Пенсионное страхование и обеспечение при уплате единого налога

------------------------------------------------------------------

    Субъекты  предпринимательской  деятельности  -  и  юридическое
лицо,  и  физическое   лицо,    избравшие    упрощенную    систему
налогообложения, уплачивают ежемесячно средства в Пенсионный  фонд
в размере 42%  в  составе  единого  налога  через  отдельный  счет
отделения Государственного казначейства Украины.

    Сбор из дохода наемных работников

    Абзацем  5  п.  2  Указа  № 727 ( 727/98 )  установлено,   что
физическое  лицо,  уплачивающее  единый  налог,  освобождается  от
начисления,  отчисления   и   перечисления  сборов,  связанных   с
выплатой заработной платы работникам, находящихся с ним в трудовых
отношениях,  включая членов  его  семьи, в государственные целевые
фонды.
    Юридические лица - плательщики единого налога, несмотря на то,
что они согласно п. 6 Указа № 727 не являются плательщиками  сбора
(взноса) в Пенсионный  фонд,  обязаны  его  удерживать  с  наемных
работников.   Работники    предприятия    продолжают    оставаться
плательщиками сборов из заработной платы.
    В  соответствии   с   пп.  6.5  Инструкции  № 4-6 ( z0436-99 )
субъекты  предпринимательской  деятельности  -  юридические  лица,
избравшие  способ   налогообложения   в   виде   единого   налога,
перечисляют удержанные  из  заработной  платы  наемных  работников
сумма сбора на обязательное государственное пенсионное страхование
по ставке 1% (2%) на общих основаниях.
    Государственный  комитет  Украины  по  вопросам   регуляторной
политики  и  предпринимательства  в  письмах   от   11.01.2001  г.
№ 2-222/71 и от 22.05.2001 г. № 5-531/3253 разъясняет:
    - юридические лица, уплачивающие единый  налог,  освобождаются
от уплаты сбора (взноса) в Пенсионный фонд, но обязаны  удерживать
такой сбор с наемных работников и перечислять его  непосредственно
в Пенсионный фонд;
    - физические лица - плательщики единого  налога  освобождаются
от  обязанности  удерживать,  начислять  и  перечислять  сбор    в
Пенсионный фонд Украины как из собственных доходов предпринимателя
и членов его семьи, так и из заработной платы наемных  работников.

    О трудовом стаже

    Как указано выше, пенсионный сбор из дохода наемных работников
обязаны удерживать только юридические лица -  плательщики  единого
налога. Однако при наступлении пенсионного возраста  все  граждане
рассчитывают на трудовую пенсию, на которую имеют  право  согласно
ст. 12 Закона о пенсиях ( 1788-12 ) после достижения ими возраста:
    - мужчины - 60 лет при стаже работы не менее 25 лет;
    - женщины - 55 лет при стаже работы не менее 20 лет.
    В соответствии со ст. 3 Закона о  пенсиях  право  на  трудовую
пенсию имеют лица,  работающие  на  предприятиях,  в  учреждениях,
организациях,    кооперативах    (в    т. ч.    по       договорам
гражданско-правового характера) независимо от форм собственности и
хозяйствования, при условии уплаты предприятиями  и  организациями
страховых взносов в Пенсионный фонд Украины.
    Физические     лица,     занимающиеся      предпринимательской
деятельностью,  также  имеют  право   на  трудовую   пенсию,  если
уплачивали страховые взносы в Пенсионный фонд Украины.
    Основным  документом,  подтверждающим  стаж  работы,  является
трудовая  книжка  (ст.  62  Закона  о  пенсиях).  Однако  при   ее
отсутствии или соответствующих  записей  для  подтверждения  стажа
применяется  порядок  подтверждения  имеющегося   трудового  стажа
для  назначения  пенсий   при   отсутствии  трудовой   книжки  или
соответствующих  записей  в  ней,   утвержденный    постановлением
Кабинета Министров Украины от 12.08.93 г. № 637 ( 637-93-п ).
    Так как единоналожники уплачивают 42% от суммы единого  налога
в Пенсионный фонд Украины через Госказначейство,  то  Министерство
труда  и  социальной  политики  считает,  что  нет  оснований  для
исключения из трудового стажа для начисления пенсии периода работы
у плательщика единого налога.
    Однако в письмах от 23.06.2001 г.  № 06/1-4/87 ( v4_87203-01 )
и   от   30.08.2001  г.  №  02-1972/5-7 ( v_5-7203-01 )   Минтруда
разъясняет, что  в  общий стаж  физических лиц  включается  период
работы  на  условиях трудового договора (контракта) или выполнения
работ  (услуг)  по  гражданско-правовым договорам на предприятиях,
избравших упрощенную систему налогообложения, при наличии:
    - подтверждения трудовых отношений лица с таким предприятием;
    - справки об уплате физическим лицом за этот период  страховых
взносов  в  Пенсионный  фонд (п. 4  ст. 1,  п. 4  ст. 4  Закона  о
пенсионном сборе);
    - справки об уплате предприятием единого налога.
    Чтобы физическое лицо - плательщик единого налога имело  право
выдать справку  об  уплате страховых  взносов  в  Пенсионный  фонд
наемным работникам, ему необходимо удерживать  и  перечислять сбор
из дохода работников и членов семьи на общих основаниях.

