Киже-1 ------------------------------------------------------------------ Приложение Ж-1 к декларации о прибыли предприятия тоже кажется почти мнимым: ведь по сути его показатели являются расшифровкой только одной-единственной строки декларации - строки 19 "сум- ма внесенных (начисленных) налогов, сборов, обязательных плате- жей...". Казалось бы, при заполнении хотя бы этого приложения у бухгал- тера не может возникнуть проблем. Казалось... Всего же негоже Процитированная выше "текстовка" строки 19 декларации на самом деле имеет продолжение. Она завершается следующей скобкой: "... (приложение Ж-1, строка 19.25)". Строка 19.25 приложения Ж-1 называется "Всего расходов...". Но обратившись к этой строке приложения Ж-1, растерянный плательщик оказывается практически перед той же проблемой, что и начинающий водитель, который задается простым вопросом:почему в автомобиле педалей три, если ног только две? В данном случае проблема еще сложнее: у строки 19 декларации графы две - графа 3 и графа 4, а у строки 19.25 приложения Ж-1 граф четыре - графа 3.1, графа 3.2, графа 4.1 и графа 4.2! Как установить взаимосвязь между четырьмя графами строки 19.25 приложения Ж-1 и двумя графами строки 19 декларации? Однако прежде чем заниматься решением этой проблемы (кстати, тоже связанной именно с последней строкой!) и "влезать" в приложе- ние Ж-1, поговорим о строке 19 декларации. Для этого обратимся к подпункту 5.2.5 статьи 5 Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР "О налогообложении прибыли предприятий" ( 283/97-ВР ) (далее - Закон о налоге на прибыль), согласно кото- рому в состав валовых расходов плательщика включаются: "суммы внесенных (начисленных) налогов, сборов, обязательных платежей, установленных Законом Украины "О системе налогообложения", за исключением...", - не станем цитировать дальше (по крайней мере пока), поскольку для всех упомянутых далее "за исключением" в приложении Ж-1 просто не найдется строки. Кстати, нельзя не поблагодарить авторов за то, что они по крайней мере не исказили порядка упоминания налогов, сборов (обя- зательных платежей) в статьях 14 и 15 Закона "О системе налогооб- ложения", хотя строка 19.10 (инносбор) давно уже не нужна, а стро- ки для радиоресурсного сбора - наоборот - не хватает, да и трудно представить плательщика налога на прибыль, заполняющего строку 19.19 (курортный сбор), и в строке 19.13 цифры "19.3.1" и "19.3.5" нужно заменить на "19.13.1" и "19.13.6". А в остальном, как гово- рится, все хорошо... Перечислим исключения: налог на прибыль предприятий; НДС; налог на недвижимость (еще и "киже-налог" нашелся!); суммы подо- ходного налога, перечисляемые в бюджет (налога, удержанного из сумм, выплаченных физическим лицам, т. е. за счет таких выплат - а за "свой счет" их и перечислять-то строго запрещено Декретом КМУ от 26.12.92 г. № 13-92 "О подоходном налоге с граждан") ( 13-92 ); налог на дивиденды (пункт 7.8 Закона о налоге на прибыль, а зна- чит, это касается и налогообложения совместной деятельности без создания юрлица); налог на доходы от игорного бизнеса (пункт 10.2 Закона о налоге на прибыль); налог на доходы нерезидентов (статья 13 Закона о налоге на прибыль) и, наконец, суммы, уплаченные за торговые патенты (подпункт 5.3.4 Закона о налоге на прибыль). Уже? В качестве небольшого "расходного" отступления, поскольку уж мы заговорили об исключениях из подпункта 5.2.5 Закона о налоге на прибыль, т. е. о налогах, сборах (обязательных платежах), кото- рым нет места ни в валовых расходах, ни в приложении Ж-1, нельзя не упомянуть о крайне "эпатажном" мнении: дескать, поскольку под- пункт 5.3.3 Закона о налоге на прибыль прямо запрещает включение в валовые расходы именно уплаченных (начисленных) продавцам сумм НДС, включенных в цену товаров (работ, услуг), то это можно трак- товать как разрешение на включение в валовые расходы сумм НДС, уплаченных (начисленных?) в бюджет. Не станем повторять ставшие модными слова о "соответствии нор- мам и содержанию соответствующего налога", но заметим, что "бало- ваться" подобной трактовкой если и можно, то только Юпитеру, да и то не каждому... Скорее всего законодатель упомянул в первом абзаце подпункта 5.3.3 Закона о налоге на прибыль только об упла- ченных (начисленных) продавцам суммах НДС, потому что только такие суммы упомянуты и во втором абзаце этого подпункта: в отличие от плательщика НДС, неплательщику этого налога