Прибыль неприбыльных

------------------------------------------------------------------

    Остановимся на  одном  нюансе  обложения  налогом  на  прибыль
неприбыльных организаций. {1} Речь идет о требовании, содержащемся
в первом абзаце п/п. 7.11.9 Закона о Прибыли ( 334/94-ВР ):

    "В случае если доходы неприбыльных организаций,  полученные  в
    течение  отчетного   (налогового)    года    из    источников,
    определенных  соответствующими   подпунктами  7.11.2 - 7.11.7,
    [оставшиеся] {2}  на  конец  первого  квартала  следующего  за
    отчетным  года,  превышают  25  процентов  от  общих   валовых
    доходов, полученных в течение  такого  отчетного  (налогового)
    года, такая неприбыльная организация обязана уплатить налог  с
    нераспределенной суммы прибыли по ставке 30 процентов к  сумме
    такого  превышения.  Внесение  в  бюджет  указанного    налога
    осуществляется  по  итогам  первого  квартала  следующего   за
    отчетным года в сроки, установленные для  прочих  плательщиков
    налога".

    Из этого не слишком внятного [но дополненного] фрагмента ясно,
что сравнению подлежат  сумма  "льготируемых"  доходов  за  четыре
квартала отчетного года и сумма "целевых" расходов, совершенных из
этих доходов за те же  четыре  квартала  плюс  еще  за  I  квартал
следующего  года.  Превышение  первой  суммы  над  второй  названо
нераспределенной прибылью, которая  при  указанных  выше  условиях
подлежит  обложению  налогом  на  прибыль   (но    не    вся,    а
лишь "макушка", выглядывающая над 25%).
    Важное замечание: в I квартале следующего года нужно  отделить
расходование сумм, входящих в доход именно прошлого года, для чего
предпочтительнее вести аналитику или, в крайнем случае, говорить о
методе ФИФО, то есть о том,  что  деньги,  поступившие  раньше  (в
частности,  в  прошлом  году),  расходуются  в  первую    очередь.
Использование в I квартале поступлений этого же квартала не должно
повлиять на расчет налогооблагаемой  ("нераспределенной")  прибыли
по результатам  деятельности  прошлого  года  -  оно  учтется  при
определении объекта обложения только через год.  Ведь смысл  учета
этого дополнительного ("пятого") Квартала состоит в предоставлении
неприбыльной  организации  времени  для  использования    средств,
которые, возможно,  поступили  ближе  к  концу  отчетного  года  и
остались до нового года неистраченными.
    Таким образом, часть расходов "пятого" квартала,  приходящаяся
на доходы прошлого года, участвует в расчетах только  один  раз  и
оснований рассмотреть эти "помеченные" расходы еще раз - в конце I
квартала следующего года уже  для  итогов  текущего  года  -  нет.
Другое замечание тоже важно (хоть и  совершенно  очевидно):  чтобы
избежать  обложения  налогом  на  прибыль,  следует  не  допускать
наличия  нераспределенной  прибыли  -  во  всяком  случае,    если
превышение  "льготируемых"  доходов  над  расходами  (на  конец  I
квартала следующего года) зашкаливает  за  25%  от  общих  валовых
доходов отчетного года.  Кажущаяся простота решения - взять  да  и
потратить "лишние" деньги - обманчива.
    Во-первых, основные (предвидимые) расходы, как правило, должны
быть учтены в смете.  И коль уж случилось превышение,  то  сметные
расходы, видимо, уже осуществлены.
    Во-вторых,  "распределение  прибыли"  должно   соответствовать
уставным целям, что тоже является каким-никаким ограничением.
    В связи  со  сказанным  интересной  представляется следующая -
пусть и  частная,  но  отнюдь  не  редкая  -  ситуация.  Допустим,
неприбыльная организация, столкнувшись  с  описываемой  проблемой,
решила  использовать  часть  денежных  средств  на    приобретение
компьютера.  Речь могла идти и о любом другом основном средстве  -
важно, что использоваться оно будет непосредственно для достижения
целей, сформулированных в уставе неприбыльной организации {3}.
    По мнению налоговиков, основные фонды неприбыльных организаций
для целей налогообложения не  амортизируют  (см.  письмо  ГНАУ  от
20.04.2001 г. № 5237/7/15-0117 ( v5237225-01 ) на с. 38т  "Темы"),
поскольку не используются в хозяйственной деятельности, а  значит,
являются  непроизводственными  (в  противном   случае,    дескать,
неприбыльная организация вела бы хоздеятельность -  следовательно,
ставила бы целью регулярное получение прибыли, что несовместимо  с
неприбыльным статусом).  Не будем сейчас втягиваться в дискуссию о
справедливости  такого  утверждения  -  это  предмет    отдельного
разговора, а просто примем его как факт, с которым надо  считаться
(кстати, если налоговики правы, то не вполне ясен смысл последнего
абзаца  п/п.  7.11.9  Закона  о  Прибыли  -    ведь    амортизация
непроизводственных фондов вообще не предусмотрена  Законом,  зачем
же тогда о ней вспоминать?).
    Заметим, что п. 7.11 Закона о Прибыли практически не оперирует
понятиями "валовой доход" и "валовые затраты" (кроме все  того  же
п/п. 7.11.9, где  лишь  сакраментальные  25%  считаются  от  общих
валовых доходов), а использует понятия "доходы" и "расходы". Таким
образом, если для "прибылъщиков" общая схема  определения  объекта
налогообложения состоит в уменьшении "валовых доходов" на "валовые
затраты" и на суммы амортизации, то для неприбыльных все  сводится
к  вычитанию  понесенных  расходов  из  полученных    доходов    и
последующему сравнению остатка  с  допускаемой  величиной  (говоря
здесь  о  доходах  и  расходах,  мы  имеем  в  виду,  конечно  же,
льготируемые доходы, предусмотренные п/п. 7.11.2 - 7.11.7 Закона о
Прибыли, и расходы, соответствующие уставным целям).  То, что  для
неприбыльных организаций традиционные понятия "валовые доходы" и
"валовые  затраты"  неприменимы,  подчеркивает  и  ГНАУ  -  в  уже
упоминавшемся письме от 20.04.2001 г. № 5237/7/15-0117.
    Исходя  из  вышеозначенного  позволим  себе  высказать  мысль,
которая кое-кому может  показаться  крамольной:  хоть  амортизация
объекта основных фондов и не  учитывается  для  целей   применения
абз. 1 п/п. 7.11.9, расходы на приобретение  основных  фондов  для
этих целей учитываться должны {4}.  Ведь нельзя же всерьез считать
израсходованные на уставную деятельность средства нераспределенной
прибылью!  Нет,  она  распределена  на  приобретение   необходимых
организации  активов.  В  таком  контексте  проясняется  и   смысл
последнего  абзаца  п/п.  7.11.9  (о  неучете   амортизации    при
определении суммы превышения).  Его цель - предотвратить повторный
учет одной и той же суммы. {5}
    Кстати,  в  отчете  об  использовании  средств    неприбыльных
организаций и учреждений расходы на подобные приобретения  уместно
показывать по стр. 41 -  как  расходы,  предусмотренные  уставными
документами "на прочие цели", - поскольку нет оснований считать их
использованными "не по целевому  назначению"  (во  всяком  случае,
повторимся,  мы  рассматриваем  лишь  приобретение  тех   основных
фондов, в отношении которых просматривается их непосредственное  и
полноценное использование  в  основной  деятельности  неприбыльной
организации).  Такое отражение указанных расходов в "неприбыльной"
отчетности тоже играет  свою  положительную  роль.  Ведь  Закон  о
Прибыли  дает  определение  лишь  "валовых  затрат"  и    "валовых
доходов", не определяя понятий "расходы" и  "доходы"  неприбыльной
организации.  Почему же  нельзя  исчислить  понесенные  расходы  с
учетом приведенных нами рассуждений?
    Более  того,  понятие  "расходы"  в  самом   широком    смысле
использует и Закон о Прибыли,  подчеркивая,  что  не  все  из  них
попадают в состав  "валовых  затрат".  Значит,  понятие  "расходы"
гораздо шире понятия "валовые затраты" и способно вобрать  в  себя
практически любую трату денег (конечно же, с последующим контролем
в нашем случае еще и за целевым, точнее - уставным, использованием
средств).
    Нужно сказать, что затронутая проблема  существует  в  течение
всего времени действия Закона  о  Прибыли  и  каждая  неприбыльная
организация, которой  она  коснулась,  выкарабкивалась  по-своему.
Собственно,  это  общая  беда  неприбыльных  организаций:  в  силу
неурегулированности  многих  ситуаций  "решение"  той  или    иной
конкретной  проблемы  ищется  и  находится  на  уровне    районной
налоговой инспекции.
    При таком положении дел  мы  не  рискнем  гарантировать  успех
бухгалтеру-"неплательщику", решившему  воспользоваться  изложенным
выше подходом.  В конце концов, посоветуйтесь по  этому  поводу  в
своей  налоговой,  если  не  уверены  в  успехе.  Однако  помните:
просящему,  как  правило,  отказывают.  Ну,  а  с  излишне  робким
бухгалтером организация рискует оказаться не только  неприбыльной,
но и безденежной. Где уж тут решать уставные задачи...

