Наше предприятие  -  плательщик  налога  на  прибыль  получило
    кредит  в  иностранной  валюте  от    предприятия-нерезидента,
    которое не является финансовым учреждением.  Указанный  кредит
    согласно требованиям Указа Президента от 27.06.99 г.  № 734/99
    зарегистрирован  в  НБУ.  Имеет  ли  право  наше   предприятие
    включить в валовые  затраты  проценты  за  пользование  данным
    кредитом, предусмотренные в кредитном договоре с нерезидентом?

    * * *

    Начнем с того,  что в терминах Закона о Прибыли  ( 334/94-ВР )
полученные вами  от  нерезидента деньги "кредитом"  не  считаются.
Пункт 1.11  Закона разделил все кредиты на четыре категории.  Ваша
операция по  своей  сути может  претендовать  только  на  одну  из
них  - "финансовый  кредит".   Однако  такими  кредитами  согласно
п/п. 1.11.1 считаются

    "денежные  средства,  предоставляемые  банком-резидентом   или
    нерезидентом,  квалифицированным  в    качестве    банковского
    учреждения  согласно  законодательству    страны    пребывания
    нерезидента, либо резидентами и нерезидентами, имеющими статус
    небанковских финансовых учреждений  согласно  соответствующему
    законодательству {1}, в заем юридическому или физическому лицу
    на  определенный  срок,  для  целевого  использования  и   под
    процент".

    А  ваш  кредитор  ни  банком,  ни   небанковским    финансовым
учреждением не является.
    Следовательно и проценты  за  пользование  таким  (не)кредитом
"процентами" в терминах Закона о Прибыли  (то  есть  "платежом  за
использование  денежных  средств,  "..."  полученных  в  кредит" -
см. п. 1.10) не являются.
    Таким  образом,  путь  в  валовые  затраты  по    специальному
"процентному" п/п. 5.5.1 Закона для них закрыт.
    В письме от 22.02.2000 г. № 878/6/15-1116 ( v0878225-00 ) (его
фрагменты мы  приводим справочно на с. 33-34)  ГНАУ  рассматривает
ситуацию, подобную вашей.  В целом позиция ГНАУ сводится  к  тому,
что на валовые затраты подобные проценты не попадают вообще, а  не
только по п/п. 5.5.1. Авторы письма довольно  сумбурно  попытались
доказать принципиальную  незатратность  таких  процентов,  называя
подобный  кредит  "займом"  и  применяя  к  нему  нормы  гл. 32 ГК
( 1540-06  ).  "Заем"  (где  заем  трактуется,  в  частности,  как
передача одним лицом другому денег без процентов). В конце письма,
притягивая  к  ситуации  еще  и  ст.  170  ГК  {2},  ГНАУ   делает
многозначительный вывод, что платежи по  договорам  займа  в  виде
процентов

    "не  допускаются,  поскольку  в  Законе    не    предусмотрено
    установление процентов по таким договорам".

    Нам кажется,  что  оснований  для  столь  однозначного  вывода
недостаточно.  Действительно,  запретная  норма   по    процентам,
предусмотренная в ст. 170 нашего  древнего  Гражданского  кодекса,
продолжает действовать.  Однако,  налоговики  допускают  серьезную
ошибку, применяя ее в случае с займом у нерезидента  в  отрыве  от
остального действующего законодательства. Мы считаем, что говорить
о том, применяется ли к данной ситуации  запрет  из  ст.  170  ГК,
можно только с учетом норм более специального и к тому же  позднее
изданного  Закона "О внешнеэкономической деятельности" от 16.04.91
№ 959-XII ( 959-12 ) (в его действующей редакции).
    Ведь в данном  случае  мы  имеем  дело  с  внешнеэкономической
деятельностью  {3}  и  внешнеэкономическим  договором.  А согласно
ст. 6 Закона о ВЭД ( 959-12 )

    "права  и  обязанности  сторон   внешнеэкономической    сделки
    определяются правом  места  ее  заключения,  если  стороны  не
    согласовали  иное.  Место  заключения   сделки    определяется
    законами Украины.
    Права  и  обязанности  сторон  внешнеэкономических   договоров
    (контрактов) определяются правом страны,  выбранной  сторонами
    при  заключении  договора  (контракта)  или    в    результате
    дальнейшего согласования.
    При  отсутствии  согласования  между  сторонами   относительно
    права,  которое  должно  применяться  к    внешнеэкономическим
    договорам  (контрактам),  применяется  право    страны,    где
    основана,  имеет  свое  местожительство  или  основное   место
    деятельности сторона, являющаяся:

    "..."