    Сбор с неначисленной зарплаты

    В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 2 Закона о  пенсионном  сборе
плательщики сбора (предприятия, учреждения, организации независимо
от форм собственности и граждане-предприниматели), имеющие наемных
работников,  но  не  осуществляющие  расходов на оплату  их труда,
сумму   сбора   определяют   расчетно  как  32%  от   произведения
минимального  размера  заработной  платы  на  количество   наемных
работников предприятия, на которых не начислялась зарплата.
    Так как "единоналожники"  освобождаются  от  уплаты  сбора  на
обязательное  государственное  пенсионное  страхование,  то  и  от
уплаты сбора в размере 32%  от  минимальной  заработной  платы  за
наемных работников, которым не осуществлено начисление  заработной
платы, они также освобождаются (письмо Пенсионного  фонда  Украины
от 24.04.2001 г. № 04/1982 ( v1982572-01 ) {1}).
    Однако Пенсионный  фонд  до  этого  разъяснения  придерживался
другого мнения (письмо от 11.10.2000 г.  № 06/5419 ( v5419572-00 )
{2}),  ссылаясь на то, что Закон Украины от 15.10.99 г.  № 967-XIV
( 967-14 ),  которым  введено  взимание  сбора   на   обязательное
государственное пенсионное  страхование  в  вышеуказанном порядке,
принят после вступления в силу Указа № 727 ( 727/98 ).

    Справка для открытия банковского счета

    Не являясь плательщиками  указанного  сбора,  "единоналожники"
могут  не  регистроваться  в  органах  Пенсионного  фонда    (если
отсутствуют наемные  работники).  Однако  их  берут  на  учет  как
плательщиков   единого   налога  на  основании    регистрационного
извещения,  выданного   органами    государственной    регистрации
субъектов предпринимательской деятельности.
    Кроме того,  при  открытии  банковского  счета  юридическим  и
физическим лицам необходимо представить в учреждение банка справку
о своей регистрации в Пенсионном фонде.
    Пенсионный   фонд   в   письме  от  02.06.2000  г.  №  04/2894
( v2894572-00 ) {3} сообщает,  что  в   порядке  исключения  таким
плательщикам предоставляется справка для открытия расчетного счета
в учреждении  банка при наличии квитанции об уплате единого налога
в Госказначейство.

