Коммерческая тайна: что это такое?

------------------------------------------------------------------

    В соответствии  со статьей 30 Закона Украины "О предприятиях в
Украине"  сведения,  связанные  с  производством,  технологической
информацией, управлением, финансами и  другой  деятельностью пред-
приятия, не являющиеся  государственной тайной, разглашение (пере-
дача,  утечка)  которых  может  причинить  вред   его   интересам,
называются коммерческой тайной.
    Состав  и  объем  сведений,  которые  составляют  коммерческую
тайну,  порядок их защиты  определяются руководителем предприятия.
Сведения, которые не могут составлять коммерческой тайны,  опреде-
ляются Кабинетом Министров Украины. Из  этого следует, что руково-
дитель предприятия может самостоятельно  установить  перечень  тех
документов, доступ к которым может быть  ограничен  (запрещен),  в
том числе и для представителей контролирующих органов.  Однако  не
все сведения могут считаться коммерческой  тайной.  Во-первых,  не
могут считаться коммерческой тайной сведения,  составляющие  госу-
дарственную тайну.  Вопросы  доступа,  охраны  и  ответственности,
связанные  с государственной тайной, регулируются Законом  Украины
"О государственной тайне" от 21.01.94 г. № 3855-ХII ( 3855-12 ) (с
изменениями и дополнениями), а также соответствующими нормами КоАП
и УК Украины.  Свод сведений, составляющих государственную  тайну,
утвержден приказом председателя  СБУ ( z0264-01 ) от 01.03.2001 г.
№ 52.
    Во-вторых, не могут составлять  коммерческую  тайну  сведения,
определенные  Кабинетом  Министров  Украины.   Перечень  сведений,
которые не составляют коммерческую тайну, утвержден постановлением
КМУ от 09.08.93 г. № 611 ( 611-93-п ).  Остановимся на нем подроб-
нее. В соответствии с данным постановлением, коммерческую тайну не
составляют:

    - учредительные документы и документы, разрешающие  заниматься
предпринимательской деятельностью и ее отдельными видами. К данным
документам  могут  быть  отнесены  устав,  учредительный  договор,
регистрационные свидетельства, лицензии на  осуществление  опреде-
ленных видов  хозяйственной  деятельности,  сертификаты  на  право
осуществления некоторых  видов операций,  патенты  на  право  осу-
ществления некоторых видов деятельности и т. д.;

    -  информация  по  всем  установленным  формам государственной
отчетности.  Среди этих сведений могут присутствовать данные нало-
говой,  финансовой (балансы,  отчеты  о финансовых результатах,  о
собственном  капитале,  о  движении  денежных  средств  и  т. д.),
статистической и прочих видов отчетности;

    - данные,  необходимые для проверки исчисления и уплаты  нало-
гов и других обязательных платежей.  К таким документам могут быть
отнесены все элементы налогового учета, в том числе регистры нало-
гового учета  (например,  книги  учета  продажи  и  приобретения),
учетные  налоговые  документы  (например,  налоговые   накладные),
первичные расчетные и учетные документы (накладные, чеки,  акты  и
т. д.).  Кроме того, исходя из положений статьи 11 Закона  Украины
( 509-12 )  "О  государственной  налоговой  службе  в  Украине"  к
таковым относятся отчетность по РРО, данные об открытых (закрытых)
банковских счетах, о движении денежных средств по  этим  счетам  и
т. д.;

    - сведения о численности и составе работающих,  их  заработной
плате  в целом и по профессиям и должностям,  а  также  о  наличии
свободных рабочих мест.  К ним  могут  быть  отнесены  колдоговор,
штатное расписание, табели учета рабочего времени и т. д.;

    - документы об уплате налогов и обязательных платежей. Таковы-
ми  являются  платежные  поручения  на  уплату  налогов  и  сборов
(обязательных платежей);

    - информация о загрязнении окружающей природной среды,  несоб-
людении  безопасных условий труда,  реализации  продукции,  причи-
няющей вред здоровью, а также о других нарушениях законодательства
Украины и размерах причиненных при этом убытков;

    - документы о платежеспособности;

    - сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперати-
вах,  малых предприятиях, союзах, объединениях и других  организа-
циях, которые занимаются предпринимательской деятельностью;

    - сведения, подлежащие обнародованию в соответствии  с  дейст-
вующим  законодательством. К такой информации может быть отнесена,
в частности, информация о выпуске акций предприятием, предлагаемых
для открытой продажи, которая согласно статье 23 Закона Украины "О
ценных бумагах и фондовой бирже" подлежит обязательному  опублико-
ванию.

