Налог с владельцев транспортных средств: порядок начисления,
                 уплаты и представления отчётности

------------------------------------------------------------------

    Общие положения

    Порядок исчисления и уплаты налога с  владельцев  транспортных
средств и других самоходных машин и механизмов (далее  -  налог  с
владельцев транспортных средств)  установлен  Законом  Украины  "О
налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин
и механизмов" от 11.12.91 г. № 1963-ХII ( 1963-12 ), с изменениями
и дополнениями (далее - Закон №  1963).  Рассмотрим  основные  его
положения.
    Плательщиками  налога  с  владельцев   транспортных    средств
являются юридические и физические лица (в  том  числе  иностранные
юридические  лица,  физические  лица  -    граждане    иностранных
государств  и  лица  без  гражданства),  имеющие  в  собственности
транспортные средства, которые, в свою очередь, являются  объектом
для исчисления данного  налога.  К  таким  транспортным  средствам
относятся:
    - тракторы (колёсные), кроме тракторов на гусеничном ходу;
    - легковые автомобили;
    - автомобили,  предназначенные  для  перевозки  не  менее   10
человек, включая водителя;
    - грузовые автомобили (кроме машин и механизмов,  используемых
для сельскохозяйственных работ);
    - автомобили  специального  назначения  (кроме  тех,   которые
используются для перевозки  пассажиров  и  грузов,  машины  скорой
медицинской  помощи  и  пожарные  машины,  грузовые   транспортные
средства, используемые на заводах, складах, в портах и  аэропортах
для перевозки грузов на короткие расстояния);
    - мотоциклы, мопеды, велосипеды  с  установленным  двигателем,
кроме тех, у которых объём двигателя составляет до 50 см3;
    - яхты и парусные суда (кроме спортивных);
    - моторные лодки и катера, прочие лодки (кроме тех, на которых
установлен подвесной двигатель, а также спортивных).
    Для правильного определения транспортных  средств,  являющихся
объектом налогообложения, в Законе №  1963  приводится  код  таких
средств в соответствии с  Гармонизированной  системой  описания  и
кодирования товаров.
    Размер налога с владельцев  транспортных  средств  исчисляется
исходя из:
    - объёма цилиндра  двигателя  -  для  тракторов,  автомобилей,
мотоциклов,  мопедов,  велосипедов  с  двигателем.  Ставка  налога
установлена на единицу объема, равную 100 см3;
    - мощности двигателя - для  автомобилей  с  электродвигателем.
Ставка налога установлена на единицу мощности, равную 1 кВт;
    - длины и массы - для яхт,  парусных  судов,  моторных  лодок,
прочих лодок.  Ставка налога установлена на единицу длины,  равную
100 см.
    Размеры  ставок  налога  с  владельцев  транспортных   средств
приведены в статье 3 Закона № 1963.
    Законом № 1963 предусмотрены льготы по налогу,  для  некоторых
категорий лиц.  Так, от уплаты налога  с  владельцев  транспортных
средств (в полном объёме) освобождаются:
    1) юридические лица:
    - предприятия  автомобильного  транспорта  общего  пользования
(независимо  от  формы  собственности)  в  отношении  транспортных
средств, используемых для перевозки пассажиров;
    - учебные  заведения,  финансируемые  за  счёт   бюджета,    в
отношении учебных транспортных средств;
    2) физические лица:
    - имеющие статус ветеранов войны, участников  боевых  действий
(а также лица, отнесённые к категории участников боевых действий),
инвалидов войны, участников войны  (а  также  лица,  отнесённые  к
участникам войны), лиц,  имеющих  особые  заслуги  перед  Родиной.
Более подробная информация  об  указанных лицах изложена в статьях
