Кредитные союзы в Законе ------------------------------------------------------------------ До вступления в силу Закона Украины "О кредитных союзах" от 20 декабря 2001 года № 2908-III ( 2908-14 ) (далее - Закон) кредитные союзы осуществляли свою деятельность в соответствии с Временным положением о кредитных союзах в Украине, утвержденным Указом Президента Украины от 20.09.93 г. № 377/93 ( 377/93 ) (далее - Указ), который утратил силу с 22 января 2002 года. Кроме Указа, вопросы создания и деятельности кредитных союзов в некото- рой степени были урегулированы в других нормативных актах, в частности в Положении о согласовании устава кредитных союзов по вопросам кредитования и расчетов и предоставления займов кредитны- ми союзами, утвержденном приказом Национального банка Украины от 17 марта 1994 года № 41 ( v0041500-94 ). В связи со вступлением в силу Закона руководствоваться необходимо прежде всего Законом, а не старыми "подуказными" документами. Неприбыльное финансовое учреждение В п. 1 ст. 1 Закона указано, что кредитный союз - это неприбыльная организация, основанная физическими лицами на кооперативных началах с целью удовлетворения потребностей ее членов во взаимном кредитовании и предоставлении финансовых услуг за счет объединенных денежных взносов членов кредитного союза. Это полностью соответствует положениям Закона Украины "О налогооб- ложении прибыли предприятий" от 22 мая 1997 года № 283/97-ВР ( 283/97-ВР ), согласно п.п. 7.11.1 ст. 7 (п.п. "в") которого кредитные союзы отнесены к неприбыльным организациям. Кроме того, в определении кредитного союза указано, что целью его создания является предоставление финансовых услуг, а в п. 2 ст. 1 Закона установлено, что кредитный союз - это финансовое учреждение, исключительным видом деятельности которого является предоставление финансовых услуг, предусмотренных этим Законом. Это положение в целом соответствует нормам Закона Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансо- вых услуг" от 12 июля 2001 года № 2664-III ( 2664-14 ) (далее - Закон о финуслугах), статьей 1 которого кредитные союзы отнесены к финансовым учреждениям. Там же определено, что исключительным видом деятельности финансовых учреждений является предоставление финансовых услуг. Создание Согласно п. 1 ст. 6 Закона кредитный союз создается на основа- нии решения учредительного собрания. Численность учредителей (членов) кредитного союза не может быть меньше 50 человек, которые в соответствии с этим Законом могут быть членами кредитного союза и объединены хотя бы по одному из следующих признаков: - имеют общее место работы или обучения; - принадлежат к одной местной (включая районные и областные) профсоюзной, другой общественной или религиозной организации; - проживают в одном селе, поселке, городе, районе, области. С учетом п. 1 ст. 10 Закона членами кредитного союза могут быть граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Украины, объединенные хотя бы по одному из признаков, указанных в части первой статьи 6 Закона, имеющие полную гражданскую дееспособность, за исключением лиц, которые по решению суда признаны недееспособными или ограниченно дееспособными, лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, а также лиц, имеющих непогашенную судимость за корыстные преступле- ния. Как видим, требование относительно минимального числа членов кредитного союза также практически не изменилось. Следует отме- тить, что соответствовать приведенным признакам необходимо именно на момент вступления в кредитный союз. При этом на основании п. 4 ст. 10 Закона несоответствие такого лица в дальнейшем таким признакам не приведет к исключению его из членов кредитного союза. Определенные изменения претерпел порядок регистрации кредитных союзов. Теперь их государственная регистрация осуществляется специально уполномоченным органом исполнительной власти в сфере регулирования рынков финансовых услуг (Уполномоченным органом) в соответствии с требованиями Закона и нормативно-правовых актов Уполномоченного органа. Напомним, что организация, полномочия и порядок деятельности этого Уполномоченного органа регламентированы в Законе о финуслугах. Однако на сегодняшний день он так и не сформирован и соответственно отсутствуют нормативно-правовые акты Уполномоченно- го органа, которые регулировали бы порядок государственной регистрации кредитных союзов. Кредитный союз действует на основании устава, не противореча- щего законодательству Украины. Перечень положений, которые должны быть обязательно отражены в уставе, приведен в п. 2 ст. 7 Закона. Деятельность и учет В части ведения хозяйственной деятельности появились некоторые особенности. Исчерпывающий перечень видов хозяйственной деятельности, которые может осуществлять кредитный союз, приведен в п. 1 ст. 21 Закона. Так, согласно этому пункту Закона кредитный союз может предоставлять кредиты своим членам на условиях их платности, срочности и обеспеченности в наличной и безналичной форме. Полу- чать кредиты от имени членов кредитного союза могут также крестьянские (фермерские) хозяйства и частные предприятия, которые находятся в их собственности. Размер кредита, предоставленного одному члену кредитного союза, не может превышать 20 процентов от капитала кредитного союза (т. е. паевой + резервный + дополни- тельный капитал + нераспределенная прибыль). Ранее одному члену кредитного союза кредитный союз мог предоставлять ссуды на сумму не более чем 10 % от размера ссудного фонда. Кредитный союз также имеет право привлекать на договорных условиях взносы (вклады) своих членов на депозитные счета как в наличной, так и в безналичной форме. Однако этой деятельностью кредитный союз имеет право заниматься только при условии получения лицензии, которую на основании Закона о финуслугах выдавать будет Уполномоченный орган (см. п. 4 ст. 8 Закона). Обязательства кредитного союза перед одним своим членом не могут быть больше 10 процентов от общих обязательств кредитного союза. Закон (как и ранее Указ) ограничений по принятию на себя забалансовых обязательств (поручительств исполнения членами кредитного союза обязательств перед третьими лицами) не содержит. Кроме того, Закон допускает возможность кредитных союзов стать членом платежных систем, т. е. возможность при определенных условиях предоставлять услуги участникам платежной системы относительно проведения перевода при помощи платежной системы. Важный аспект деятельности кредитных союзов раскрывается в п. 3 ст. 21 Закона. В нем, в частности, указано, что нераспределенный доход, который остается в распоряжении кредитного союза по итогам финансового года, распределяется по решению общего собрания, в том числе между членами кредитного союза, пропорционально размеру их паевых взносов в виде процентов (в оригинале "...