Коммерческая тайна: что это такое? ------------------------------------------------------------------ В соответствии со статьей 30 Закона Украины "О предприятиях в Украине" сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью пред- приятия, не являющиеся государственной тайной, разглашение (пере- дача, утечка) которых может причинить вред его интересам, называются коммерческой тайной. Состав и объем сведений, которые составляют коммерческую тайну, порядок их защиты определяются руководителем предприятия. Сведения, которые не могут составлять коммерческой тайны, опреде- ляются Кабинетом Министров Украины. Из этого следует, что руково- дитель предприятия может самостоятельно установить перечень тех документов, доступ к которым может быть ограничен (запрещен), в том числе и для представителей контролирующих органов. Однако не все сведения могут считаться коммерческой тайной. Во-первых, не могут считаться коммерческой тайной сведения, составляющие госу- дарственную тайну. Вопросы доступа, охраны и ответственности, связанные с государственной тайной, регулируются Законом Украины "О государственной тайне" от 21.01.94 г. № 3855-ХII ( 3855-12 ) (с изменениями и дополнениями), а также соответствующими нормами КоАП и УК Украины. Свод сведений, составляющих государственную тайну, утвержден приказом председателя СБУ ( z0264-01 ) от 01.03.2001 г. № 52. Во-вторых, не могут составлять коммерческую тайну сведения, определенные Кабинетом Министров Украины. Перечень сведений, которые не составляют коммерческую тайну, утвержден постановлением КМУ от 09.08.93 г. № 611 ( 611-93-п ). Остановимся на нем подроб- нее. В соответствии с данным постановлением, коммерческую тайну не составляют: - учредительные документы и документы, разрешающие заниматься предпринимательской деятельностью и ее отдельными видами. К данным документам могут быть отнесены устав, учредительный договор, регистрационные свидетельства, лицензии на осуществление опреде- ленных видов хозяйственной деятельности, сертификаты на право осуществления некоторых видов операций, патенты на право осу- ществления некоторых видов деятельности и т. д.; - информация по всем установленным формам государственной отчетности. Среди этих сведений могут присутствовать данные нало- говой, финансовой (балансы, отчеты о финансовых результатах, о собственном капитале, о движении денежных средств и т. д.), статистической и прочих видов отчетности; - данные, необходимые для проверки исчисления и уплаты нало- гов и других обязательных платежей. К таким документам могут быть отнесены все элементы налогового учета, в том числе регистры нало- гового учета (например, книги учета продажи и приобретения), учетные налоговые документы (например, налоговые накладные), первичные расчетные и учетные документы (накладные, чеки, акты и т. д.). Кроме того, исходя из положений статьи 11 Закона Украины ( 509-12 ) "О государственной налоговой службе в Украине" к таковым относятся отчетность по РРО, данные об открытых (закрытых) банковских счетах, о движении денежных средств по этим счетам и т. д.; - сведения о численности и составе работающих, их заработной плате в целом и по профессиям и должностям, а также о наличии свободных рабочих мест. К ним могут быть отнесены колдоговор, штатное расписание, табели учета рабочего времени и т. д.; - документы об уплате налогов и обязательных платежей. Таковы- ми являются платежные поручения на уплату налогов и сборов (обязательных платежей); - информация о загрязнении окружающей природной среды, несоб- людении безопасных условий труда, реализации продукции, причи- няющей вред здоровью, а также о других нарушениях законодательства Украины и размерах причиненных при этом убытков; - документы о платежеспособности; - сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперати- вах, малых предприятиях, союзах, объединениях и других организа- циях, которые занимаются предпринимательской деятельностью; - сведения, подлежащие обнародованию в соответствии с дейст- вующим законодательством. К такой информации может быть отнесена, в частности, информация о выпуске акций предприятием, предлагаемых для открытой продажи, которая согласно статье 23 Закона Украины "О ценных бумагах и фондовой бирже" подлежит обязательному опублико- ванию. Предприятия обязаны предоставлять перечисленные в этом поста- новлении сведения органам государственной исполнительной власти, контролирующим и правоохранительным органам, другим юридическим лицам в соответствии с действующим законодательством по их требо- ванию. Вся вышеперечисленная информация представляет собой информа- цию, доступ к которой осуществляется без ограничения, в том числе контролирующими органами в рамках их полномочий. Так, в частнос- ти, права