Киже-1

------------------------------------------------------------------

    Приложение Ж-1 к декларации о прибыли предприятия тоже кажется
почти мнимым: ведь по сути его  показатели  являются  расшифровкой
только  одной-единственной строки декларации  -  строки  19  "сум-
ма внесенных  (начисленных)  налогов,  сборов, обязательных плате-
жей...".
    Казалось бы, при заполнении хотя бы этого приложения у бухгал-
тера не может возникнуть проблем. Казалось...

    Всего же негоже

    Процитированная выше "текстовка" строки 19 декларации на самом
деле  имеет  продолжение.  Она завершается следующей скобкой: "...
(приложение Ж-1, строка 19.25)".
    Строка 19.25 приложения Ж-1 называется "Всего расходов...". Но
обратившись к этой строке приложения Ж-1,  растерянный  плательщик
оказывается практически перед той же проблемой, что  и  начинающий
водитель, который  задается простым вопросом:почему  в  автомобиле
педалей три, если ног только две?  В данном  случае  проблема  еще
сложнее: у строки 19 декларации графы две - графа 3 и графа 4, а у
строки 19.25 приложения Ж-1 граф четыре - графа  3.1,  графа  3.2,
графа 4.1 и графа 4.2! Как установить взаимосвязь  между  четырьмя
графами строки  19.25 приложения  Ж-1  и двумя  графами  строки 19
декларации?
    Однако прежде чем заниматься решением этой  проблемы  (кстати,
тоже связанной именно с последней строкой!) и "влезать" в приложе-
ние Ж-1, поговорим о строке 19 декларации.
    Для этого обратимся к подпункту 5.2.5 статьи 5 Закона  Украины
от 22.05.97 г. № 283/97-ВР "О налогообложении прибыли предприятий"
( 283/97-ВР ) (далее - Закон о налоге на прибыль), согласно  кото-
рому  в состав  валовых  расходов плательщика  включаются:  "суммы
внесенных (начисленных) налогов,  сборов,  обязательных  платежей,
установленных Законом  Украины  "О  системе  налогообложения",  за
исключением...", - не станем цитировать дальше  (по  крайней  мере
пока), поскольку для всех  упомянутых  далее  "за  исключением"  в
приложении Ж-1 просто не найдется строки.
    Кстати, нельзя не  поблагодарить  авторов  за то,  что  они по
крайней мере не исказили порядка упоминания налогов, сборов  (обя-
зательных  платежей) в статьях 14 и 15 Закона "О системе налогооб-
ложения", хотя строка 19.10 (инносбор) давно уже не нужна, а стро-
ки для радиоресурсного сбора - наоборот - не хватает, да и  трудно
представить плательщика налога  на  прибыль,  заполняющего  строку
19.19 (курортный сбор), и в строке 19.13 цифры "19.3.1" и "19.3.5"
нужно заменить на "19.13.1" и "19.13.6".  А в остальном, как гово-
рится, все хорошо...
    Перечислим  исключения:  налог на  прибыль  предприятий;  НДС;
налог на недвижимость (еще и "киже-налог" нашелся!);  суммы  подо-
ходного налога, перечисляемые в  бюджет  (налога,  удержанного  из
сумм,  выплаченных физическим лицам, т. е. за счет таких выплат  -
а за "свой счет" их и перечислять-то строго запрещено Декретом КМУ
от 26.12.92 г. № 13-92 "О подоходном налоге с граждан") ( 13-92 ); 
налог на дивиденды (пункт 7.8 Закона о налоге на  прибыль,  а зна-
чит,  это касается  и налогообложения совместной деятельности  без  
создания юрлица); налог на доходы от  игорного бизнеса (пункт 10.2 
Закона  о налоге на прибыль); налог на доходы нерезидентов (статья 
13 Закона о налоге на прибыль) и, наконец,  суммы,  уплаченные  за  
торговые патенты (подпункт 5.3.4 Закона о налоге на прибыль).

    Уже?