4 - 11 Закона Украины "О  статусе  ветеранов  войны, гарантиях  их
социальной  защиты"  от  22.10.93  г.  № 3551-XII  ( 3551-12 )  (с
изменениями и дополнениями);
    - имеющие статус  инвалидов  из  числа  участников  ликвидации
последствий  аварии  на  Чернобыльской  АЭС  и  пострадавших    от
Чернобыльской  катастрофы,  участников   ликвидации    последствий
аварии, работавших в зоне отчуждения, лица, постоянно  проживающие
или работающие (не менее четырёх лет до 01.01.93 г.) на территории
усиленного радиологического контроля. Более подробная информация о
таких лицах изложена в пп. 1 - 4 ст. 14 Закона Украины "О  статусе
и  социальной  защите  граждан,    пострадавших    в    результате
Чернобыльской катастрофы"  от  28.02.91 г. № 796-ХII ( 796-12 ) (с
изменениями и дополнениями);
    - имеющие статус ветеранов  труда,  а  также  особые  трудовые
заслуги перед Родиной.  Более подробная  информация  об  указанных
лицах изложена в  статьях  6  и  8  Закона  Украины  "Об  основных
принципах социальной защиты ветеранов труда и граждан  преклонного
возраста  в  Украине" от 16.12.93  г.  №  3721-ХII  ( 3721-12 ) (с
изменениями и дополнениями);
    - инвалиды независимо от группы инвалидности.
    Указанные лица освобождаются от  уплаты  налога  с  владельцев
транспортных  средств  в  отношении  одного  легкового  автомобиля
(мотоколяски) с объёмом двигателя до 2500 см3, одного мотоцикла  с
объемом цилиндра до 650  см3,  одной  моторной  лодки  или  катера
длиной до 7,5 м.
    Для  получения  гражданином  льготы  по  налогу  с  владельцев
транспортных  средств    достаточно    представления    документа,
подтверждающего    возникновение    такого    права,       органу,
осуществляющему регистрацию, перерегистрацию и технический  осмотр
транспортного  средства.  Следует  учесть,  что  такой   гражданин
освобождается от уплаты налога  как  в  текущем  году,  так  и  за
предыдущий  период  времени,  в  течение  которого    транспортное
средство было зарегистрировано на его имя.
    Освобождаются  от  уплаты  налога  с  владельцев  транспортных
средств в размере 50% следующие лица:
    - сельскохозяйственные  предприятия  -  товаропроизводители  в
отношении колёсных тракторов, автобусов и специальных  автомобилей
для перевозки людей (с количеством мест не менее 10);
    - граждане,  имеющие  в  собственности  легковые   автомобили,
изготовленные в СССР и поставленные на учёт в Украине до 1990 года
включительно.
    Юридическим лицам,  имеющим  льготу  по  налогу  с  владельцев
транспортных средств, следует помнить о том, что право пользования
ею возможно при выполнении определённых условий.  Так, предприятия
автомобильного  транспорта  вправе  воспользоваться  льготой   при
условии использования транспортных средств исключительно  с  целью
перевозки пассажиров.  Учебные заведения,  финансируемые  за  счёт
бюджета,  пользуются  льготой  по  налогу  в  отношении    учебных
транспортных средств исключительно в случаях их  использования  по
назначению.  Мы не случайно акцентируем внимание на условиях,  при
которых юридические лица могут воспользоваться льготой по налогу с
владельцев транспортных средств.  Если  транспортные  средства,  в
отношении которых законодательством  предусмотрены  льготы,  будут
использоваться  предприятиями  "не  по  назначению",    налог    с
владельцев транспортных средств должен быть начислен и уплачен  на
общих    основаниях.    Примером    "нецелевого"     использования
транспортного средства, в отношении которого предусмотрена льгота,
может служить предоставление его в аренду другим лицам.