    Предприятия обязаны  предоставлять перечисленные в этом поста-
новлении  сведения органам  государственной исполнительной власти,
контролирующим и правоохранительным  органам,  другим  юридическим
лицам в соответствии с действующим  законодательством по их требо-
ванию.
    Вся вышеперечисленная информация  представляет собой  информа-
цию, доступ к которой осуществляется  без ограничения, в том числе
контролирующими органами в рамках  их полномочий.  Так, в частнос-
ти, права налоговых органов по  доступу  к информации  предприятия
изложены в статье 11 Закона Украины "О  государственной  налоговой
службе в Украине" ( 509-12 ).  В частности, в  соответствии с этой
статьей  органы  государственной налоговой  службы в установленном
законом порядке имеют право:

    - осуществлять  проверки  денежных  документов,  бухгалтерских
книг, отчетов, смет,  деклараций,  показателей  электронных  конт-
рольно-кассовых  аппаратов  и компьютерных систем, которые  приме-
няются при расчетах наличными с  потребителями, других  документов
независимо от способа  предоставления информации (включая  компью-
терный),  связанных  с  исчислением  и  уплатой   налогов,  других
платежей,  наличия  свидетельств   о  государственной  регистрации
субъектов предпринимательской деятельности, специальных разрешений
(лицензий, патентов и т. п.) на ее осуществление;

    - получать от предприятий и  граждан - субъектов  предпринима-
тельской  деятельности  справки,  копии  документов  о  финансово-
хозяйственной деятельности,  полученных  доходах,  расходах  пред-
приятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности
и  граждан, о расчетных,  валютных и  других счетах, информацию  о
наличии и движении средств на этих счетах, в том числе о непоступ-
лении в установленные сроки валютной выручки, и другую информацию,
связанную с  исчислением  и уплатой  налогов,  других  платежей  в
порядке, определенном законодательством, входить  в любые информа-
ционные системы, в частности компьютерные, для определения объекта
налогообложения;

    - получать бесплатно  необходимые  сведения  для  формирования
информационного  фонда Государственного реестра физических  лиц  -
плательщиков налогов и других обязательных платежей от предприятий
и граждан - субъектов предпринимательской  деятельности  о  суммах
доходов, выплаченных физическим лицам, и удержанных с них налогов,
других платежей.

    Как видим, права налоговых органов в плане доступа к  информа-
ции  предприятия весьма широки, но при этом не наблюдается  проти-
воречия между правами налоговых органов, закрепленными в статье 11
Закона Украины "О государственной налоговой службе в  Украине",  и
Перечнем сведений, не составляющих коммерческой тайны.
    Несложно заметить, что данный Перечень  настолько  широк,  что
включает   в  себя  практически  все  виды  финансовой  информации
предприятия.  Что же тогда реально можно  отнести  к  коммерческой
тайне? Все виды информации, которые могут  считаться  коммерческой
тайной, условно можно разделить на две группы: техническая  инфор-
мация и коммерческая информация.
    К первой группе можно отнести незапатентованные  научно-техни-
ческие  разработки, базы данных и другие  компьютерные  программы,
созданные предприятием, все виды  ноу-хау,  различные  технические
проекты,  промышленные образцы, незапатентованные товарные знаки и
т.  д.   Следует  иметь  в  виду,  что  объекты   интеллектуальной
собственности, по которым получены патенты  или  авторские  свиде-
тельства, в состав коммерческой тайны относить нет смысла, так как
подобные объекты охраняются соответствующим  законодательством  (в
частности,  законами  Украины  "Об  охране  прав на изобретения  и
полезные  модели"  ( 3687-12 ),  "Об  авторском  праве  и  смежных
правах" ( 3792-12 ), "Об  охране  прав  на  промышленные  образцы"
( 3688-12 ),  "Об  охране  прав  на  знаки  для  товаров  и услуг"
( 3689-12 ) и т. д.).
    Во вторую группу можно включить условия контрактов,  данные  о
поставщиках  и покупателях, информацию  о  переговорах,  различные
маркетинговые исследования, данные о расчете отпускных цен, разме-
ры скидок и т. д.
    Для того, чтобы  эти  данные  представляли  собой  именно  тот
материал, который  можно  было  бы  назвать  коммерческой  тайной,
их необходимо оформить соответствующим образом.  В соответствии со
статьей 30 Закона Украины "О  предприятиях  в  Украине"  состав  и
объем  сведений,  составляющих  коммерческую  тайну,  определяются
руководителем предприятия.  Стало  быть,  перечень  технической  и
коммерческой  информации, составляющей коммерческую тайну,  должен
быть утвержден приказом руководителя предприятия. Как правило, для
непосредственного определения такого перечня на  предприятии  соз-
дается специальная комиссия,  которая  занимается  группировкой  и
уточнением информации для данного перечня.  В  своей  деятельности
такой комиссии нужно руководствоваться следующим:

    - если предприятие располагает информацией, которая  относится
к  государственной  тайне,  она должна  быть  выделена в отдельную
позицию, которая не имеет отношения к коммерческой  тайне, так как
данный  вид  информации  охраняется  законодательством  Украины  о
государственной тайне;

    - в отдельную позицию также следует  выделить  ту  информацию,
которая  не является коммерческой тайной,  согласно  постановлению
КМУ от 09.08.93 г. № 611 ( 611-93-п );

    - однозначно к составу коммерческой тайны должны быть отнесены
различные виды ноу-хау;

    - сведения  об  изобретениях  и  рацпредложениях,  которые  не
защищены авторским или патентным правом, также должны быть отнесе-
ны к коммерческой тайне;

    - различные договоры в основном также должны считаться коммер-
ческой  тайной,  причем как  сам текст  договора,  так и  факт его
заключения.

