Среднее соцстраховское

------------------------------------------------------------------

    Как  вы  помните,  до недавнего  времени  средняя  зарплата на
все  случаи   жизни   рассчитывалась  в  соответствии  с  Порядком
исчисления средней заработной платы,  утверждённым  Постановлением
КМУ от 08.02.95 г. № 100 ( 100-95-п ) (далее - Порядок № 100) {1}.
Теперь   же   для  соцстраховских  выплат  Постановлением  КМУ  от
26.09.2001 г. № 1266 ( 1266-2001-п ) утвержден специальный Порядок
исчисления средней заработной платы (дохода) для расчёта выплат по
общеобязательному  государственному социальному страхованию (далее
- Порядок № 1266) {2}.
    Новый  документ   уже   успел  вызвать  весьма   неоднозначные
комментарии.  Особенно  в  этом  отличилась  директор Департамента
политики государственного социального страхования  Минтруда  Елена
Скрыпник. {3} Попробуем откомментировать некоторые моменты и мы.

    С когда действует новый Порядок

    Начнём  с  даты вступления в силу.  По нашему мнению,  Порядок
№ 1266 начал действовать с момента его официального опубликования,
то  есть  с  10.10.2001  г.  (см.  "Урядовий   кур'єр"  №  184  за
10.10.2001 г.).
    Связано это с тем, что согласно Указу Президента от 10.06.97г.
№ 503/97 ( 503/97 )  "О   порядке    официального    обнародования
нормативно-правовых актов и вступления  их  в  силу" акты Кабинета
Министров  Украины,  определяющие  права  и  обязанности  граждан,
вступают в силу  не  ранее  дня  их  опубликования  в  официальных
печатных изданиях.
    На наш взгляд,  Порядок № 1266  очень  даже  определяет  права
граждан, так как устанавливает порядок расчёта средней  заработной
платы, что, в свою очередь, безусловно влияет на размер выплат  по
социальному страхованию.
    Хотя  существует  и  другая  точка  зрения.   Упомянутая  выше
Е. Скрыпник, например, полагает, что Порядок № 1266 никакие  права
граждан не затрагивает, а  посему  вступает  в  силу  со  дня  его
принятия, то есть с 26.09.2001 г.
    Мы, разумеется, с таким подходом не согласны.  Наверное,  если
бы самой Елене Петровне начислили  по  Порядку № 1266  больничный,
скажем, вдвое меньше, чем тот, что полагался по Порядку № 100, она
бы изменила свой взгляд на права граждан (в  частности,  на  право
получать пособие именно в таком размере, а не в этаком).

    Расчётный период

    Теперь поговорим о периоде, выплаты за который учитываются при
расчёте  средней  зарплаты. Исходя  из  п. 4  Порядка  № 1266  для
расчёта  соцстраховских  выплат  средняя  зарплата  берётся  за  6
предыдущих календарных месяцев (а не за  2  месяца,  как  было  по
Порядку № 100):

    "Расчётным  периодом  для  застрахованных  лиц  (включая  лиц,
    работающих неполный  рабочий  день  (рабочую  неделю),  работа
    которых  связана  с  сезонным  характером   производства,    и
    добровольно   застрахованных   лиц)   являются    последние  6
    календарных месяцев (с 1-го  до  1-го  числа),  предшествующие
    месяцу, в котором наступил страховой случай".

    Правда, пункт этот (со скобками в скобках)  написан  так,  что
при невнимательном прочтении может показаться, будто  касается  он
только  "сезонников"  и  "добровольцев".  Между  тем    совершенно
очевидно, что фраза в скобках "(включая лиц,  работающих  неполный
рабочий день (рабочую неделю), работа которых связана  с  сезонным
характером   производства,  и  добровольно   застрахованных  лиц)"
приведена лишь для расширяющего уточнения  состава  застрахованных
лиц, на которых распространяется данная норма (а не для  изменения
его).  Иными словами,  период  в  6  месяцев  применяется для всех
застрахованных лиц, включая также  сезонников  и  добровольцев.  В
пользу такого прочтения свидетельствует  и  п. 5  Порядка  № 1266,
который имеет смысл  лишь  при  6-месячном  ограничении  для  всех
застрахованных лиц.