    - кредитором - в договоре кредитования".

    Поэтому  для  подтверждения  законности  начисления  процентов
желательно, чтобы ваш кредитный договор заключался не  в  Украине.
Либо в договоре должно быть прямо указано, что он регулируется  не
украинским  законодательством.  {4}  В  принципе,  если    договор
заключен в Украине и в нем не указано, правом  какого  государства
он регулируется,  то  и  здесь  не  все  потеряно  (см.  окончание
цитаты).
    Однако в этом случае могут возникнуть  проблемы,  связанные  с
некоторым  противоречием  между  первым   и   последним   абзацами
процитированного фрагмента из ст. 6 Закона о ВЭД и, естественно, с
тем, считать ли ваш договор  для  целей  Закона  о  ВЭД  договором
кредитования  (не  помешает,  кстати,  при    заключении    такого
соглашения обозвать его  именно  "договором  кредитования",  а  не
"договором займа" или "финпомощи", например).
    Но  вернемся  к  проблеме   "валовозатратности".    В    свете
изложенного, на наш взгляд, здесь не все безнадежно.  Ведь если  в
терминах Закона о Прибыли данная операция  не  может  трактоваться
как "кредит", а проценты по ней - как "проценты",  то  она  вполне
может считаться "услугой" по предоставлению займа (или финпомощи),
а проценты по ней - оплатой такой услуги.
    Косвенное подтверждение  правомерности  такого  подхода  можно
найти  в  Законе  "О  финансовых   услугах    и    государственном
регулировании рынков финансовых услуг" от 12.07.2001 г. № 2664-III
( 2664-14 ).  Согласно   ст.  4  {5}  данного  Закона  в  перечень
финансовых услуг входит, в частности,

    "предоставление денежных средств в заем,  в  том  числе  и  на
    условиях финансового кредита".

    Такой признак "финансовой услуги", как осуществление  операции
с финансовыми активами "с целью получения прибыли" (см. п. 5 ст. 1
упомянутого  Закона),  в  вашем  случае  имеется,  так  как   заем
предоставлен вам не бесплатно, а под проценты.
    Этот  вывод  дополнительно   подтверждается   письмом  Минюста
от 19.12.2001 г. № 20-41-1729 ( v1729323-01 ) "О  признании  займа
финансовой услугой" (см. "Бухгалтер" № 6'2002, с. 20).
    Правда,  Закон  о  финуслугах  на  кредиторов-нерезидентов  не
распространяется - исходя из содержания  данного  Закона  под  его
нормы подпадают  субъекты,  предоставляющие  финансовые  услуги  и
находящиеся на территории Украины  {6}.  Тем  не  менее  мы  можем
воспользоваться  его  нормами  по  аналогии,    чтобы    правильно
классифицировать рассматриваемую операцию  для  целей  корректного
применения норм Закона о Прибыли.
    Как  видим,  Закон  о  финуслугах  дает  основания  трактовать
рассматриваемую нами операцию именно как "услугу",  а  начисляемые
по ней проценты  (хоть  в  твердых  суммах,  хоть  в  процентах  к
основной сумме займа) - как оплату такой услуги.
    Таким образом, не должен иметь  значения  тот  факт,  что  для
целей Закона  о  Прибыли  ваша  операция  квалифицируется  не  как
"кредит",  а  как  "услуга"  по  предоставлению денежных средств в
заем (или в виде финпомощи), проценты же - не  как  "проценты",  а
как "плата за услуги" по пользованию денежными средствами.  И если
существует связь займа с хоздеятельностью вашего предприятия,  то,
на наш взгляд, сумму процентов по нему нужно относить  на  затраты
по  общему  "валовозатратному"  п/п. 5.2.1  Закона  о  Прибыли как
"расходы "...",  осуществляемые  в  качестве компенсации стоимости
"..." услуг".
    В принципе, не помешает  и  в  договоре  прямо записать что-то
типа:

    "Кредитор оказывает услуги по предоставлению заемщику денежных
    средств. Оплата услуг производится в виде процентов".

