Плательщик должен платить

                       (а не отчитываться).
                  Валютно-мобильные ПФУ-проблемы

------------------------------------------------------------------

    Как вы знаете, в декабре  прошлого  года  увидела  свет  новая
пенсионная Инструкция, утвержденная постановлением  правления  ПФУ
от 19.10.2001 г. № 16-6 ( z0998-01 ) (см. "Бухгалтер"  № 1-2'2002,
с. 18-37).  В  приложении 22 к Инструкции  приведена  новая  форма
отчетности в Пенсионный фонд  -  "Расчет обязательства  по  уплате
сбора на обязательное государственное пенсионное страхование".
    Хотелось бы  обратить  ваше  внимание  на  некоторые  моменты,
касающиеся заполнения новой формы. Напомним, что согласно разд. 15
Инструкции

    "плательщики сбора, указанные в подпунктах 2.1, 2.2, 2.3, 2.5,
    2.6, 2.7,  2.8,  2.9,  2.10  пункта  2  настоящей  Инструкции,
    обязаны:

    "..."

    своевременно  и  в  полном  объеме  начислять,  удерживать   и
    уплачивать в Пенсионный фонд сбор, а  также  представлять  ему
    расчет  обязательства  по  уплате  сбора    на    обязательное
    государственное пенсионное страхование".

