Обычные цены: порядок определения и случаи их применения

------------------------------------------------------------------

    Цены бывают  разные:  договорные,  регулируемые,  индикативные
т.д.  Но среди всего этого обилия  разновидностей  цен  существует
такая  категория  цен,  как  обычные.  Связаны  такие  цены  непо-
средственно  с налогообложением и потому вызывают немало  вопросов
у бухгалтеров.  На некоторые из них мы ответим в данной консульта-
ции.
    В каких случаях применяются обычные цены?
    Чтобы  найти  ответ  на  этот  вопрос,  необходимо  обратиться
к  Закону  Украины  "О  налогообложении  прибыли  предприятий"  от
22.05.1997  № 283/97 ( 283/97-ВР ) (далее -  Закон  о  прибыли)  и
Закону Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.1997 №
168/97 ( 168/97-ВР ) (далее - Закон  о  НДС).  Информацию  относи-
тельно  отдельных случаев  применения  обычных  цен  приведем  для
удобства в виде таблицы.

|----------------------------------------------------------------|
|                        Налог на прибыль                        |
|--------------|---------------|----------------------|----------|
|Вид операции  |  Валовой доход|    Валовые расходы   |Источник  |
|              |               |                      |информации|
|--------------|---------------|----------------------|----------|
|Товарообменные|Доходы и расходы определяются         |п.п. 7.1.1|
|(бартерные)   |исходя из договорной цены такой       |Закона о  |
|операции      |операции, но не ниже обычных цен      |прибыли   |
|--------------|---------------|----------------------|----------|
|Операции со   |Доход от прода-|Расходы, понесенные в |п.п.7.4.1 |
|связанными    |жи товаров     |связи с приобретением |и п.п.    |
|лицами        |(работ, услуг) |товаров (работ, услуг)|7.4.2     |
|              |определяется   |у связанного лица,    |Закона о  |
|              |исходя из      |определяются исходя из|прибыли   |
|              |договорных цен,|договорных цен, но не |          |
|              |но не меньше   |больше обычных цен,   |          |
|              |обычных цен на |действовавших на дату |          |
|              |такие товары   |такого приобретения   |          |
|              |(работы,       |                      |          |
|              |услуги)        |                      |          |
|--------------|---------------|----------------------|----------|
|Операции с    |Доход от прода-|Расходы, понесенные в |п.п.7.4.3 |
|юридическими  |жи товаров     |связи с приобретением |Закона о  |
|лицами,       |(работ, услуг) |товаров (работ, услуг)|прибыли   |
|которые не    |определяется   |у таких лиц, опреде-  |          |
|являются      |исходя из      |ляются исходя из      |          |
|плательщиками |договорных цен,|договорных цен, но не |          |
|налога на     |но не меньше   |больше обычных цен,   |          |
|прибыль       |обычных цен на |действовавших на дату |          |
|              |такие товары   |их приобретения       |          |
|              |(работы,       |                      |          |
|              |услуги)        |                      |          |
|--------------|---------------|----------------------|----------|
|Операции с    |Доход от прода-|Расходы, понесенные в |п.п.7.4.3 |
|юридическими  |жи товаров     |связи с приобретением |Закона о  |
|лицами, кото- |(работ, услуг) |товаров (работ, услуг)|прибыли   |
|рые уплачивают|определяется   |у таких лиц, опреде-  |          |
|налог на      |исходя из      |ляются исходя из      |          |
|прибыль по    |договорных цен,|договорных цен, но не |          |
|другим ставкам|но не меньше   |больше обычных цен,   |          |
|              |обычных цен на |действовавших на дату |          |
|              |такие товары   |их приобретения       |          |
|              |(работы,       |                      |          |
|              |услуги)        |                      |          |
|--------------|---------------|----------------------|----------|
|Уплата процен-|               |Расходы, понесенные по|п.п.7.4.4 |
|тов по депози-|               |уплате таких процентов|Закона о  |
|там, арендным |               |определяются исходя из|прибыли   |
|платежам,     |               |договорных цен        |          |
|гражданско-   |               |(процентных ставок за |          |
|правовым      |               |депозит), но не выше  |          |
|договорам     |               |обычных цен (обычные  |          |
|связанным     |               |процентные ставки за  |          |
|лицам         |               |депозит)              |          |
|--------------|---------------|----------------------|----------|
|Выплата       |               |Фактические суммы     |п.п. 5.3.9|
|вознаграждений|               |выплат (поощрений), но|Закона о  |
|или других    |               |не более чем суммы,   |прибыли   |
