Кто не успеет, тому прощается... Лимит кассы предприятия ------------------------------------------------------------------ В соответствии с основными нацбанковскими документами, посвященными наличному обращению, лимит остатка наличности в кассе - это предельный размер наличности, который может оставаться в кассе предприятия на конец рабочего дня. Лимит кассы, а также порядок и сроки сдачи наличной выручки предприятию устанавливает учреждение обслуживающего банка. Однако согласно п. 2.8 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления Нацбанка Украины от 19.02.2001 г. № 72 ( z0237-01 ) (далее - Положение о ведении кассовых операций), лимит кассы устанавливается не всем подряд, а только тем предприятиям, которые имеют текущие счета в учреждениях банков и осуществляют операции с наличностью. Наличную выручку в сумме свыше установленного лимита кассы предприятие обязано сдавать в определенные банком сроки для зачисления на текущий счет. Если лимит кассы предприятию вообще не установлен, то все деньги, имеющиеся в наличии в его кассе на конец дня, должны сдаваться в банк. При этом не имеют значения причины, по которым лимит кассы не установлен. Как оформить лимит кассы и что с ним делать дальше, подробно описано в разделе 4 Инструкции об организации работы по наличному обращению учреждениями банков Украины, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Украины от 19.02.2001 г. № 69 ( z0216-01 ) (далее - Инструкция № 69). При определении лимита кассы для предприятия учитываются: - режим и специфика его работы; - отдаленность от банка; - объем кассовых оборотов по всем счетам (и поступления, и расход); - установленные сроки и порядок сдачи наличной выручки; - продолжительность операционного времени банка; - наличие договоренности предприятия с банком об инкассации и сдаче наличной выручки в вечернюю кассу банка и т.п. Лимит кассы предприятиям (кроме предприятий торговли, общественного питания и услуг) устанавливается банками по согласованию с руководителями предприятии на основании расчета среднедневных поступлений наличных денег или среднедневной выдачи наличности. В зависимости от сроков сдачи наличной выручки в банк лимит кассы, как правило, устанавливается в следующих размерах. |---------------------------------------|------------------------| | Периодичность сдачи наличности | Размер лимита остатка | | в банк | наличности в кассе | |---------------------------------------|------------------------| |Наличная выручка сдается ежедневно в |Сумма, необходимая для | |день поступления в кассу предприятия |обеспечения работы утром| | |следующего дня | |---------------------------------------|------------------------| |Наличная выручка сдается на следующий |Сумма в пределах | |день |среднедневной наличной | | |выручки | |---------------------------------------|------------------------| |Наличная выручка сдается не реже, чем 1|Сумма, зависящая от | |раз в 5 рабочих дней (для предприятий, |установленных сроков | |расположенных в населенных пунктах, где|сдачи выручки и ее суммы| |нет учреждений банка или предприятий | | |почтовой связи) | | |---------------------------------------|------------------------| |Наличная выручка отсутствует, а лимит |Сумма в пределах | |кассы устанавливается согласно |среднедневной выдачи | |фактическим расходам наличности (кроме |наличности | |выплат, связанных с оплатой труда, | | |стипендий, пенсий, дивидендов) | | |---------------------------------------|------------------------| В некоторых случаях по письменному решению руководителей банка предприятию может быть установлен лимит кассы в большем размере, чем среднедневная наличная выручка или среднедневная выдача наличности. Такая необходимость должна быть обоснована предприятием исходя из специфики его деятельности. С текущего года лимит кассы, а также сроки и порядок сдачи наличной выручки в банк устанавливается не ежегодно, как было раньше, а один раз при заключении договора на расчетно-кассовое обслуживание. Для этого предприятие подает в учреждение банка заявку-расчет в двух экземплярах по установленной форме (приложение 6 к Инструкции № 69), в которой учитываются потребности всех обособ- ленных подразделений. Эта заявка оформляется как приложение к договору и является его неотъемлемой частью. При этом предприятие отвечает за соответствие данных, указанных в заявке-расчете, данным кассовой книги и бухгалтерского учета. Таким образом, лимит кассы не устанавливается каждому подразделению предприятия, в т.