    В п. 2.5 Инструкции в качестве плательщиков фигурируют  юр-  и
физлица, осуществляющие  операции  по  купле-продаже  валют,  а  в
п. 2.10 - лица, пользующиеся услугами сотовой мобильной  связи  (а
также операторы, предоставляющие свои услуги бесплатно).
    Порядок перечисления сборов в этих двух  случаях  различается.
При купле-продаже валют сбор перечисляется:
    1)  юрлицами,  покупающими  безналичную  инвалюту, -  по    их
платежным поручениям через банки, уполномоченные покупать для этих
юрлиц инвалюту;
    2) непосредственно  банками  -  при  продаже  наличной  валюты
физлицам (с удержанием с последних сумм сбора  наличными  гривнями
при покупке валюты), а также в случае покупки банками  валюты  для
собственных нужд.
    Это следует из п. 3-5 Порядка  уплаты  сбора  на  обязательное
государственное  пенсионное  страхование   с    отдельных    видов
хозяйственных  операций  (утвержден    Постановлением    КМУ    от
03.11.98  г.  № 1740  ( 1740-98-п )),  а  также  из  нацбанковских
Разъяснений к нему (доведены письмом Департамента платежных систем
НБУ от 01.12.98 г. № 25-011/1966). {1}
    Что касается "мобильного" сбора, то  он  перечисляется  только
операторами сотовой мобильной связи.
    А  теперь  зададимся  вопросом:  кто  же   обязан    заполнять
соответствующие строки в п. 17 формы расчета  -  сами  плательщики
или лица, фактически перечисляющие собранные суммы в ПФУ? {2}
    Ведь если суммы "валютно-мобильных" сборов  будут  отражать  в
своих  расчетах  и  те,  и  другие  одновременно  либо  даже  одни
"плательщики" (как того требует Инструкция), то ни к  чему,  кроме
неразберихи, это  не  приведет.  Трудно  себе  представить,  какие
очереди выстроятся к пенсионщикам, когда свои расчеты  понесут  им
все  граждане,  имевшие   несчастье    прикупить    валютку    или
попользоваться мобильниками!
    Мы  считаем  (пусть   и    несколько    вразрез    с    буквой
вышеприведенного разд. 15 Инструкции), что по этим платежам  форму
расчета должны заполнять не те лица, которых  пункты  2.5  и  2.10
называют плательщиками, а те, на которых непосредственно возложена
обязанность перечислять сборы в ПФУ, то  есть  банки  и  операторы
сотовой мобильной связи.
    Исключение составляют  юрлица,  приобретающие  инвалюту  через
банки.  {3} Да и  то  отчитываться  они  должны  только  по  своим
безналичным оборотам.  Если же наличная валюта  приобреталась  для
нужд  предприятия,  например,  подотчетным  физлицом  в   обменном
пункте, то  сумму  сбора  с  такой  операции,  видимо,  в  расчете
показывать не нужно, так как ее в своем расчете уже отразил банк -
хозяин обменки.
    Прямо  из  Инструкции  такие  выводы  не  следуют  -  там  все
достаточно запутано, однако  косвенно  нашу  позицию  подтверждают
пункты, посвященные бухучету ПФУ-операций.  Например,  в  п.  13.9
Инструкции  бухгалтерская  проводка  по    отражению    сбора    с
купли-продажи  валют  приводится,  судя  по  всему,  для  бухучета
плательщика-юрлиц, а проводка по "мобильному" сбору - для  учета
"перечислителя", то есть оператора сотовой связи.
    Кроме того,  слова "подлежит уплате"  из  п. 17 формы  расчета
косвенно подтверждают, что строки по этим сборам  все-таки  должны
заполнять "перечислители", то есть  банки  (и  юрлица,  покупающие
валюту  по  безналу)  и  операторы  связи,  так  как  именно   они
осуществляют расчеты с ПФУ непосредственно.
    На наш взгляд, такой подход достаточно логичен  и  удобен  для
всех, в том числе пенсионных органов, тем более что и в первом,  и
во втором случае расчет, удержание  и  включение  сборов  в  общую
стоимость валюты или услуг мобильной связи производят сами
"перечислители". {4}
    В принципе, было бы разумно их и назвать плательщиками  сборов
(как это сделано, например, с ювелирами), но  законодатели  решили
поиграться термином "плательщики",  породив  тем  самым  некоторую
путаницу.
    Все вышеизложенное - лишь наше мнение. Посмотрим, что по этому
поводу скажет ПФУ (если он вообще что-то скажет).
    На местах же практика складывается  по-разному.  И,  насколько
нам известно, существует достаточно много районных отделений  ПФУ,
в которых отчетность требуют без перегибов: по "мобильному"  сбору
отчитываются  только  операторы,  а  по  "валютному"  -   субъекты
предпринимательства, покупающие безнал-валюту, и банки  (со  своих
оборотов и с обменок).
    От обычных же граждан (не предпринимателей), покупающих  баксы
и разговаривающих по  "мобилам",  пенсионщики  пока,  слава  Богу,
расчетов не требуют.  Да и от предприятий,  пользующихся  услугами
мобильной  связи,  включения  в  расчет  сумм  сбора,  уплаченного
операторам, они не требуют тоже.  Причина, видимо, в  том,  что  в
Пенсионном фонде такие плательщики отдельно не  учитываются  и  не
регистрируются - см. п/п. 4.1.5 разд. 4 Инструкции.
    В свете сказанного мы  бы  на  месте  тех,  кого  законодатели
обозвали "плательщиками" упомянутых сборов (покупателей  валюты  и
пользователей сотовой связи), отдельно проводили  в  учете  только
сумму сбора по купле-продаже валют, а сумму "мобильного" сбора и в
бухгалтерском, и в налоговом учете отражали  бы  как  составляющую
услуг связи.
    Такие-то дела...

{1} Оба документа - см. в "Бухгалтере" № 22'2001 на с. 34-40.
{2} В принципе, этот момент и раньше вызывал затруднения, так  как
    из текста прежней  Инструкции  не  вполне  понятно  было,  кто
    заполняет строки 45 и 50 формы № 4-ПФ.
{3} Нам кажется,  что  сюда  же,  по  логике,  должны  попадать  и
    физлица-СПД,  приобретающие  безналичную  инвалюту,  однако  в
    соответствующих разделах  в  кабминовском  Порядке  фигурируют
    только юрлица.
{4} Кстати, здесь можно провести аналогию с ситуацией по удержанию
    сбора  в  ПФУ  из  доходов  работников,  когда    плательщиком
    выступает  работник  (см.  п.  2.4  Инструкции),  но    расчет
    представляет    работодатель    (предприятие    или    частный
    предприниматель).  Однако  при  этом,  в  отличие  от    нашей
    ситуации, не нарушаются требования вышеприведенного  разд.  15
    Инструкции (так как  в  последнем  -  см.  выше  цитату  -  не
    упоминается п. 2.4).


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№3/02, стр. 32
[01.01.2002]
Алексей Павленко
Заместитель главного редактора
------------------------------------------------------------------