    Порядок исчисления и уплаты налога с  владельцев  транспортных
    средств

    Прежде чем перейти к вопросу об исчислении и уплате  налога  с
владельцев  транспортных  средств,  остановимся  на  особенностях,
связанных с осуществлением некоторых  хозяйственных  операций.  Мы
коснёмся таких операций, как  списание  транспортного  средства  в
связи  с  продажей,  ликвидацией,  кражей,  а  также  передачей  в
пользование.
    Прежде всего отметим, что юридические лица исчисляют  налог  с
владельцев транспортных средств исходя из количества  транспортных
средств, числящихся на балансе по состоянию на 1  января  текущего
года  и  состоящих  на  учёте  в  органах  автоинспекции    (ГАИ).
Физические лица - владельцы транспортных  средств  при  исчислении
налога  также  должны  "ориентироваться"  на  наличие  регистрации
транспортного средства в органах ГАИ.
    Мы  не  случайно  акцентируем  внимание   на    факте    учёта
транспортного средства в ГАИ.  Данное требование изложено в статье
1  Закона  №  1963.  Так,  плательщиками  налога   с    владельцев
транспортных  средств  являются  лица,  имеющие  в   собственности
должным образом зарегистрированные транспортные средства  (которые
являются объектом налогообложения).
    Регистрация транспортных средств осуществляется в соответствии
с  Правилами  государственной  регистрации  и  учёта  автомобилей,
автобусов,  самоходных  машин,    сконструированных    на    шасси
автомобилей, мотоциклов всех типов,  марок  и  моделей,  прицепов,
полуприцепов  и  мотоколясок,  утверждёнными  постановлением   КМУ
от 07.09.98 г. № 1388 ( 1388-98-п ) (далее  -  Правила регистрации
транспортных средств).  В  соответствии  с  указанными  Правилами,
регистрации в органах ГАИ подлежат транспортные средства,  которые
являются  собственностью  и  эксплуатируются   юридическими    или
физическими лицами.  Отсюда следует, что объектом  для  исчисления
налога с владельцев  транспортных  средств  являются  транспортные
средства, непосредственно используемые своими владельцами. Если же
на  балансе   предприятия    числятся,    например,    автомобили,
приобретённые для их дальнейшей продажи (в качестве товара), то по
таким  транспортным  средствам  налог  не   исчисляется    и    не
уплачивается.
    Кроме того, регистрация транспортного средства в  органах  ГАИ
является  своего  рода  "контролирующим"  фактом   для    проверки
правильности исчисления и уплаты налога с владельцев  транспортных
средств, в части определения количества и вида  зарегистрированных
единиц транспортных средств.
    В соответствии со статьей 43 Закона Украины "О Государственном
бюджете  Украины  на  2002  год"  от  20.12.2001  г.   №  2905-III
( 2905-14 ),  налог  с  владельцев  транспортных средств  является
одним  из  источников  формирования  специального  фонда   местных
бюджетов. Данный налог уплачивается по местонахождению юридических
лиц  и месту  проживания  физических   лиц   на  специальные счета
территориальных дорожных фондов республиканского бюджета АР  Крым,
областных бюджетов и бюджета города Севастополя.
    Как   уже   отмечалось,   объектом  для  исчисления  налога  с
владельцев  транспортных  средств  являются транспортные средства,
состоящие  на  балансе  по  состоянию  на  начало отчётного года и
зарегистрированные  в  органах  ГАИ. Любое  движение  транспортных
средств  как объекта учёта на предприятии, которое не повлекло  за
собой снятие с регистрации такого средства в органах ГАИ,  не даёт
повода для того,  чтобы  не  начислять и не уплачивать налог. Так,
при передаче транспортных средств в пользование другим лицам,  при
выводе из  эксплуатации  вследствие  консервации,  ликвидации  или
перевода транспортного  средства  в  категорию  непроизводственных
основных  фондов,  налог  с  владельцев    транспортных    средств
уплачивается на общих основаниях.  Особо следует уделить  внимание
ситуации, связанной  с  ликвидацией  транспортного  средства    на
предприятии.  Причины такой ликвидации могут быть  разные:  полный
износ,  следствие  аварии  и  т. д.  Как  в  этом  случае  следует
действовать предприятию в отношении  начисления  налога  по  таким
транспортным средствам? Прежде всего нужно  помнить  о  том,  что,
помимо списания таких транспортных средств с баланса  предприятия,
необходимо пройти  процедуру их (транспортных  средств)  снятия  с
регистрации  в  органах  ГАИ.  Порядок  снятия    с    регистрации
транспортных средств изложен в Правилах  регистрации  транспортных
средств (пп. 41 - 48). Это даст возможность предприятию не платить