    Кроме утверждения такого перечня, статьей  30  Закона  Украины
"О предприятиях в Украине" ( 887-12 ) на руководителя  предприятия
возлагается и обязанность по  установлению порядка  защиты коммер-
ческой тайны. Среди методов такой защиты можно выделить следующие:

    - разработка положения о коммерческой тайне на предприятии;

    - разработка  инструкций  по  соблюдению  сотрудниками  режима
неразглашения коммерческой тайны;

    - включение в состав устава предприятия разделов,  регламенти-
рующих защиту коммерческой тайны;

    - разработка соглашения  о неразглашении  коммерческой  тайны,
заключаемого с лицами, имеющими доступ к данной информации

    Особое внимание следует уделить  вопросам, связанным с  разра-
боткой  положения о коммерческой тайне.  Данный  документ является
основополагающим   в  защите  информации  от  несанкционированного
доступа.  В положении о коммерческой  тайне на предприятии следует
отразить:

    - общие положения по функциям руководства  предприятия в сфере
защиты информации, разграничения доступа к данной информации;

    - порядок приема и учета  информации, содержащей  коммерческую
тайну;

    -  механизм  обеспечения  сохранности  информации,  являющейся
коммерческой  тайной,   порядок  проведения  инвентаризации  такой
информации.  Именно в этом  разделе  необходимо  отразить механизм
обеспечения доступа к коммерческой тайне посторонних  лиц (включая
проверяющие органы).  Как правило, данный раздел должен  содержать
норму, согласно которой посторонние лица допускаются к  ознакомле-
нию с документами, содержащими  коммерческую тайну,  с  разрешения
руководителя при наличии письменного запроса. При этом такие  лица
должны либо заключить соглашение  с предприятием  о  неразглашении
коммерческой тайны, либо выдать расписку о таком неразглашении;

    - порядок распространения коммерческой тайны;

    -   порядок  исключения  информации  из  состава  коммерческой
тайны.

    Соблюдение   данных  норм  позволит  руководству   предприятия
чувствовать себя  уверенней  и  в  процессе  проведения  налоговой
проверки.  Для того, чтобы  проверяющие  получили доступ  к  такой
информации,  они  должны  будут  соблюсти  все  процедуры, которые
установлены на предприятии.  И естественно,  подписав  документ  о
неразглашении  коммерческой  тайны,  такие  лица  не  имеют  права
использовать  полученную   информацию  в  своей  деятельности  без
согласия руководства предприятия.
    За разглашение  коммерческой  тайны  предусмотрена  как  адми-
нистративная, так и уголовная ответственность.
    В  соответствии  со  статьей  1643   КоАП  Украины  получение,
использование,  разглашение коммерческой тайны, а  также конфиден-
циальной информации с целью  причинения ущерба  деловой  репутации
или имуществу другого предпринимателя влекут  за  собой  наложение
штрафа от 9 до 18 не облагаемых налогом  минимумов  доходов  граж-
дан. Применение ответственности по данной  статье происходит как в
случае  наличия прямого  умысла  (т.  е.  разглашение-коммерческой
тайны предполагало  наступление негативных последствий для субъек-
тов предпринимательства),  так и по неосторожности (т. е. негатив-
ные последствия могли не предусматриваться) {1}.
    В соответствии со статьей 232 УК Украины  умышленное разглаше-
ние  коммерческой тайны без согласия ее владельца  лицом, которому
эта тайна  известна  в  связи  с  профессиональной  или  служебной
деятельностью,  если оно совершено из корыстных или других  личных
мотивов  и  причинило  существенный  вред  субъекту  хозяйственной
деятельности,  наказывается штрафом от 200 до  500  не  облагаемых
налогом  минимумов доходов граждан с лишением права занимать опре-
деленные  должности или заниматься определенной  деятельностью  на
срок  до  трех  лет,  или  исправительными  работами  на  срок  до
двух  лет,  или  лишением  свободы  на тот  же срок.  Данная норма
распространяется  и на тех лиц,  которые  разгласили  коммерческую
тайну, ставшую  им известной в связи с их служебной деятельностью,
что напрямую  предусматривает и ответственность работников контро-
лирующих органов.
    Данный факт говорит о том,  что соблюдение коммерческой  тайны
-  процесс весьма серьезный.  А  это значит, что, вполне возможно,
у некоторых проверяющих  отпадет  охота  знакомиться  с  тем,  что
напрямую  не предусмотрено  их правами.  Ведь недаром говорят: чем
больше прав, тем больше обязанностей.



    {1} Данный подход предложен в Научно-практическом комментарии
к КоАП (Харьков, 2000) (под  общей  редакцией  А.  С.  Васильева)
(примеч. авт.).



------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№ 95/01, стр. 42
[26.11.2001]
С. Ильяшенко
экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------