    Состав зарплаты

    Пункт  7  Порядка  № 1266  указывает, что  состав  выплат  для
расчёта средней зарплаты определяется согласно нормативно-правовым
актам, принятым  в  соответствии  с  Законом  Украины  "Об  оплате
труда" ( 108/95-ВР ). На сегодняшний день под таким актом, по всей
видимости, понимается Инструкция  по  статистике заработной платы,
утверждённая  приказом  Минстата от 11.12.95 г. № 323 ( z0465-95 )
{4}.
    Безусловно, в соответствии с п. 7 Порядка  в  "соцстраховскую"
зарплату должны включаться не все "инструкционные" выплаты, а лишь
те, с которых взимались соцстраховские взносы.  Между тем согласно
Инструкции в фонд оплаты труда попали,  например,  такие  выплаты,
как  суммы  по  договорам  подряда  с  неработниками  предприятия,
матпомощь, оплата проездных и т. п.
    Ну, договоры подряда -  в  расчёте  не  участвуют  однозначно,
поскольку ни к трудовым отношениям, ни  к  оплате  труда  никакого
отношения не имеют, а в Инструкцию вообще попали по недомыслию  её
составителей. Да и соцстрахом они не облагаются.
    Что касается  материальной  помощи,  то  разовая  матпомощь  в
пределах прожиточного минимума в расчёт для соцстраховских  выплат
не входит, остальная же матпомощь (сверх  минимума)  -  в  среднюю
зарплату  попадает,  поскольку  матпомощь  в  рамках  прожиточного
минимума   не   включается   в   облагаемый   подоходным   налогом
доход  согласно  ст. 5  Декрета  "О подоходном налоге  с  граждан"
( 13-92 ) {5}.
    Стоимость проездных войдет  в  зарплату  только  в  случае  их
включения в фонд оплаты труда,  то  есть  при  персонифицированной
выдаче с подоходным налогообложением.

    Премии

    Отдельно  поговорим  о  премиях,  которые  издавна   считались
головной болью бухгалтера, бравшегося за расчёт средней  зарплаты.
В своё время авторы Порядка № 100  в  попытках  урегулировать этот
вопрос несколько перестарались.  То, что получилось в  результате,
непросто  понять  даже  высококвалифицированному  бухгалтеру   или
юристу. Судите сами:

    "Премии включаются в заработок того  месяца,  на  который  они
    приходятся согласно расчётной ведомости  на  заработную плату.
    Премии, выплачиваемые за квартал и более длительный промежуток
    времени, при исчислении средней заработной платы за  последние
    два  календарных  месяца  включаются  в  заработок   в  части,
    соответствующей количеству  месяцев  в  расчётном  периоде.  В
    случае если число рабочих дней в расчётном периоде  отработано
    не полностью, премии, вознаграждения  и  другие  поощрительные
    выплаты при исчислении средней заработной платы  за  последние
    два календарных месяца  учитываются  пропорционально  времени,
    отработанному в расчётном периоде.

    "..."

    Разовое вознаграждение по итогам работы за год  и  за  выслугу
    лет  включается  в  средний  заработок  путём  прибавления   к
    заработку   каждого    месяца    расчётного    периода    1/12
    вознаграждения, начисленного  в  текущем  году  за  предыдущий
    календарный год" (п. 3).