налог с таких транспортных  средств,  начиная  с  отчётного  года,
следующего за годом,  в  котором  произошло  снятие  транспортного
средства с регистрации в органах ГАИ.  К сожалению, у  плательщика
налога нет оснований  прекратить  начисление  и  уплату  налога  с
владельцев  транспортных  средств  в  течение  года,  в    котором
произошло списание и снятие с регистрации транспортного  средства.
Это вытекает из самого Закона № 1963. Так, в статье 5 указано, что
за транспортные средства, снятые с учёта в течение года, налог  не
возвращается.  Иными словами, не подлежит возврату  сумма  налога,
уплаченная за период времени с даты снятия с учёта  и  регистрации
транспортного средства до конца отчётного года.  Кроме  того,  как
уже  отмечалось,  объектом  для  исчисления  налога  с  владельцев
транспортных средств являются транспортные средства, числящиеся на
предприятии по состоянию на 1 января  текущего  (отчётного)  года.
Списанные с баланса предприятия транспортные средства и  снятые  с
регистрации в ГАИ в течение отчётного года числились у предприятия
по состоянию на  начало  этого  года.  Получается,  что  по  таким
транспортным  средствам  в  течение    отчётного    года    должен
уплачиваться налог с владельцев транспортных ередств.  Та же самая
ситуация возникает и в случае  продажи  транспортного  средства  в
течение  года.  При  продаже  такого  средства  необходимо  пройти
процедуру  его  перерегистрации  в  органах  ГАИ.  Кроме    этого,
перерегистрация транспортного  средства  осуществляется  в  случае
изменения  местонахождения  или   названия    собственника    (для
физических лиц - в случае изменения  места  жительства,  изменения
фамилии, имени или отчества), изменения цвета,  модели  или  марки
вследствие  переоборудования  или  замены  двигателя  или  кузова,
других узлов или агрегатов, имеющих индивидуальные номера. Порядок
перерегистрации  транспортного  средства  изложен    в    Правилах
регистрации транспортного средства (пп. 35 - 40).  Остановимся  на
ситуации,  связанной   с    продажей    транспортного    средства,
произошедшей  в  течение  года.  Списание  такого    транспортного
средства с учёта предприятия не  даёт  оснований  для  прекращения
начисления транспортного налога предприятием-продавцом  в  течение
года,  в  котором  произошло  такое    списание.    Несмотря    на
перерегистрацию транспортного средства в органах  ГАИ  в  связи  с
изменением владельца,  такое  транспортное  средство  числится  на
предприятии по состоянию  на  начало  года  (в  котором  произошла
продажа).  Получается, что есть все основания  (в  соответствии  с
Законом № 1963) для начисления  налога  по  данному  транспортному
средству до конца года.  Только в  следующем  году  предприятие  -
бывший владелец проданного транспортного средства не учитывает его
в составе объекта налогообложения и, следовательно,  не  начисляет
по нему налог.  В свою очередь, лицо (юридическое или физическое),
которое приобрело такое транспортное  средство,  обязано  уплатить
налог непосредственно перед его перерегистрацией в органах  ГАИ  и
продолжать начислять и уплачивать до конца года.
    Такая  позиция  в  отношении  уплаты  налога   по    списанным
транспортным средствам до конца отчётного года изложена в  письмах
и разъяснениях Государственной налоговой администрации Украины. По
сути,  "идёт"  двойное  налогообложение  одного    и    того    же
транспортного средства.  Такую  ситуацию  кроме  как  вопиющей  не
назовешь.  В связи с этим немалое количество  плательщиков  налога
обращались  в  хозяйственные  суды  с  исками  об  отмене  решения
налоговых органов о взыскании штрафных санкций за неуплату  налога
с транспортных средств в период времени с даты списания и снятия с
регистрации транспортного средства до  конца  отчётного  года.  Мы
приведём выдержку обзорного  письма  Высшего  хозяйственного  суда
Украины  "О  некоторых вопросах практики решения споров, связанных
с  применением  законодательства  о  налогах"   от   23.11.2001 г.
№  01-8/1271  ( v1271600-01 ),  адресованного  всем  хозяйственным
судам Украины:
    "...Хозяйственным  судом    установлено,    что    предприятие
уплачивало  указанный  налог  (налог  с  владельцев   транспортных
средств) до  отчуждения  транспортных  средств  физическим  лицам.
Договорами  купли-продажи,  налоговыми  накладными    и    данными
госавтоинспекции о перерегистрации автомобилей подтверждается факт
продажи   соответствующих    транспортных    средств.    Указанное
