Среднее соцстраховское ------------------------------------------------------------------ Как вы помните, до недавнего времени средняя зарплата на все случаи жизни рассчитывалась в соответствии с Порядком исчисления средней заработной платы, утверждённым Постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100 ( 100-95-п ) (далее - Порядок № 100) {1}. Теперь же для соцстраховских выплат Постановлением КМУ от 26.09.2001 г. № 1266 ( 1266-2001-п ) утвержден специальный Порядок исчисления средней заработной платы (дохода) для расчёта выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию (далее - Порядок № 1266) {2}. Новый документ уже успел вызвать весьма неоднозначные комментарии. Особенно в этом отличилась директор Департамента политики государственного социального страхования Минтруда Елена Скрыпник. {3} Попробуем откомментировать некоторые моменты и мы. С когда действует новый Порядок Начнём с даты вступления в силу. По нашему мнению, Порядок № 1266 начал действовать с момента его официального опубликования, то есть с 10.10.2001 г. (см. "Урядовий кур'єр" № 184 за 10.10.2001 г.). Связано это с тем, что согласно Указу Президента от 10.06.97г. № 503/97 ( 503/97 ) "О порядке официального обнародования нормативно-правовых актов и вступления их в силу" акты Кабинета Министров Украины, определяющие права и обязанности граждан, вступают в силу не ранее дня их опубликования в официальных печатных изданиях. На наш взгляд, Порядок № 1266 очень даже определяет права граждан, так как устанавливает порядок расчёта средней заработной платы, что, в свою очередь, безусловно влияет на размер выплат по социальному страхованию. Хотя существует и другая точка зрения. Упомянутая выше Е. Скрыпник, например, полагает, что Порядок № 1266 никакие права граждан не затрагивает, а посему вступает в силу со дня его принятия, то есть с 26.09.2001 г. Мы, разумеется, с таким подходом не согласны. Наверное, если бы самой Елене Петровне начислили по Порядку № 1266 больничный, скажем, вдвое меньше, чем тот, что полагался по Порядку № 100, она бы изменила свой взгляд на права граждан (в частности, на право получать пособие именно в таком размере, а не в этаком). Расчётный период Теперь поговорим о периоде, выплаты за который учитываются при расчёте средней зарплаты. Исходя из п. 4 Порядка № 1266 для расчёта соцстраховских выплат средняя зарплата берётся за 6 предыдущих календарных месяцев (а не за 2 месяца, как было по Порядку № 100): "Расчётным периодом для застрахованных лиц (включая лиц, работающих неполный рабочий день (рабочую неделю), работа которых связана с сезонным характером производства, и добровольно застрахованных лиц) являются последние 6 календарных месяцев (с 1-го до 1-го числа), предшествующие месяцу, в котором наступил страховой случай". Правда, пункт этот (со скобками в скобках) написан так, что при невнимательном прочтении может показаться, будто касается он только "сезонников" и "добровольцев". Между тем совершенно очевидно, что фраза в скобках "(включая лиц, работающих неполный рабочий день (рабочую неделю), работа которых связана с сезонным характером производства, и добровольно застрахованных лиц)" приведена лишь для расширяющего уточнения состава застрахованных лиц, на которых распространяется данная норма (а не для изменения его). Иными словами, период в 6 месяцев применяется для всех застрахованных лиц, включая также сезонников и добровольцев. В пользу такого прочтения свидетельствует и п. 5 Порядка № 1266, который имеет смысл лишь при 6-месячном ограничении для всех застрахованных лиц. Состав зарплаты Пункт 7 Порядка № 1266 указывает, что состав выплат для расчёта средней зарплаты определяется согласно нормативно-правовым актам, принятым в соответствии с Законом Украины "Об оплате труда" ( 108/95-ВР ). На сегодняшний день под таким актом, по всей видимости, понимается Инструкция по статистике заработной платы, утверждённая приказом Минстата от 11.12.95 г. № 323 ( z0465-95 ) {4}. Безусловно, в соответствии с п. 7 Порядка в "соцстраховскую" зарплату должны включаться не все "инструкционные" выплаты, а лишь те, с которых взимались соцстраховские взносы. Между тем согласно Инструкции в фонд оплаты труда попали, например, такие выплаты, как суммы по договорам подряда с неработниками предприятия, матпомощь, оплата проездных и т. п. Ну, договоры подряда - в расчёте не участвуют однозначно, поскольку ни к трудовым отношениям, ни к оплате труда никакого отношения не имеют, а в Инструкцию вообще попали по недомыслию её составителей. Да и соцстрахом они не облагаются. Что касается материальной помощи, то разовая матпомощь в пределах прожиточного минимума в расчёт для соцстраховских выплат не входит, остальная же матпомощь (сверх минимума) - в среднюю зарплату попадает, поскольку матпомощь в рамках прожиточного