налоговых органов по доступу к информации предприятия изложены в статье 11 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине" ( 509-12 ). В частности, в соответствии с этой статьей органы государственной налоговой службы в установленном законом порядке имеют право: - осуществлять проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, смет, деклараций, показателей электронных конт- рольно-кассовых аппаратов и компьютерных систем, которые приме- няются при расчетах наличными с потребителями, других документов независимо от способа предоставления информации (включая компью- терный), связанных с исчислением и уплатой налогов, других платежей, наличия свидетельств о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, специальных разрешений (лицензий, патентов и т. п.) на ее осуществление; - получать от предприятий и граждан - субъектов предпринима- тельской деятельности справки, копии документов о финансово- хозяйственной деятельности, полученных доходах, расходах пред- приятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и граждан, о расчетных, валютных и других счетах, информацию о наличии и движении средств на этих счетах, в том числе о непоступ- лении в установленные сроки валютной выручки, и другую информацию, связанную с исчислением и уплатой налогов, других платежей в порядке, определенном законодательством, входить в любые информа- ционные системы, в частности компьютерные, для определения объекта налогообложения; - получать бесплатно необходимые сведения для формирования информационного фонда Государственного реестра физических лиц - плательщиков налогов и других обязательных платежей от предприятий и граждан - субъектов предпринимательской деятельности о суммах доходов, выплаченных физическим лицам, и удержанных с них налогов, других платежей. Как видим, права налоговых органов в плане доступа к информа- ции предприятия весьма широки, но при этом не наблюдается проти- воречия между правами налоговых органов, закрепленными в статье 11 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине", и Перечнем сведений, не составляющих коммерческой тайны. Несложно заметить, что данный Перечень настолько широк, что включает в себя практически все виды финансовой информации предприятия. Что же тогда реально можно отнести к коммерческой тайне? Все виды информации, которые могут считаться коммерческой тайной, условно можно разделить на две группы: техническая инфор- мация и коммерческая информация. К первой группе можно отнести незапатентованные научно-техни- ческие разработки, базы данных и другие компьютерные программы, созданные предприятием, все виды ноу-хау, различные технические проекты, промышленные образцы, незапатентованные товарные знаки и т. д. Следует иметь в виду, что объекты интеллектуальной собственности, по которым получены патенты или авторские свиде- тельства, в состав коммерческой тайны относить нет смысла, так как подобные объекты охраняются соответствующим законодательством (в частности, законами Украины "Об охране прав на изобретения и полезные модели" ( 3687-12 ), "Об авторском праве и смежных правах" ( 3792-12 ), "Об охране прав на промышленные образцы" ( 3688-12 ), "Об охране прав на знаки для товаров и услуг" ( 3689-12 ) и т. д.). Во вторую группу можно включить условия контрактов, данные о поставщиках и покупателях, информацию о переговорах, различные маркетинговые исследования, данные о расчете отпускных цен, разме- ры скидок и т. д. Для того, чтобы эти данные представляли собой именно тот материал, который можно было бы назвать коммерческой тайной, их необходимо оформить соответствующим образом. В соответствии со статьей 30 Закона Украины "О предприятиях в Украине" состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, определяются руководителем предприятия. Стало быть, перечень технической и коммерческой информации, составляющей коммерческую тайну, должен быть утвержден приказом руководителя предприятия. Как правило, для непосредственного определения такого перечня на предприятии соз- дается специальная комиссия, которая занимается группировкой и уточнением информации для данного перечня. В своей деятельности такой комиссии нужно руководствоваться следующим: - если предприятие располагает информацией, которая относится к государственной тайне, она должна быть выделена в отдельную позицию, которая не имеет отношения к коммерческой тайне, так как данный вид информации охраняется законодательством Украины о государственной тайне; - в отдельную позицию также следует выделить ту информацию, которая не является коммерческой тайной, согласно постановлению КМУ от 09.08.93 г. № 611 ( 611-93-п ); - однозначно к составу коммерческой тайны должны быть отнесены различные виды ноу-хау; - сведения