|видов поощре- |               |рассчитанные по       |          |
|ний связанным |               |обычным ценам         |          |
|физическим или|               |                      |          |
|юридическим   |               |                      |          |
|лицам как     |               |                      |          |
|компенсация   |               |                      |          |
|за фактически |               |                      |          |
|предоставлен- |               |                      |          |
|ную услугу    |               |                      |          |
|(отработанное |               |                      |          |
|время).       |               |                      |          |
|--------------|---------------|----------------------|----------|

    Товарообменные (бартерные) операции. Согласно п. 1.19 Закона о
прибыли  бартером  (товарным  обменом)  в  целях   налогообложения
считается хозяйственная операция, которая предусматривает проведе-
ние  расчетов за товары (работы, услуги) в любой  форме,  отличной
от денежной,  включая  любые  виды  зачета  и  погашения  взаимной
задолженности, в результате которых не предусматривается  зачисле-
ние  средств на счета  продавца для  компенсации  стоимости  таких
товаров (работ, услуг).  Итак, проведение  расчетов  путем  зачета
взаимной задолженности рассматривается как бартерная операция, так
как уже не  ожидается  поступления  денежных  средств  в  качестве
оплаты  за  отгруженные  товары  (выполненные  работы,   оказанные
услуги). Из  этого  следует,  что, во  избежание  неприятностей, в
момент проведения подобного зачета необходимо  пересмотреть  цены,
по которым  происходила отгрузка и поставка товаров (работ, услуг)
и довести их до уровня обычных цен с соответствующей  корректиров-
кой  валовых  доходов  и  валовых  расходов  либо  позаботиться  о
документальном подтверждении того, что цены эти являются обычными.
    Операции со связанными лицами.  Определение термина "связанные
лица" также приведено в Законе о прибыли. В перечень связанных лиц
попадают:
    - юридическое  лицо,   которое   осуществляет   контроль   над
плательщиком налога или контролируется таким плательщиком  налога,
или  находится  под   совместным  контролем  с  таким плательщиком
налога;
    физическое лицо или члены  семьи  физического  лица,  которые
осуществляют контроль над плательщиком налога.  При этом, членами
семьи физического лица считаются его:
    муж или жена физического лица;
    прямые родственники физического лица (дети или родители);
    прямые родственники мужа  (жены)  физического  лица  (дети или
    родители);
    муж или  жена  какого-либо  прямого  родственника  физического
лица;
    муж или жена  какого-либо  прямого  родственника  мужа  (жены)
физического лица;
    - должностное    лицо   плательщика   налога,   уполномоченное
осуществлять от имени  плательщика  налога  юридические  действия,
направленные  на установление, изменение или прекращение  правовых
отношений, а также члены его семьи.
    В соответствие с п. 1.26 Закона о прибыли  под  осуществлением
контроля  понимается владение непосредственно  или  через  большее
количество связанных физических  или  юридических  лиц  наибольшей
долей (паем, пакетом акций)  уставного  фонда  плательщика  налога
или управление наибольшим количеством голосов в руководящем органе
такого  плательщика  налога  или  владение  долей  (паем,  пакетом
акций), не менее 20% от уставного фонда плательщика налога.
    Операции с юридическими лицами, которые не являются плательщи-
ками  налога на  прибыль. Чтобы узнать, какие  юридические лица не
являются плательщиками налога на  прибыль,  следует  прежде  всего
знать,  кто  непосредственно  является   плательщиком   налога  на
прибыль.  Ответ на  этот  вопрос  находится  в  п. 2.1  Закона  о
прибыли. В частности, плательщиками налога на прибыль являются:
    - из числа резидентов - субъекты  хозяйственной  деятельности,
бюджетные  и другие предприятия, учреждения и организации, которые
осуществляют деятельность, направленную на получение  прибыли  как
на территории Украины, так и за ее пределами, а также их  филиалы,
отделения и другие обособленные подразделения, не имеющие  статуса
юридического лица и расположенные на  территории  другой  террито-
риальной общины;
    - из числа нерезидентов -  физические  или  юридические  лица,
созданные  в любой организационно-правовой форме, которые получают
доходы с источником их происхождения из  Украины  (за  исключением
учреждений  и  организаций,  имеющих  дипломатический  статус  или
иммунитет согласно международным договорам Украины  или закону), а
также их постоянные представительства, которые получают  доходы  с
источником их происхождения из  Украины  или  выполняют  агентские
(представительские) функции таких нерезидентов или их учредителей.