минимума не включается в облагаемый подоходным налогом доход согласно ст. 5 Декрета "О подоходном налоге с граждан" ( 13-92 ) {5}. Стоимость проездных войдет в зарплату только в случае их включения в фонд оплаты труда, то есть при персонифицированной выдаче с подоходным налогообложением. Премии Отдельно поговорим о премиях, которые издавна считались головной болью бухгалтера, бравшегося за расчёт средней зарплаты. В своё время авторы Порядка № 100 в попытках урегулировать этот вопрос несколько перестарались. То, что получилось в результате, непросто понять даже высококвалифицированному бухгалтеру или юристу. Судите сами: "Премии включаются в заработок того месяца, на который они приходятся согласно расчётной ведомости на заработную плату. Премии, выплачиваемые за квартал и более длительный промежуток времени, при исчислении средней заработной платы за последние два календарных месяца включаются в заработок в части, соответствующей количеству месяцев в расчётном периоде. В случае если число рабочих дней в расчётном периоде отработано не полностью, премии, вознаграждения и другие поощрительные выплаты при исчислении средней заработной платы за последние два календарных месяца учитываются пропорционально времени, отработанному в расчётном периоде. "..." Разовое вознаграждение по итогам работы за год и за выслугу лет включается в средний заработок путём прибавления к заработку каждого месяца расчётного периода 1/12 вознаграждения, начисленного в текущем году за предыдущий календарный год" (п. 3). В этом плане Порядок № 1266 радует глаз простотой решения вопроса. Специально о премиях в нём ничего не сказано вообще! Следовательно, независимо от того, квартальная ли, ежегодная ли премия, или, может, за выслугу лет, - она должна включаться в расчёт средней зарплаты по тем же правилам, что и все прочие выплаты. Поскольку же этот расчёт ориентируется на момент начисления, то и премии должны учитываться за тот месяц, в котором они начислены. Если работнику, скажем, в январе была начислена тринадцатая зарплата, то в феврале - июле при расчёте больничных эта сумма учтётся целиком (а не в 1/12 части за каждый месяц), причём независимо от того, когда премиальные фактически выплачены. Главное, чтобы в итоге начисленная январская зарплата не "зашкалила" за предельную величину в 1600 грн. (об этом ограничении мы поговорим ниже). Выплаты за неотработанное время Кроме премий большой интерес вызывают выплаты в виде средней зарплаты за период, в течение которого она сохраняется работнику (за время отпуска, командировки и т. п.). Напомним, что Порядок № 100 при расчёте больничных исключал такие выплаты из состава средней зарплаты. Порядок же № 1266 таких исключений не устанавливает, из чего можно сделать вывод, что теперь эти выплаты в расчёте средней "соцстраховской" зарплаты учитываются. Правда, та же Е. Скрыпник имеет несколько иной взгляд на данный вопрос. Она полагает, что подобные выплаты ("выплаты за неотработанное время") включаются лишь в расчёт средней зарплаты для страхования на случай безработицы, а в зарплату для "больничного" и "несчастного" соцстраха не входят. Из приведённых в разъяснении аргументов видно, что подход Е. Скрыпник основывается на различии в формулах расчёта среднедневной зарплаты для "безработного" соцстраха, с одной стороны, и "больничного" с "несчастным" - с другой (п. 14 Порядка № 1266). В первом случае средняя зарплата делится на число отработанных дней, а во втором - на число календарных дней. Однако и в том, и в другом случае на количество дней делится одна и та же сумма, определённая в соответствии с п. 7 Порядка № 1266. Для всех соцстрахов она одинакова, поэтому исключать из "больнично-несчастной" зарплаты вышеуказанные выплаты нет никаких оснований. Более того, далёко не всегда сохранение средней зарплаты происходит в период, когда работник бездельничает. Например, в командировке работник трудится в полный рост. И со среднего заработка, полученного за время командировки, все соцстраховские взносы исправно платятся. Так почему он должен подвергаться дискриминации? Кроме того, такое исключение будет противоречить Закону "Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением" от 18.01.2001 г. № 2240-III ( 2240-14 ) {6} (далее - Закон), в ст. 53 которого говорится, что "при исчислении средней заработной платы (дохода) для обеспечения пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам учитываются все виды заработной платы (дохода) в рамках предельной суммы месячной заработной платы (дохода), на которую начисляются страховые взносы на общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением, в соответствии со статьей 21 настоящего Закона". {7} В ст. 21 Закона перечисляются виды и размер выплат, с которых удерживаются взносы на "больничный" соцстрах. Так вот, из числа этих