об изобретениях и рацпредложениях, которые не защищены авторским или патентным правом, также должны быть отнесе- ны к коммерческой тайне; - различные договоры в основном также должны считаться коммер- ческой тайной, причем как сам текст договора, так и факт его заключения. Кроме утверждения такого перечня, статьей 30 Закона Украины "О предприятиях в Украине" ( 887-12 ) на руководителя предприятия возлагается и обязанность по установлению порядка защиты коммер- ческой тайны. Среди методов такой защиты можно выделить следующие: - разработка положения о коммерческой тайне на предприятии; - разработка инструкций по соблюдению сотрудниками режима неразглашения коммерческой тайны; - включение в состав устава предприятия разделов, регламенти- рующих защиту коммерческой тайны; - разработка соглашения о неразглашении коммерческой тайны, заключаемого с лицами, имеющими доступ к данной информации Особое внимание следует уделить вопросам, связанным с разра- боткой положения о коммерческой тайне. Данный документ является основополагающим в защите информации от несанкционированного доступа. В положении о коммерческой тайне на предприятии следует отразить: - общие положения по функциям руководства предприятия в сфере защиты информации, разграничения доступа к данной информации; - порядок приема и учета информации, содержащей коммерческую тайну; - механизм обеспечения сохранности информации, являющейся коммерческой тайной, порядок проведения инвентаризации такой информации. Именно в этом разделе необходимо отразить механизм обеспечения доступа к коммерческой тайне посторонних лиц (включая проверяющие органы). Как правило, данный раздел должен содержать норму, согласно которой посторонние лица допускаются к ознакомле- нию с документами, содержащими коммерческую тайну, с разрешения руководителя при наличии письменного запроса. При этом такие лица должны либо заключить соглашение с предприятием о неразглашении коммерческой тайны, либо выдать расписку о таком неразглашении; - порядок распространения коммерческой тайны; - порядок исключения информации из состава коммерческой тайны. Соблюдение данных норм позволит руководству предприятия чувствовать себя уверенней и в процессе проведения налоговой проверки. Для того, чтобы проверяющие получили доступ к такой информации, они должны будут соблюсти все процедуры, которые установлены на предприятии. И естественно, подписав документ о неразглашении коммерческой тайны, такие лица не имеют права использовать полученную информацию в своей деятельности без согласия руководства предприятия. За разглашение коммерческой тайны предусмотрена как адми- нистративная, так и уголовная ответственность. В соответствии со статьей 1643 КоАП Украины получение, использование, разглашение коммерческой тайны, а также конфиден- циальной информации с целью причинения ущерба деловой репутации или имуществу другого предпринимателя влекут за собой наложение штрафа от 9 до 18 не облагаемых налогом минимумов доходов граж- дан. Применение ответственности по данной статье происходит как в случае наличия прямого умысла (т. е. разглашение-коммерческой тайны предполагало наступление негативных последствий для субъек- тов предпринимательства), так и по неосторожности (т. е. негатив- ные последствия могли не предусматриваться) {1}. В соответствии со статьей 232 УК Украины умышленное разглаше- ние коммерческой тайны без согласия ее владельца лицом, которому эта тайна известна в связи с профессиональной или служебной деятельностью, если оно совершено из корыстных или других личных мотивов и причинило существенный вред субъекту хозяйственной деятельности, наказывается штрафом от 200 до 500 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан с лишением права занимать опре- деленные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, или исправительными работами на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок. Данная норма распространяется и на тех лиц, которые разгласили коммерческую тайну, ставшую им известной в связи с их служебной деятельностью, что напрямую предусматривает и ответственность работников контро- лирующих органов. Данный факт говорит о том, что соблюдение коммерческой тайны - процесс весьма серьезный. А это значит, что, вполне возможно, у некоторых проверяющих отпадет охота знакомиться с тем, что напрямую не предусмотрено их правами. Ведь недаром говорят: чем больше прав, тем больше обязанностей. {1} Данный подход предложен в Научно-практическом комментарии к КоАП (Харьков, 2000) (под общей редакцией А. С. Васильева) (примеч. авт.). ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" № 95/01, стр. 42 [26.11.2001] С. Ильяшенко экономист-аналитик Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------