такие суммы на валовые расходы относить можно (кстати, в приложении Ж-1 нет строки для этих "неплательщицах" сумм, поскольку оно - для "внесения", а не для любой уплаты, и попадут они в состав валовых расходов вместе с соответствующими расходами по приложению Ж). Впрочем, иногда пози- цию ГНАУ угадать непросто (даже тем, кто не намерен спорить, а предпочитает следовать ее линии), как это произошло, например, с суммами НДС, уплачиваемыми в бюджет физическими "предпринима- тельскими лицами", действующими на основании Декрета "О подоходном налоге с граждан" (см. приложение № 7 к Инструкции "О подоходном налоге с граждан", утвержденное в редакции недавнего приказа ГНАУ от 14.02.2001 г. № 53 ( z0239-01 )). Несмотря на критику, ГНАУ жестко стоит на своем, т. е. на том, что такие суммы предпринима- телю относить на расходы можно, а раз так, то, учитывая установ- ленную Декретом "О подоходном налоге с граждан" непосредственную связь расходов предпринимателя с валовыми расходами по Закону о налоге на прибыль, можно констатировать, что у сторонников приве- денного выше мнения есть союзники в ГНАУ (которые, возможно, об этом и не подозревают, ведь они специалисты не "по налогу на при- быль", а "по подоходному"). Дальше - больше. Если быть последовательным, то нужно ут- верждать, что поскольку в подпункте 5.3.3 Закона о налоге на при- быль говорится не о Декрете "О подоходном налоге с граждан" и не о подоходном налоге с граждан, а о "законе Украины о налогообложении доходов физических лиц" и о "налогах на доходы физических лиц", то до принятия закона на валовые расходы можно относить и внесен- ные плательщиком налога на прибыль в бюджет суммы подоходного налога. Кто "за"? Даешь строку! Откуда же? Обратимся к особенностям построения приложения Ж-1. Казалось бы, вполне привычная бухгалтерскому глазу структура "начислено - фактически уплачено" здесь не может заключать столь же обычное для такой структуры содержание. Обычно такая структура присуща формам отчетности, представляе- мой плательщиком большинства налогов их получателям: "начислено - фактически уплачено - подлежит внесению" (здесь мы подражаем раз- нобою приложения Ж-1: в заголовке - "...с внесением", а в шапке таблицы - "...уплачено"). Но такая структура нужна только для контроля налоговых поступлений и главная ее соль заключается в словах "подлежит внесению". Назначение приложения Ж-1 совершенно другое, и оно однозначно определяется как его названием - "Расходы...", так и названием последней строки - "Всего расходов...". Абсолютно ясно, что ника- кое "подлежит внесению" в данном случае никого не интересует, а нужны показатели приложения Ж-1 только для того, чтобы раскрыть (доказать обоснованность) включения в валовые расходы плательщика сумм внесенных (начисленных) налогов, сборов (обязательных плате- жей). Вся соль в данном случае заключается в словах "внесенных (начисленных)", которые являются главной достопримечательностью подпункта 5.2.5 Закона о налоге на прибыль и прочно связывают нормы этого подпункта со строкой 19 декларации и приложением Ж-1. Эти слова характеризуют так называемый принцип "первого события", который, в свою очередь, является главной достопримечательностью Закона о налоге на прибыль, согласно которому, в частности, сумма того или иного налога, сбора (обязательного платежа) подлежит включению в валовые расходы в том отчетном периоде, на который пришлось первое из таких событий: сумма была начислена; сумма была уплачена. Собственно говоря, если копнуть глубже, то в так называемом налоговом учете, и конкретно в так называемом налоговом учете по налогу на прибыль (ну разве такие словечки не вызывают стойкое отвращение?), если и можно говорить о начислении как таковом, то только о начислении в самой декларации (ведь других "учетных регистров" все равно нет). Поэтому, полагая, что данные налогового учета базируются на данных учета бухгалтерского, нужно признать, что под начислением налогов, сборов (обязательных платежей) в дан- ном случае (с точки зрения заполнения приложения Ж-1) понимается начисление соответствующих обязательств в бухгалтерском учете. Их внесение (уплата) также подтверждается данными бухгалтерского учета. Если так, то, как правило, начисление налогов, сборов (обяза- тельных платежей) опережает их внесение, т. е., как правило, пер- вым событием и датой, когда соответствующую сумму можно включить в валовые