    В качестве небольшого "расходного" отступления,  поскольку  уж
мы  заговорили об исключениях из подпункта 5.2.5 Закона  о  налоге
на прибыль, т. е. о налогах, сборах (обязательных платежах), кото-
рым нет места ни в валовых расходах, ни в приложении  Ж-1,  нельзя
не упомянуть о крайне "эпатажном" мнении: дескать, поскольку  под-
пункт 5.3.3 Закона о налоге на прибыль прямо запрещает включение в
валовые расходы именно  уплаченных  (начисленных)  продавцам  сумм
НДС, включенных в цену товаров (работ, услуг), то это можно  трак-
товать как разрешение на включение в  валовые  расходы  сумм  НДС,
уплаченных (начисленных?) в бюджет.
    Не станем повторять ставшие модными слова о "соответствии нор-
мам и содержанию соответствующего налога", но заметим, что  "бало-
ваться" подобной трактовкой если и можно, то только Юпитеру, да  и
то не каждому...  Скорее  всего  законодатель  упомянул  в  первом
абзаце подпункта 5.3.3 Закона о налоге  на прибыль только об упла-
ченных (начисленных) продавцам суммах НДС, потому что только такие
суммы упомянуты и во втором абзаце этого подпункта: в  отличие  от
плательщика НДС, неплательщику этого налога такие суммы на валовые
расходы относить можно (кстати, в приложении Ж-1  нет  строки  для
этих "неплательщицах" сумм, поскольку оно - для "внесения",  а  не
для любой уплаты, и попадут они в состав валовых расходов вместе с
соответствующими расходами по приложению Ж). Впрочем, иногда пози-
цию ГНАУ угадать непросто (даже тем, кто  не  намерен  спорить,  а
предпочитает следовать ее линии), как это произошло,  например,  с
суммами НДС,  уплачиваемыми  в  бюджет  физическими  "предпринима-
тельскими лицами", действующими на основании Декрета "О подоходном
налоге с граждан" (см. приложение № 7 к Инструкции  "О  подоходном
налоге с граждан", утвержденное в редакции недавнего приказа  ГНАУ
от  14.02.2001 г.  № 53 ( z0239-01 )).  Несмотря  на критику, ГНАУ
жестко стоит на своем, т. е. на том, что такие суммы  предпринима-
телю  относить на расходы можно, а раз так, то, учитывая  установ-
ленную Декретом "О подоходном налоге с  граждан"  непосредственную
связь расходов предпринимателя с валовыми расходами  по  Закону  о
налоге на прибыль, можно констатировать, что у сторонников  приве-
денного выше мнения есть союзники в ГНАУ  (которые,  возможно,  об
этом и не подозревают, ведь они специалисты не "по налогу на  при-
быль", а "по подоходному").
    Дальше - больше.  Если быть  последовательным,  то  нужно  ут-
верждать, что поскольку в подпункте 5.3.3 Закона о налоге на  при-
быль говорится не о Декрете "О подоходном налоге с граждан" и не о
подоходном налоге с граждан, а о "законе Украины о налогообложении
доходов физических лиц" и о "налогах на  доходы  физических  лиц",
то  до принятия закона на валовые расходы можно относить и внесен-
ные  плательщиком  налога  на прибыль  в бюджет  суммы подоходного
налога. Кто "за"? Даешь строку!

    Откуда же?