{1} Подборку  документов   и    консультаций    по    неприбыльным
    организациям - см. в "Теме" (на вкладыше).
{2} Понятно, что вставлять слова в Закон мы права не имеем, однако
    же согласитесь: без этого слова абзац теряет смысл.
{3} Мы сознательно не вдаемся в детали такого  использования,  но,
    например, тот же компьютер может служить  для  учета  граждан,
    нуждающихся в  получении  помощи,  для  бухучета,  в  качестве
    аппаратной части современных средств связи и т. д., и т. п.
{4} Кстати, в ряде  случаев  получение  неприбыльной  организацией
    некой  целевой  суммы  (так  называемого   гранта)    напрямую
    увязывается с необходимостью закупить ту или иную  оргтехнику,
    часто даже по конкретному списку -  так  желает  сторона,  эти
    самые денежки выделяющая. Но это - так, к слову.
{5} Можно,  правда,  предположить,    что    данное    ограничение
    установлено  исходя  из  того,  что  в  качестве  взносов    и
    пожертвований  неприбыльная  организация  получает  не  только
    денежные средства, но и основные фонды, а значит, расходов  на
    приобретение  последних  не  несет.  Но    это    тоже    лишь
    предположение.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№3/02, стр. 30
[01.01.2002]
Александр Ключник
Заместитель главного редактора
------------------------------------------------------------------