Обращение Харьковского областного совета

к Верховной Раде Украины и Кабинету Министров Украины
относительно реформирования
Государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины

 

            Харьковский областной совет крайне обеспокоен ситуацией, которая разворачивается в связи с проведением реформирования Государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины, возрастающим недовольством среди работников санэпидслужбы Харьковской области относительно ликвидации ее  учреждений, отделений и массового высвобождения специалистов.

            На выполнение постановления Кабинета Министров Украины от 14 ноября 2011 года № 1184 «Об утверждении предельной численности работников территориальных органов центральных органов исполнительной власти» Министерством здравоохранения Украины издан приказ от 21 сентября 2012 года № 176-в «О ликвидации бюджетных учреждений и организаций, которые принадлежат к сфере управления Министерства здравоохранения».

            Согласно принятым решениям штат работников 41 учреждения санэпидслужбы Харьковской области, который составляет 3013 штатных единиц, 21 декабря 2012 года будет полностью высвобожден. В эти же сроки предполагалось создать 2 юридические лица, в частности, Главное управление Госсанэпидслужбы в Харьковской области и Центр профилактической медицины с отделенными структурными подразделениями в виде межрайонных формирований, которые должны взять на себя часть функций ликвидированных санэпидучреждений.

            Тем не менее, в настоящее время зарегистрировано лишь Главное управление Госсанэпидслужбы в Харьковской области, которое будет сформировано только из 143 государственных служащих. В ноябре текущего года объявлен конкурс на замещение этих должностей, а укомплектование штата будет возможно лишь в конце декабря после проведения спецпроверки.

            Решение о создании региональных Центров профилактической медицины в данное время не принято, правопреемники всех учреждений, которые ликвидируются, не определены, что служит причиной ряда кризисных проблем по обеспечению санитарного и эпидемического благополучия, а именно:

-  создается социальное напряжение в связи с невозможностью трудоустройства по специальности работников, которые высвобождаются из санэпидучреждений в количестве почти 2,5 тыс. чел.;

-  возникает угроза для биобезопасности региона в связи с прекращением функционирования лабораторной службы, в частности, подразделений, которые работают с биопатогенами;

-  разрушается созданная годами единая система обеспечения организации, учета, контроля иммунопрофилактики населения, что является важнейшим залогом предупреждения осложнений эпидситуации и вспышек инфекционных заболеваний;

-  исключается индикаторная функция центра в системе гражданской защиты населения и возможность реагирования на чрезвычайные ситуации техногенного и естественного характера;

-  исключается возможность проведение микробиологических исследований для лечебных учреждений сельской местности, которые, к сожалению, не обеспечены собственными бактериологическими лабораториями для диагностики инфекционных заболеваний, контроля противоэпидемического режима и обследования декретированных групп населения;

-  создаются риски ввоза на территорию Украины особо опасных инфекций и наступление непредвиденных последствий в связи с ликвидацией санитарно-карантинных пунктов на границе, учитывая межевание области с Российской Федерацией, наличие в г. Харькове международного аэропорта, значительную интенсивность миграционных процессов;

-  создаются предпосылки к разрушению, разворовыванию и уничтожению оборудования и другого имущества, которое с 21 декабря 2012 года будет находиться без охраны и отопления в связи с неопределенностью вопроса передачи зданий.

              Таким образом, не ставя под сомнение необходимость проведения реформирования Государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины, мы не можем согласиться, что это должно происходить путем полной ее ликвидации и увольнения сотрудников.

              Не спрогнозировав результаты и последствия реформы Государственной санитарно-эпидемиологической службы, можно уничтожить систему, которая надежно работала годами, а это, в свою очередь, приведет к непредсказуемым последствиям и потере стабильности в санитарно-эпидемиологическом состоянии государства, которая является составляющей частью национальной безопасности.

              Реформированная Государственная санитарно-эпидемиологическая служба после ликвидации санитарно-эпидемиологических учреждений и организаций будет не в состоянии самостоятельно осуществлять и воплощать в жизнь государственную политику в сфере обеспечения санитарного и эпидемиологического благополучия населения, ее деятельность станет малоэффективной и низко результативной. Структуру реформированной Государственной санитарно-эпидемиологической службы не адаптировано к современным проблемам - использование оружия массового уничтожения, ликвидация ядохимикатов, требования Евросоюза, в том числе и к безопасности пищевых продуктов.

            Кроме того, реформирование осуществляется с грубым нарушением статей 43 и 49 Конституции Украины, части 2 статьи 49-4 Кодекса законов о труде Украины, статьи 16 Закона Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении», частей 6, 7 статьи 31, статьи 36 Закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения», приказа Министерства здравоохранения Украины от 23 февраля 2000 года № 33 «О штатных нормативах и типичных штатах учреждений охраны здоровья».

            Депутаты Харьковского областного совета разделяют мнение Правительства относительно необходимости реорганизации санитарно-эпидемиологической службы, вместе с тем, учитывая, что сохранение жизни и здоровья человека есть и должно быть главной целью национальной безопасности страны, считаем необходимым просить Верховную Раду Украины и Кабинет Министров Украины вмешаться в ситуацию с целью приостановления действия приказа Министерства здравоохранения Украины от 21 сентября 2012 года № 176-в «О ликвидации бюджетных учреждений и организаций, которые принадлежат к сфере управления Министерства здравоохранения» до проведения в полном объеме организационно-учредительных, юридических и правовых мероприятий.

            Считаем, что этот вопрос в полной мере относится к приоритетным в нашем государстве.

 

 

 

Одобрено

решение областного совета

от 15 ноября 2012 года № 575-VI

(XVII сессия VI созыва)