У  нашего  предприятия  на  ответственном  хранении  находятся
    товары, принадлежащие нашему  поставщику. В IV  квартале  2001
    года часть  этих  товаров  была  использована  предприятием  в
    собственном хозяйственном обороте. В результате мы реализовали
    товаров больше, чем купили у поставщика, и остатки  по  281-му
    счету на 01.01.2002 г. оказались "красными" (кредитовыми).
    В налоговом учете стоимость товаров, принятых на ответственное
    хранение  и  использованных  в  хозяйственном  обороте,  в  IV
    квартале включена в валовые доходы.
    В I квартале 2002 года мы  докупили разницу у поставщика,  тем
    самым  восстановив  количество   товаров,    находящихся    на
    ответственном хранении.
    В налоговом учете в I квартале доходы по товарам, принятым  на
    хранение  и  использованным  в  хозяйственном  обороте,   были
    сторнированы, а стоимость купленных товаров включена в валовые
    затраты.
    Не  противоречит  ли  такой  налоговый    учет    Закону    "О
    налогообложении прибыли предприятий"?

    * * *

    Мы считаем, что использованный вами вариант учета действующему
законодательству противоречит.
    Согласно   п.  1.23  Закона  о  Прибыли ( 334/94-ВР )  товары,
переданные юридическому  или  физическому  лицу  на  ответственное
хранение   и   использованные   им   в  его  производственном  или
хозяйственном обороте, относятся  к  бесплатно предоставленным ему
товарам.
    На основании  п/п.  4.1.6  Закона  о  Прибыли  стоимость  ТМЦ,
переданных  плательщику  налога   по    договорам    хранения    и
использованных им в собственном производственном или хозяйственном
обороте, включается в  его  валовой  доход  в  составе  дохода  от
внереализационных операций. {1}
    Таким образом, вы действительно в IV квартале 2001 года должны
были включить  в  валовые доходы  стоимость  указанных  товаров  в
качестве внереализационных доходов.
    Кроме того, при продаже этих товаров у  вас  возникли  валовые
доходы по п/п. 4.1.1. В  результате  стоимость  товаров  попала  в
валовые доходы дважды: и "вне реализации", и от реализации. {2}
    В то же время увеличить валовые затраты, оформив убыль товаров
по п. 5.9 Закона о Прибыли, на наш взгляд, здесь  нельзя.  Дело  в
том, что по  товарам,  полученным  на  ответхранение,  отсутствует
договор, предусматривающий передачу права собственности на  них  и
соответствующую компенсацию за  такую  передачу.  Поэтому  валовые
затраты  у  вас  не  возникли.  А  согласно  п. 1.4  минфиновского
Порядка, регулирующего ведение учета прироста (убыли)  по  п.  5.9
Закона о Прибыли, {3}

    "учет  прироста  (убыли)  товарных  и  материальных   ресурсов
    ведется  только  по  тем  товарным  запасам  и    материальным
    ресурсам, расходы на приобретение  которых  в  соответствии  с
    Законом включаются в состав валовых затрат".

    Ввиду того что получение товаров на ответственное  хранение  в
вашем  налоговом  учете   никак    не    отражается,    проведение
корректировки валовых затрат по  п.  5.9  в  связи  с  уменьшением
остатков товаров с Порядком не согласуется.
    Далее,  мы    сомневаемся    в    соответствии    действующему
законодательству корректировок, которые  вы  провели  в  налоговом
учете в связи с приобретением товаров в I квартале.
    Традиционно считается, что  расходы  на  возмещение  ущерба  в
состав валовых затрат не включаются {4},  а  балансовая  стоимость
товаров, приобретенных для возмещения ущерба в натуральной  форме,
в перерасчете по п. 5.9 Закона о Прибыли не участвует.
    Ваш случай  вполне  можно  интерпретировать  как  приобретение
товаров не для использования их в собственной  хоздеятельности,  а
для  возмещения  ущерба,   нанесенного    вашими    неправомерными
действиями поклажедателю {5}. Очевидно ведь, что товары куплены не
для продажи,  а  для  последующего  их  возврата  собственнику.  А
значит, валовые затраты - под большим вопросом.
    Если искать пути возможного спасения,  то  интересным  в  этом
плане представляется письмо ГНАУ от 16.02.2001 г.  № 764/6/15-1116
( v0764225-01 ), посвященное отражению в налоговом учете стоимости
топлива из госрезерва, находившегося у энергогенерирующих компаний
на ответственном хранении и  использованного  в  их  хозяйственной
деятельности для поддержания минимально допустимой частоты тока  в
объединенной энергетической системе Украины.  В данном письме ГНАУ
ссылается на п/п. 5.3.9 Закона о Прибыли, в соответствии с которым

    "не относятся в состав валовых затрат какие-либо  расходы,  не
    подтвержденные  соответствующими расчетными,   платежными    и
    другими документами, обязательность ведения и хранения которых
    предусмотрена правилами ведения налогового учета.

    "..."

    Если  плательщик  налога  восстановит  указанные  документы  в
    следующих  периодах,  подтвержденные   расходы    (с    учетом
    уплаченной  пени)  включаются  в  валовые  затраты  налогового
    периода, на который приходится такое восстановление".