    Обратимся к особенностям построения приложения Ж-1.
    Казалось бы, вполне привычная бухгалтерскому  глазу  структура
"начислено - фактически уплачено"  здесь  не может заключать столь
же обычное для такой структуры содержание.
    Обычно такая структура присуща формам отчетности, представляе-
мой плательщиком большинства налогов их получателям: "начислено  -
фактически  уплачено - подлежит внесению" (здесь мы подражаем раз-
нобою приложения Ж-1: в  заголовке - "...с  внесением", а  в шапке
таблицы - "...уплачено").  Но такая  структура  нужна  только  для
контроля налоговых поступлений и главная  ее  соль  заключается  в
словах "подлежит внесению".
    Назначение приложения Ж-1 совершенно другое, и оно  однозначно
определяется как его названием -  "Расходы...",  так  и  названием
последней строки - "Всего расходов...".  Абсолютно ясно, что ника-
кое "подлежит внесению" в  данном случае никого не  интересует,  а
нужны показатели приложения Ж-1 только для  того,  чтобы  раскрыть
(доказать обоснованность) включения в валовые расходы  плательщика
сумм внесенных (начисленных) налогов, сборов (обязательных  плате-
жей).
    Вся соль  в данном  случае  заключается  в  словах  "внесенных
(начисленных)", которые  являются  главной  достопримечательностью
подпункта  5.2.5 Закона о налоге на  прибыль  и  прочно  связывают
нормы этого подпункта со строкой 19 декларации и приложением  Ж-1.
Эти слова характеризуют так называемый принцип "первого  события",
который, в свою очередь, является  главной  достопримечательностью
Закона о налоге на прибыль, согласно которому, в частности,  сумма
того или иного  налога,  сбора  (обязательного  платежа)  подлежит
включению в валовые расходы в том  отчетном  периоде,  на  который
пришлось первое из таких событий: сумма была начислена; сумма была
уплачена.
    Собственно говоря, если копнуть глубже, то  в  так  называемом
налоговом учете, и конкретно в так называемом налоговом  учете  по
налогу на прибыль (ну разве такие  словечки  не  вызывают  стойкое
отвращение?), если и можно говорить о начислении как  таковом,  то
только о  начислении  в самой  декларации  (ведь  других  "учетных
регистров" все равно нет). Поэтому, полагая, что данные налогового
учета базируются на данных учета бухгалтерского,  нужно  признать,
что под начислением налогов, сборов (обязательных платежей) в дан-
ном случае (с точки зрения заполнения приложения  Ж-1)  понимается
начисление соответствующих обязательств в бухгалтерском учете.  Их
внесение  (уплата)  также  подтверждается  данными  бухгалтерского
учета.
    Если так, то, как правило, начисление налогов, сборов  (обяза-
тельных платежей) опережает их внесение, т. е., как правило,  пер-
вым  событием и датой, когда соответствующую сумму можно  включить
в валовые расходы, является именно событие  и  дата  начисления  в
бухгалтерском учете того или иного  налога,  сбора  (обязательного
платежа) - разумеется, это не касается исключений подпункта  5.2.5
Закона о налоге на прибыль.
    При этом типичной является ситуация, когда вносится именно  та
сумма,  которая  начислена.  А если - пусть  и по ошибке - внесена
большая сумма, чем была ранее начислена? В этом случае сумма  пре-
вышения по сути является внесением  налога,  сбора  (обязательного
платежа), которые будут начислены позже, и на основании того,  что
такое внесение является первым событием согласно  подпункту  5.2.5
Закона о налоге на прибыль, сумма превышения подлежит включению  в
валовые расходы плательщика в том  отчетном  периоде,  когда  было
произведено внесение (уплата) такого "вершка".
    На самом  деле  подобная  ситуация  имеет  место не  только  в
результате ошибки (пример - уплата акцизного сбора по  алкогольным
напиткам и табачным изделиям при приобретении марок: см. Положение
о  порядке  начисления,  сроках  уплаты  и  представления  расчета
акцизного сбора, утвержденное приказом ГНАУ  от  19.03.2001  г.  №
111 ( z0295-01 ), далее - Положение № 111).  Однако  сначала обра-
тимся к типичной ситуации.

    Ни больЖе ни меньЖе

    Итак, если начисление - включение в валовые расходы - внесение
всех (подчеркиваем - всех!) налогов, сборов  (обязательных  плате-
жей), перечисленных в приложении Ж-1, осуществляется  плательщиком
в  рамках типичной ситуации, т. е. именно в указанном порядке,  то
источником для заполнения граф 3 и 4 строки 19 декларации являются
только показатели соответственно  граф  3.1  и  4.1  ("начислено")
строки 19.25 приложения Ж-1. Тогда показатели граф 3.2 и 4.2  при-
ложения Ж-1 (пока что мы не уточняем, какие именно суммы там отра-
жаются,  а допускаем,  что наряду с  заполнением  граф  3.1 и  4.1
какие-то суммы заносятся и в графы 3.2 и 4.2 соответственно) могут
иметь исключительно справочный характер: настолько же  справочный,
как, например, показатели строки 15 или 20 приложения  Ж.  А  если
так, то при  заполнении  граф  3.2 и 4.2  приложения Ж-1  найдутся
такие,  кто  ограничится  следующим  соображением:  "если характер
показателей справочный, то что бы мы там ни  "показали", все равно
наказания не будет".  Может, оно и так (во всяком случае в  рамках
типичной ситуации), но не всех бухгалтеров такое соображение оста-
новит, для них и продолжим.