выплат зарплата за "неотработанное время" не исключается, а следовательно, законных оснований и для её исключения из расчёта больничных нет. Правда, существует вероятность, что соцстраховские чиновники будут ориентироваться на мнение своего руководства, а не на Закон, и пойдут "выкашивать" неотработанную зарплату из больничных. Так что предприятие здесь само должно выбирать, что ему дороже - законность или спокойствие. Кроме того, следует отметить, что Министерству труда и социальной политики предоставлено право давать разъяснения относительно применения Порядка. Правда, мнение Е. Скрыпник, высказанное в приватном издании, статуса официального разъяснения, понятное дело, не имеет. Однако официальные разъяснения Минтруда (если таковые появятся) будет готовить, скорее всего, её же Департамент, а значит, может случиться, что и в официальных разъяснениях Порядок № 1266 будет слегка "подправлен" в нужную сторону. Сторонники законной позиции могут брать для расчета сумму выплат, начисленных работнику по ведомости, которые обложились подоходным налогом. {8} Такой подход подтверждается пунктом 7 Порядка: "7. Средняя заработная плата застрахованного лица исчисляется исходя из начисленной заработной платы по видам выплат, включающим основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты (в том числе в натуральной форме), определяемые согласно нормативно-правовым актам, принятым в соответствии с Законом Украины "Об оплате труда", и подлежащие обложению подоходным налогом с граждан, не учитывая предусмотренные законодательством льготы по уплате указанного налога {9} или суммы, на которые данный доход уменьшается {10}, с которых уплачивались страховые взносы в фонды общеобязательного государственного социального страхования". {11} Последняя фраза п. 7 снова обращает нас к предельной сумме, облагаемой соцстраховскими взносами, - к 1600 грн. Проблема "1600" Нет, это не о "зависании" компьютеров 400 лет назад в связи с началом последнего года XVI века, это - о другом. После того как в марте 2001 года Кабмин поднял "потолок" для исчисления соцстраховских взносов, многим бухгалтерам не давала покоя мысль: из какой величины исходить при расчёте мартовско-апрельских больничных - из 1000 грн. или 1600 грн.? Мы тогда решили для себя, что п. 9 Порядка № 100 позволяет использовать предельную величину того временного отрезка, в котором возникло правоотношение по выплате больничных, а не того, в котором эта зарплата начислялась: "При исчислении средней заработной платы для начисления пособия в связи со временной нетрудоспособностью, по беременности и родам выплаты, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, учитываются в размере, с которого взимаются сборы (взносы) на обязательное государственное социальное страхование". Например, при выплате больничных за апрель фактическая заработная плата за февраль - март корректировалась на величину "потолка", действующего в апреле. Что, в общем-то, достаточно справедливо: ведь для выплаты апрельских больничных Соцстрах использовал апрельские же страховые взносы, исчисленные исходя из предельной величины 1600 грн. То есть в итоге он ничего не терял. Поскольку пересмотр предела для соцстраховских начислений обещает превратиться в ежегодную процедуру, небезинтересно посмотреть, как решается вопрос "переходных" выплат в новом Порядке. С одной стороны, исходя из вышеприведенного п. 7 Порядка № 1266 заработная плата определённого месяца должна использоваться для расчёта среднемесячной зарплаты лишь в той части, с которой предприятием уплачивались страховые взносы. С другой стороны, формулировка п. 9 того же документа, в котором глагол "уплачиваются" использован в настоящем времени, даёт основания предположить, что прежний подход к расчёту средней зарплаты не канул в Лету, а напротив, живёт и здравствует: "9. В среднюю заработную плату (доход) включается заработная плата (доход) в пределах максимальной величины (предельной суммы) заработной платы (дохода) и налогооблагаемого дохода (прибыли), с которых уплачиваются страховые взносы в Фонды общеобязательного государственного социального страхования". На первый взгляд, эти два предписания друг другу противоречат. Но только на первый взгляд. Кажущееся противоречие виртуозно разрешается в приложении 1 к Порядку № 1266, из которого становится ясно, что "заработная плата, с которой уплачивались страховые взносы" представляет собой совокупность всех выплат на оплату труда, которые могут быть обложены страховыми взносами в принципе. При этом не имеет значения, превышает ли итоговая их сумма 1600 грн. (или другую предельную величину). Например, в п. 3 приложения 1 зарплата, с которой уплачивались страховые взносы, за сентябрь 2001 года составляет 1800 грн. И ничего странного составители Порядка в этом не видят. Что же касается предельной