что векселя не являются ценными бумага-
ми!
    Таким образом, пресса должны удовлетворять  требованиям  обоих
Законов, причем в случае противоречия между ними  приоритет  имеет
Закон о прессе.
    Ну а теперь приведем наши возражения по каждому пункту:
    1) начнем с вопроса о регистрации. Издатели и распространители
прессы по Закону  об  издательстве  действительно  регистрации  не
подлежат, но не потому, что Закон на них  не  распространяется,  а
потому, что добрый Кабмин в нарушение Закона в  п. 1  Положения  о
Государственном реестре издателей, изготовителей и распространите-
лей издательской продукции ( 1540-98-п ), утвержденного  Постанов-
лением от 28.09.98 г. № 1540,  их от  этого  освободил.  Но данное
исключение только подтверждает правило. Тем более что изготовители
прессы регистрироваться по этому Положению  должны  - их Кабмин не
освобождал;
    2) что касается периодичности, то ст. 22 Закона об издательст-
ве  упоминает среди прочих и периодические  издания. Наличие же  в
определении  прессы  (в  Законе о  прессе)  таких  признаков,  как
периодичность и постоянство названия, безусловно,  необходимо  для
указания отличий прессы от других  видов  изданий.  Иначе  прессой
можно было бы назвать и книжки-раскраски;
    3) теперь несколько слов о функциях Книжной палаты.  В ст.  27
Закона об издательстве, где описаны эти функции, действительно, ни
газеты, ни  журналы,  ни  пресса  вообще  не  упоминаются.  Однако
Книжной палате предписано среди прочего осуществлять

    "комплектование и хранение полного и  неприкосновенного  фонда
    Государственного архива печати - главного хранилища всех видов
    изданий, выпущенных в Украине".

    Если выйти за пределы рассматриваемого Закона,  то,  например,
из  Постановления  КМУ  от  06.07.92 г.  №  376  "Об  упорядочении
рассылки контрольных экземпляров произведений печати" ( 376-92-п )
можно узнать, что в харьковский филиал Книжной палаты направляются
экземпляры всех газет и изданий газетного типа, а в  саму  Книжную
палату (в Киев) -  экземпляры  всех  остальных  изданий.  То  есть
газеты (пресса)  охватываются  функциями  Книжной  палаты  (еще  и
как!);
    4) еще проще обстоит дело с  кодами.  Инструкция,  на  которую
ссылаются скептики, безусловно, не предусматривает присвоения кода
ISSN журналам и газетам.  Но она и не должна этого делать.  Данная
Инструкция вообще не  касается  кодов  ISSN,  поскольку  посвящена
кодам ISBN. А эти коды присваиваются только книгам и брошюрам, так
что газеты и журналы в Инструкции и не могли быть упомянуты!
    Что же касается Международной стандартной  нумерации  серийных
изданий (ISSN), то такие коды действительно  присваиваются  перио-
дическим  изданиям.  Но в Украине работа по их внедрению пока  еще
находится в подготовительной стадии, о чем можно узнать, например,
из того же  приказа  Минпрессы  от 29.02.96 г.  № 20 ( z0310-96 ),
которым утверждена Инструкция по ISBN.
    На сегодняшний день Украина даже не подписала соответствующего
соглашения с Международным центром ISSN в Париже.  Соответственно,
и норма ст. 23 Закона об издательстве, требующая наличия у издания
международного стандартного номера, на газеты и  журналы  пока  не
распространяется, хотя  добровольцы  могут  получить  этот  код  в
Международном центре самостоятельно;
    5) наконец, о  несовпадении  "выходных  данных"  с  "выходными
сведениями".  Они и не должны совпадать, поскольку выходные сведе-
ния - понятие более широкое  и выходные данные включаются в них  в
качестве составной части (см. ст. 23 Закона об издательстве).
    Кроме того, в Законе об издательстве (ст. 6)  газетно-журналь-
ные издательства прямо упомянуты.  Если бы этот Закон их не касал-
ся, с какой бы стати он о них писал?
    В общем, никаких антагонистических противоречий  между  "прес-
сой"  и "изданиями" мы не видим.  А о том, как поступать в  случае
коллизии между специальным и общим законами, "Бухгалтер" писал в №
8-9'2001 на с. 31-35. О знаменитом 4.4.1 тут даже и не упоминаем -
не за чем!
    Так  что  газеты  и  журналы  могут  преспокойно  пользоваться
льготой по налогу на прибыль на радость их читателям.



P. S. Вполне  возможно, что всевозможные "аргументы" против льготы
(которыми, в принципе,  могли  бы  воспользоваться  и  налоговики)
кое-кто  насобирал  специально,  чтобы  вызвать  ответную  реакцию
специалистов и тем самым заранее выбить оружие из рук налоговиков.
Нанести, так сказать, превентивный удар.  Если наши догадки верны,
то замысел этот (по крайней мере отчасти)  удался:  наш  журнал  -
отреагировал...



------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 25/01, стр. 56
[01.09.2001]
Леонид Карпов, А. К.

------------------------------------------------------------------