расходы, является именно событие и дата начисления в бухгалтерском учете того или иного налога, сбора (обязательного платежа) - разумеется, это не касается исключений подпункта 5.2.5 Закона о налоге на прибыль. При этом типичной является ситуация, когда вносится именно та сумма, которая начислена. А если - пусть и по ошибке - внесена большая сумма, чем была ранее начислена? В этом случае сумма пре- вышения по сути является внесением налога, сбора (обязательного платежа), которые будут начислены позже, и на основании того, что такое внесение является первым событием согласно подпункту 5.2.5 Закона о налоге на прибыль, сумма превышения подлежит включению в валовые расходы плательщика в том отчетном периоде, когда было произведено внесение (уплата) такого "вершка". На самом деле подобная ситуация имеет место не только в результате ошибки (пример - уплата акцизного сбора по алкогольным напиткам и табачным изделиям при приобретении марок: см. Положение о порядке начисления, сроках уплаты и представления расчета акцизного сбора, утвержденное приказом ГНАУ от 19.03.2001 г. № 111 ( z0295-01 ), далее - Положение № 111). Однако сначала обра- тимся к типичной ситуации. Ни больЖе ни меньЖе Итак, если начисление - включение в валовые расходы - внесение всех (подчеркиваем - всех!) налогов, сборов (обязательных плате- жей), перечисленных в приложении Ж-1, осуществляется плательщиком в рамках типичной ситуации, т. е. именно в указанном порядке, то источником для заполнения граф 3 и 4 строки 19 декларации являются только показатели соответственно граф 3.1 и 4.1 ("начислено") строки 19.25 приложения Ж-1. Тогда показатели граф 3.2 и 4.2 при- ложения Ж-1 (пока что мы не уточняем, какие именно суммы там отра- жаются, а допускаем, что наряду с заполнением граф 3.1 и 4.1 какие-то суммы заносятся и в графы 3.2 и 4.2 соответственно) могут иметь исключительно справочный характер: настолько же справочный, как, например, показатели строки 15 или 20 приложения Ж. А если так, то при заполнении граф 3.2 и 4.2 приложения Ж-1 найдутся такие, кто ограничится следующим соображением: "если характер показателей справочный, то что бы мы там ни "показали", все равно наказания не будет". Может, оно и так (во всяком случае в рамках типичной ситуации), но не всех бухгалтеров такое соображение оста- новит, для них и продолжим. То же, да не то Начнем с графы 3.2 приложения Ж-1. Поскольку эта графа относится к конкретному отчетному кварта- лу, и не просто к отчетному кварталу, а именно к валовым расходам конкретного отчетного квартала, трудно предположить - а, к сожале- нию, остается лишь предполагать, поскольку Порядок составления декларации о прибыли предприятия, утвержденный приказом ГНАУ от 08.07.97 г. № 214 ( z0313-97 ), уделяет приложению Ж-1 лишь один скромный пункт 4.15, а Рекомендации по приему и срокам рассмотре- ния налоговых деклараций по налогу на прибыль и механизму реали- зации выявленных правонарушений, утвержденные приказом ГНАУ от 11.05.99 г. № 253 ( v0253225-99 ), и вовсе о нем умалчивают, - так вот, трудно предположить, что показатели графы 3.2 приложения Ж-1 ("фактически уплачено"), не увязаны жестко с соответствующими (по каждой строке) показателями графы 3.1 приложения Ж-1 ("начисле- но"). А "увязаны" эти показатели по одному признаку: включены ли такие суммы в валовые расходы того отчетного периода, которому соответствует графа 3.1 приложения Ж-1 и собственно та декларация, к которой последнее прилагается. Подробнее. Например, плательщик - производитель табачных изде- лий начисляет акцизный сбор исходя из объемов их реализации за март и на этом основании включает соответствующую сумму в валовые расходы I квартала, а уплата этой суммы на основании пункта 6.5 Положения № 111 производится 15 апреля (т. е. "15 числа следующего месяца"). Включая эту сумму в показатель графы 3.1 по строке 19.1 прило- жения Ж-1, такой плательщик не имеет никаких оснований включать ее в показатель графы 3.2, поскольку декларация составляется по состоянию на 1 апреля, когда до уплаты дело еще не дошло. Но и при составлении декларации за полугодие - а точнее, при заполнении графы 3.2 приложения Ж-1 - перед таким плательщиком возникает проблема, связанная с таким апрельским платежом: хоть декларация "за полугодие", но графа 3.2 (как и 3.1) соответствующего приложе- ния Ж-1 этой декларации, так сказать, "за валовые расходы II квар- тала" (и только), так