    Эта запись может отпугнуть проверяющего, а если дело дойдет до
суда, то и повлиять на мнение судьи.
    В  споре  же  с  налоговиками,  которые  будут  опираться   на
вышеупомянутое  письмо  от  22.02.2000  г.,  вам  следует   помимо
приведенных аргументов активно использовать нормы п. 5.10 Закона о
Прибыли (и, кстати, "конфликтно-интересный" п/п. 4.4.1  Закона  "О
порядке погашения...").  Ведь со времени написания  письма  прошло
уже два года, и аргументов в пользу  валовых  затрат,  как  видим,
поприбавилось. Так что пора бы налоговикам письмо от 22.02.2000 г.
отозвать или хотя бы пересмотреть в пользу плательщиков содержание
всех его пунктов.
    На  этом,  собственно,  ответ  на  поставленный  вами   вопрос
заканчивается.  Тем  не  менее  хотим  обратить  внимание  еще  на
несколько подстерегающих  вас  подводных  камней  и  специфических
нюансов, касающихся данной операции:
    1) основную  сумму  займа  налоговики  наверняка  захотят  при
получении  включить  в  валовые  доходы (об этом - см. п. 1 письма
от 22.02.2000 г.).  Критика  такого  фискального  подхода  не  раз
звучала не только в материалах "Бухгалтера" (см.,  в частности,  в
№ 22'2001 на с. 13), но и в ведомственных письмах - см., например,
письмо Госкомпредпринимательства  от  07.05.2001 г.  № 1-221/30270
( v0270563-01 ) в "Бухгалтере"  № 29'2001 на с. 54, в котором  как
раз  вывод  п.  1  письма  ГНАУ  от  22.02.2000  г.  был   признан
безосновательным.  Особое  же  внимание  обратите  на  письмо  ВХС
от  24.07.2001  г.   №  01-8/824 ( v_824600-01 ) (см.  "Бухгалтер"
№ 34'2001, с. 8-9);
    2) возникнет  проблема  с  (не)отражением  в  налоговом  учете
курсовых инвалютных разниц как по сумме  самого  займа  (кредита),
так и по процентам,  на нее  начисленным (об этом - см., например,
"Бухгалтер" № 25'2001, с. 44; № 30'2001,  с. 50-51;  № 35-36'2001,
с. 10-11);
    3) с уплачиваемых вами процентов могут  потребовать  налог  на
репатриацию, предусмотренный ст. 13 Закона о Прибыли.  И хотя, как
мы выяснили, такие суммы "процентами" в терминах Закона о  Прибыли
не являются {7},  то  есть  под  действие  п/п.  "а"  п.  13.1  не
подпадают, налоговики будут пытаться подвести  их  под "резиновый"
п/п. "и" п. 13.1 как "прочие доходы". {8}
    Такой подход автору статьи представляется незаконным. Да, ваши
"проценты" не попадают в  п/п.  "а"  п.  13.1  Закона  о  Прибыли,
поскольку не квалифицируются Законом о Прибыли как "проценты".  Но
ведь мы пришли к выводу,  что  они  представляют  собой  плату  за
услуги.  А п/п. "и" п. 13.1 как раз и  выводит  из-под  налога  на
репатриацию доходы нерезидентов

    "в виде выручки или других видов компенсации стоимости товаров
    (работ,  услуг),  переданных  (выполненных,   предоставленных)
    резиденту     от     такого      нерезидента      (постоянного
    представительства)".