Важно помнить также о существовании других законодательных  актов,
которые предоставили право юридическим лицам не быть плательщиками
налога на прибыль при соблюдении определенных условий.
    Среди таких юридических лиц можно назвать плательщиков единого
налога,  фиксированного  сельскохозяйственного  налога  или   лиц,
которые приобрели специальный торговый патент и т.д.
    Операции с юридическими лицами, которые  уплачивают  налог  на
прибыль по другим ставкам. Такие юрлица также перечислены в Законе
о прибыли:
    НБУ и его учреждения, кроме хозрасчетных, облагаемых налогом в
общем порядке (п. 2.3 Закона о  прибыли). Уплачивают  в  Госбюджет
Украины  сумму  превышения  валовых   доходов   консолидированного
баланса   над   валовыми  расходами  и  частью  валовых  расходов,
предшествующих отчетному;
    учреждения пенитенциарной системы и  их  предприятия,  которые
используют труд спецконтингента (п. 2.4 Закона о прибыли). Доходы,
полученные    от    осуществления    деятельности,    определенной
Государственным  департаментом  Украины  по  вопросам   наказаний,
направляют  на  финансирование  хозяйственной  деятельности  таких
учреждений и предприятий;
    страховщики-резиденты (п.п.7.2.1 Закона о прибыли). Уплачивают
налог по ставке 3 %;
    нерезиденты, получающие в результате осуществления хозяйствен-
ной деятельности доходы с источником их происхождения из  Украины,
которые облагаются налог на репатриацию по  ставке  15%  (п.  13.2
Закона о прибыли).
    Для целей налогообложения доходов  нерезидентов  под  термином
"доходы  с  источником  их  происхождения  из  Украины" понимаются
любые доходы, полученные резидентами или  нерезидентами  от  любых
видов их  деятельности на территории  Украины,  включая  проценты,
дивиденды, роялти и любые другие виды пассивных доходов, доходы от
предоставления резидентам или  нерезидентам  в  аренду  имущества,
доходы  от  продажи  недвижимого  имущества,   расположенного   на
территории Украины и т.д.  С полным перечнем выплат, которые отно-
сятся к  доходам с источником  их происхождения из  Украины  можно
ознакомиться, обратившись к п. 13.1 Закона о прибыли;
    нерезиденты, получающие доходы от фрахта транспортных  средств
(п. 13.5 Закона о прибыли). Уплачивают налог по ставке 6%;
    нерезиденты,  получающие  доходы  в  виде  страховых  взносов,
страховых платежей или страховых премий от перестрахования рисков,
в том  числе  страхования  рисков  жизни  на территории Украины  и
рисков   резидентов  за   пределами  Украины  (п.  13.6  Закона  о
прибыли). Уплачивают налог по ставке 15%.
    Выплата вознаграждений или других  видов  поощрений  связанным
физическим или юридическим лицам  как  компенсация  за  фактически
предоставленную услугу (отработанное время).  Согласно  п.п. 5.3.9
Закона  о  прибыли данные  выплаты  включаются  в  состав  валовых
расходов только  при  наличии  документальных  доказательств,  что
такие  выплаты  и  поощрения  были  проведены  как  компенсация за
фактически предоставленную услугу (отработанное время).