свидетельствует  о  том,  что  объект  налогообложения  выбыл   из
владения предприятия, поэтому  обязательство  уплачивать  налог  с
владельцев транспортных средств прекратилось.  К  тому  же  новыми
владельцами автомобилей налог уплачен...".
    Как видим, вполне логичное  решение  проблемы  -  нет  объекта
налогообложения,  следовательно,  нет  и  самого  налога.  Однако,
к  сожалению,  для  того  чтобы  доказать   очевидное,  необходимо
обращаться  в  хозяйственный  суд,  так  как  доказать    правоту,
используя нормы Закона № 1963, невозможно.
    Довольно   часто   транспортное  средство  является  предметом
договора оперативной аренды, в  связи  с  чем  возникают  вопросы,
касающиеся того, кто в данном случае является плательщиком  налога
с владельцев транспортных средств.  Закон № 1963 (статья  6)  даёт
исчерпывающий ответ на данный вопрос.  Так, в  случае  если  право
пользования транспортным средством передано его владельцем другому
лицу (в  частности,  на  условиях  оперативной  аренды),  налог  с
владельцев  транспортных  средств    уплачивается    либо    самим
владельцем, либо лицом, которому передано право пользования  таким
транспортным средством (от имени  владельца).  Если  налог  платит
лицо, которому передано право пользования  транспортным  средством
(например, арендатором), то такой налог  должен  быть  уплачен  на
счета местного  бюджета  по  месту  регистрации  владельца  такого
транспортного  средства.  Сумма  налога,  уплаченного  арендатором
(пользователем),  будет  отражена  в  составе  валовых    расходов
владельца  транспортного  средства  (ни  в    коем    случае    не
пользователя!).  При  этом  условие  уплаты  налога  с  владельцев
транспортных средств пользователем от имени владельца должно  быть
оговорено в договоре о предоставлении права пользования (например,
в  договоре  аренды   транспортного  средства).  Если   владельцем
транспортного средства, переданного в  пользование  (например,  на
условиях оперативной  аренды),  является  физическое  лицо,  то  в
случае уплаты  налога  пользователем  (арендатором)  сумма  такого
налога должна быть  включена  в  состав  налогооблагаемого  дохода
(если таким физическим лицом  не  возмещается  пользователю  сумма
уплаченного налога).
    Подытожив  вышеизложенное,  можно  утверждать,  что  налог   с
владельцев транспортных средств уплачивается по зарегистрированным
транспортным средствам, независимо от  того,  используются  они  в
хозяйственной деятельности плательщика или нет.
    В  случае  кражи  транспортного  средства  налог  по    такому
транспортному средству не уплачивается, при условии  представления
владельцем документов о возбуждении уголовного дела по факту такой
кражи.
    Юридические  лица,  имеющие  филиалы  и  другие   обособленные
подразделения, не должны забывать, что обязанность уплаты налога с
владельцев транспортных средств возложено на головное предприятие.
Поэтому  именно  головное  предприятие    уплачивает    налог    и
представляет отчётность в налоговые органы.
    Головное предприятие вправе  делегировать право  исчисления  и
уплаты налога с владельцев транспортных средств своим  филиалам  и
обособленным  структурным  подразделениям  по  месту   постоянного
базирования транспортных  средств.  При  этом  налог  уплачивается
такими структурными подразделениями с обязательным уведомлением  о
такой уплате юридическому лицу (головному  предприятию).  Головное
предприятие   представляет  отчётность  по  налогу  с   владельцев
транспортных  средств  по  всем  зарегистрированным   транспортным
средствам в налоговый орган по месту своего нахождения,  причём  с
разделением таких средств по месту их постоянного  базирования.  В
отчётности указывается,  что  налог  уплачивается  непосредственно
структурными подразделениями по месту  базирования  транспорта.  В
этом случае налоговым  органом  открывается  лицевой  счёт  такого
юридического лица на те транспортные средства, которые  базируются
по месту нахождения головного  предприятия.  Головное  предприятие
посылает копии отчётности налоговым органам  по  месту  нахождения
филиалов  и  других  обособленных  структурных  подразделений.  На
основании предоставленных отчётов  налоговыми  органами  по  месту
расположения  филиалов  (обособленных  структурных  подразделений)
открываются лицевые счета, на  которых  собирается  информация  об
уплате налога с владельцев транспортных средств плательщика налога
по  транспортным  средствам,  числящимся  за   такими    филиалами
(обособленными структурными подразделениями).