ч. обособленному, имеющему наличный оборот, а устанавливается в целом для предприятия - юридического лица. Обособленным подразделениям размер установленного лимита кассы, порядок и сроки сдачи наличной выручки доводится приказом или распоряжением руководителя предприятия. Можно, например, "разделить" его пропорционально выручке между подразделениями с учетом особенностей каждого. Нелишним будет отразить порядок установления лимита кассы каждому подразделению в рамках общего лимита в приказе об учетной политике предприятия. Если предприятие имеет несколько текущих счетов в разных банках, то заявку-расчет для установления лимита кассы оно представляет по своему выбору в любое учреждение банка, в котором у него открыт счет (понятие основного и дополнительного счета упразднено). Установленный лимит кассы (копия заявки-расчета с отметкой этого банка об установленном общем лимите кассы) предприятие в обязательном порядке в течение 5 рабочих дней сообщает остальным банкам, в которых у него открыты счета. Размер этого лимита вносится в договор на расчетно-кассовое обслуживание и также является неотъемлемым условием этого договора. Департамент налично-денежного обращения Нацбанка Украины в письме от 17.04.2001 г. № 11-111/447-2439 ( v2439500-01 ) разъясняет, что в случае непредставления в установленные сроки копий заявок-расчетов на установление лимита кассы или необраще- ния в течение этого срока в банк для установления лимита кассы учреждение банка устанавливает такому предприятию лимит остатка наличности в кассе в размере 1 необлагаемого минимума доходов граждан, т. е. 17 гривен. Лимиты кассы, установленные предприятиям на 2001 год до 01.09.2001 г., т.е. до вступления в силу изменений в Инструкцию № 69, утвержденных постановлением Правления Нацбанка Украины от 01.08.2001 г. № 312 ( z0732-01 ), действуют до 1 января 2002 года. Таким образом, все предприятия до конца года должны обратиться в любой обслуживающий их банк, и переоформить лимит кассы по новым правилам: заключить с банком дополнительное соглашение к действующему договору на расчетно-кассовое обслуживание с указа- нием размера установленного лимита кассы. Установление лимита кассы для некоторых учреждений и организаций имеет свою специфику. |--------------------------|-------------------------------------| |Учреждения и организации |Особенности установления лимита кассы| |--------------------------|-------------------------------------| |Государственное |Лимит устанавливается учреждениями | |казначейство Украины и его|НБУ, в которых открыты текущие | |территориальные органы |бюджетные счета этих органов, по | | |согласованию с их руководителями | |--------------------------|-------------------------------------| |Крестьянские (фермерские) |Хозяйство самостоятельно определяет | |хозяйства * |размер наличности, постоянно | | |находящейся в его кассах, и | | |уведомляет о нем обслуживающий банк | | |(лимит может увеличиваться на период | | |заготовки и обработки | | |сельхозпродукции) | |--------------------------|-------------------------------------| |Предприятия игорного |Лимит устанавливается в соответствии | |бизнеса (в т.ч. игорные |с утвержденным предприятием | |дома, казино, игровые |положением о призовом фонде в преде- | |автоматы с денежным |лах среднедневной выдачи наличности, | |выигрышем) |но не более максимально возможного | | |выигрыша посетителя | |--------------------------|-------------------------------------| |Кредитные союзы |Лимит устанавливается с учетом | | |специфики их деятельности, размеров | | |вступительных и паевых взносов, | | |выдачи кредитов, источников | | |поступления, порядка использования | | |средств и т.