    То же, да не то

    Начнем с графы 3.2 приложения Ж-1.
    Поскольку эта графа относится к конкретному отчетному  кварта-
лу, и не просто к отчетному кварталу, а именно к валовым  расходам
конкретного отчетного квартала, трудно предположить - а, к сожале-
нию, остается  лишь предполагать,  поскольку  Порядок  составления
декларации о прибыли предприятия, утвержденный  приказом  ГНАУ  от
08.07.97 г. № 214 ( z0313-97 ),  уделяет  приложению Ж-1 лишь один
скромный пункт 4.15, а Рекомендации по приему и срокам  рассмотре-
ния  налоговых деклараций по налогу на прибыль и механизму  реали-
зации выявленных правонарушений,  утвержденные  приказом  ГНАУ  от
11.05.99 г. № 253 ( v0253225-99 ), и вовсе о нем умалчивают, - так
вот,  трудно предположить, что показатели графы 3.2 приложения Ж-1
("фактически уплачено"), не увязаны жестко с соответствующими  (по
каждой строке) показателями графы 3.1  приложения  Ж-1  ("начисле-
но").  А "увязаны" эти показатели по одному признаку: включены  ли
такие суммы в валовые расходы  того  отчетного  периода,  которому
соответствует графа 3.1 приложения Ж-1 и собственно та декларация,
к которой последнее прилагается.
    Подробнее. Например, плательщик - производитель табачных изде-
лий  начисляет акцизный сбор исходя из объемов  их  реализации  за
март и на этом основании включает соответствующую сумму в  валовые
расходы I квартала, а уплата этой суммы на  основании  пункта  6.5
Положения № 111 производится 15 апреля (т. е. "15 числа следующего
месяца").
    Включая эту сумму в показатель графы 3.1 по строке 19.1 прило-
жения  Ж-1, такой плательщик не имеет никаких  оснований  включать
ее в показатель графы 3.2, поскольку  декларация  составляется  по
состоянию на 1 апреля, когда до уплаты дело еще не дошло. Но и при
составлении декларации за полугодие -  а  точнее,  при  заполнении
графы 3.2 приложения Ж-1  -  перед  таким  плательщиком  возникает
проблема, связанная с таким апрельским платежом:  хоть  декларация
"за полугодие", но графа 3.2 (как и 3.1) соответствующего приложе-
ния Ж-1 этой декларации, так сказать, "за валовые расходы II квар-
тала" (и только), так можно ли в  "этот"  ее  показатель  включать
сумму платежа как второго события, включенную по "первому событию"
(начислению) в "тот" показатель "того" отчетного периода (т. е.  1
квартала)? А если нет, то это что  же  получается:  что  некоторые
суммы ("межквартальные") вообще не попадут в графу 3.2  приложения
Ж-1, и даже если они попадут в графу 4.2, то по крайней мере  одна
из них - "межгодовая" (уплата в январе следующего года за  декабрь
предыдущего) в графу 4.2 приложения Ж-1 все же не попадает?
    Если же напротив: включать в графу 3.2  приложения  Ж-1  суммы
любых платежей по соответствующему  налогу,  сбору  (обязательному
платежу) в течение того или иного квартала,  то,  извините,  зачем
они вообще нужны такие - не  имеющие никакой связи с  показателями
графы 3.1 по соответствующим строкам приложения Ж-1?
    Вот и напрашивается один-единственный вывод: поскольку соглас-
но подпункту 5.2.5 Закона о налоге на  прибыль  в  состав  валовых
расходов  плательщика  включаются  суммы  внесенных  (начисленных)
налогов, сборов, обязательных платежей, т. е. или  внесенных,  или
начисленных - в соответствии с тем, что  было  "первым",  т. е.  в
состав  валовых расходов через строку 19 декларации о  прибыли  из
приложения Ж-1 подлежит включению или начисленная, или  уплаченная
(фактически) сумма того или  иного  налога,  сбора  (обязательного
платежа) как показатель той или иной строки  приложения  Ж-1,  это
значит (собственно вывод), что по каждой отдельной строке приложе-
ния Ж-1 заполнять следует или графу 3.1, или графу 3.2,  и  анало-
гично этому - или графу 4.1, или графу 4.2, в зависимости от того,
какая сумма - фактически начисленная или фактически  уплаченная  -
соответствует включенной в валовые расходы (отчетного квартала или
нарастающим итогом с начала года  соответственно)  плательщика  на
момент составления декларации о прибыли.