|----------------------------------------------------------------|
|                 Налог на добавленную стоимость                 |
|-------------------------------------|---------------|----------|
|          Вид операции               |   Налоговые   | Источник |
|                                     | обязательства |информации|
|-------------------------------------|---------------|----------|
|Продажа товаров (работ, услуг) без   |Исходя из      |п.4.2     |
|оплаты или с частичной оплатой их    |фактической    |Закона о  |
|стоимости в пределах товарообменных  |цены операции, |НДС       |
|(бартерных) операций                 |но не ниже     |          |
|                                     |обычных цен    |          |
|-------------------------------------|---------------|----------|
|Операции со связанными лицами        |               |          |
|-------------------------------------|---------------|----------|
|Операции по бесплатной передаче      |               |          |
|товаров (работ, услуг)               |               |          |
|-------------------------------------|---------------|----------|
|Натуральные выплаты в счет оплаты    |               |          |
|труда физическим лицам, состоящим в  |               |          |
|трудовых отношениях с плательщиком   |               |          |
|налога                               |               |          |
|-------------------------------------|---------------|----------|
|Передача товаров (работ, услуг) в    |               |          |
|пределах баланса налогоплательщика   |               |          |
|для непроизводственного использова-  |               |          |
|ния, расходы на которое не относятся |               |          |
|к валовым издержкам производства     |               |          |
|(обращения) и не подлежат амортизации|               |          |
|-------------------------------------|---------------|----------|
|Продажа товаров (работ, услуг)       |               |          |
|субъекту предпринимательской         |               |          |
|деятельности, который не зарегистри- |               |          |
|рован как плательщик НДС             |               |          |
|-------------------------------------|---------------|----------|
|Ликвидация производственных и        |По обычным     |п.4.9     |
|непроизводственных основных фондов по|ценам,         |Закона о  |
|самостоятельному решению             |действующим на |НДС       |
|налогоплательщика *                  |момент такой   |          |
|                                     |ликвидации,    |          |
|                                     |бесплатной     |          |
|                                     |передачи и     |          |
|                                     |перевода, а для|          |
|                                     |основных фондов|          |
|                                     |группы 1 - по  |          |
|                                     |обычным ценам, |          |
|                                     |но не меньше их|          |
|                                     |балансовой     |          |
|                                     |стоимости      |          |
|-------------------------------------|---------------|----------|
|Бесплатная передача производственных |               |          |
|и непроизводственных основных фондов |               |          |
|лицу, не зарегистрированному как     |               |          |
|плательщик НДС                       |               |          |
|-------------------------------------|---------------|----------|
|Перевод основных фондов в состав     |               |          |
|непроизводственных фондов            |               |          |
|-------------------------------------|---------------|----------|
|* - правила п.4.9 закона о НДС  не  распространяются  на случаи,|
|когда ликвидация производственных  и непроизводственных основных|
|фондов происходит  в  связи с  их уничтожением  или  разрушением|
|вследствие действия  обстоятельств  непреодолимой  силы,  в иных|
|случаях,  если  такая  ликвидация  осуществляется  без  согласия|
|налогоплательщика, в  том  числе  в  случае  похищения  основных|
|фондов, или  если  плательщик  налога  предоставляет  налоговому|
|органу  соответствующий  документ об уничтожении,  разборке  или|
|преобразовании  основного  фонда другими  способами,  вследствие|
|чего  основной  фонд  не  может   использоваться  в  будущем  по|
|первоначальному назначению.                                     |
|----------------------------------------------------------------|

    Какие в действующем  законодательстве  существуют  определения
"обычной цены"?
    В действующем законодательстве существует несколько  определе-
ний термина "обычная цена":
    - в Законе о прибыли (п. 1.20) под  обычной  ценой  понимается
Цена  продажи  товаров  (работ,  услуг)  продавцом,  включая сумму
начисленных (уплаченных) процентов,  стоимость иностранной валюты,
которая может быть получена в случае их продажи лицам, которые  не
связаны с продавцом при  обычных  условиях  ведения  хозяйственной
деятельности.
    В случае если  цены  подлежат  государственному  регулированию
согласно законодательству, обычной считается  цена,  установленная
согласно принципам такого регулирования.
    В случае  когда  продажа  товаров  (валютных  ценностей)  осу-
ществляется в принудительном  порядке  согласно  законодательству,
обычной считается цена, фактически полученная при такой продаже;
    - согласно п. 13 Указа Президента Украины "О  некоторых  мерах
по дерегулированию предпринимательской деятельности" от 23.07.1998
№ 817/98 ( 817/98 ) для  целей  налогообложения  обычные  цены  на
товары (работы, услуги) устанавливаются на основании  статистичес-
кой  оценки уровня цен реализации таких товаров (работ, услуг)  на
внутреннем  рынке  Украины,  которая  производится  уполномоченным
государственным  органом  в  определенном  им порядке.  При  этом,
Указом запрещено установление обычных цен органами  исполнительной
власти, которые используют их для  начисления и взыскания  налогов
и сборов (обязательных платежей)  и  неналоговых  платежей,  кроме
случаев, когда отсутствуют статистические данные об уровне цен  на
отдельные виды товаров (работ, услуг).