    Кроме того, подчеркивается в письме, подпунктом 5.2.7 Закона о
Прибыли предусмотрено, что  в  состав  валовых  затрат  включаются
суммы расходов, не учтенные в прошлых налоговых периодах в связи с
допущением ошибок и обнаруженные в отчетном  налоговом  периоде  в
расчете налогового обязательства.
    Приведя  эти  положения,  ГНАУ  делает   вывод,    что    если
энергогенерирующие компании  составят  соответствующие  документы,
согласованные  с  Государственной   акционерной    компанией    по
материальным резервам, которыми будет подтвержден  отпуск  топлива
теплоэлектростанциям   на   условиях   оплаты   (компенсации),  то
плательщики налога смогут увеличить валовые затраты  на  стоимость
потребленного таким образом топлива.
    В принципе, из вышеуказанного письма ГНАУ  вы  можете  извлечь
рациональное зерно и по аналогии воспользоваться описанным  в  нем
механизмом.
    Для этого можно заключить с предприятием,  поставившим  товары
на хранение, допсоглашение о продаже части товаров, находящихся на
ответственном хранении, что  позволит  включить  их  стоимость   в
валовые затраты - в следующем отчетном  периоде  как  расходы,  не
учтенные в предыдущих периодах.
    Правда, мы не знаем "диапазона действия"  этого  письма  ГНАУ:
распространяется оно на все предприятия  или  написано  специально
для   энергогенерирующих   компаний.   Скорее  всего,  налоговикам
просто   поручили    придумать   какое-нибудь   основание,   чтобы
энергогенерирующая компания смогла  показать  валовые  затраты  по
использованному топливу {6}.  Ведь  в  п/п. 5.3.9  Закона все-таки
речь  идет  о  восстановлении  документов,  а  не  об их первичном
получении.
    Обратите также внимание на то,  что  в  письме  не  сказано  о
невключении  стоимости  топлива  в  валовые доходы по п/п. 4.1.6 и
п. 1.23 Закона  о  Прибыли  или  о  возможности  после  заключения
допсоглашения уменьшить ранее отраженные внереализационные валовые
доходы.  Так что и этот вариант - хоть он, конечно, получше вашего
- не оптимален.
    В    таких    условиях    консультанты    обычно      советуют
предприятиям-хранителям  не   рисковать    с    энергогенерирующей
аналогией (тем более что она всех проблем  с  налогообложением  не
снимает), а слезно просить поклажедателя продать  товар  на  таких
условиях, чтобы по документам операция проходила как  состоявшаяся
в IV квартале.
    Правда, это повлечет  необходимость  представления  уточненной
декларации    за    IV    квартал    как    вами,     так        и
поставщиком-поклажедателем. {7}  Но зато такой  (пусть и не совсем
честный)  вариант  по  крайней  мере  спасет  валовые  затраты  по
приобретению товаров.  Ну и, разумеется,  вместо  двойных  валовых
доходов у предприятия останутся одни - от продажи товаров.

{1} Если подойти к вопросу "творчески", то можно внереализационные
    валовые доходы вообще увеличить дважды:
    1) по  абз.   6  п/п.  4.1.6   -   по  причине   использования
       в   хозобороте   материальных  ценностей,   находящихся  на
       ответхранении;
    2) по абз. 2 п/п.  4.1.6  -  в  связи с бесплатным  получением
       товаров.
    Это, конечно, явный перегиб, но он наглядно демонстрирует, как
    вдумчиво у нас пишутся налоговые законы...  Да, кстати: второй
    доход через пару абзацев все равно возникнет!
{2} Единственная, пожалуй, попытка  обосновать  отказ  от  двойных
    валовых доходов содержится в письме  Госкомпредпринимательства
    от  11.01.2001  г.  №  3-513/80 (см.  "Бухгалтер"  №  19'2001,
    с. 10).  В  нем,  напомним,  был  сделан довольно  неожиданный
    (и - между нами - ничем не подкрепленный) вывод, что

    "при продаже оприходованных бесплатно  полученных  товаров  их
    стоимость включается в состав валовых затрат в соответствии  с
    подпунктом 5.2.1 статьи 5 Закона Украины № 334/94-ВР.  В связи
    с этим облагается налогом  только  прибыль,  определяемая  как
    разность между  ценой  продажи  и  ценой  оприходования  таких
    товаров".

    Но  слишком  уж  уповать  на  это  письмо  -  на  наш  взгляд,
    неразумно. Даже с учетом знаменитого 4.4.1...
{3} См. "Бухгалтер" № 19'2000, с. 60.
{4} Правда, в Законе о Прибыли это положение прямо не прописано, в
    отличие, скажем, от ситуации со штрафами и пеней.
{5} Это не ругательство, а такой юридический термин,  обозначающий
    лицо, передающее вещь на хранение.
{6} В пользу этой версии свидетельствует упоминание в письме  того
    обстоятельства,  что  использование  топлива  из    госрезерва
    осуществлялось вынужденно с  целью  предотвращения  аварийного
    отключения атомных электростанций и теплоэлектростанций.

    О целенаправленности  письма  говорит  и  то,  что в 2000 году
    ГНАУ  уже   писала   аналогичные   письма  (от  01.03.2000  г.
    № 1465/5/15-1116 и от 02.06.2000 г. № 7633/7/15-1117).  Причем
    в  последнем  из  них  изначально  упоминалось,  что  согласно
    п/п. 4.1.6  Закона  о  Прибыли теплоэлектростанции должны были
    увеличивать сумму валового дохода на стоимость использованного
    из госрезерва топлива.  Затем ГНАУ  письмом  от  24.11.2000 г.
    № 15648/7/15-1117, по-видимому,  внесла в него соответствующие
    изменения, что позволило ей  в  письме  от  16.02.2001 г.  уже
    смело ссылаться на письмо от 02.06.2000 г.  как  на  изложение
    той же своей позиции.

{7} Плюс еще уточненной декларации по НДС.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№4/02, стр. 36
[01.01.2002]
Алла Погребняк

------------------------------------------------------------------