Скептики: колонна № 5? Касается ли прессы "прибыльная" льгота для издательско продукции ------------------------------------------------------------------ Этим летом наши депутаты как-то вдруг заметили, что издательское дело в Украине, мягко говоря, пришло в упадок. А посему решили сделать всем издателям подарок: Законом от 17.05.2001 г. № 2410-III ( 2410-14 ) установили для печатной продукции ряд льгот, среди которых особое внимание привлекает новый п. 7.19 Закона О Прибыли: "Временно, до 1 января 2003 года, не включаются в состав валовых доходов плательщика налога доходы, полученные от продажи издательской продукции заказчику или непосредственному потребителю". Разумеется, издатели книг, журналов, газет и т. п. (в том числе и мы, грешные) приняли эту льготу с воодушевлением. Однако, как говорила героиня фильма "По семейным обстоятельствам" (за достоверность цитаты не ручаемся), "я понимаю, что не для всех это праздник". В общем, на берегу Днепра возникли одиночные сомнения в том, что данная льгота распространяется на печатные средства массовой информации, то есть на газеты-журналы. Эти опасения вызваны тем, что в означенной сфере действуют два Закона: "Об издательском деле" (далее - Закон об издательстве) и "О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине" ( 2782-12 ) (далее - Закон о прессе). Напомним, что согласно Закону об издательстве издательская продукция - это "совокупность изданий, предназначенных для выпуска или выпущенных издателем (издателями)". Вот кое-кто из коллег-скептиков и решил, что термин "издание" в этих Законах (а также в Законе "Об информации" ( 2657-12 )) имеет разное значение. Собственно, и в ст. 1 Закона о прессе, и в ст. 20 Закона "Об информации" говорится, что печатные средства массовой информации являются изданиями. Да и в определение издания из ст. 1 Закона об издательстве печатные СМИ попадают: "Издание - произведение (документ), прошедшее редакционно- издательскую обработку, изготовленное печатанием, тиснением или другим способом, содержащее информацию, предназначенную для распространения, и соответствующую требованиям государст- венных стандартов, других нормативно-правовых актов по изда- тельскому оформлению, полиграфическому и техническому исполне- нию". На чем же основываются скептические выводы о "несовпадении"? Вот ключевые аргументы противоположной точки зрения: 1) в Законе о прессе речь идет о регистрации печатных средств массовой информации, а в Законе об издательстве речь идет о регистрации издателей; 2) определение прессы по сравнению с определением издания дополнено требованиями периодичности и постоянства названия; 3) среди функций Книжной палаты нет ни одной, относящейся к СМИ; 4) Инструкция, утвержденная приказом Министерства по делам прессы и информации от 29.02.96 г. № 20 ( z0310-96 ), возможности присваивать журналам и газетам код ISSN не предусматривает; 5) выходные данные для прессы, перечисленные в ст. 32 Закона о прессе, не совпадают с выходными сведениями для изданий, указан- ными в ст. 23 Закона об издательстве. Что можно на это возразить? На наш взгляд, приведенные доводы чрезмерно усложняют ситуацию. Все станет на свои места, как только мы вспомним, что Закон о прессе является более специальным по отношению к Закону об издательстве. Потому-то он и предъявляет к прессе ряд специфических требований - в силу особой общественной значимости этой сферы (не зря ведь прессу называют четвертой властью). То есть Закон об издательстве устанавливает общие требования к любым изданиям, а Закон о прессе, не дублируя, как правило, общие нормы, сосредоточивается на дополнительных и специальных требова- ниях к прессе. Эти Законы соотносятся между собой так же, как, например, общий Закон "О ценных бумагах и фондовой бирже" и спе- циальный Закон "Об обращении векселей в Украине". Скажем, Закон "О ценных бумагах и фондовой бирже" не требует, чтобы векселя выдава- лись только для оформления денежного долга за фактически постав- ленные товары, выполненные работы, предоставленные услуги, однако из этого вовсе не следует, что векселя не являются ценными бумага- ми! Таким образом, пресса должны удовлетворять требованиям обоих Законов, причем в случае противоречия между ними приоритет имеет Закон о прессе. Ну а теперь приведем наши возражения по каждому