можно ли в "этот" ее показатель включать сумму платежа как второго события, включенную по "первому событию" (начислению) в "тот" показатель "того" отчетного периода (т. е. 1 квартала)? А если нет, то это что же получается: что некоторые суммы ("межквартальные") вообще не попадут в графу 3.2 приложения Ж-1, и даже если они попадут в графу 4.2, то по крайней мере одна из них - "межгодовая" (уплата в январе следующего года за декабрь предыдущего) в графу 4.2 приложения Ж-1 все же не попадает? Если же напротив: включать в графу 3.2 приложения Ж-1 суммы любых платежей по соответствующему налогу, сбору (обязательному платежу) в течение того или иного квартала, то, извините, зачем они вообще нужны такие - не имеющие никакой связи с показателями графы 3.1 по соответствующим строкам приложения Ж-1? Вот и напрашивается один-единственный вывод: поскольку соглас- но подпункту 5.2.5 Закона о налоге на прибыль в состав валовых расходов плательщика включаются суммы внесенных (начисленных) налогов, сборов, обязательных платежей, т. е. или внесенных, или начисленных - в соответствии с тем, что было "первым", т. е. в состав валовых расходов через строку 19 декларации о прибыли из приложения Ж-1 подлежит включению или начисленная, или уплаченная (фактически) сумма того или иного налога, сбора (обязательного платежа) как показатель той или иной строки приложения Ж-1, это значит (собственно вывод), что по каждой отдельной строке приложе- ния Ж-1 заполнять следует или графу 3.1, или графу 3.2, и анало- гично этому - или графу 4.1, или графу 4.2, в зависимости от того, какая сумма - фактически начисленная или фактически уплаченная - соответствует включенной в валовые расходы (отчетного квартала или нарастающим итогом с начала года соответственно) плательщика на момент составления декларации о прибыли. А то как же! Обращаем внимание, что к подобному выводу мы пришли, оставаясь в рамках типичной ситуации (см. выше). Если же проанализировать нетипичную ситуацию, то другой ва- риант заполнения оказывается попросту неприемлемым. Скажем, в отношении ситуации, когда уплата предшествует начис- лению, это кажется очевидным. Поэтому обратимся к той ситуации, когда уплаченной оказалась сумма налога, сбора, обязательного платежа, превышающая начисленную (понятно, что имеет смысл гово- рить только о таком платеже, который был осуществлен в другом квартале, например, следующем за кварталом, к которому отнесено начисление). Поскольку часть платежа, ограниченная начисленной суммой, уже была включена в валовые расходы плательщика по начислению, об уплате этой части можно говорить уже как о втором событии, тогда как сумма превышения расценивается как "первое событие" для сле- дующего квартала (ведь это событие пришлось именно на следующий квартал). Правда, чем-то напоминает несбалансированный бартер? Однако это не значит, что такая сумма в любом случае подлежит отражению в графе 3.2 приложения Ж-1 того квартала, к которому она фактически относится. Если в этом квартале осуществлено начисление в сумме, превышающей сумму "переплаты", то показатель графы 3.1 приложения Ж-1 "поглотит" последнюю, и в приложении к соответст- вующей декларации заполнить нужно будет все равно только графу 3.1, а графу 3.2 не заполнять. Если "поглощение" не произойдет, например, такой налог в таком квартале не начисляется совсем или начисляется в недостаточной для "поглощения" сумме, то заполнить придется только графу 3.2 приложения Ж-1, а графу 3.1 - нет. Слож- но? Да если бы налоговый учет был простым, разве можно было бы планировать пополнение бюджета за счет штрафов? При таком варианте заполнения (что, собственно, и является сутью нашего предложения) показатель графы 3 строки 19 декларации состоит из суммы показате- лей граф 3.1 и 3.2 строки 19.25 приложения Ж-1, а графы 4 - из суммы показателей граф 4.1 и 4.2 соответственно (без дублирования сумм). Ну надо же! При всей скудости положений упомянутых выше Порядка № 214 и Рекомендаций № 253, нельзя не обратить внимание на следующие нюан- сы. Пункт 4.15 Порядка № 214, оказывается, не так прост, как представляется. Что касается отмеченной выше коллизии относи- тельно подоходного налога, то, как говорится, "во избежание" авто- ры документа по сути исказили соответствующий текст Закона о налоге на прибыль, когда написали "за счет сумм выплат таких дохо- дов в соответствии с законодательством" (пункт 4.15 