    Когда платится налог с владельцев транспортных средств?

    Физические лица - владельцы транспортных  средств,  являющихся
объектом налогообложения, платят налог с  владельцев  транспортных
средств в следующие сроки:
    - перед  прохождением    регистрации    или    перерегистрации
транспортного средства;
    - ежегодно или один раз в два года перед техническим осмотром.
Уплата  налога  должна  быть  осуществлена  не  позднее    первого
полугодия года, в котором проводится технический осмотр.
    Порядок  проведения  государственного  технического    осмотра
транспортных    средств    изложен    в    Правилах     проведения
государственного  технического  осмотра  автомобилей,   автобусов,
мототранспорта и  прицепов,  утвержденных  постановлением  КМУ  от
26.02.93 г. № 141 ( 141-93-п ).
    Для юридических лиц Законом № 1963  установлена  поквартальная
уплата налога с владельцев  транспортных  средств.  Оплата  должна
быть произведена  до  15  числа  месяца,  следующего  за  отчётным
кварталом. Так как ставка налога с владельцев транспортных средств
установлена  на  год,  то  уплата  данного  налога    производится
ежеквартально равными частями.
    Кроме поквартальной уплаты налога  с  владельцев  транспортных
средств, Законом № 1963 установлено, что данный налог платится  по
приобретенным    в    течение    года    транспортным    средствам
непосредственно перед регистрацией в органах ГАИ.