    А то как же!

    Обращаем внимание, что к подобному выводу мы пришли, оставаясь
в рамках типичной ситуации (см. выше).
    Если же проанализировать  нетипичную  ситуацию,  то другой ва-
риант заполнения оказывается попросту неприемлемым.
    Скажем, в отношении ситуации, когда уплата предшествует начис-
лению, это кажется очевидным.  Поэтому обратимся к  той  ситуации,
когда уплаченной  оказалась  сумма  налога,  сбора,  обязательного
платежа, превышающая начисленную (понятно, что имеет  смысл  гово-
рить  только о таком платеже, который  был  осуществлен  в  другом
квартале, например, следующем за кварталом,  к  которому  отнесено
начисление).
    Поскольку часть платежа, ограниченная начисленной суммой,  уже
была  включена в валовые  расходы  плательщика  по начислению,  об
уплате этой части можно говорить уже как о втором  событии,  тогда
как  сумма превышения расценивается как "первое событие" для  сле-
дующего квартала (ведь это событие пришлось  именно  на  следующий
квартал).  Правда, чем-то  напоминает  несбалансированный  бартер?
Однако  это  не значит, что  такая сумма  в любом  случае подлежит
отражению в графе 3.2 приложения Ж-1 того квартала, к которому она
фактически относится. Если в этом квартале осуществлено начисление
в сумме, превышающей сумму "переплаты", то  показатель  графы  3.1
приложения Ж-1 "поглотит" последнюю, и в приложении  к  соответст-
вующей  декларации заполнить нужно будет все  равно  только  графу
3.1, а графу 3.2 не заполнять.  Если "поглощение"  не  произойдет,
например, такой налог в таком квартале не начисляется  совсем  или
начисляется в недостаточной для "поглощения" сумме,  то  заполнить
придется только графу 3.2 приложения Ж-1, а графу 3.1 - нет. Слож-
но? Да если бы налоговый  учет был  простым,  разве можно было  бы
планировать пополнение бюджета за счет штрафов? При таком варианте
заполнения (что, собственно, и является сутью нашего  предложения)
показатель графы 3 строки 19 декларации состоит из суммы показате-
лей граф 3.1 и 3.2 строки 19.25 приложения Ж-1, а  графы  4  -  из
суммы показателей граф 4.1 и 4.2 соответственно (без  дублирования
сумм).

    Ну надо же!