Порядка № 214) вместо "за счет сумм выплат таких доходов в соответствии с законом Украины о налогообложении доходов физических лиц" (под- пункт 5.3.3 Закона о налоге на прибыль). Мало ли что законодатель там понаписал!.. Рекомендации № 253 подчеркивают то обстоятельст- во, что, говоря условно, Закон Украины от 26.06.97 г. № 400/97-ВР "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" ( 400/97-ВР ) состоит из двух "частей": одна касается фактических расходов на оплату труда работников, другая - шести "отдельных" объектов для начисления сбора. А значит, важно, чтобы суммы, по- павшие из строки 21 приложения Ж в строку 14 декларации, ни в коем случае не дублировались суммами, попавшими из строки 19.25 прило- жения Ж-1 в строку 19 декларации. Кроме того, говоря об определен- ных Порядком № 214 нюансах составления декларации, непосредственно касающихся приложения Ж-1, нельзя не отметить и достаточно "све- жий" третий абзац подпункта 3.1.1, который, впрочем, касается довольно узкого круга плательщиков налога на прибыль, отнесенных согласно статье 1 Декрета КМУ от 26.12.92 г. № 18-92 "Об акцизном сборе" ( 18-92 ) к категории налоговых агентов. Эти плательщики не включают суммы акцизного сбора, полученные с покупателей и вне- сенные в бюджет, ни в валовые доходы (приложение А), ни в валовые расходы (строку 19.1 приложения Ж-1). Прочие плательщики налога на прибыль, которые являются еще и плательщиками акцизного сбора согласно статье 2 Декрета "Об акциз- ном сборе", не отражая отдельно в декларации о прибыли суммы акцизного сбора, включенные в цену товаров, а отражая их в общей сумме продажи товаров (в частности, подакцизных), включаемой в валовые доходы через приложение А, используют строку 19.1 прило- жения Ж-1 для отражения уплаченных (начисленных) сумм акцизного сбора, являющихся налоговыми обязательствами такого плательщика акцизного сбора. И поскольку уж мы "пошли по строкам" приложения Ж-1, нельзя хотя бы в заключение не заметить, что сделанный в Порядке № 214 упор на нормы П(С)БУ 9 "Запасы", согласно которым те или иные пла- тежи включаются в первоначальную стоимость запасов и участвуют таким образом в перерасчете прироста (убыли) остатков по пункту 5.9 Закона о налоге на прибыль, приводит к тому, что суммы некото- рых платежей, отраженные в приложении Ж-1, могут "попасть" и в приложение Ж (строки 4, 8, 14) или в приложение Л (строки 33.1, 33.2, 33.3), а оттуда - в строку 13 декларации (со знаком "+" или "-" соответственно). И если, например, акцизного сбора, "табачно-пенсионного" сбо- ра, уплачиваемого производителями курева, "ювелирно-пенсионного" сбора, "хмельного" сбора этот порядок не касается, поскольку их плательщиками являются продавцы, но не покупатели (а перерасчет остатков осуществляют только покупатели), а например, налога на рекламу или "сотово-пенсионного" сбора он не касается по другой причине: их уплата связана с приобретением услуг, а не запасов, и наконец, не касается ряда других налогов и сборов - потому что они не связаны ни с продажей, ни с приобретением, то напротив - в отношении, например, пошлины или "табачно-пенсионного" сбора, уплачиваемых импортерами, а также пенсионного сбора, уплачиваемого покупателями недвижимости или легковых автомобилей, для которых то или другое является запасами (товарами), а не объектами основ- ных средств, - в отношении всех подобных сумм (включаемых в пер- воначальную стоимость запасов) описанная выше увязка данных прило- жения Ж-1 со строкой 13 декларации должна быть обеспечена. Кстати, если в отношении "недвижимо-пенсионного" и "легково-пенсионного" сбора и в том и в другом случае трудно оспорить мнение ГНАУ отно- сительно того, что такие суммы фактически включаются в валовые расходы только теми плательщиками, для которых недвижимость или легковые автомобили являются запасами (а другие включают такие суммы в базу для начисления амортизации), то намек на включение "валютно-пенсионного" сбора в валовые расходы только "лицами, осуществляющими деятельность...", а не всеми - это, как говорится, от лукавого... Вряд ли вызовет трудности самостоятельное проведение подобного анализа в отношении других показателей приложения Ж-1, т. е. сумм, включаемых в другие его "строки же"... ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" № 88/01, стр. 12 [01.11.2001] А. Голенко Бухгалтер-эксперт Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------