    Уплата сбора с отдельных видов хозяйственных операций

    С одной  стороны,  "единоналожник"  не  является  плательщиком
сбора  на  обязательное  государственное  пенсионное  страхование,
который в  соответствии  со  ст.  14  Закона  Украины  "О  системе
налогообложения" от 25.06.91 г. № 1251-ХII ( 1251-12 ), в редакции
Закона  Украины  от  18.02.97 г. № 77/97-ВР,  включен  в  перечень
общегосударственных налогов, сборов, обязательных платежей.
    С  другой  стороны, Пенсионный  фонд  Украины считает  (письмо
от 02.06.2000 г. № 04/2895 {4}),  что субъекты предпринимательской
деятельности, перешедшие  на  упрощенную систему  налогообложения,
являются  плательщиками    пенсионного    сбора    по    операциям
купли-продажи валют на общих основаниях.
    Обоснованием такой позиции является то,  что  Закон Украины "О
внесении  изменений  в  Закон Украины  "О  сборе  на  обязательное
государственное  пенсионное  страхование" от 22.10.98 г. № 208-XIV
( 208-14 ),  которым   введены   ставки  сбора   на   обязательное
государственное   пенсионное   страхование   с   отдельных   видов
хозяйственных операций, в т. ч. с операций покупки-продажи  валют,
принят после вступления в силу Указа № 727.
    Однако если  цитировать  дословно,  то  указанным  Законом  не
введены новые  ставки  сбора,  а  "внесены  изменения  в  Закон  о
пенсионном сборе": статья 1 дополнена пунктами 5, 6, 7 и т. д.
    Настаивая на уплате сбора при отчуждении автомобиля  в  письме
от  31.01.2001 г.  № 04/460 ( v_460572-01 ) {5}, Пенсионный фонд в
своих рассуждениях пошел еще дальше.  В письме  утверждается,  что
ст. 1 Закона  о  пенсионном сборе  юридические и физические лица -
субъекты  предпринимательской   деятельности,  использующие   труд
наемных работников, являются плательщиками сбора по ставке 32%  от
фонда оплаты их труда.  В соответствии с Указом  № 727 плательщики
этого   сбора   имеют   право   перейти   на   упрощенную  систему
налогообложения и в качестве таковых освобождаются от его уплаты.
    Закон о пенсионном сборе дополнен ставками сбора на пенсионное
страхование  с  отдельных  видов   хозяйственных  операций   после
вступления в силу Указа № 727. Указанным Законом  определено,  что
плательщиками сбора со стоимости  автомобиля  при  его  отчуждении
являются юридические  и  физические  лица. При  этом  освобождение
плательщиков   единого  налога  от  уплаты  сбора  при  проведении
указанных  операций  не  предусмотрено.   Таковы    доказательства
Пенсионного фонда.
    Во-первых,  нормы  п. 6  Указа  №  727 ( 727/98 )  освобождают
"единоналожников" от уплаты сбора на обязательное  государственное
пенсионное страхование, а не от уплаты сбора по ставке 32%.
    Во-вторых, и в Законе о пенсионном сборе, и в Указе № 727 речь
идет об общегосударственном сборе.  Однако данные разъяснения,  по
мнению автора, нелогичны.
    А если эти сборы (не  ставки  или  объект  налогообложения)  в
письме   считаются   различными,  то  тем  более   нет   оснований
"единоналожникам" уплачивать сбор на обязательное  государственное
пенсионное страхование с отдельных видов хозяйственных операций.
    Если пенсионный сбор  при  отчуждении  автомобиля уплачивается
его  покупателями  непосредственно  на  счета   местных    органов
Пенсионного фонда по месту регистрации легкового автомобиля (п. 15
Постановления  № 1740 ( 1740-98-п )), то сбор  при покупке  валюты
в  Пенсионный  фонд  перечисляют  уполномоченные  банки.  Сбор  со
стоимости  услуг  сотовой   мобильной  связи   также   перечисляют
посредники  -  операторы  сотовой  мобильной  связи (п.п. 4  и  15
Постановления № 1740).
    С одной стороны, неодинаковый подход  к  покупателям  валюты и
пользователям мобильной связи усложнит работу банков и операторов.
С другой стороны, "единоналожников" обязывают уплачивать  сбор  на
обязательное пенсионное страхование, плательщиками которого они не
являются.
    Данное  противоречие   -   не    единственное   в   украинском
законодательстве.  В  совместном   письме   Министерство  труда  и
социальной политики Украины (от 20.04.2001 г. № 03-3/1808-020-1) и
Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной  политики
и предпринимательства (от 12.04.2001  № 1-531/2481 ( v20-1203-01 )
{6}) обращают  внимание   на   Законы   Украины   по   социальному
страхованию, вступившие в силу  в  текущем году.  Однако подробнее
вопросы    социального    страхования   "единоналожников"    будут
рассмотрены в отдельной консультации.

    Перечень  сокращенных  обозначений  нормативных    документов,
    использованных в данной консультации:

1. Закон о пенсиях - Закон Украины "О пенсионном  обеспечении"  от
   05.11.91 г. № 7788-ХII, с изменениями и дополнениями.
2. Закон  о  пенсионном  сборе   -   Закон  Украины  "О  сборе  на
   обязательное  государственное  пенсионное    страхование"    от
   26.06.97 г. № 400/97-ВР с изменениями и дополнениями.
3. Указ № 727 - Указ Президента  Украины  "Об  упрощенной  системе
   налогообложения,  учета   и   отчетности    субъектов    малого
   предпринимательства" от 03.07.98 г. № 727/98, в редакции  Указа
   Президента Украины от 28.06.99 г. № 746/99.
4. Порядок  №  1740   -   Порядок  уплаты  сбора  на  обязательное
   государственное  пенсионное  страхование  с  отдельных    видов
   хозяйственных операций,  утвержденный  постановлением  Кабинета
   Министров Украины от  03.11.98  г.  №  1740,  с  изменениями  и
   дополнениями.
5. Инструкция № 4-6  -  Инструкция  о  порядке исчисления и уплаты
   предприятиями, учреждениями, организациями и  гражданами  сбора
   на обязательное государственное пенсионное страхование,  других
   платежей, а  также  учета  их  поступления  в  Пенсионный  фонд
   Украины,  утвержденная  постановлением  правления   Пенсионного
   фонда  Украины  от  03.06.99  г.  №  4-6,  с   изменениями    и
   дополнениями.

{1} См. "Главбух" № 24/2001, стр. 36.
{2} См. "Главбух" № 45/2000, стр. 23.
{3} См. "Главбух" № 27/2000, стр. 27.
{4} См. "Главбух" № 27/2000, стр. 27.
{5} См. "Главбух" № 11/2001, стр. 36.
{6} См. "Главбух" № 22/2001, стр. 47.


------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№40/01, стр. 47
[08.10.2001]
Елена Бондаренко
Бухгалтер-консультант АФ "ГлавБух-Аудит"
------------------------------------------------------------------