у виглядi вiдсоткiв (процентiв)"). На наш взгляд, в связи с такой формулировкой указанной нормы вопрос относительно возможности применения подпункта "з" п. 1 ст. 5 Декрета Кабинета Министров Украины от 26 декабря 1992 года № 13-92 "О подоходном налоге с граждан" ( 13-92 ), касающегося невключения в состав совокупного налогооблагаемого дохода членов кредитного союза полученных таким образом средств, можно считать законодательно разрешенным. Что касается учета и отчетности кредитных союзов, то, как предусмотрено в п. 1 ст. 22, "кредитный союз обязан вести оперативный и бухгалтерский учет результатов своей деятельности в соответствии с законодательством Украины, а также статистическую отчетность и представлять ее в установленных порядке и объеме органам статистики", т. е. учет и отчетность ведутся в общем порядке, но дополнительно годовая отчетность в обязательном порядке подтверждается аудиторским заключением. При этом, кроме общего, (а точнее, почти общего) порядка, у кредитных союзов в ближайшее время объем учетной работы, по-видимому, увеличится. Это связано с тем, что у кредитных союзов появилась новая обязанность - представлять Уполномоченному органу финансовую отчетность и другие отчетные данные в объемах, формах и в сроки, установленные Уполномоченным органом, а также предоставлять на запросы Уполномоченного органа необходимые объяснения относительно отчетных данных. Но все это будет "работать" только после появления самого Уполномоченного органа и его нормативных актов. На основании части 3 статьи 14 Закона общее собрание считается правомочным, если на нем представлено не менее чем 50 процентов членов кредитного союза лично или по доверенности другим членам кредитного союза. При этом голосование на общих собраниях происхо- дит по принципу - один член кредитного союза, присутствующий на собрании, имеет один голос. Это соответствует принципу, изложенному в п. 2 ст. 1 Закона, согласно которому все члены кредитного союза имеют равные права, независимо от размера паевого и других взносов. Причем согласно п. 4 ст. 14 Закона решение общего собрания членов кредитного союза о прекращении деятельности кредитного союза считается принятым, если за него проголосовало не менее чем 75 процентов членов кредитного союза, присутствующих на общем собрании. Таким образом, можно сделать вывод, что если на собрание явилось 50 % членов кредитного союза, то решение о ликвидации фактически может быть принято 37,5 % голосов от общей численности членов. Прочие особенности Сразу следует отметить, что подход в части возможности кредитных союзов выступать в роли участников (учредителей) субъектов предпринимательской деятельности, применяемый ранее в Указе, в Законе остался прежним - кредитные союзы не могут быть учредителями, соучредителями или участниками субъекта (субъектов) предпринимательской деятельности. Единственным отличием является возможность участия в создании местного кооперативного банка (ранее кредитные союзы могли учреждать только средства массовой информации). Достаточно важные особенности установлены Законом в части создания и деятельности ассоциаций кредитных союзов. Так, ассоциация кредитных союзов (в отличие от кредитного союза) может быть учредителем (соучредителем) субъектов предпринимательской деятельности для выполнения своих уставных задач. Кстати, не совсем понятно, почему государственная регистрация ассоциаций кредитных союзов проводится в порядке, предусмотренном Законом об объединениях граждан, так как ассоциация является уже объединением кредитных союзов (т. е. юридических лиц, а не граждан). Видимо, законодатель по аналогии использовал принцип, заложенный в статье 10 Закона об объединениях граждан, согласно которой создание и легализация союзов объединений граждан (например, ассоциаций) регулируются Законом об объединениях граждан. В настоящее время внимание следует обратить прежде всего на заключительные положения Закона. Так, кредитные союзы, которые создаются в период между 22 января 2002 года и днем создания Государственного реестра (который предназначен для регистрации в нем кредитных союзов; его создание предусмотрено Законом о финуслугах), регистрируются в порядке, предусмотренном для государственной регистрации общественных организаций с обяза- тельным согласованием устава по вопросам кредитования и расчетов с соответствующим территориальным управлением Национального банка Украины в порядке, определенном Национальным банком Украины. Вместе с этим уставы и другие внутренние документы кредитных союзов, которые зарегистрированы до дня создания Государственного реестра, подлежат приведению в соответствие с Законом, а сами кредитные союзы подлежат перерегистрации и должны получить соответствующие лицензии в Уполномоченном органе в течение года с момента создания Государственного реестра. При этом сбор за государственную регистрацию кредитного союза уплачиваться не будет. Следует помнить, что в случае невыполнения требования относи- тельно перерегистрации кредитного союза и получения соответствую- щей лицензии в определенный Законом срок он подлежит ликвидации в соответствии с Законом по представлению Уполномоченного органа. ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" № 09/02, стр. 46 [31.01.2002] Д. Винокуров, Т. Онищенко экономисты-аналитики Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------