    Отчётность по налогу с владельцев транспортных средств

    Для юридических лиц  предусмотрена  обязанность  представления
отчёта  по  начисленному  и  уплаченному  налогу   с    владельцев
транспортных  средств  -  Расчёт  суммы  налога    с    владельцев
транспортных средств и других самоходных машин и механизмов (далее
- Расчёт).  Юридические лица представляют Расчёт  как  по  налогу,
исчисленному и уплаченному по имеющимся на 1 января отчётного года
транспортным средствам, так и по  налогу,  уплаченному  в  течение
года по приобретённым транспортным средствам  -  Расчёт  налога  с
владельцев  транспортных  средств  по  приобретённым  транспортным
средствам.
    Порядок заполнения   и   представления  Расчёта  суммы  налога
с  владельцев  транспортных   средств   утверждён  приказом   ГНАУ
от  17.09.2001  г.  № 373 ( z0862-01 )  ("Налоги  и  бухгалтерский
учёт", 2001, № 85).
    Порядком  представления   Расчёта    налога    с    владельцев
транспортных  средств  предусмотрено  право  плательщика    налога
уточнять данные отчётности в случае допущения ошибки  при  расчёте
налога (как в сторону увеличения суммы налога,  так  и  в  сторону
уменьшения).  Такое уточнение оформляется путём заполнения Расчёта
с обязательным приложением Справки о суммах  налога  с  владельцев
транспортных средств  и  других  самоходных  машин  и  механизмов,
которые  уменьшают  или  увеличивают  налоговые  обязательства   в
результате  исправления  самостоятельно    обнаруженной    ошибки,
допущенной  в  предыдущих  отчётных  периодах.    Такая    справка
прилагается отдельно к каждому уточняющему Расчёту.
    Кроме того, новым Порядком заполнения и представления  Расчёта
налога  с  транспортных  средств   предусмотрена    новая    форма
отчётности.  Сама  форма  Расчёта  не   претерпела    значительных
изменений.  Титульная часть Расчёта дополнена специальным полем, в
котором содержится информация о типе  и  признаке  представляемого
Расчёта.
    Расчёт налога с владельцев транспортных средств может быть:
    - общим по итогам отчётного года;
    - уточняющим данные общего Расчёта;
    - за приобретенные в течение года транспортные средства;
    - уточняющим данные Расчёта за приобретенные  в  течение  года
транспортные средства.
    В зависимости от типа представляемого Расчёта, в титульной его
части ставится отметка "X" в соответствующих  графах  специального
поля.  Так, если Расчёт представляется по итогам 2001 года,  то  в
титульной его  части  ставится  отметка "X"  в  графах  "Загальний
розрахунок" и "Розрахунок на 2002 рік".
    Если Расчёт представляется в связи  с  начислением  и  уплатой
налога по приобретённым транспортным  средствам,  то  в  титульной
части данного Расчёта ставится отметка  "X"  в  графах  "Загальний
розрахунок" и "Розрахунок за придбані транспортні засоби".
    Если Расчёт представляется в связи с уточнением данных Расчёта
по итогам отчётного года (с обязательным приложением Справки),  то
в титульной его части ставится отметка  "X"  в  графах  "Уточнений
розрахунок" и "Розрахунок на 200_ рік".
    Если Расчёт представляется в связи с уточнением данных Расчёта
по приобретённым в  течение  года  транспортным  средствам,  то  в
титульной его части  ставится  отметка  "X"  в  графах  "Уточнений
розрахунок" и "Розрахунок за придбані транспортні засоби".
    Расчёт  налога    по    имеющимся    транспортным    средствам
представляется в  налоговый  орган  по  итогам  отчётного  года  в
течение 60 календарных дней, следующих за последним днем отчётного
года.  Так, по итогам 2001 года Расчёт суммы налога  с  владельцев
транспортных средств должен быть представлен не  позднее  1  марта
2001 года.
    Расчёт по  налогу,  уплаченному  в  течение  года  в  связи  с
приобретением транспортных  средств,  представляется  в  налоговый
орган в течение 10 дней после их регистрации в органах ГАИ.
    Отчётность по начисленным и  уплаченным  в  течение  года  (по
итогам 1, 2 и 3 кварталов) суммам налога с владельцев транспортных
средств не представляется.
    Порядок заполнения строк Расчёта  достаточно  прост.  Методика
заполнения данного отчётного документа не претерпела изменений  по
отношению к прошлым отчётным периодам.