    Относительно  статистических  данных  об   уровне  цен   стоит
отметить, что согласно Постановлению КМУ от 29.12.1992  №  734  "О
публикации  уровня  цен  на   отдельные   потребительские  товары"
( 734-92-п ) в перечень потребительских  товаров,  уровни  цен  на
которые  публикуются, вошли продовольственные товары  (такие  как:
хлебные продукты, мясопродукты, молочные продукты, масло сливочное
и подсолнечное, яйца, раба, сахар,  кондитерские  изделия,  карто-
фель,  овощи, фрукты и ягоды) и непродовольственные товары  (такие
как: пальто, костюмы, куртки, рубашки, брюки для мальчиков, платья
для девочек, колготки, обувь утепленная, туфли);
    - в Порядке составления расчета налога на прибыль нерезидента,
который  проводит  деятельность  на   территории   Украины   через
постоянное  представительство,  утвержденном   приказом   ГНАУ  от
31.07.1997 № 274 ( z0352-97 ) (п. 1.9),  также  есть упоминание  о
порядке  определения  обычных  ценах  (правда,  речь  там  идет  о
постоянных представительствах).  Согласно данному Порядку  обычная
цена определяется на основании контрактов, заключенных  нерезиден-
том  с резидентами Украины.  В случае невозможности  на  основании
контрактов  определить  обычную  цену  на  товары (работы, услуги)
нерезидента,  обычной  ценой  считается  опубликованная   цена  на
аналогичные товары (работы, услуги) резидентов Украины.  При  этом
опубликованной ценой является цена, которая указывается, например,
в печатных рекламных материалах, статистических сборниках, а также
цены, установленные по результатам выборочного  исследования  цен.
Если   деятельность  постоянного   представительства   заключается
только   в  продаже  им  товаров,  результатов   работ  или  услуг
исключительно нерезиденту, то обычной ценой является  опубликован-
ная  цена, по которой продажу аналогичных товаров, работ и услуг в
данном налоговом периоде осуществляли субъекты предпринимательской
деятельности Украины;
    - еще  одно  определение  обычной  цены  можно найти в Порядке
обращения взыскания на движимое имущество, находящееся в налоговом
залоге, для погашения налоговой задолженности плательщика  налогов
(кроме физических лиц-субъектов предпринимательской  деятельности)
и реализации такого имущества, утвержденном постановлением КМУ от 22.06.1998 № 941 ( 947-98-п ). Там под "обычной ценой"  понимается
цена, составляющая не менее 85% от средневзвешенной цены  реализа-
ции  аналогичной продукции  по  любым  соглашениям  купли-продажи,
заключенным плательщиком налогов в течение  60  календарных  дней,
предшествовавших дате реализации.
    Какому  порядку  определения  обычной   цены   следует  отдать
предпочтение?
    По нашему мнению, любой из приведенных выше порядков определе-
ния обычной цены может быть использован предприятием.  Свое мнение
мы основываем на том, что одним из основных  принципов  построения
системы налогообложения является принцип  равенства и  недопущения
каких-либо  проявлений  налоговой   дискриминации.  Этот   принцип
обеспечивает  одинаковый   подход   к   субъектам   хозяйствования
(юридическим и физическим лицам, в том числе и  нерезидентам)  при
определении обязанностей  по уплате налогов и сборов (обязательных
платежей).  Принцип равенства и недопущения каких-либо  проявлений
налоговой  дискриминации,  а  также  другие  принципы   построения
системы налогообложения определены ст. 3 Закона Украины "О системе
налогообложения" от 25.06.1991 № 1251 ( 1251-12 ).
    Кроме того,  определяя  обычную  цену  советуем не  забывать о
существовании  в  Законе  о прибыли  нормы согласно  которой, если
налоговые органы  по  результатам  документальных  проверок  имеют
основания для выводов о правомерности определения  уровня  обычных
цен  плательщиком  налога,  эти  органы  имеют  право обратиться с
запросом, а плательщик налога обязан по такому запросу представить
обоснование  уровня  таких  цен.  Таким  образом, для  предприятия
главное обосновать обычную цену,  а  для  этого  хорошо  бы  иметь
соответствующие подтверждающие документы. Как видно из приведенных
выше порядков определения обычной  цены,  определять  ее  (обычную
цену) необходимо продавцу товаров (работ, услуг).


------------------------------------------------------------------
"Ориентир"
№ 03/02, стр. 18
[18.01.2002]
Л. Разгонова, О. Рубитель
Директор, эксперт АФ "Альфа", г. Запорожье
------------------------------------------------------------------