    В связи с чем еще раз  напомним  об  актуальности  буквального
упоминания в договоре "предоставления услуг в виде..." - см.  выше
по тексту. (Ну и, безусловно, здесь тоже надо упирать на 4.4.1.)
    В свете изложенного  выходит,  что  если  вы  все-таки  решили
одалживаться у нерезидента, то даже выгоднее  привлекать  денежные
средства от обычных иностранных  юр-  или  физлиц,  не  являющихся
банками или  небанковскими  финансовыми  учреждениями.  По  мнению
автора, в этом случае не должно  быть  потери  на  репатриационном
налоге (хотя, скорее всего,  доказывать  это  придется  в  суде  и
довольно напористо, причем  честно  предупреждаем,  что  результат
суда трудно предсказуем).
    А напоследок предлагаем  вам  задуматься:  с  таким  "букетом"
проблем (не говоря уже о проблеме с регистрацией самого кредитного
договора в НБУ) стоило ли привлекать деньги "оттуда"? Может, лучше
было занять в родном банке или получить  от  своего  же  резидента
какую-нибудь "предоплату по договору комиссии на покупку"?
    Видимо, к нерезидентам обращаются не от хорошей  жизни,  иначе
зачем было бы такое счастье?..

{1} Здесь не совсем понятно, какое законодательство имеется в виду
    - отечественное и/или зарубежное.  Будем исходить из того, что
    ваш нерезидент не имеет такого статуса в любом  случае.  Иначе
    вопрос о валовых затратах по процентам вообще не  возникал  бы
    (при наличии связи с вашей хоздеятельностью).
{2} О том, что

    "проценты по денежным и другим обязательствам не  допускаются,
    за исключением операций кредитных учреждений, обязательств  по
    внешней торговле и других случаев, указанных в законе".

{3} Согласно  ст.  4  Закона  о    ВЭД    к    внешнеэкономической
    деятельности, в частности, относятся:

    "кредитные   и    расчетные    операции    между    субъектами
    внешнеэкономической  деятельности  и  иностранными  субъектами
    хозяйственной деятельности",

    а также

    "другие виды внешнеэкономической деятельности, не  запрещенные
    прямо и в исключительной форме законами Украины".

{4} При этом, конечно, необходимо, чтобы подобных  ограничений  не
    было предусмотрено и тем чужеземным законодательством, которым
    будет регулироваться договор.  Хотя в основном по этому поводу
    голова  должна  болеть  у  нерезидента.  Ибо    среди    наших
    налоговиков специалистов в области зарубежного права  отыскать
    трудно.
{5} См. "Бухгалтерскую газету" № 34'2001, с. 21.
{6} Кстати, НБУ, зарегистрировав ваш договор, тем  самым  косвенно
    подтвердил правомерность этого договора в  рамках  украинского
    законодательства.  Ведь согласно п. 2.10 действующей  редакции
    Положения о порядке регистрации  договоров,  предусматривающих
    исполнение    резидентами    долговых    обязательств    перед
    нерезидентами по привлеченным от нерезидентов кредитам, займам
    в иностранной валюте (утверждено постановлением Правления  НБУ
    от 22.12.99 г. № 602 - см. "Бухгалтер" № 27'2001,  с. 92)  НБУ
    отказывает в  регистрации  тех  договоров,  форма  которых  не
    соответствует  требованиям    действующего    законодательства
    Украины.
{7} Так считают и сами налоговики - см. на следующей странице п. 3
    письма от 22.02.2000 г.
{8} Если вам попадется какой-нибудь суперграмотный  инспектор,  то
    он может при этом утверждать, что исходя, мол,  из  системного
    толкования Закона платежи, которые по своей сути являются теми
    же  "процентами",  не  могут  находиться  в  более    льготном
    положении, чем сами проценты.  Что ж, в таком случае напомните
    этому грамотею  правило  о  конфликте  интересов  (п/п.  4.4.1
    Закона "О порядке погашения...").


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№8/02, стр. 31
[01.02.2002]
Алексей Павленко
Заместитель главного редактора
------------------------------------------------------------------