пункту: 1) начнем с вопроса о регистрации. Издатели и распространители прессы по Закону об издательстве действительно регистрации не подлежат, но не потому, что Закон на них не распространяется, а потому, что добрый Кабмин в нарушение Закона в п. 1 Положения о Государственном реестре издателей, изготовителей и распространите- лей издательской продукции ( 1540-98-п ), утвержденного Постанов- лением от 28.09.98 г. № 1540, их от этого освободил. Но данное исключение только подтверждает правило. Тем более что изготовители прессы регистрироваться по этому Положению должны - их Кабмин не освобождал; 2) что касается периодичности, то ст. 22 Закона об издательст- ве упоминает среди прочих и периодические издания. Наличие же в определении прессы (в Законе о прессе) таких признаков, как периодичность и постоянство названия, безусловно, необходимо для указания отличий прессы от других видов изданий. Иначе прессой можно было бы назвать и книжки-раскраски; 3) теперь несколько слов о функциях Книжной палаты. В ст. 27 Закона об издательстве, где описаны эти функции, действительно, ни газеты, ни журналы, ни пресса вообще не упоминаются. Однако Книжной палате предписано среди прочего осуществлять "комплектование и хранение полного и неприкосновенного фонда Государственного архива печати - главного хранилища всех видов изданий, выпущенных в Украине". Если выйти за пределы рассматриваемого Закона, то, например, из Постановления КМУ от 06.07.92 г. № 376 "Об упорядочении рассылки контрольных экземпляров произведений печати" ( 376-92-п ) можно узнать, что в харьковский филиал Книжной палаты направляются экземпляры всех газет и изданий газетного типа, а в саму Книжную палату (в Киев) - экземпляры всех остальных изданий. То есть газеты (пресса) охватываются функциями Книжной палаты (еще и как!); 4) еще проще обстоит дело с кодами. Инструкция, на которую ссылаются скептики, безусловно, не предусматривает присвоения кода ISSN журналам и газетам. Но она и не должна этого делать. Данная Инструкция вообще не касается кодов ISSN, поскольку посвящена кодам ISBN. А эти коды присваиваются только книгам и брошюрам, так что газеты и журналы в Инструкции и не могли быть упомянуты! Что же касается Международной стандартной нумерации серийных изданий (ISSN), то такие коды действительно присваиваются перио- дическим изданиям. Но в Украине работа по их внедрению пока еще находится в подготовительной стадии, о чем можно узнать, например, из того же приказа Минпрессы от 29.02.96 г. № 20 ( z0310-96 ), которым утверждена Инструкция по ISBN. На сегодняшний день Украина даже не подписала соответствующего соглашения с Международным центром ISSN в Париже. Соответственно, и норма ст. 23 Закона об издательстве, требующая наличия у издания международного стандартного номера, на газеты и журналы пока не распространяется, хотя добровольцы могут получить этот код в Международном центре самостоятельно; 5) наконец, о несовпадении "выходных данных" с "выходными сведениями". Они и не должны совпадать, поскольку выходные сведе- ния - понятие более широкое и выходные данные включаются в них в качестве составной части (см. ст. 23 Закона об издательстве). Кроме того, в Законе об издательстве (ст. 6) газетно-журналь- ные издательства прямо упомянуты. Если бы этот Закон их не касал- ся, с какой бы стати он о них писал? В общем, никаких антагонистических противоречий между "прес- сой" и "изданиями" мы не видим. А о том, как поступать в случае коллизии между специальным и общим законами, "Бухгалтер" писал в № 8-9'2001 на с. 31-35. О знаменитом 4.4.1 тут даже и не упоминаем - не за чем! Так что газеты и журналы могут преспокойно пользоваться льготой по налогу на прибыль на радость их читателям. P. S. Вполне возможно, что всевозможные "аргументы" против льготы (которыми, в принципе, могли бы воспользоваться и налоговики) кое-кто насобирал специально, чтобы вызвать ответную реакцию специалистов и тем самым заранее выбить оружие из рук налоговиков. Нанести, так сказать, превентивный удар. Если наши догадки верны, то замысел этот (по крайней мере отчасти) удался: наш журнал - отреагировал... ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 25/01, стр. 56 [01.09.2001] Леонид Карпов, А. К. ------------------------------------------------------------------