    В этом плане Порядок  № 1266  радует  глаз  простотой  решения
вопроса.  Специально о премиях в нём  ничего  не  сказано  вообще!
Следовательно, независимо от того, квартальная  ли,  ежегодная  ли
премия, или, может, за  выслугу  лет, -  она  должна  включаться в
расчёт средней зарплаты по тем  же  правилам,  что  и  все  прочие
выплаты.  Поскольку  же  этот  расчёт  ориентируется   на   момент
начисления, то и премии должны учитываться за тот месяц, в котором
они начислены.
    Если работнику, скажем, в январе  была  начислена  тринадцатая
зарплата, то в феврале - июле при  расчёте  больничных  эта  сумма
учтётся целиком (а не  в  1/12  части  за  каждый  месяц),  причём
независимо  от  того,  когда  премиальные  фактически   выплачены.
Главное,  чтобы  в  итоге  начисленная  январская   зарплата    не
"зашкалила"   за   предельную   величину  в  1600 грн.   (об  этом
ограничении мы поговорим ниже).

    Выплаты за неотработанное время

    Кроме премий большой интерес вызывают выплаты  в  виде средней
зарплаты за период, в течение которого  она  сохраняется работнику
(за время отпуска, командировки и т. п.).  Напомним,  что  Порядок
№ 100 при расчёте  больничных  исключал такие выплаты  из  состава
средней  зарплаты.  Порядок   же   № 1266  таких   исключений   не
устанавливает, из чего можно сделать вывод, что теперь эти выплаты
в расчёте средней "соцстраховской" зарплаты учитываются.
    Правда,  та же Е. Скрыпник  имеет  несколько  иной  взгляд  на
данный вопрос.  Она полагает, что подобные  выплаты  ("выплаты  за
неотработанное время") включаются лишь в расчёт  средней  зарплаты
для  страхования  на  случай  безработицы,   а   в   зарплату  для
"больничного" и "несчастного" соцстраха не входят.
    Из   приведённых   в   разъяснении   аргументов   видно,   что
подход Е. Скрыпник основывается  на  различии  в  формулах расчёта
среднедневной зарплаты  для  "безработного"  соцстраха,   с  одной
стороны, и "больничного" с "несчастным" - с другой (п. 14  Порядка
№ 1266).
    В первом случае средняя зарплата делится на число отработанных
дней, а во втором - на число календарных дней.
    Однако и в том, и в другом случае на количество  дней  делится
одна и та же сумма,  определённая в соответствии  с  п. 7  Порядка
№ 1266. Для всех соцстрахов  она  одинакова,  поэтому исключать из
"больнично-несчастной" зарплаты вышеуказанные выплаты нет  никаких
оснований.
    Более того,  далёко  не  всегда  сохранение  средней  зарплаты
происходит в период, когда  работник  бездельничает.  Например,  в
командировке работник  трудится  в  полный  рост.  И  со  среднего
заработка, полученного за время командировки,  все  соцстраховские
взносы  исправно  платятся.  Так  почему  он  должен  подвергаться
дискриминации?
    Кроме того, такое исключение будет  противоречить  Закону  "Об
общеобязательном государственном социальном страховании в связи  с
временной утратой  трудоспособности  и  расходами,  обусловленными
рождением и погребением"  от  18.01.2001 г. № 2240-III ( 2240-14 )
{6} (далее - Закон), в ст. 53 которого говорится, что

    "при  исчислении  средней  заработной  платы   (дохода)    для
    обеспечения  пособием  по  временной  нетрудоспособности,   по
    беременности и родам учитываются  все  виды  заработной  платы
    (дохода) в рамках предельной суммы месячной  заработной  платы
    (дохода),  на  которую  начисляются  страховые    взносы    на
    общеобязательное  государственное  социальное  страхование   в
    связи  с  временной  утратой  трудоспособности  и   расходами,
    обусловленными рождением  и  погребением,  в  соответствии  со
    статьей 21 настоящего Закона". {7}