п. | |--------------------------|-------------------------------------| |Предприятия почтовой связи|Накануне нерабочих дней банков | | |предприятия могут превышать лимит | | |кассы в размерах, необходимых для | | |обеспечения расходных операций в эти | | |дни | |--------------------------|-------------------------------------| |Частные предприниматели |Лимит кассы не устанавливается | |--------------------------|-------------------------------------| |Вновь созданные |В течение 5 рабочих дней после | |предприятия |открытия счета лимит кассы на первые | | |3 месяца работы устанавливается, | | |исходя из прогнозных расчетов. Потом | | |он пересматривается и утверждается в | | |установленном порядке по фактическим | | |показателям деятельности предприятия | | |за 3 календарных месяца | |--------------------------|-------------------------------------| |Религиозные организации |Лимит кассы не устанавливается | |**, не осуществляющие | | |производственную или | | |другие виды | | |предпринимательской | | |деятельности | | |--------------------------|-------------------------------------| __________________________ * Крестьянские (фермерские) хозяйства, ведущие расчеты соглас- но ст. 25 Закона Украины "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 20.12.91 г. № 2009-XII ( 2009-12 ), в редакции Закона Украины от 22.06.93 г. № 3312-ХII ( 3312-12 ). ** К ним относятся религиозные общины, управления и центры, монастыри, религиозные братства, миссионерские общества (миссии), духовные учебные заведения. Если у предприятия изменился размер кассовых оборотов, режим функционирования, условия сдачи выручки, открылись новые подразделения (торговые точки) или при наличии других обоснованных причин, а также по инициативе банка, установившего общий лимит кассы, его можно пересмотреть (обычно в сторону увеличения). Для этого предприятие снова представляет в банк заявку-расчет, и оформляется новое дополнительное соглашение к договору на расчетно-кассовое обслуживание. До даты установления нового лимита кассы и получения его предприятием действует установленный ранее лимит кассы. Следует учитывать, что предприятие может в отдельные дни не сдавать наличную выручку в кассы банков в установленные сроки, если в эти дни нет превышения лимита кассы (п. 4.3 Инструкции № 69). В отличие от утратившей силу прежней Инструкции № 4 об организации работы по наличному обращению учреждениями банков Украины, утвержденной постановлением Правления НБУ от 20.06.95 г. № 149 ( v0149500-95 ) в редакции постановления от 13.10.97 г. № 335 ( z0529-97 ), ответственность за неустановление лимитов кассы не возлагается на банк. Согласно действующему законода- тельству Украины ответственность за отсутствие у предприятия установленного лимита кассы банк несет только в том случае, если при наличии представленной предприятием заявки-расчета лимит кассы не был установлен. Банки также не несут ответственность за то, что предприятие не сообщило своим обособленным подразделениям размер установленного лимита кассы, порядок и сроки сдачи наличной выручки. В соответствии с п. 4.7 Инструкции № 69 контроль за соблюде- нием предприятиями установленных им лимитов кассы осуществляют органы государственной налоговой службы Украины. В случае выявления нарушений порядка ведения операций с наличностью, в т. ч. в случае превышения установленных лимитов кассы, органы государственной налоговой службы Украины применяют к нарушителям штрафные санкции согласно Указу Президента Украины "О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности" от 12.06.95 г. № 436/95 ( 436/95 ), в редакции Указа от 11.05.99 г. № 491/99 ( 491/99 ) (далее - Указ № 436). Порядок проверки и требования, выдвигаемые при проверке соблюдения установленных лимитов кассы, описаны в п. 5.4 Положения о ведении кассовых операций. В частности, при контроле за соблюдением предприятием лимита кассы и своевременности возврата в банк неизрасходованных в назначенный срок средств, выданных на оплату труда и другие выплаты, учитывается то, что деньги, полученные из банка или направленные из выручки на подобные выплаты (оплату труда, пенсии, стипендии, дивиденды и т.