    Налоговый  и  бухгалтерский  учёт  расходов,    связанных    с
    начислением и уплатой налога с владельцев транспортных средств

    Налог  с  владельцев  транспортных  средств  является   частью
налоговой системы Украины и входит  в  состав  общегосударственных
налогов и сборов.  В соответствии с п.п.  5.2.5  статьи  5  Закона
Украины  "О  налогообложении  прибыли  предприятий" от 22.05.97 г.
№ 283/97-ВР (далее - Закон о налоге на прибыль),  в состав валовых
расходов относятся суммы начисленных (уплаченных) налогов,  сборов
(обязательных платежей), предусмотренных системой  налогообложения
Украины.  Следовательно, сумма налога  с  владельцев  транспортных
средств  начисленная  (уплаченная)  включается  в  состав  валовых
расходов предприятия.
    Неоднозначным является вопрос о порядке отражения в  налоговом
учёте  суммы,  уплаченной  по  приобретённым  в    течение    года
транспортным средствам (перед  регистрацией  в  органах  ГАИ).  По
нашему мнению, данный налог должен быть отнесён в  состав  валовых
расходов предприятия (в соответствии с тем же п.п. 5.2.5 статьи  5
Закона  о  налоге  на  прибыль).  Уплаченный  перед   регистрацией
транспортного средства налог никоим образом не связан с расходами,
связанными с приобретением  такого  транспортного  средства.  Ведь
налог, уплаченный перед  регистрацией  транспортного  средства,  и
налог, который будет уплачиваться по такому транспортному средству
в дальнейшем, ничем по своей сути не отличаются друг от  друга.  А
то, что по приобретённым в  течение  года  транспортным  средствам
налог  платится  "преждевременно"  (так  решил  законодатель),  не
является  основанием  для  утверждения  того,  что  это    платёж,
непосредственно  связан  с  расходами  по   приобретению    такого
транспортного средства.
    В бухгалтерском учёте операции по начислению и уплате налога с
владельцев  транспортных  средств  будут   отражаться    следующим
образом:

=====================================+=============+==============
 Наименование хозяйственной операции | Дебет счёта | Кредит счёта
=====================================+=============+==============
Начислен налог с владельцев          |      92     |      641
транспортных средств                 |             |
-------------------------------------+-------------+--------------
Уплачена сумма налога                |     641     |      311
------------------------------------------------------------------

    Ответственность плательщиков налога с владельцев  транспортных
    средств

    За  нарушение  порядка  начисления,  уплаты  и   представления
отчётности  по  налогу  с    владельцев    транспортных    средств
предусмотрена  ответственность  (в  виде  штрафных    санкций    и
административных  штрафов)  в  соответствии со статьей  17  Закона
№ 2181 ( 2181-14 ).
    В   случае   непредставления   отчётности   (Расчёта    налога
с  владельцев    транспортных    средств)    в     предусмотренные
законодательством сроки, налагается штраф в размере  170  грн.  за
каждое такое непредставление или  нарушение  сроков  представления
(календарный год). В случае если по данным документальной проверки
налоговыми органами обнаружена недоплата (недоимка)  по  налогу  с
владельцев транспортных средств, налагается штраф в размере 5%  от
суммы такой недоплаты (недоимки) за каждый  налоговый  период  (за
каждый квартал), но не более 25% такой недоплаты. Размер штрафа не
должен быть менее 170 грн.
    В случае если налоговым органом обнаружены арифметические  или
методологические  ошибки,  приведшие  к  занижению  или  завышению
налога с  владельцев  транспортных  средств,  налагается  штраф  в
размере 5% суммы доначисленного налога.  Размер штрафа  не  должен
быть менее 170 грн.
    Если  плательщик  налога  с  владельцев  транспортных  средств
самостоятельно  обнаружил  недоплату  (недоимку)  по  налогу,  то,
помимо погашения такой  недоплаты  (недоимки),  плательщик  обязан
самостоятельно перечислить штраф в  размере  10%  суммы  недоплаты
(недоимки).


------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учёт"
№12/02, стр. 35
[11.02.2002]
Е. Руденко
Бухгалтер-эксперт Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------