    В ст. 21 Закона перечисляются виды и размер выплат, с  которых
удерживаются взносы на "больничный" соцстрах.  Так вот,  из  числа
этих выплат зарплата за "неотработанное время" не  исключается,  а
следовательно, законных оснований и для её исключения  из  расчёта
больничных нет.
    Правда, существует вероятность, что  соцстраховские  чиновники
будут ориентироваться на мнение своего руководства, а не на Закон,
и пойдут "выкашивать" неотработанную зарплату  из  больничных. Так
что предприятие здесь само  должно  выбирать,  что  ему  дороже  -
законность или спокойствие.
    Кроме  того,  следует  отметить,  что  Министерству  труда   и
социальной  политики  предоставлено  право   давать    разъяснения
относительно  применения  Порядка.  Правда,  мнение  Е.  Скрыпник,
высказанное в приватном издании, статуса официального разъяснения,
понятное дело, не имеет.  Однако официальные разъяснения  Минтруда
(если таковые  появятся)  будет  готовить,  скорее  всего,  её  же
Департамент,  а  значит,  может случиться,  что  и  в  официальных
разъяснениях Порядок № 1266 будет  слегка  "подправлен"  в  нужную
сторону. Сторонники законной позиции могут брать для расчета сумму
выплат, начисленных работнику  по  ведомости,  которые  обложились
подоходным  налогом. {8} Такой  подход  подтверждается  пунктом  7
Порядка:

    "7. Средняя заработная плата застрахованного лица  исчисляется
    исходя  из  начисленной  заработной  платы  по  видам  выплат,
    включающим основную и дополнительную заработную плату,  другие
    поощрительные  и  компенсационные  выплаты  (в том   числе   в
    натуральной форме), определяемые согласно  нормативно-правовым
    актам, принятым в соответствии с Законом  Украины  "Об  оплате
    труда", и подлежащие обложению подоходным налогом  с  граждан,
    не учитывая предусмотренные законодательством льготы по уплате
    указанного  налога {9} или суммы,  на  которые  данный   доход
    уменьшается {10},  с  которых  уплачивались  страховые  взносы
    в   фонды   общеобязательного   государственного   социального
    страхования". {11}

    Последняя фраза п. 7 снова обращает нас  к  предельной  сумме,
облагаемой соцстраховскими взносами, - к 1600 грн.

    Проблема "1600"

    Нет, это не о "зависании" компьютеров 400 лет назад в связи  с
началом последнего года XVI века, это - о другом.
    После  того  как  в  марте 2001 года  Кабмин поднял  "потолок"
для  исчисления  соцстраховских  взносов,  многим  бухгалтерам  не
давала  покоя  мысль:  из  какой  величины  исходить  при  расчёте
мартовско-апрельских больничных - из 1000 грн. или 1600 грн.?
    Мы тогда решили для себя,  что п. 9  Порядка  № 100  позволяет
использовать  предельную  величину  того  временного  отрезка,   в
котором возникло правоотношение по выплате больничных,  а не того,
в котором эта зарплата начислялась:

    "При  исчислении  средней  заработной  платы  для   начисления
    пособия  в  связи  со  временной    нетрудоспособностью,    по
    беременности и родам выплаты, указанные в пункте 3  настоящего
    Порядка,  учитываются   в   размере,  с   которого   взимаются
    сборы  (взносы)  на  обязательное  государственное  социальное
    страхование".

    Например,  при  выплате  больничных  за  апрель    фактическая
заработная  плата за февраль - март корректировалась  на  величину
"потолка", действующего  в  апреле. Что,  в  общем-то,  достаточно
справедливо:  ведь  для  выплаты  апрельских  больничных  Соцстрах
использовал апрельские же страховые взносы, исчисленные исходя  из
предельной величины 1600 грн. То есть в итоге он ничего не терял.
    Поскольку  пересмотр  предела  для  соцстраховских  начислений
обещает  превратиться  в  ежегодную   процедуру,    небезинтересно
посмотреть,  как  решается  вопрос  "переходных"  выплат  в  новом
Порядке.
    С одной стороны,  исходя  из  вышеприведенного  п.  7  Порядка
№ 1266 заработная плата определённого месяца должна использоваться
для расчёта среднемесячной зарплаты лишь в той  части,  с  которой
предприятием уплачивались страховые взносы.
    С другой стороны,  формулировка  п. 9  того  же  документа,  в
котором глагол "уплачиваются"  использован  в  настоящем  времени,
даёт основания предположить, что прежний подход к расчёту  средней
зарплаты не канул в Лету, а напротив, живёт и здравствует:

    "9. В среднюю заработную плату (доход)  включается  заработная
    плата (доход) в  пределах  максимальной  величины  (предельной
    суммы) заработной платы (дохода)  и  налогооблагаемого  дохода
    (прибыли), с которых уплачиваются  страховые  взносы  в  Фонды
    общеобязательного государственного социального страхования".

    На первый взгляд, эти два предписания друг другу противоречат.
Но только  на  первый  взгляд.  Кажущееся  противоречие  виртуозно
разрешается  в  приложении  1  к  Порядку  № 1266,   из   которого
становится ясно, что "заработная  плата,  с  которой  уплачивались
страховые взносы" представляет собой совокупность всех  выплат  на
оплату труда, которые могут быть обложены  страховыми  взносами  в
принципе.  При этом не имеет значения, превышает  ли  итоговая  их
сумма 1600 грн. (или другую предельную величину). Например, в п. 3
приложения 1 зарплата, с которой уплачивались страховые взносы, за
сентябрь  2001  года  составляет  1800  грн.  И  ничего  странного
составители Порядка в этом не видят.
    Что  же  касается  предельной  величины  1600  грн.,  то   она
используется на следующем этапе - при расчёте заработной платы,  с
которой рассчитываются больничные и прочие  выплаты.  Естественно,
что грамматически это оформлено конструкцией в настоящем  времени.
То есть мы должны использовать  ту  предельную  величину,  которая
существует  на  момент  начисления  больничных.    Ко    всеобщему
удовольствию болеющих тружеников.
    Описанный  выше  подход  и  нашел  закрепление в ст. 53 Закона
(см. выше).

    Совместители

    Напоследок скажем несколько слов о совместителях. Что делать с
этими гражданами - нам совершенно непонятно. Добрый Кабмин в своём
Порядке № 1266 разрешил  оплачивать  больничные  и  совместителям,
хотя  Закон  о  "больничном"  соцстрахе  такой   возможности    не
предусматривает. Пункт 1 ст. 50 Закона даёт совершенно однозначное
предписание:

    "Материальное   обеспечение    и    социальные    услуги    по
    общеобязательному государственному социальному  страхованию  в
    связи  с  временной  утратой  трудоспособности  и   расходами,
    обусловленными рождением и погребением, застрахованным  лицам,
    указанным  в  части  первой  статьи 6 настоящего  Закона {12},
    назначаются и предоставляются  по  основному  месту работы  за
    счёт уплаченных  застрахованными  лицами  страховых  взносов".
    {13}