п.) и не выплаченные в течение одного рабочего дня, не должны сдаваться в банк в тот же день. Предприятие имеет право хранить в кассе наличность, предназна- ченную для этих целей, свыше установленного лимита кассы в течение 3 рабочих дней, включая день получения наличности в учреждении банка. Для выплат работникам отдаленных подразделений предприятий железнодорожного транспорта и морских портов - в течение 5 рабочих дней, включая день получения наличности в банке. Такие же сроки установлены для указанных выплат, если они осуществляются за счет выручки (со дня наступления сроков этих выплат в пределах суммы, указанной в платежных ведомостях). При этом важно помнить, что предприятия для того, чтобы осуществить подобные расходы, до наступления сроков этих выплат не должны накапливать наличную выручку в своих кассах свыше установленного лимита кассы. Сверхлимитные остатки наличности в кассе определяются следующим образом: - сравниваются записи в кассовой книге о фактических остатках в кассе с установленным предприятию лимитом кассы за каждый день (даже если в этот день не было движений); - определяется количество дней в проверяемом периоде, когда обнаружено превышение лимита кассы, и сумма превышения за каждый день (учитываются причины, по которым наличность не сдана в банк); - определяется общая сумма сверхлимитных остатков. Как сверхлимитная наличность учитываются также суммы, превы- шающие предельную сумму, разрешенную для расчетов наличными с другими предприятиями или предпринимателями в течение дня. Сумма сверх 3 тыс. грн. прибавляется к фактическим остаткам денег в кассе плательщика наличности в тот день, когда был осуществлен платеж. Полученная сумма сравнивается с утвержденным лимитом кассы. Эти ограничения касаются всех видов операций с наличностью, связанных как с реализацией продукции (выполнением работ, предоставлением услуг), так и с внереализационными опера- циями. Согласно п. 2.9 Положения о ведении кассовых операций наличные средства не считаются сверхлимитными в день их поступления (в т.ч. в выходные и праздничные дни) в кассы предприятий сферы торговли, общественного питания и услуг, которые не имеют договоренности с банком на инкассацию или сдачу наличной выручки в вечернюю кассу банка, если: - предприятие проводит расчеты с применением РРО (и зафиксиро- вано время поступления средств); - деньги поступили в конце рабочего дня и были сданы (в сумме, превышающей установленный лимит кассы) в банк не позднее следующего рабочего дня банка (в течение операционного времени его работы); - деньги были использованы предприятием на необходимые хозяйственные потребности на следующий день (без предварительной сдачи их в банк и одновременного получения из банка). Предприятию, которое осуществляет наличные операции без применения РРО (с приходными кассовыми ордерами или расчетными книжками, содержащими расчетные квитанции), и точное время поступления наличности не может быть зафиксировано, разрешаются такие "несверхлимитные" наличные поступления не более четырех раз в месяц. Указом № 436 предусмотрены финансовые санкции за превышение установленных лимитов остатка наличности в кассах юридических лиц всех форм собственности и постоянных представительств нерезиден- тов, через которые полностью или частично осуществляется предпринимательская деятельность, в двукратном размере сумм обнаруженной сверхлимитной наличности за каждый день. И напоследок об утешительном. С одной стороны, как упоминалось ранее, предприятия до конца текущего года должны заключить с банком дополнительное соглашение к договору на установление лимита остатка наличности в кассе. С другой стороны, согласно разъяснениям Нацбанка (письмо от 04.10.2001 г. № 11-111/1572-5984 ( v5984500-01 )), если обращения до указанной даты не произойдет, то продолжит свое действие ранее установленный лимит кассы, в т.ч. и лимит в размере 17 грн., самостоятельно установленный банком. Поэтому могут не беспокоиться бухгалтеры, которые не успевают забежать в банк или тех предприятий, которых существующий лимит кассы вполне устраивает, и спокойно встречать Новый год, не волнуясь, что в старом осталось что-то недооформленным. Ну а киевским предприятиям и без этого забот хватает с перерегистрацией в связи с "сортировкой" административных районов. ------------------------------------------------------------------ "ГлавБух" № 51/01, стр. 58 [24.12.2001] Ирина Резникова заместитель главного редактора ------------------------------------------------------------------