    При всей скудости положений упомянутых выше Порядка  №  214  и
Рекомендаций № 253, нельзя не обратить внимание на следующие нюан-
сы.
    Пункт 4.15 Порядка №  214,  оказывается,  не  так  прост,  как
представляется.  Что касается  отмеченной  выше  коллизии  относи-
тельно подоходного налога, то, как говорится, "во избежание" авто-
ры документа  по сути  исказили  соответствующий  текст  Закона  о
налоге на прибыль, когда написали "за счет сумм выплат таких дохо-
дов в  соответствии с законодательством"  (пункт  4.15  Порядка  №
214) вместо "за счет сумм выплат таких доходов  в  соответствии  с
законом Украины о налогообложении доходов  физических  лиц"  (под-
пункт 5.3.3 Закона о налоге на прибыль).  Мало ли что законодатель
там  понаписал!.. Рекомендации № 253 подчеркивают то обстоятельст-
во, что, говоря условно, Закон Украины от 26.06.97  г. № 400/97-ВР
"О сборе на  обязательное  государственное пенсионное страхование"
( 400/97-ВР ) состоит из двух "частей": одна касается  фактических
расходов на оплату труда работников, другая  -  шести  "отдельных"
объектов для начисления сбора.  А значит, важно, чтобы суммы,  по-
павшие из строки 21 приложения Ж в строку 14 декларации, ни в коем
случае не дублировались суммами, попавшими из строки 19.25  прило-
жения Ж-1 в строку 19 декларации. Кроме того, говоря об определен-
ных Порядком № 214 нюансах составления декларации, непосредственно
касающихся приложения Ж-1, нельзя не отметить и  достаточно  "све-
жий" третий  абзац  подпункта 3.1.1,  который,  впрочем,  касается
довольно узкого круга плательщиков  налога  на прибыль, отнесенных
согласно статье 1 Декрета КМУ от 26.12.92 г. № 18-92 "Об  акцизном
сборе" ( 18-92 ) к категории налоговых агентов. Эти плательщики не
включают  суммы акцизного сбора, полученные с покупателей  и  вне-
сенные в бюджет, ни в валовые доходы (приложение А), ни в  валовые
расходы (строку 19.1 приложения Ж-1).
    Прочие плательщики налога на прибыль,  которые  являются еще и
плательщиками акцизного сбора согласно статье 2 Декрета "Об акциз-
ном  сборе", не  отражая  отдельно  в декларации  о прибыли  суммы
акцизного сбора, включенные в цену товаров, а отражая  их в  общей
сумме продажи товаров (в  частности,  подакцизных),  включаемой  в
валовые  доходы через приложение А, используют строку 19.1  прило-
жения Ж-1 для отражения уплаченных  (начисленных)  сумм  акцизного
сбора, являющихся налоговыми  обязательствами  такого  плательщика
акцизного сбора.
    И поскольку уж мы "пошли по строкам"  приложения  Ж-1,  нельзя
хотя бы в заключение не заметить, что сделанный в  Порядке  №  214
упор на нормы П(С)БУ 9 "Запасы", согласно которым те или иные пла-
тежи включаются  в первоначальную  стоимость  запасов и  участвуют
таким образом в перерасчете прироста (убыли)  остатков  по  пункту
5.9 Закона о налоге на прибыль, приводит к тому, что суммы некото-
рых платежей, отраженные в приложении Ж-1,  могут  "попасть"  и  в
приложение Ж (строки 4, 8, 14) или в приложение  Л  (строки  33.1,
33.2, 33.3), а оттуда - в строку 13 декларации (со знаком "+"  или
"-" соответственно).
    И если, например, акцизного сбора, "табачно-пенсионного"  сбо-
ра, уплачиваемого производителями  курева,  "ювелирно-пенсионного"
сбора, "хмельного" сбора этот порядок не  касается,  поскольку  их
плательщиками являются  продавцы, но не покупатели  (а  перерасчет
остатков осуществляют только покупатели), а  например,  налога  на
рекламу или "сотово-пенсионного" сбора он не  касается  по  другой
причине: их уплата связана с приобретением услуг, а не запасов,  и
наконец, не касается ряда других налогов и сборов - потому что они
не связаны  ни с продажей,  ни с  приобретением,  то  напротив - в
отношении,  например,  пошлины  или  "табачно-пенсионного"  сбора,
уплачиваемых импортерами, а также пенсионного сбора, уплачиваемого
покупателями недвижимости или легковых  автомобилей,  для  которых
то или другое является запасами (товарами), а не объектами  основ-
ных  средств, - в отношении всех подобных сумм (включаемых в  пер-
воначальную стоимость запасов) описанная выше увязка данных прило-
жения Ж-1 со строкой 13 декларации должна быть обеспечена. Кстати,
если в  отношении "недвижимо-пенсионного" и  "легково-пенсионного"
сбора и в том и в другом случае трудно оспорить мнение ГНАУ  отно-
сительно того, что такие суммы  фактически  включаются  в  валовые
расходы только теми плательщиками, для  которых  недвижимость  или
легковые автомобили являются запасами  (а  другие  включают  такие
суммы в базу для начисления амортизации), то  намек  на  включение
"валютно-пенсионного" сбора  в  валовые  расходы  только  "лицами,
осуществляющими деятельность...", а не всеми - это, как говорится,
от лукавого...
    Вряд ли вызовет трудности самостоятельное проведение подобного
анализа в отношении других показателей приложения Ж-1, т. е. сумм,
включаемых в другие его "строки же"...


------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№ 88/01, стр. 12
[01.11.2001]
А. Голенко
Бухгалтер-эксперт Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------