величины 1600 грн., то она используется на следующем этапе - при расчёте заработной платы, с которой рассчитываются больничные и прочие выплаты. Естественно, что грамматически это оформлено конструкцией в настоящем времени. То есть мы должны использовать ту предельную величину, которая существует на момент начисления больничных. Ко всеобщему удовольствию болеющих тружеников. Описанный выше подход и нашел закрепление в ст. 53 Закона (см. выше). Совместители Напоследок скажем несколько слов о совместителях. Что делать с этими гражданами - нам совершенно непонятно. Добрый Кабмин в своём Порядке № 1266 разрешил оплачивать больничные и совместителям, хотя Закон о "больничном" соцстрахе такой возможности не предусматривает. Пункт 1 ст. 50 Закона даёт совершенно однозначное предписание: "Материальное обеспечение и социальные услуги по общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением, застрахованным лицам, указанным в части первой статьи 6 настоящего Закона {12}, назначаются и предоставляются по основному месту работы за счёт уплаченных застрахованными лицами страховых взносов". {13} Так что предприятия, использующие труд совместителей, могут выбирать один из двух вариантов: либо, ссылаясь на Закон, забыть о болеющих совместителях, либо, основываясь на Порядке № 1266, выплатить им больничные. Вряд ли Фонд соцстраха рискнет пойти наперекор Кабмину и не принять такие выплаты в зачёт {14}. Во всяком случае практика свидетельствует о некоторой робости соцстраховского начальства перед правительством. Например, когда профсоюзы через Высший арбитражный суд отсудили у Кабмина отмену ограничения в 1000 грн. для взносов в Соцстрах, сами страховщики даже не пошевелились, чтобы потребовать уплату недоплаченных сумм. Итак, директор сам должен будет определить, что ему ближе - Закон или Порядок № 1266. Да, если вы все-таки решились выплачивать своим совместителям больничные, напомним, что Порядком предусмотрен следующий алгоритм: совместители берут по основному месту работы копию листка нетрудоспособности, заверенную подписью руководителя и печатью, и справку о средней зарплате, несут всё это вам, а вы им оплачиваете больничный из такого расчёта, чтобы суммарная зарплата за месяц, с которой рассчитываются страховые выплаты, не превышала 1600 грн. Кстати, нам уже известны случаи, когда местные соцстрахи переиграли Порядок с точностью до наоборот, требуя, чтобы работники брали справку по неосновному месту работы, несли её на основное место, а уже по основному им выплачивалось пособие по полной программе. Но это, наверное, от того, что соцстраховцы еще сами не разобрались в новом для них механизме. Между прочим, вся такая тягомотина имеет место лишь при выплате больничных. Когда же несчастный совместитель облагается соцстрахами с суммы, в общей сложности превышающей "предельные" 1600 (или там сколько), - это никого не интересует. Перерасчёт же по итогам года у Минтруда с Минфином всё ещё в проекте. В общем, совместители - это пока что проблема для всех, в том числе и для себя самих. {1} См. "Бухгалтер" № 17'2000, с. 64-67, изменения к нему - в "Бухгалтере" № 27'2001 на с. 14-15. {2} См. "Бухгалтер" № 27'2001, с. 9-13. {3} См. "Баланс" № 44/2001, с. 63-65. {4} См. "Бухгалтер" № 17'2000, с. 48-53. {5} См. "Бухгалтер" № 20'2001, с. 51-55. {6} См. "Бухгалтер" № 8-9'2001, с. 105-119. {7} Аналогичная норма содержится и в п. 11 ст. 34 Закона "Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, приведших к утрате трудоспособности" от 23.09.99 г. № 1105-XIV (см. "Бухгалтер" № 8-9'2001, с. 123 -140). {8} За исключением случаев, связанных с начислением арендной платы, наличием выплат, льготируемых по ст. 5 Декрета "О подоходном налоге с граждан", и т. п. {9} Речь, очевидно, идёт о льготах, установленных Постановлением КМУ от 23.06.93 г. № 470 (см. "Бухгалтер" № 11-12'2000, с. 108). {10} Перечислены в ст. 6 Декрета "О подоходном налоге с граждан". {11} Разбивка на абзацы - редакционная. Она позволяет лучше оттенить, где заканчивается "не учитывая". - Ред. {12} В части 1 ст. 6 речь идёт о лицах, работающих на условиях трудового договора (контракта), избранных на выборные должности в органы и членах коллективных предприятий. {13} Аналогичная норма об оплате первых пяти дней нетрудоспособности по основному месту работы содержится в ст. 2 Закона "О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования" от 11.01.2001 г. № 2213-III (см. "Бухгалтер" № 8-9'2001, с. 76-77). {14} Если работник болел более 5 дней. Если же менее - то Соцстрах и вовсе возражать не будет, так как больничные пойдут за счёт предприятия. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №31/01, стр. 26 [01.11.2001] Влада Карпова, Дмитрий Михайленко Заместитель главного редактора ------------------------------------------------------------------