    Так что предприятия, использующие  труд  совместителей,  могут
выбирать один из двух вариантов: либо, ссылаясь на Закон, забыть о
болеющих  совместителях,  либо,  основываясь  на  Порядке  № 1266,
выплатить им больничные.
    Вряд ли Фонд соцстраха рискнет пойти наперекор  Кабмину  и  не
принять  такие  выплаты  в  зачёт {14}. Во всяком случае  практика
свидетельствует  о  некоторой робости  соцстраховского  начальства
перед  правительством.  Например,  когда  профсоюзы  через  Высший
арбитражный суд отсудили у Кабмина отмену  ограничения в 1000 грн.
для взносов в Соцстрах, сами  страховщики  даже  не  пошевелились,
чтобы потребовать уплату недоплаченных сумм.
    Итак, директор сам должен будет определить, что  ему  ближе  -
Закон или Порядок № 1266.
    Да, если вы все-таки решились выплачивать своим  совместителям
больничные,  напомним,  что  Порядком    предусмотрен    следующий
алгоритм: совместители  берут  по  основному  месту  работы  копию
листка  нетрудоспособности,  заверенную  подписью  руководителя  и
печатью, и справку о средней зарплате, несут всё это вам, а вы  им
оплачиваете больничный из такого расчёта, чтобы суммарная зарплата
за месяц, с которой рассчитываются страховые выплаты, не превышала
1600 грн.
     Кстати, нам уже  известны  случаи,  когда  местные  соцстрахи
переиграли  Порядок  с  точностью  до  наоборот,  требуя,    чтобы
работники брали справку по неосновному месту работы, несли  её  на
основное место, а уже по основному  им  выплачивалось  пособие  по
полной программе. Но это, наверное, от того, что соцстраховцы  еще
сами не разобрались в новом для них механизме.
     Между прочим,  вся  такая  тягомотина  имеет  место  лишь  при
выплате больничных.  Когда же несчастный  совместитель  облагается
соцстрахами с суммы, в общей  сложности  превышающей  "предельные"
1600 (или там сколько), - это никого не интересует.  Перерасчёт же
по итогам года у Минтруда с Минфином всё ещё в проекте.
    В общем, совместители - это пока что проблема для всех, в  том
числе и для себя самих.

{1} См. "Бухгалтер" № 17'2000, с. 64-67,  изменения  к  нему  -  в
    "Бухгалтере" № 27'2001 на с. 14-15.
{2} См. "Бухгалтер" № 27'2001, с. 9-13.
{3} См. "Баланс" № 44/2001, с. 63-65.
{4} См. "Бухгалтер" № 17'2000, с. 48-53.
{5} См. "Бухгалтер" № 20'2001, с. 51-55.
{6} См. "Бухгалтер" № 8-9'2001, с. 105-119.
{7} Аналогичная  норма  содержится   и   в   п. 11  ст. 34  Закона
    "Об общеобязательном  государственном  социальном  страховании
    от несчастного  случая  на  производстве  и  профессионального
    заболевания,   приведших   к   утрате   трудоспособности"   от
    23.09.99 г.  № 1105-XIV  (см.  "Бухгалтер"  № 8-9'2001, с. 123
    -140).
{8} За  исключением  случаев,  связанных  с  начислением  арендной
    платы, наличием выплат,  льготируемых  по  ст.  5  Декрета  "О
    подоходном налоге с граждан", и т. п.
{9} Речь, очевидно, идёт о льготах,  установленных  Постановлением
    КМУ  от  23.06.93 г.  № 470  (см.  "Бухгалтер"  №  11-12'2000,
    с. 108).
{10} Перечислены в ст. 6 Декрета "О подоходном налоге с граждан".
{11} Разбивка  на  абзацы  -  редакционная.  Она  позволяет  лучше
     оттенить, где заканчивается "не учитывая". - Ред.
{12} В части 1 ст. 6 речь идёт  о  лицах, работающих  на  условиях
     трудового  договора  (контракта),  избранных   на    выборные
     должности в органы и членах коллективных предприятий.
{13} Аналогичная   норма    об    оплате    первых    пяти    дней
     нетрудоспособности  по  основному месту  работы  содержится в
     ст. 2  Закона  "О   размере   взносов   на   некоторые   виды
     общеобязательного государственного  социального  страхования"
     от 11.01.2001 г.  № 2213-III  (см.  "Бухгалтер"  №  8-9'2001,
     с. 76-77).
{14} Если работник болел более 5 дней. Если же менее - то Соцстрах
     и вовсе возражать не будет, так как больничные пойдут за счёт
     предприятия.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№31/01, стр. 26
[01.11.2001]
Влада Карпова, Дмитрий Михайленко
Заместитель главного редактора
------------------------------------------------------------------